День. Уверенное поведение в конфликтных ситуациях — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

День. Уверенное поведение в конфликтных ситуациях

2017-06-29 522
День. Уверенное поведение в конфликтных ситуациях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура личности.

Эрик Берн обратил внимание, что один и тот же человек в разные моменты времени может вести себя настолько по-разному, что возникает впечатление, как будто мы имеем дело не с одним человеком, а с разными людьми. Он предположил, что в каждый отдельный момент времени люди могут находиться в одном из эго-состояний, которые представляют собой особые наборы чувств и переживаний, связанные с определенным паттерном поведения.

Эрик Берн предложил выделять 3 эго-состояния личности: Родитель, Ребенок, Взрослый:

Родитель. (Экстеропсихика)

Находясь в Родительском эго-состоянии, человек воспроизводит поведение своих реальных родителей или других лиц, облеченных властью, которые в детстве произвели на него большое впечатление.

Он может воспроизводить суждения, предписания, лозунги, стандарты, эмоциональные реакции, оценки и многое другое. Если он критикует того, кто ему чем-то мешает, что-то этому человеку запрещает или предписывает, такое эго-состояние называют ограничивающий Родитель. Если же он кого-нибудь ограждает от опасности, высказывает поддержку, успокаивает, предписывает что-то, проявляя заботу, такое эго-состояние называют Поддерживающий Родитель.

Родитель может быть благополучным (с чувством «со мной все в порядке») и неблагополучным (с чувством «со мной не все в порядке»).

 

Ребенок. (Археопсихика)

Находясь в эго-состоянии Ребенка, человек воспроизводит ощущения, переживания, суждения, поведение, характерные для него в прошло, когда он был маленьким. Если нынешняя ситуация какими-то важными деталями напоминает ему ситуацию далекого прошлого, в настоящий момент могут возникать сходные эмоциональные состояния, проигрываться сходные мысли и воспроизводиться подобное внешнее поведение.

Если, находясь в эго-состоянии Ребенка, человек действует под влиянием Родителя, соглашаясь с требованиями или уклоняясь от их выполнения, можно сказать, что он находится в состоянии Адаптированный Ребенок. Если же он воспроизводит мысли, чувства и поведение, которые были характерны для него в детстве, когда он действовал самостоятельно в проявлении творчества, гнева и любви, это состояние Естественный Ребенок.

Ребенок может быть благополучным (с чувством «со мной все в порядке») и неблагополучным (с чувством «со мной не все в порядке»).

 

Взрослый. (Неопсихика)

Во Взрослом эго-состоянии человек находится в максимальном контакте с реальностью. Паттерн его чувств, мыслей и внешнего поведения непосредственно связан с важными аспектами текущей ситуации. Взрослый принимает информацию, перерабатывает ее, передает ее другим, принимает решения, планирует и целесообразно действует, находясь в контакте со своими чувствами.

Иногда мы принимаем за истину некоторые необосно­ванные верования Родителя или иллюзии Ребенка. Такие убеждения в трансактном ана­лизе принято называть засорениями, или контаминациями.

 

Засорение от Родителя про­является как предрассудки — упорно поддерживаемые мнения, которые не подтверждаются объективными фактами.

Засорение от Ребенка — это необоснованные выводы, сделанные человеком в раннем детстве и сохранившиеся до более позднего воз­раста. Мышление маленького ребенка сильно отличается от мышления взрослого: оно эгоцентрированно, часто непоследовательно, не учитывает важных свойств реальности и обстоятельств, крайне эмо­ционально. Детские контаминации, в отличие от родительских пред­рассудков, иногда называют иллюзиями.

 

Анализ взаимодействия.

Обращаясь к какому-либо человеку, мы находимся в каком-то кон­кретном эго-состоянии: Родителе, Взрослом или Ребенке. При этом наше сообщение предназначено какому-то конкретному эго-состоянию адресата. Отвечая нам, партнер тоже находится в конкретном эго-состоянии и обращается к какому-то нашему эго-состоянию. Такой обмен сообщением и ответом называется трансакцией.

 

Первое правило коммуникации: До тех пор пока трансакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться очень долго и без существенных изменений эмоционального состояния партнеров.

 

Второе правило коммуникации: При пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации, и для ее восстановления одному или обоим участникам коммуникации необходимо изменить эго-состояние.

 

Третье правило коммуникации: Обращаясь к партнеру, коммуникатор приглашает его занять комплементарную позицию. Партнер может сознательно выбирать эго-состояние, из которого даст ответ, однако существует тенденция отвечать из того эго-состояния, к которому обращена реплика партнера.

 

Четвертое правило коммуникации: Если трансакции двойные, то все происходящее между партнерами — результат скрытых сообщений.

 

Пятое правило коммуникации: Мы можем сознательно управлять эмоциональным тоном разговора, выбирая эго-состояние, из которого обращаемся к партнеру.

 

Э. Берн предлагал три способа распознавания эго-состояний.

Первый — угадать его по внешним признакам. Для этого нужно эти признаки знать.

 

Второй — обратить внимание на то, в каком эго-состоянии мы даем ответ на его реплику: возможно, он находится в состоянии, комплементарном нашему. Для того чтобы пользоваться этим способом, нуж­но периодически рефлексировать свое состояние.

 

Третий — спросить. Очевидно, что для этого партнер должен уметь распознавать свои эго-состояния и быть готовым дать честный ответ.

 

ПРАКТИКУМ

Цель работы: Изучение закономерностей взаимодействия, обу­словленных состояниями личности общающихся.

 

Упражнение 1: После ознакомления с примерами вербальных проявлений, определить из какого эго-состояния была сказана реплика.

 

Упражнение 2: Используя таблицы проявлений эго-состояний Родителя, Ребенка и Взрослого, участники должны были придумать ответ за человека на картинке, если бы он находился в каждом эго-состоянии.

 

Рефлексия: в ходе упражнения я поняла, что чаще всего нахожусь в эго-состоянии Родителя. Вхождение в эго-состояние Ребенка не вызывало никаких трудностей, однако трудно было примерить на себя эго-состояние Взрослого, так как это четкие, безоценочные, касающиеся только фактов фразы.

Я считаю, что эта техника очень интересна и полезна для любого человека, так как в жизни человеку надо уметь быть гибким и уметь примерять на себя разные эго-состояния.

Важно уметь различать эго-состояние собеседника, чтобы, учитывая его особенности, строить общение с ним как можно более эффективно.


АНАЛИЗ РЕАКЦИЙ НА КРИТИКУ

Социальное действие – Макс Вебер, автор «понимающего» подхода в социологии, предложил модель анализа поведения людей. Единицей такого анализа является социальное действие. «Действием» Вебер называл лишь такое поведе­ние человека, которое имеет для него субъективный смысл, незави­симо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, про­является ли в активности или сводится к «невмешательству» или «терпеливому приятию».

 

Действие становится социальным, когда оно по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с дей­ствиями других людей и ориентируется на них. М. Вебер говорил, что социальное действие (включая невмешательство или терпеливое при­ятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожи­даемое в будущем поведение других.

 

Типы действий:

- Целерациональные социальные действия имеют в своей основе ожидание определенного поведения других людей; человек исполь­зует это ожидание в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. Эти действия ориентированы на цели, средства, побочные результаты действий, а действующий рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, отношение различных целей друг к другу.

формула: «Я хочу добиться (А), и для этого я делаю (Б)».

 

- Ценностно-рациональные социальные действия основаны на вере в безусловную эстетическую, этическую, религиозную или любую другую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет. Смысл здесь состоит не в достижении внешней цели, а в определенном по своему характеру поведении как таковом. Ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на воз­можные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоин­стве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важ­ности предмета любого рода. Такое поведение подчинено заповедям или требованиям, в повиновении которым видит свой долг конкретный человек.

формула: «В подобных обстоятельствах мой долг — вести себя (Б), к чему бы это ни привело!»

 

- Аффективные социальные действия обусловлены аффектами или эмоциональным состоянием индивида. Аффективное действие нахо­дится на границе, а часто даже за пределами осмысленности. Оно может быть реакцией на знакомую ситуацию, а может быть не знаю­щим препятствий реагированием на совершенно необычное раздра­жение. Особенность аффективных действий в том, что действующий человек не задается вопросами: «Для чего, зачем, ради чего я это делаю».

Формула аффективного социального действия выглядит пример­но так: «Я делаю им (Б) потому, что они мне сделали (А)».

 

- Традиционные социальные действия основаны на длительной при­вычке. Это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Традиционное действие также находится на границе или за пределами осмысленности. Боль­шая часть повседневного поведения людей соответствует именно это­му типу действий.

Формула традиционного социального действия выглядит так: «Я делаю (Б) потому, что так принято».

 

Психологические механизмы реагирования на критику

Первым включается Ребенок. Он проверяет поступающее сообщение на предмет содержащейся в нем угрозы, в частности, на «обидность». Если сообщение «задевает» неблагополучного Ребенка, он не может удержаться и реагирует в ответ с помощью своих специфических способов реагирования, названных Берном Детскими адаптаци­ями. Наиболее часто встречаются три Детских способа адаптацион­ного реагирования на ситуацию, когда могущественная парентальная фигура выражает ребенку неодобрение и заставляет его подчиниться:

• демонстрация согласия, подчинение;

• уход, самоустранение, психологическое или пространственное отдаление;

• промедление, выжидание, бездействие.


Вторым включается Родитель. В Родительском эго-состоянии со­держатся запреты, разрешения, предписания и убеждения. Находясь в Родителе, человек проверяет критическое сообщение на соответ­ствие Родительским нормам. Если Родитель решает, что критическое сообще­ние по форме или содержанию противоречит его представлениям о правильности, он выражает встречную критику: делает встречное за­мечание, негативно оценивает поведение оппонента или выражает запрет. Родительская реакция на критику либо задевает в критикующем неблагополучного Ребенка, еще больше усугубляя ситуацию, либо приводит к нарастанию борьбы за доминирующую позицию.

 

Эго-состояние Взрослого активируется последним. Оно обеспечи­вает максимальный контакт с реальностью и отвечает за ценностно-рациональные и целерациональные действия. Именно Взрослая реакция на критику оказывается в большинстве случаев наиболее эф­фективной, поскольку именно она помогает благополучно преодо­леть неприятную ситуацию. Между тем необходимо признать, что именно Взрослые реакции в трудных ситуациях встречаются реже всего.

ПРАКТИКУМ

 

Цель работы: Изучение психологического смысла реакций на кри­тику.

Упражнение: каждый участник индивидуально в письменном виде описывает свою реакцию в ситуации, где они подвергались неприятной критике. Далее все участники по очереди зачитывают свои ситуации. Группа высказывает свое мнение по поводу рациональности действий участника. Если действие не выглядит рациональным, задача – установить его тип.

 

Рефлексия: в ходе выполнения упражнения я вместе с остальными участниками группы установила, что моя реакция на критику была аффективной. Также, аналогичная реакция была выявлена у большинства участников группы. Я поняла, что, реагируя эмоционально, я провоцирую развитие конфликта, переходя «в нападение»: пытаюсь переложить вину со своих плеч на другого человека. Мне следует научиться контролировать свои эмоции, брать паузу на осмысление ситуации.

 

ПРОВОЦИРОВАНИЕ КРИТИКИ

 

Метод «АВС» AB C — аббревиатура, образо­ванна я из первых букв слов Antecedent — предшествующие условия, Behavior — поведение и Consequences — последствия. В соответствии с логикой этого метода, прежде всего нам необходимо определить поведение-мишень: то есть поведение, которое мы хотим изменить. В нашем случае это неприятна я критика. Поведение обычно вызы­вается каким-то ему предшествовавшим запускающим событием (А) и подкрепляется какими-то последствиями (С), которые часто являются реакциями окружающих. Для того чтобы поведение изменилось, можно устранить запускающие стимулы или то, что его под­крепляет. Действуя в соответствии с логикой АВС, для воздействия на поведение оппонента мы можем изменять свое поведение, запускающее критику.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.