Вопрос № 3. Культура межнационального общения. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Вопрос № 3. Культура межнационального общения.

2017-06-29 590
Вопрос № 3. Культура межнационального общения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Культура межнационального общения является проявлением культуры как общественно-исторического феномена. В связи с этим культура межнационального общения – качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться
с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях.

Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения включает ознакомление людей с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения.

Современное образование предусматривает: воспитание у сотрудников интереса и уважения к культурам народов мира, постижение общемирового и специфического в этих культурах внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий. Кроме того, оно призвано воспитывать чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Как правило, предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.

Культура межнационального общения предполагает уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству, выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде. В культуру межнационального общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понимать психологическое состояние людей, вовлеченных в этноконфликтную ситуацию и определять пути рационального решения возникшей проблемы. Культура межнационального общения включает в себя также знания о правах человека и народов, нациях и национальных отношениях, национальных культурах и их взаимовлиянии, национальных, общенациональных и общечеловеческих ценностях, конфессиях и их взаимоотношениях, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

В системе знаний, сообщаемых сотрудниками органов внутренних дел, важное место занимают знания о многонациональном государстве, о входящих в него национально-территориальных или национально-культурных образованиях, взаимоотношениях народов федерации, их культурах, традициях и языках.

Сложившиеся между народами отношения (национальные отношения) обусловливают межнациональное общение (общение людей различных национальностей), которое выступает как личностно-психологическая форма проявления национальных отношений. Здесь индивидуальные отношения представителей разных наций друг к другу воссоздают на личностном уровне национальные отношения. При этом национальные отношения, как бы пропускаются через личностно-психологические особенности общающихся, приобретают субъективную форму.

Сотрудников органов внутренних дел следует учить культуре межнационального общения, выручке и поддержке людей, переживать чужое горе и радости, как свое. Особое внимание следует уделять формированию у них позитивного опыта общения с людьми разных национальностей и конфессий.

Серьезным препятствием на пути решения этой задачи является то, что руководителей как-то не принято было учить искусству общения. Это считалось само собою разумеющимся следствием профессиональной деятельности. Обучающимся приходится познавать искусство общения (межнационального общения, в особенности) методом проб и ошибок, на житейском опыте. В подготовке руководителя к управлению процессом межнационального общения очень важно позаботиться о формировании у него положительных качеств. Это поможет ему уважительно относиться к человеку, его культуре, традициям, национальным чувствам. Следует выработать у руководителя навыки адекватной оценки сложившейся конфликтной ситуации и применения соответствующих приемов и методов ее решения. При этом важно сохранить деликатное отношение к человеческому и национальному достоинству.

Немаловажно для руководителя знание природы морально-психологических отношений людей, которые находят свое специфическое проявление в отношениях людей разных наций и конфессий. Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь обеспечить волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, сохранить устойчивость в эмоциональных обстоятельствах. Очень важно предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную направленность в отношениях между людьми разных национальностей. Следует улучшать морально-этический и психологический климат в коллективах, формировать обстановку уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, к их культуре, языку, традициям. На этой основе должна формироваться культура межнационального общения.

Важнейшим условием формирования у сотрудников органов внутренних дел позитивного опыта межнационального общения является создание в многонациональном коллективе положительной морально-психологической атмосферы. Исследования по педагогике и психологии показывают, что возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс объективный. Человек может проявлять свои способности лишь в совместной деятельности и общении с другими людьми. Коллектив создает широкие возможности для сочетания личных и общественных интересов. Нормы и правила нравственного поведения осознаются индивидом в процессе общения его с другими людьми, в деятельности коллектива.

Сотрудники органов внутренних дел входят в многообразные коллективные отношения в школе, молодежных организациях, семье.
В процессе коллективного общения, по мере накопления ими нравственного опыта и осознания этого опыта, они глубже чувствуют и переживают отношение к явлениям окружающей жизни, к членам коллектива, к самому себе. У них формируется забота друг о друге, взаимная ответственность и требовательность.

Вместе с этим в многонациональном коллективе находит свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в этот коллектив. Между тем не все члены коллектива способны правильно воспринимать ценности культур разных народов (они порой непонятны, непривычны). Отношение человека к той или иной национальности в большей степени зависит от его личного опыта общения с представителями этой национальности, опыта друзей и знакомых. Такой опыт может быть не только позитивным, но порой и негативным (односторонность оценки, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии). Возникающая при этом стереотипизация может создать в коллективе неблагоприятную атмосферу с националистической окраской.

Многонациональный коллектив способствует формированию гуманистического, коллективистического отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству, традициям. Этому способствует то, что здесь привычным является знакомство с культурными ценностями различных народов. Лучшие достижения этих ценностей (песни, танцы, музыка, традиции) становятся собственным достоянием всех членов коллектива. Непосредственные межличностные связи на основе общности интересов и устремлений перерастают в приятельские и дружественные отношения. Члены коллектива привыкают относиться друг к другу, прежде всего, как к человеку, независимо от его национальности. В коллективе со смешанным национальным составом важно добиться добрых и справедливых отношений между его членами. В этих отношениях важно обеспечить единство взаимной ответственности и требовательности.

Как известно, личные отношения членов коллектива складываются на основе общности интересов, потребностей и вкусов. Эти отношения зависят от возрастных и индивидуальных особенностей, от характера, темперамента. В здоровой среде национальная принадлежность не играет какой – либо существенной роли в вопросах личной дружбы, ибо в жизни человека ведущее место занимает его профессиональное положение. Поэтому, несмотря на наличие национальных особенностей и различий, основой мотивации поступков людей являются социальные потребности и интересы. Однако чувства и сознание личности могут получать и определенную национальную окраску, возбуждать настроения, затрагивающие национальную сферу, вовлекать сотрудников в межнациональные трения.

В многонациональной сфере люди привыкают к повседневным товарищеским взаимоотношениям со всеми окружающими их людьми, независимо от их национальной принадлежности. Формирование у них уважения к народам начинается с личной дружбы со своими многонациональными товарищами. Поэтому руководителю следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава сотрудников (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и т. д.).

Как можно убедиться из вышеизложенного, в многонациональном коллективе, где сложилась положительная морально-психологическая атмосфера, у сотрудников формируется позитивный опыт общения с людьми разных наций. Одновременно многонациональный коллектив выступает и как важнейшая форма воспитания культуры межнационального общения.

Вот почему так важно, чтобы восприятие каждым сотрудником органов внутренних дел профессиональной деятельности не деформировалось национально-психологическим прессом, чтобы коллективы правоохранительных органов в работе с многонациональным населением имели верные социальные ориентиры, наши духовные ценности – патриотизм, любовь к своей Отчизне, чувство общенациональной гордости.

Вывод: Государственная национальная политика направлена на укрепление и совершенствование федеративных отношений и исходит из согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, всестороннего сотрудничества, развития и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления между собой и с этнокультурными, национальными общественными объединениями, национально-культурными автономиями всех уровней на основе учета исторического опыта развития культур, национальных (родных) языков, традиций и вероисповеданий.

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшей целью воспитания стало формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Так, в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации сказано: «Обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию. Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонационального государства исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, определена следующая система задач по воспитанию у граждан страны культуры межнационального общения: воспитание любви к Отечеству; воспитание российского патриотизма, воспитание чувств и сознания дружбы народов Российской Федерации; формирование непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности; воспитание веротерпимости и уважения религиозных чувств людей; воспитание уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер; воспитание положительного отношения к мировым религиям, их деятельности по мирному решению национальных, расовых, религиозных конфликтов; воспитание отрицательного отношения к деятельности деструктивных, тоталитарных, религиозных организаций, экстрасенсов, современных колдунов, пробуждающих низменные качества, поощряющих насилие.

 


 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.