День 1. Психологическая помощь. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

День 1. Психологическая помощь.

2017-06-29 622
День 1. Психологическая помощь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

День 1. Психологическая помощь.

Помощь другим людям по праву считается одной из важнейших человеческих ценностей и добродетелей. Помощь – это «участие в чьей-нибудь работе, приносящее облегчение, со­действие кому-либо, в чем-либо, поддержка...». Помощь может называться помощью только в том случае, если она оказывается человеку, у которого есть некая проблема, т.е. задача, с которой он не может справиться самостоятельно по тем или иным причинам. Однако, прежде чем решать проблему, следует определить, кому «она принадлежит», так как по-настоящему решить проблему может только ее истинный владелец — тот человек, чья потребность сейчас фрустрирована.

Для решения проблемы человеку необходимо:

1. обладать определенными ресурсами (которые он может добыть самостоятельно либо у кого-нибудь попросить);

2. знать, как решается задача (придумать решение самостоятельно или спросить);

3. предпринять действия по ее решению.

Таким образом, мы можем расценивать как по­ мощь лишь действия по отношению к человеку, являющемуся «соб­ственником» проблемы.

Первый вид помощи состоит в том, что помогающий передает нуждающемуся человеку какие-то ресур­сы, алгоритмы решения какой- то задачи или выполняет какую- то работу вместо него.

Второй вид помощи может состоять в содействии тому, чтобы че­ловек воспользовался имеющимися у него знаниями и ресурсами и довел свое дело до логического конца (Карл Роджерс, терапия, центрированная на клиенте).

Для того, чтобы помощь была эффективна, необходима готовность человека принять эту помощь. Одним из самых простых и понятных признаков готовности чело­века решать проблему является его обращение с просьбой о помощи. Помощь может оказываться или по инициативе обративше­гося, или по инициативе помогающего.

Виды консультирования:

  1. Информационное консультирование

Человек, обратившийся за помощью, имеет намерение что-то сделать, но ощущает недостаток каких-то знаний, необходимых для реализации этого замысла. Психолога он рассматривает всего лишь как источник информации и намерен нести полную ответственность за её использование. Психолог заботится о том, чтобы информация была достоверной, и убеждается, что клиент её правильно понял, но не участвует в принятии решения.

  1. Проблемное консультирование.

Психологическая помощь состоит в психологической поддержке принятия решения. Проблемное консультирование состоит не в том, чтобы принять оптимальное решение вместо клиента, а в том, чтобы оптимизировать сам процесс решения задачи клиентом: помочь ему точно описать условия, корректно поставить цель, оценить имеющиеся возможности и препятствия, наметить план и перейти к конкретным действиям. Причем, оказывая помощь в решении проблемы, психолог не ищет ответы вместо клиента, а скорее ставит вопросы, помогая клиенту корректно размышлять над своей задачей.

  1. Кризисное консультирование.

Помощь в переживании психологических кризисов. Психологическим кризисом мы называем такую ситуацию, в которой жизненные обстоятельства становятся настолько непереносимыми, что возникает ощущение «тупика», «крушения жизни».

Психолог, осуществляющий кризисное консультирование, сосредотачивает свои усилия на помощи клиенту в совладании с разрушающими переживаниями. Иными словами, психолог работает не с содержанием проблемы клиента, а скорее с его состоянием. После того, как человек более-менее справился со своим состоянием, психолог может предложить ему помощь в решении проблемы (проблемную консультацию) или, если это необходимо, информационную поддержку.

Модели оказания помощи

Тип 1. Решение проблемы вместо клиента Тип 2. решение проблемы вместе с клиентом
Такая помощь осуществляется в форме готовых рецептов решения той или иной проблемы, добрых советов, попыток уменьшить остроту переживаемых неприятностей путем внушения или поддержки. Консультант считает, что его услуги нужны потому, что человек не может сам справится со своими трудностями, он недостаточно умен, не обладает необходимыми знаниями, опытом, он слаб и беспомощен Такая помощь оказывается в соответствии с убеждением, что человек обретает стойкость не тогда, когда успешно вытесняет или устраняет свои переживания, а когда сознает, что способен их пережить. Консультант считает, что его задача – укрепление способностей клиента самостоятельно разрешать свои проблемы. Он стремится активизировать внутренние ресурсы клиента, чтобы тот сам справился со своими трудностями


Помогать другому — значит делать для него то, в чем он действи­тельно нуждается. Порой для другого человека делают то, в чем он совершенно не нуждается, потому что помогающий решил, что так для него будет лучше. Другая крайность — исходить из принципа «Клиент всегда прав». Нужно отметить, что и помощь, оказываемая в ответ на просьбу нуждающегося, и помощь, оказываемая по инициативе помогающе­го, могут осуществляться «вместо клиента» и «вместе с клиентом».

По инициативе клиента По инициативе помогающего
I тип Вместо клиента Социальный работник II тип Вместе с клиентом Психолог I тип Вместо клиента PR II тип Вместе с клиентом Социальный педагог
       


Социальный работник обычно действует в ответ на запрос о конкретной помощи со стороны человека, имеющего реальные ограни­чения возможностей. Как правило, эта помощь заключается в том, что социальный работ­ник проделывает некоторую работу вместо клиента: помогает приоб­рести продукты, найти работу или получить пособие. Психолог тоже действует по запросу клиента, но не выполняет вместо него никакой работы. Он оказывает психологическую поддержку, способствуя тому, чтобы кли­ент научился справляться с имеющейся у него жизненной ситуацией, максимально используя свои возможности.
Социальные педагоги осуществляют активное вмешатель­ство в дела групп населения, ведущих социально неодобряемый образ жизни. Их профессиональной задачей является социальная реабилитация — вовле­чение в здоровый образ жизни. Очевидно, что это невозможно сделать, выполняя работу вместо человека: ведь собственную жизнь может из­менить только он сам с помощью собственных волевых усилий.
Четвертая ситуация — помощь человеку по собственной инициативе, выражающаяся в том, что помогающий вместо какого-то чело­ века выполняет некоторую социально-полезную работу или делает ему подарок без просьбы с его стороны. Чаще такая помощь не является профессиональной задачей.

Различные консультационные ситуации находятся между двумя полюсами. Один полюс — терапевтическая помощь, направленная на серьез­ную реорганизацию личности. Такая помощь требует достаточно боль­шого количества регулярных встреч и высокой мотивации клиента. На другом полюсе — первичная психологическая помощь человеку, в настоящий момент охваченному разрушающими переживаниями. Помощь такого рода может не предполагать договорных отношений. Ее, при наличии необходимых навыков, личностных качеств и жела­ния, может оказать любой человек любому человеку.

Реакции на просьбу о помощи.
Карл Роджерс проанализировал способы, которыми люди отве­ чают на просьбу о психологической помощи, и выделил шесть наиболее частых видов реакций:

1. Оценка.
Консультант оценивает трудности, проблемы, пережи­вания, мысли клиента. В основном оценивается степень важности, сложности, глубины проблемы. Консультант косвенно указывает на то, что должен сделать клиент.

2. Утешение. Консультант стремится успокоить клиента, внуша­ет ему, что надо избавиться от своих неприятных переживаний, обесценивает переживания клиента, запрещает ему чувствовать то, что он реально чувствует.

3. Решение. Консультант в явной или косвенной форме предла­гает готовые решения проблемы клиента, дает советы, иногда замаскированные под вопрос: «А вы не пробовали?..»

4. Зондирование. Консультант стремится получить дополнитель­ную информацию, касающуюся обсуждаемой темы, продол­жить беседу в новом направлении, изменить тему разговора. Для этого он задает много вопросов.

5. Интерпретация. Консультант, руководствуясь желанием научить клиента видеть то, что произошло на самом деле, апеллирует к интеллекту клиента и объясняет ему, в чем состоит истинная причина того, что с ним происходит.

6. Понимание. Консультант пересказывает своими словами то, что он услышал, уточняет, насколько правильно он понял пробле­му и ситуацию клиента, его мысли и чувства.

ПРАКТИКУМ

Цель работы: изучение терапевтического потенциала различных реакций психолога на просьбу клиента о помощи.

Упражнение: Ведущий зачитывает одну ситуацию из приложения. По условиям этой ситуации, к участнику обращается человек, и предполагается, что участник хочет оказать ему психологическую помощь. Каждый участник формулирует вариант своего ответа этому человеку для начала разговора и все участники по очереди их озвучивают. Затем участники знакомятся с представлениями К. Роджерса о видах реакций и определяют, к какой из выделенных категорий относятся их ответы.

 

Ситуация: Тридцатилетняя женщина (робкий голос): «...Я уже десять лет живу в этом городе и уже семь лет — в одной и той же квартире, но я здесь никого не знаю. На работе я ни с кем не могу подружиться. Я чувствую себя там какой-то парализованной. Я пытаюсь быть приветливой, но, собственно говоря, я чувствую себя скованно и нехорошо. При этом я стараюсь уверить себя, что мне все равно... Каждый живет для себя... Мне не надо друзей... И мне иногда кажется, что это действительно так...»

Рефлексия:
В ответ на просьбу о помощи я продемонстрировала реакцию решение. Услышав рассказ о проблеме другого человека, я мысленно поставила себя на его место и определилась, что я стала бы делать в такой ситуации. Такие же варианты действий я предлагала собеседнику. Я поняла, что реакция решение – довольно действенный способ продолжить беседу, но не всегда уместный. Он редко затрагивает саму проблему и уводит тему разговора в другое русло. Возможно, прежде чем использовать реакцию решение, следует использовать реакцию понимание.
Я хотела бы научиться реагировать на просьбы о помощи адекватно сложившейся ситуации. О себе я узнала, что мне недостает умения слышать собеседника, способности «читать между строк»

НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ.

Как мы уже выяснили, в основе помогающих отношений лежит понимание, однако для того, чтобы адресат правильно понял смысл сообщения, ему прежде всего необ­ходимо слушать собеседника. Навыки и приемы слушания можно разделить на группы по признаку их родственности:

• нерефлексивное слушание;

• рефлексивное слушание;

• эмпатическое слушание;

• активное слушание (расспрашивание).

Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. Известный американский специалист в области человеческих ком­муникаций Иствуд Атватер предложил считать, что слушателю во вре­мя разговора необходимо решать три основные задачи:

1) понимать текст;

2) побуждать продолжение разговора;

3) запоминать сказанное.

Понимание текста.

Мадэлин Беркли-Ален в своей книге «Забытое искусство слушать» предложила разделить процесс «слушания» на три уровня. По мере перехода с третьего уровня на первый возрастает наш потенциал понимания и увеличивается эффективность общения.

Уровень 1. Слушание-сопереживание.
На этом уровне слушающий воздерживается от суждений по поводу говорящего, стремясь макси­мально и без искажений понять его. Признаки:

• ощущение присутствия в данном месте и в данное время;
• уважение к говорящему и ощущение контакта с ним;
• сосредоточенность; концентрация на манере общения говоря­щего, включая язык тела;
• сопереживание чувствам и мыслям говорящего;
• игнорирование своих собственных мыслей и чувств — внимание направлено исключительно на процесс «слушания».

Уровень 2. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем.
На этом уровне слушатель воспринимает сообще­ние, опираясь только на логику, но игнорирует чувства, оставаясь, та­ ким образом, эмоционально отчужденным от акта общения. Такое «слушание» может привести к опасному недопониманию.

Уровень 3. Слушание с временным отключением.
Слушающий при этом и слушает, и не слушает, он отдает себе некоторый отчет в происходящем, но в основном сосредоточен на себе. Иногда при этом он следит за темой обсуждения краем уха, ловя лишь момент, чтобы всту­пить в нее самому. Слушание на этом уровне — пассивный процесс без реакции на высказанное.

Техники нерефлексивного слушания:

- Сосредоточение. Устойчивое внимание при общении помогает устранить все, что может отвлекать от процесса слушания, однако именно это — самое трудное в процессе слушания.

- Пауза. Если мы не перебиваем рассказ челове­ка, стремясь заполнить тяготящие нас паузы своими репликами, то он будет разви­вать тему своего рассказа, дополняя его подробностями.

Поощрение рассказчика.

Можно выделить следующие элементы поведения, по кото­рым рассказчик делает вывод о степени внимательности слушателя:

- взгляд (устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показы­вает заинтересованность, но и вдохновляет собеседника продолжать речь);
- мимика (передавать партнеру позитивное отношение с помо­щью выражения лица и, прежде всего, с помощью улыбки);
- поза, телодвижения и жестикуляция (изменением позы, жестами мы можем передавать партнеру наше отношение к услышанному);
- расстояние между собеседниками и его изменение (в пси­хологическом пространстве человека можно выделить четыре зоны: интимную, личную, социальную и публичную);
- минимальные поощряющие реплики (слушающий время от времени реагирует на рассказ партнера междометиями или нейтральными, по существу малозначащими фразами)
- комментарии к невербальным посланиям партнера.

Запоминание услышанного.

Спецификация — это заявление, в котором психолог-консультант категоризирует определенную информацию, воспринятую во время разговора с клиентом.

ПРАКТИКУМ

Цель работы: изучение роли нерефлексивного слушания в уста­новлении взаимопонимания. Апробирование техник исполнения не­ рефлексивного слушания.

Упражнение: группа делится на клиентов и консультантов. Консультанты садятся в круг спиной друг к другу, напротив них лицом к консультантам садятся клиенты, по принципу карусели клиенты будут переходить от одного консультанта к другому. Задача клиентов – рассказывать в течение 1 минуты свою историю консультанту, затем перейти к следующему. Задача консультантов – принимать каждого клиента по-разному. Первого клиента консультант должен сбивать своим рассказом, не реагируя на то, что хочет сказать клиент, но запомнить суть его рассказа. Второго клиента нужно внимательно слушать и запомнить, что он сказал, но внешне демонстрировать полную отрешенность от беседы, никак не выдавая свое внимание к рассказу. Первого клиента нужно выслушать, использовать поощрение к продолжению рассказа, демонстрировать слушание, запомнить все, что сказал клиент. Третьего клиента нужно слушать, использовать поощрение к продолжению рассказа, демонстрировать слушание, запомнить все, что сказал клиент.

Рефлексия: Я выполняла упражнение в роли консультанта. Когда я слушала первого клиента, мне было сложно уловить суть его рассказа, так как я практически не давала ему возможности высказаться. Одновременно мне было неловко перебивать рассказчика. Слушая второго клиента, я концентрировалась на запоминании рассказа клиента и следила за его реакцией. Я видела, как некомфортно рассказчику продолжать разговор, когда он не получает ответной реакции. Слушая третьего клиента, я использовала методы нерефлексивного слушания, и это стимулировало рассказ клиента: он был более последовательным, содержательным, дополнен подробностями и аффективными реакциями.
Я усвоила, что для получения наиболее полной информации от клиента следует демонстрировать слушание. О себе я узнала, что я достаточно легко могу концентрироваться на рассказе клиента и одновременно не показывать ему свою реакцию, однако мне недостает умения понимать язык телодвижений.

РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Рефлексивное слушание состоит в установлении обратной связи слушателя с говорящим. Слушатель не только внимательно слушает, но и сообщает говорящему, как он его понял. Говорящий оценивает это понимание и при необходимости вносит поправки в свой рассказ, стремясь добиться более точного понимания слушателем. Рефлексивное слушание помогает нам добиваться большей точ­ности восприятия смысла сообщения, поскольку здесь мы постоян­но корректируем наше понимание с учетом поправок собеседника.

Существует несколько причин непонимания:
- многозначность большинства слов;
- говорящий наме­ренно вносит искажение в исходный смысл сообщения;
- трудность открытого самовыраже­ния;
- субъектив­ные смыслы слушающего.

Сообщение — это любая фраза, вопрос, бессловесное действие (хло­панье дверью, сердитый взгляд, кокетство), предназначенные для вос­приятия какой-то аудиторией.

Фридман Шульц фон Тун разработал модель сообщения, состоящую из четырех факторов:

Существо дела — это основное содержание сообщения, информа­ция о предмете разговора.
Призыв — информация о том, что ожидает говорящий от слушающего.
Самораскрытие — любым сообщением го­ворящий раскрывает какую-то информацию о себе: о своих чувствах, психологических качествах, ценностях и др.
Отношение — говорящий прямо или косвенно показывает, как он относится к слушателю.
Самораскрытие и отношение в описан­ной выше четырехфакторной модели представляют собой эмоциональ­ный компонент сообщения. Он чаще передается невербально: с помощью интонаций, мимики, поз, жестов. Существо дела и призыв — рациональный компонент сообщения.

Техники рефлексивного слушания:

1. Непонимание. «Я не понимаю, что вы имеете в виду». При этом важно, чтобы слушающий проявлял готов­ность ждать более точной передачи всего сообщения, сохраняя «ней­тралитет» и не высказывая раздражения или неудовольствия.

2. Отражение (эхо). Если говорящий пытается выразить не совсем ясные для себя вещи и получает отражение (повторение) своих слов, причем слушатель никак не меняет структуру высказывания, не вводит в него дополни­ тельную смысловую нагрузку от себя, то для говорящего становится яснее то, что он старался выразить.

3. Перефразирование (парафраза). Цель перефразирования — проверка слушателем точности собственного понимания сообщения.

4. Резюмирование. Техника переформулирования, с помощью которой подводят итог не отдельной фразы, а значительной части рас­ сказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки резюме состоит в том, что оно должно быть предельно простым и по­нятным.

5. Прояснение. Обращение к говорящему за уточнениями, чтобы слушающий точ­нее понял, о чем идет речь.

ПРАКТИКУМ

Цель работы: изучение роли рефлексивного слушания в установ­лении взаимопонимания. Апробирование техник рефлексивного слу­шания.

Упражнение: Упражнение выполняется в группах из трех человек. Распределение ролей: один – рассказчик, второй- психолог, третий- наблюдатель. Рассказчик излагает свою историю, слушатель при этом использует техники пассивного слушания. Затем пересказывает услышанную историю. Наблюдатель делится впечатлениями. Происходит смена ролей. Каждый из участников должен попробовать себя в 3х ролях.

Рефлексия: будучи в роли рассказчика, мне было не сложно рассказывать свою историю, однако временами чувствовалось замешательство психолога, несогласованность его реакции с моими словами. Возможно, это было потому, что моя история была слишком трагичной, и в этом была скорее моя ошибка. Однако слушатель в полной мере уловил суть рассказа, точно понял мои чувства и эмоции, пересказал историю верно, и у меня появилось чувство облегчения от того, что, несмотря на сложности, я была услышана правильно. Когда я была в роли психолога, мне было легко слушать рассказчика, я считаю, что мне удалось применить техники пассивного слушания и услышать рассказчика. Контроль за мимикой, жестами не потребовал особых усилий, я считаю, что хорошо справилась с этой задаче. Также я думаю, что следует постараться сформировать навык пассивного слушания, он пригодится в общении с людьми.

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Обычно в разговоре мы выделяем коммуникативные роли отпра­вителя сообщения и получателя сообщения. Если в течение разговора эти роли периодически меняются, имеет место диалог. В некоторых случаях один из участников разговора более заинтересован в том, что­ бы донести до партнера информацию. В таком случае он чаще будет занимать позицию отправителя сообщения, предполагая, что его парт­нер будет заинтересованным слушателем. Другого рода задача возникает тогда, когда вам необходимо полу­чить необходимую информацию, в то время как потенциальный от­ правитель не проявляет инициативы, говорит непонятно или не о том, что интересует слушателя. Для решения таких коммуникативных за­ дач обычно используют вопросы.

Сформулируем несколько рекомендаций по поводу использования вопросов в процессе оказания психологической помощи.

1. Если вопрос предназначен для того, чтобы удовлетворить ваше любопытство, не задавайте его!

2. Если вам кажется, что для принятия решения вам не хватает ин­ формации, подумайте, требуется ли от вас принимать решения.

3. Если вы хотите проверить, правильно ли поняли клиента, лучше воспользуйтесь техникой «эхо» или парафразой.

4. Не забегайте вперед! Если вы все же задаете вопрос, то он дол­ жен иметь непосредственное отношение к тому, что уже про­звучало в рассказе клиента.

5. Открытые вопросы предпочтительнее, чем закрытые.

Виды вопросов:

- закрытые
- открытые
- прямые
- расширяющие
- конкретизирующие
- конфронтационные
- проясняющие вопросы (помогают не только психологу лучше понять, о чем говорит клиент, также используются для того, чтобы восстановить игнорируемый материал).

Восстановление игнорированного материала:

-Игнорирование может касаться различных аспектов общения.
исключения (клиент опускает важный момент предложения)

-Отсутствие указаний на то, к чему относится сказанное (нет указаний на конкретное лицо или вещь, к которой относится высказывание)

-Неспецифизированные глаголы (используются глаголы с неконкретным значением. Если глаголы не ясны настолько, чтобы зрительно представить происходящее, требуется дополнительное описание)

-Номинализация (непрекращающийся процесс здесь превращается в событие, или ему дается имя, в результате чего глагол становится существительным. Игнорируется тот факт, что процесс можно изменить. В то время как вещи остаются постоянными.

Ограничение сферы применения утверждения.

-Кванторы общности (если клиент использует слова все, каждый, всегда, никогда, никто, любой и т.д., преувеличивая сферу действия утверждения)

-Модальные операторы необходимости (клиент в своих словах использует слова должен, следует, обязан, надо, необходимо, не могу, невозможно, нельзя и т.д., преувеличивая неизбежность какого-то своего действия. Модальные операторы долженствования и необходимости заставляют говорящего воспринимать свои обязательства утрированно, расширительно. Такое преувеличение позволяет ему видеть свои действия вынужденными).

Искажения:

-Причина и следствие (клиент видит причинно-следственные отношения там, где они реально отсутствуют)

-Чтение мыслей (клиент исходит из убеждения, он может каким-то образом знать, что чувствует, хочет или о чем думает другое лицо.)

-Комплексная эквивалентность (клиент приписывает определенные характеристики людям или объектам на основании признаков, никак не связанных с этими характеристиками)

-Потеря субъекта \перформативного глагола\ (проявляется в том, что клиент излагает обобщенные утверждения о чем угодно, но при этом опускает высказывание: «Я считаю, что… Я говорю вам…» в результате он относится к своим высказываниям как к объективной истине, в то время как это всего лишь его мнение.) но и сам клиент лучше начинает пони­ мать себя и смысл своих высказываний).

Вирджиния Сатир считала, что для полноценного понимания ситуации, в которой находится клиент, необходимо исследовать четыре сферы его реальности.

1. Выявление контекста — рассказ клиента о том, что с ним про­ изошло или происходит.

2. Рефлексия — уточнение того, как клиент воспринимает, что чувствуют другие относительно этого события.

3. Выявление чувств клиента относительно того, о чем он расска­зывает.

4. Уточнение чувств клиента по поводу своих чувств (как он от­носится к своей эмоциональной реакции). Если нам удастся услышать от клиента такое описание ситуации, мы получаем хороший шанс его понять.

ПРАКТИКУМ

Цель работы: Изучение роли вопросов в процессе оказания психологической помощи.

 

Упражнение: Упражнение выполняется в группах из трех человек. Распределение ролей: один – рассказчик, второй- психолог, третий- наблюдатель. Рассказчик излагает свою историю. Слушатель использует техники рефлексивного и нерефлексивного слушания и вопросы. наблюдатель следит за соблюдением правил, делится впечатлениями. Затем 2 смены ролей.

Рефлексия: выполняя свою роль, мне было не сложно рассказывать свою историю психологу, потому что я видела, что он меня слушает.

Когда я выполняла роль психолога, я старалась внимательно слушать рассказчика, запомнить о чем идет речь, задавала проясняющие вопросы, которые в дальнейшем помогли уловить суть проблемы рассказчика.

 

ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ

Понимание чувств или желаний, испытываемых другим человеком, сопереживание ему, называется эмпатией.

Эмпатия позволяет нам лучше понять то, что говорит человек, поскольку мы определяем значение сказанного им с учетом его чувств и желаний.

У каждого сообщения имеется два слоя: вербальный (передача фактов) и невербальный (проявление чувств и эмоций).

ПРАКТИКУМ

Цель работы: изучение роли эмпатического слушания в установ­лении взаимопонимания. Апробирование техник эмпатического слу­шания.

Упражнение: проводится в парах. Один участник – рассказчик, второй слушатель. Задача первого состоит в том, чтобы рассказать свою историю, задача второго – использовать техники рефлексивного слушания и вербализации чувств. Оба участника должны побывать в обеих ролях.

Рефлексия: находясь в роли рассказчика, я испытала приятное чувство комфорта, рассказывать историю было не сложно, слушатель полностью передал те чувства, которые я испытывала, и даже те, наличие которых я старалась не выдать. Будучи в роли слушателя, я старалась следить за проявлениями языка телодвижений своего собеседника, представляла себя на месте рассказчика, и, задав себе вопрос: «А что я почувствовала бы в данной ситуации?», правильно определила его чувства.
В целом, при выполнении данного упражнения я чувствовала себя наиболее комфортно, чем при выполнении остальных упражнений. Я считаю, что данное слушание очень полезно. Создается впечатление, что тебя понимают и слушают, что благоприятно сказывается на рассказчике. Данный метод будет эффективен в медицине, школьному психологу в общении с детьми, учителями.

РЕФЛЕКСИЯ ПО ПЕРВОМУ ДНЮ

Впервый день тренинга я узнала, что для того, чтобы помочь человеку, не обязательно после выслушивания его рассказа, давать ему какие-либо рекомендации. Помощью может быть как раз сам процесс слушания. Главное – это правильно организовать процесс слушания, следить за своими невербальными проявлениями, задавать правильные вопросы. Я считаю, что это требует большого труда. О себе я узнала, что мне не хватает способности «читать между строк». Мне следует тренироваться в умении распознавать несказанных слов, скрытых чувств.

День 2.
Передача обратной связи в общении

Любое наше поведение в процессе общения не только представ­ляет собой акт передачи информации собеседнику, но и обязательно влияет на его поведение. Информация о текущем состоянии объекта и о том, в котором он оказался после нашего воздействия называется обратной связью.

Можно выделить три основных способа осу­ществления целенаправленного психологического влияния на пове­дение другого человека:
- манипуляция – вызвать требуемое поведение в такой манере, чтобы у объекта осталась иллюзия, что это его собственное решение;
- призыв – открыто формулирует пред­писание в более или менее категоричной форме и раскрывает инте­ресы коммуникатора перед партнером;
- обратная связь – извещает человека о том, к каким послед­ствиям приводит его поведение, с тем чтобы он принял самостоятель­ное решение: продолжать действовать в том же духе или изменить поведение.

Критика – высказывание неодобрения – в общении выполняет различные функции: наказа­ние виновного, доказательство собственного превосходства, выраже­ние гнева (разрядка собственного напряжения), изменения поведения критикуемого.

В формировании негативной оценки принимают участие три эго-состояния:

1. Взрослое эго-состояние формулирует содержание своей претензии на основе логики и здравого смысла и предполагает непосредствен­ное аргументированное указание на содержание претензии.

2. Родительская составляющая претензии дополнительно нагружает ее оценкой. Оценка основана на убеждениях Родителя о том, что хоро­шо, а что плохо.

3. Спонтанная Детская реакция первична и естественна. Детская составляющая критики — это непосредственное эмоциональное реагирова­ние на поведение оппонента.

· Ребенок в ребенке.

Когда мы непосредственно и без оглядки на производимое впечатление проявляем чувства – мы находимся в Детском Ребенке. Это эго-состояние в трансактном анализе часто называют Свободным Ребенком, выражая их, мы не ставим перед собой никаких дополнительных целей: не стремимся кому-то понравиться или насолить. Такие чувства называют аутентичными.

Известный американский психотерапевт Вильям Шуте, обсуждая важность открытости в человеческих отношениях, предложил выделить несколько уровней правды:

1) Минус первый уровень (самообман). Человек не позволяет знать о своих чувствах ни себе, ни партнеру, это все, что мы предпочитаем не знать о себе или зная, притворяться перед другими.

2) Нулевой уровень (умолчание). Человек чувствует нечто важное, но не выра­жает этого, используя множество рационализации (умственных оправданий): «Это бестактно», «Это недипломатично» и т.д. Это — шаг по направлению к правде.

3) Второй уровень («По отношению к тебе я чувствую...»). Человек выражает свое отношение, реакцию на оппонента, не объясняя, что ее вызвало. Фокус внимания перемещается с оппонента на то, какие он вызвал чувства.

4) Третий уровень («Потому что...»). Человек объясняет, какие собы­тия (событие) вызвали это чувство. Это рациональный уровень, при­чина чувств осознается. Это уровень объяснения и оправдания.

5) Четвертый уровень («Я чувствую, что ты меня...»). Человек чувству­ет отношение другого человека к себе и рассказывает ему об этом.

6) Пятый уровень («Я боюсь, что я...»). Человек сознает свои опасе­ния относительно себя самого. Вместо того чтобы подозревать дру­гих людей в дурном отношении к себе, человек выражает опасение по поводу присутствия у себя дурных характеристик и не выражает не­одобрения в адрес других.

 

· Родитель в ребенке.

Детский Родитель состоит из впечатлений относительно родитель­ского поведения и чувств. Если, например, родители бранят и нака­зывают ребенка за то, что он сосет палец, грызет ногти или громко разговаривает, то для того, чтобы не навлечь на себя их гнев, ему при­ходится уступать их требованиям, признать это поведение плохим. Такая реакция ребенка направлена на адаптацию к родительским требованиям, поэтому соответствующее ему эго-состо­яние называется Адаптированный Ребенок.

Маленький ребенок может наблюдать, делать некоторые выводы и поступать в соответствии с накопленными данными. Э. Берн называл Детского Взрослого Маленьким Профессором за то, что он остро чувствует и хорошо понимает оттенки отношений между людьми, эмпатически улавливает скрытый смысл высказыва­ний, однако детская неприязнь к человеку может быть решением Маленького Профессора. К воз­никновению необоснованной неприязни приводят:

1. Процесс неосознаваемого сравне­ния. Неприязнь к человеку может возникать в результате сравнения его качеств или его поведения с каким-то эталоном. Мы можем изменять свои оценки, произвольно меняя этало­ны. Негативное отношение к объекту может возникать в результате некорректного сравнения его с другим объектом.

2. Несоответствие других людей на­шим ожиданиям. Маленький Профессор считает: «Мне этого хочется, и поэтому мне это должны дать». Он пы­тается манипулировать людьми, проявляя хитрость: он пускает в ход свое обаяние, прикидывается беспомощным или обижается. Если объект не поддается на манипуляцию, то он становится мишенью для критики.

3. Третий источник неприязни к человеку — стремление Маленько­го Профессора избежать некой Ужасной Катастрофы, которая может произойти, если партнер будет вести себя определенным образом. Именно это стремление будет приводить к неприязни, в то время как само оно не осознается.

Таким образом, присутствующая в критике Детская неприязнь, в соответствии с принципом комплементарности, провоцирует Ро­дительскую позицию в критикуемом. Скорее всего, он отвергнет спра­ведливость претензии. Снижению уровня враждебности критики спо­собствует осознание Детского происхождения неприязни. Взрослое вмешательство в процесс оценивания человека поможет вам суще­ственно пересмотреть свои оценки.

ПРАКТИКУМ

Цель работы: Изучение источников неприязни к человеку, явля­ющемуся объектом критики. Изучение техник уменьшения непри­язни.

Упражнение 1: каждый участник самостоятельно составляет перечень черт в поведении какого-либо человека, который ему не нравится. Затем каждый участник по очереди зачитывает получившийся список, но вместо «мне не нравится в ком-либо …» произносит «мне не нравится в себе…». Затем происходит групповое обсуждение.

Рефлексия: составляя список качеств человека, который мне не нравится, я старалась выделить те качества, которые мешают мне с ним взаимодействовать. Было несколько неприятно и некомфортно писать о другом человеке не самые хорошие вещи, и было сложно признаться, что я на самом деле чувствую некую неприязнь к человеку N. На втором этапе, когда мы зачитывали свои получившиеся списки как бы своих качеств, было, откровенно говоря, неприятно. Я начала задумываться о том, что, может быть, этот человек не так уж и плох, а я преувеличила? Также я поняла, что каждое качество, внесенное мной в список, в той или иной степени есть и у меня самой. Я считаю,


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.