Общая характеристика современного российского федерализма. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общая характеристика современного российского федерализма.

2017-06-29 496
Общая характеристика современного российского федерализма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституция РФ 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений, закрепив в ст. 65 федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.1

При этом Конституция РФ закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации. Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа.2

К примеру, Н.М. Добрынин считает, что «вполне определенно можно констатировать наличие шести видов субъектов Федерации, что является отличительной особенностью России в сравнении с другими федеративными государствами…».3

Однако Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов Федерация. Она является ассиметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом. Особое правовое положение занимают российские республики.4

При этом неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса России является территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов.

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые учредили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.1

Федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, и определяется правовой статус субъекта Федерации. Территориальный принцип построения федерации означает, что субъектами федерации являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего. Национальный принцип построения федерации предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данной автономии.

Субъект федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. 2

Субъекты РФ отвечают следующим параметрам:

- не обладают суверенитетом;

- не имеют права на отделение (сецессию);

- граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

- закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону;

- перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Российская Федерация – это федерация, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку.3

В России 21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область – всего 32 национально-государственных образования; 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения – всего 57 государственно-территориальных образования.1

Однако Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»2установлено, что в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа образуется новый субъект РФ – Пермский край. При этом в ст. 4 данного Закона сказано, что Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ прекращают существование в качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 г.

Получается, что после 1 декабря 2005 г. будет 9 автономных округов, областей – 48, а краев – 7 (субъектов РФ – 88).

Все субъекты РФ по объему их компетенции можно разделить на три группы:3

  1. республики в составе России, которые могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);
  2. края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти, официальные символы, могут иметь в своем составе автономные округа и область;
  3. автономные округа и автономная область, по представлению которых может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в «двойном подчинении» - и у России, и у области (края), в составе которой они находятся.

Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.).1

Республика в составе Российской Федерации – это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.2

Республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий. Согласно п. 1 ст. 66 Конституции РФ, статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется тем, что республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти.3

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию, которая является пространственным пределом ее власти. Территория республики не может быть изменена без ее согласия.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется также и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативно-правовые акты, изданные в пределах их компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.4

Республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики.

Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями в составе РФ. Статус края, области, города федерального значения определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения (п. 2 ст. 66 Конституции РФ).1

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику, быть участниками международных и внешнеэкономических связей.2

Автономный округ – национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной государственности малых народностей и этнографических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.3

В составе субъектов РФ только одна автономная область – Еврейская. Она является одной из форм национальной государственности народов РФ.

Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ, их уставом.

Согласно п. 3 ст. 66 Конституции РФ, по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Кроме того, отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области. Автономная область, автономные округа образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти. Они являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью, автономными округами.1

Таким образом, равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе – всех субъектов Федерации.2

Однако, несмотря на провозглашенное Конституцией РФ равноправие всех субъектов РФ, их правовой статус все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Автономии входят в состав краев и областей, а, следовательно, не должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями.3

К примеру, по этому поводу Н.М. Добрынин говорит, что «Конституция РФ провозглашает равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (п. 4 ст. 5 Конституции РФ). Данными предписаниями Конституция РФ устанавливает, казалось бы, одинаковый правовой статус всех субъектов РФ. Однако наряду с этим конституционные нормы предписывают иное. В частности, п. 5 ст. 66 Конституции РФ предоставляет право на изменение статуса субъекта по взаимному согласию самой Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. В этой связи закономерен вопрос: если все субъекты РФ реально обладают равным правовым статусом, то может ли возникнуть объективная необходимость его изменения? Полагаю, нет. Подобное конституционное предписание в противовес п.1 ст. 5 Конституции РФ указывает на то, что для субъектов РФ характерна разностатусность правового положения. Более того, само конституционное выделение видов субъектов РФ также подчеркивает, что их статус далеко не одинаков…».1

Таким образом, в России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам – важная гарантия демократизма в управлении государством.

http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/145.htm


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.