Условия, провоцирующие реакцию обвинения — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Условия, провоцирующие реакцию обвинения

2017-06-29 282
Условия, провоцирующие реакцию обвинения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Американский психолог Джеффри Рубин описыва­ет условия, повышающие вероятность реакции обвине­ния в конфликтном взаимодействии:

1. Особенно часто обвинения в адрес второй стороны возникают у первой стороны, когда вторая своими действиями вредит ее интересам.

2. Осуждение будет более суровым, если обнаружится, что вто­рая сторона могла предвидеть опасность своих действий для первой. В таких случаях первой стороне кажется, что ей нанес­ ли ущерб не случайно, а специально.

3. Действия второй стороны также будут чаще вызывать осу­ждение, если они воспринимаются как предпринятые ею само­стоятельно, а не под давлением обстоятельств.

4. Действия, совершенные под нажимом, тоже могут вызывать обвинение, если считается, что вторая сторона вполне могла противостоять нажиму.

5. Особенно резко осуждаются действия, нарушающие соци­альные нормы или нетипичные для поведения другой стороны.

 

Таким образом, если мы совершаем действия, которые могут быть истолкованы каким-то человеком как вредоносные, преднамеренные, произвольные и нарушающие известные нам правила, следует ожи­дать, что он рассердится и предъявит нам обвинения. Чтобы этого не происходило, можно избегать совершения таких действий.

 

Конфликтное взаимодействие как игра

 

Если посмотреть на навязчиво повторяемые шаблоны не как на бессмысленные действия, а как на игру, то они приобрета­ют психологический смысл. У деятельности всегда есть цель, кото­рой служит ее конечный результат. Если результат не достигнут или достигнут слишком большой ценой — деятельность неэффективна. Смысл деятельности определяется ее целью, а точнее, тем, для чего человеку нужно достичь этой цели.

 

Игра — это серия скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Внешне она похожа на деятельность.

Главный игрок, как правило, представляет свои действия как рациональное движение к цели, о которой он заявляет вслух. Од­нако затем он совершает действия, приводящие его к совершенно другому результату. Поскольку эта поведенческая последовательность в его жизни часто повторяется с самыми разными людьми, у не ­ предвзятого наблюдателя создается впечатление, что игроку нужно именно то, что он получил в итоге, а не то, что декларировал как свою цель. В результате своих манипуляций игрок получает то, что ему нуж­но на самом деле, — выигрыш(психологическую выгоду).

 

ПРАКТИКУМ

 

Цель работы: изучение репертуара манипуляционных действий, провоцирующих критику со стороны партнера.

 

Упражнение: участники по очереди вспоминают и озвучивают способы, с помощью которых они вызывают у партнеров по общению негативные эмоции в свой адрес и которые делают их мишенью для критики. Остальные члены группы внимательно выслушивают. Задача группы – составить перечень выявленных провокаций и частот их встречаемости.

Рефлексия: в ходе данного упражнения я поняла, что чаще провоцирую окружающих на критику в свой адрес невербальными средствами, и происходит это осознанно.

 

АССЕРТИВНОЕ ПРИНЯТИЕ КРИТИКИ

 

Замена иррациональных убеждений более конструктивными может оказать существенную помощь в сохранении спокойствия и уверенности в себе в ситуации восприятия критики. Особенно важно выделить сле­дующие убеждения:

1. Никто из нас не безупречен, всем людям свойственно ошибать­ся.

2. Любой человек имеет право высказать свое неудовольствие, если ему что-то не нравится в поведении другого.

3. Для того чтобы разобраться в сущности его претензии, ее нуж­но выслушать.

4. Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь для себя хоть какую-нибудь пользу, любую критику можно использовать для своего блага.

 

Ассертивность

 

Можно выделить ряд различий между внешними проявлениями робости, агрессивности и уверенности.

Признаки робкого поведения:

Человек, ведущий себя неуверенно, не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях. Он мучает­ся от того, что не может применить свои способности. Он не может противостоять манипуляциям оппонента, уступая ему и страдая по этому поводу. При малейшей критике начинает оправдываться или извиняться. Неудачи ослабляют его самооценку. Иногда пытается манипулировать людьми, вызывая у них жалость. Голос у него обычно тихий, жалобный, иногда — «плачущий». Темп речи — часто высокий, словно боится, что его перебьют, контакт глаз с партнером отсутствует. Поза закрытая, напряженная, неудобная, он пря­ чет руки, у него часто напряжены мышцы шеи, плечевого пояса, спины.

Признаки агрессивного поведени я: Агрессивный человек добивается своего в ущерб другим, он не признает их права и справедливые требо­вания. Речь содержит множество прямых или скрытых угроз, оценок. Часто морализирует, в большом количестве употребляет слова «дол­ жен», «обязан», «надо», использует прямые указания, приказы. Взгляд прямой, тяжелый, «сверлящий», поза — агрессивная. Го­лос обычно громкий, часто повышается (сказывается напряжение в голосовых связках). Агрессия иногда проявляется в сарказме, иронии, ровных, спокойных речах, раздражающих оппонента.

 

Неуверенные и агрессивные действия отличаются друг от друга лишь на первый взгляд, но реально они имеют много общего. Реаги­руя на трудную ситуацию социального взаимодействия, многие люди испытывают робость. Их Неблагополучный Ребенок, «проигрывая» ранние детские решения испытывает желание спрятаться или покорно соглашается с критикой. Для того чтобы выглядеть уверенно, эти люди передают исполнительную власть своему Ограничивающему Родителю, кото­рый агрессивно и требовательно выдвигает претензии партнеру. Вме­сто робости они демонстрируют защитную агрессию. Однако такое поведение также не является уверенным — ведь оно имеет вынуж­денный, защитный характер. Робость и агрессия помещаются на од­ ном полюсе, в то время как уверенность находится на другом. Для того чтобы в ситуации обвинения вести себя уверенно, нужно помнить: и бегство, и оправдание, и агрессия являются признаками неуверенности.

Такое уверенное поведение, которое позволяет одно­ временно и отстоять свои права, и не нарушать права партнера, называется ассертивным. Такой человек выглядит спокойно, его речь выразительна и вразумительна, темп речи равномерный, взгляд пря­ мой, есть контакт глаз с партнером.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.