Билет 1. Предмет рефлективной социальной философии — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Билет 1. Предмет рефлективной социальной философии

2017-07-01 782
Билет 1. Предмет рефлективной социальной философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет 2. Бытовые и научные значения термина общество

 

I. Бытовые значения термина общество.

Общество как обозначение форм социальной коллективности, реальных или типизированных сообществ людей:

- национально-государственное образование, существующее на политической карте мира;

- добровольное объединения людей по профессиям и интересам;

- социальное окружение человека, круг его общения;

- исторически-конкретные типы социальной организации («феодальное общество», «капиталистическое общество» и т.п.);

 

II. Научные (с точки зрения социальной философии) значения термина общество.

1. В широком и узком понимании.

Общество (социум) - организационная форма совместной деятельности людей.

Общество в широком понимании - синоним социального. Общество в этом понимании - социальность вообще (системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный), как социум, или особый род бытия в мире (любое социальное образование, включая сельскую общину или клуб филателистов).

В широком понимании общество называют ту часть окружающего нас мира, которая выделена из природы и от нее отлична. То есть общество – это мир людей и продуктов их совместной деятельности, который обладает неприродными и надприродными свойствами.

Общество в узком понимании может рассматриваться в разных толкованиях:

- субъектное. Общество - особый самодеятельный коллектив людей;

- деятельное. Общество - не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей;

- организационное. Общество - не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей.

 

2. Системный взгляд на общество.

- сложноорганизованный системный объект, и его феномен изучается с помощью общенаучной методологии анализа подобных объектов;

- саморазвивающаяся система, которая, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояния;

- сложная система коллективного бытия людей.

 

3. Логическая модель "общества вообще"

"Общество вообще" - общество идеального типа, синтезирующее существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллектива, существовавшего, существующего или способного существовать в истории независимо от ее стадиальных и региональных характеристик.

Структура исходит из количества частей, а не кусков.

"Правило матрешки" – части, из которых состоит органическая система, не равны между собой.

Существует три типа частей сложной органической системы:

а) Подсистемы – это самые большие из частей системы, которые имеют собственное разветвленное строение
б) Элементы – это самые маленькие части системы, которые дальше не делятся без утраты присущего системе качества
в) Компоненты – занимают промежуточное положение между подсистемами и элементами
Система состоит из подсистем, подсистемы состоят из компонентов, компоненты состоят из элементов.

Билет 7. Проблемы интегративного анализа социальной системы, различие монистического и плюралистического подходов

 

• Анализируя феномен человеческого общества, социальная философия исходит из понимания его как сложноорганизованного системного объекта.

Система - любой объект или процесс, обладающий тремя необходимыми свойствами:

1.система состоит из частей: нет частей, нет системы;

2. Ч асти системного объекта должны быть связаны между собой.

3. С вязи между частями системного объекта должны быть сильными.

Изучать общество как систему - это рассматривать ее в трех взаимосвязанных аспектах и на трех взаимосвязанных уровнях. Аспекты системного анализа общества:

1) СТРУКТУРНЫЙ его задача обнаружить и классифицировать части, из которых состоит системный объект.

2) ИНТЕГРАТИВНЫЙ - второй аспект структурного анализа
Его задача – обнаружить устойчивые зависимости между частями системы.
Связи между частями сложных органических систем могут быть или субординационными,или координационными.
Субординационные связи возникают тогда, когда система содержит в себе части основные/главные и зависимые/производные.
Координационные связи возникают тогда, когда части системы функционально равноправны, то есть одинаково влияет друг на друга.

Закрытое общество — общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы — их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жёстким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».

С развитием торговли и мореплавания различные племена с различными системами табу стали вступать в контакт, и стало понятно, что общественные законы не абсолютны. Развилось понимание существенной разницы между законами природы (например, закона, по которому Солнце восходит каждый день) и законами общественными. Люди научились понимать, что табу можно нарушать без особых последствий, главное не быть пойманным соплеменниками.

Этот переворот в сознании людей привёл к революции, которая длится до сих пор — революции перехода к «открытому» обществу. Обществу, в котором индивид опирается на своё понимание правильности поступков, в котором допустима социальная конкуренция.

 

 

О мышлении людей

Мышление людей имеет абстрактно-логический, вербально-понятийный характер.

Абстрактное мышление предполагает наличие трех связанных между собой способностей:

1. Отвлекаться от случайных различий между объектами, фиксируя их существенные повторяющиеся свойства.

2. Способность объяснять существенные сходства между объектами, обнаруживая законы, устойчивые повторяющиеся связи, которым подчиняется их “поведение”

3. Способность использовать знание законов для интеллектуального прогноза динамики среды.

Человек мыслит абстрактно благодаря способности символизировать обстоятельственную информацию, т.е. вырабатывать, хранить и передавать ее с помощью знаковых, символических объектов.

Орудийность

Орудийность – это способность создавать, хранить и многократно использовать средства труда, отличающиеся от органов собственного тела. Орудийность является исключительной чертой человеческого образа жизни несмотря на то, что отдельные животные способны к орудийным операциям, не имеющим эволюционного значения.

Животные могут создавать орудийные объекты (обезьяны). Но их орудийные операции не имеют значения для эволюции.

 

Антропогенез

Важнейший вопрос о генетической связи мышления и орудийностиимеет огромное значение для понимания антропогенеза (т.е. процесса возникновения человека)

Процесс антропогенеза совершается в 2 этапа:

I этап: переход от животных предков человека к формирующимся людям (это существа, которые не стали полноценными людьми, но уже обладают свойствами, присущими только людям);

II этап: переход от формирующихся людей к сформировавшимся.

 

Социально-философская проблема антропогенеза:

Какой из двух признаков человека, мышление или орудийность, является достаточным признаком человека. Где различия между последним животным признаком и первым формирующимся признаком человека?

1) Орудийная теория: человек – животное, способное создавать орудия труда. Мышление – вторичный, производный признак, отличающий развитого человека от неразвитого.

2) Теория мышления: достаточный признак человека – абстрактное мышление. Согласно этой теории, хомохабелис является животным предком человека и должен называться австралопитеком умелым. Не мыслишь – не человек.

 

Сторонники второй точки зрения расходятся между собой в ответе на вопрос: стало ли мышление следствием орудийности или это следствие других причин?

Коммуникативная теория возникновения мышления: причиной стали не субъект-объектные операции а субъект-субъектные интеракции.

 

 

Билет 1. Предмет рефлективной социальной философии

 

Что такое философия? 2 точки зрения: наука и, что ее материал не подходит к критериям научного знания.

Наука ли?

Сциентизм Антисциентизм
Философия – царица наук. Профессионально философию способен понять далеко не каждый.   Социальная философия - не когнитивная, а проективная форма познания. Философия не наука, так как она не ставит проблем, а занимается тайнами. Философия - не эпистема, а софистическое знание, экзистенциальное, личностное знание. Тайна, заброшенная в мир (Ясперс).

 

Два разных способа размышления человека о мире:

От Аристотеля От Сократа
Рефлективная философия – познание мира(попытка понять мир в собственной логике его существования, которая дана субъекту познания безапелляционно). Язык суждений истины. Знание о мире объективно => философия – наука.Область знания, которая доступна человеческому уму. Валюативная (ценностная) философия.Интересуется не миром, а значением мира. Не познает мир, а осознает его. Соотносит мир с потребностями людей. Дает не знание о мире, а мнение о мире. Ценностные суждения не поддаются суждениям об истинном/ложном. В ценностных спорах не может быть истины, не может быть использован потенциал науки.

 

Обе ветви философского познания связаны с духовной потребностью человека осознать свое место в окружающем и охватывающем его мире, однако фундаментальная оппозиция "мир - человек" рассматривается ими с принципиально различных позиций.

История человеческой мысли дает утвердительный ответ на этот вопрос. С одной стороны, она не позволяет нам отрицать существование ценностной "софийной" философии, представляющей собой "высшую мудрость", отличную от науки. Но с другой стороны, мы не можем не считать философами Декарта и Локка, Спинозу и Гольбаха, Гегеля и других мыслителей, которые не ограничивали задачи философии проектированием идеальных миров должного, но ориентировали ее на постижение сущего, сути бытия, независящей от человеческих представлений о должном, а не только его субъективных смыслов.

три основных понимания философии, позволяющих ей считать себя формой познания мира, соответствующей родовым признакам научности:

Гносеологическое. Cторонники "сциентисткого" направления в философии рассматривают ее как наиболее общую теорию познания, которая дерзает ответить на вопрос, обращенный Понтием Пилатом к Христу: что есть истина? При этом последнюю понимают не как житейскую "правду", а как операциональную характеристику отвлеченного от человеческих страстей мышления о мире. Именно философия задается всеобщим для науки вопросом о том, при каких условиях может (и может ли вообще) быть достигнуто истинное, пусть "феноменологическое" знание мира, каковы критерии проверки суждений на гносеологическую адекватность, каковы универсальные алгоритмы соотношения чувственного и рационального, эмпирического и теоретического познания, что отличает научное познание от его донаучных и вненаучных форм и т.д.

Антропологическое. Е сть вещи, которые может и должен постичь только философ. Так, антропологическое понимание философии существенно расширяет ее предмет, не ограничивая его проблемами теории познания, логикой или философией языка. Философия понимается как учение о родовой природе человека в единстве всех форм его отношения к миру, которые не сводятся к отношению гносеологическому (познавательному), но включают в себя отношение праксиологическое (практическое) и аксиологическое (ценностное). Соответственно в концептуальное поле философии включают не только гносеологию, но и социальную философию, изучающую практическую жизнедеятельность людей, а также блок философских наук, изучающих разные формы ценностного отношения человека к миру - философию искусства или эстетику, философию морали или этику и философию религии).

Субстанциальное. Наконец, самая широкая из рефлективных интерпретаций философии (в преимуществах которой мы убеждены) не сводит ее к знанию о человеке, но рассматривает как науку о целостном мире, в котором существует человек и частью которого он является. Соответственно человек (рассмотренный через призму субстанциальной всеобщности и как момент ее) остается закономерным объектом философской рефлексии, которая, однако, распростраянется и на "нечеловеческие" формы существования в мире (включая в себя, в частности, натурфилософию или философское учение о универсальных свойствах природы).

М. Хайдеггер: предметом философии является бытие как целое, в то время как конкретные науки изучают лишь отдельные участки этого бытия).

 

Итак, предмет рефлективной философии - общественная жизнь людей, в ее целостности, всеобщности и иных форм существования.

Что есть целостность? Она изучает общество в его целостности. Это изучать общество как систему. Система - любой объект или процесс, обладающий тремя необходимыми свойствами:

а) система состоит из частей: нет частей нет системы.

б) части системного объекта должны быть связаны между собой. 2- Что такое связь? Связь - это взаимная согласованность изменений; является связью тогда, когда изменения свойств и состояний одной из частей вызывает изменение свойств и состояний другой. То есть изменение свойств одного аффектирует свойства другого. Отсутствие связи - это отношение. Разнородные объекты, состоящие из несвязанных между собой частей называют констелляцией, т.е. совокупностью. Это не система, так как нет связи между частями. Из констелляции может возникнуть лишь временная система.

в) связи между частями системного объекта должны быть сильными. Сильная связь - это связь, в результате которой возникают особые интегральные свойства, которые присущи системе, но отсутствуют у частей системы, взятых по отдельности.

 

Кратко (предмет рефлективной, научной философии):

1. Субстанциальная трактовка (Гегель)

Объект – мир, охватываемый человеком;

Предмет – возможное единство этого мира.

2. Антропологическая трактовка

Объект – человек;

Предмет – триединое отношение человека к миру (практическое, аксиологическое, гносеологическое).

3. Узкая трактовка (Гуссерль)

Философия – теория познания;

Объект – отношение человека к миру.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.