Глава 5. Основы кадрового менеджмента — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 5. Основы кадрового менеджмента

2017-06-29 114
Глава 5. Основы кадрового менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В чем сущность кадрового менеджмента.

2. Как формируются кадры управления.

3. Расскажите о кадровой политике.

4. Назовите основные виды коллективов.

5. Как сказывается на результатах деятельности психологический климат в коллективе?

6. Каковы условия достижения сплоченности и совместимости в коллективе.

7. От чего зависит возможность повышения эффективности работы коллектива?

8. Как характеризуется индивидуальность человека?

9. Какие существуют формы взаимодействия личности и коллектива?

10. Что такое формальная и реальная власть?

11. Каковы личностная и организационная основы власти?

12. В чем причины ослабления власти?

13. Что представляет собой поведенческая теория лидерства?

14. В чем отличие руководителя от лидера?

15. Как Вы понимаете стиль руководства?

16. Выявите сходства и различия в стиле и методах руководства.

17. Почему стиль руководства - явление строго индивидуальное?

18. Дайте характеристику авторитарного стиля руководства.

19. Опишите особенности демократического и либерального стилей,

20. Почему стиль, ориентированный на человека, не всегда оказывается эффективным?

21. Почему один и тот же стиль руководства не подходит для всех организаций?

22. Дайте характеристику поведенческих элементов менеджера.

23. Дайте характеристику дополнительных стилей руководства.

24. Что такое конфликт? Что лежит в его основе?

25. Определите возможные последствия функционального конфликта.

26. Выявите роль дисфункциональных конфликтов.

27. Какие типы конфликтов Вам известны? Дайте их характеристику. Вспомните один или несколько из четырех типов конфликтов из Вашей жизни.

28. Назовите и поясните основные причины конфликтов.

29. Опишите пять основных стилей отношений между людьми, используемые для разрешения конфликта.

30. Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.

31. Как Вы понимаете стресс?

32. Представьте и поясните модель стрессовой реакции.

33. Назовите причины стресса.

 

Глава 6. Эффективность менеджмента организации

1. Что такое эффективность управления?

2. Какова взаимосвязь понятий «эффективность», «производительность», «качество»?

3. Дайте определение производительности.

4. Назовите основные понятия эффективности управления.

5. Какие два вида эффективности выделяют экономисты?

6. Какие два подхода к определению показателей эффективности можно назвать?

7. В каких случаях необходима оценка эффективности управления?

8. Назовите особенности определения эффективности мероприятий, проводимых на «входе», в «процессе производства» и на «выходе»?

9. Какие сложности количественной оценки результатов управленческого труда существуют?

10. Как осуществлять поиск резервов роста эффективности управления?

11. Какие направления разработки организационно-технических мероприятий роста эффективности можно выделить в современных условиях?

 

ГЛОССАРИЙ

Адаптивное руководство – применение всех известных стилей управления, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией.

Аппаратные (штабные) полномочия – полномочия штабного аппарата, в обязанности которого входят: консультирование линейных руководителей, подбор кадров, связи с общественностью, формирование исследовательских и экспертных групп, финансирование, планирование и т.д.

Бюджет – план или смета доходов и расходов предприятия на
определенный срок может составляться в стоимостном и натуральном выражениях.

Бюрократизм – в негативном смысле групповая монополия управляющих на функции управления и средства власти.

Власть – это способность человека влиять на людей, право и возможность распоряжаться кем или чем-либо.

Делегирование – это передача части полномочий и задач лицу (лицам), прини­мающему на себя ответственность за их выполнение.

Децентрализация управления – процесс, обратный централизации, выражается в росте числа функций и характере решение, принимаемых на нижних уровнях управления, входящих ранее в компетенцию вышестоящих органов управления.

Диспетчеризация – обеспечение движения изделий или работ в соответствии с календарным планом их выпуска или осуществления.

Долгосрочные планы – содержат необходимые данные для ведения непрерывного планирования на 5 лет с ежегодной корректировкой, в их основе лежит прогнозирование, пересмотр философии фирмы и другие стратегические вопросы.

Интенсивность труда – напряженность затрат человеческой ра­бочей силы за определенный период времени.

Интерес к труду – предпочтение работником вида деятельности, позволяющей удовлетворять его потребности.

Информация – это сведения о каком-либо явлении.

Коллектив – это группа людей, объединенных общностью целей, задач и мето­дов деятельности.

Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков.

Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого строятся коммуникационные связи и взаимодействие субъектов и объектов информации.

Коммуникация – совокупность информационных каналов в системе управления.

Контроль – это процесс обеспечения деятельности организации на основе выработанных норм и нормативов, проведения их кор­ректировок и установления стандартов, анализ спланированных и достигнутых результатов и целей.

Конфликт – отсутствие согласия между лицами и группами, веду­щее к нарушению нормативной деятельности участников конфликта.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие суще­ствующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собствен­ных позиций, беспринципность, некритичность.

Концепция партсипативного управления – это система взглядов и практического опыта на заинтересованность работника не только непосредственно в своей работе, но и в том, как его работа сказывается на деятельности всей организации.

Краткосрочные, оперативные планы – предус­матривают текущую работу и потребности в сырье, машинах, оборудовании и инструментах, рабочей силе, денежных средствах на соответствующий период времени. Срок действия краткосроч­ного плана не более месяца, оперативного — день.

Стратегическая цель – намеченный конечный результат управ­ленческой деятельности, который приводит к коренным изменени­ям экономического положения фирмы.

Лидер – человек, обладающий лучшим набором качеств: уровень интеллекта и знаний, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высо­кая уверенность в себе.

Линейные полномочия – это права и ответственность, передаваемые непосредственно от начальника подчиненному.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих его свойства и качества.

Менеджер – управляющий делами организации.

Менеджмент – теория и ее практическое применение в управ­лении производством и людьми, распоряжение недвижимостью, финансами, кадрами и инновациями в целях удовлетворения по­требностей общества, а также получения прибыли.

Методология менеджмента – это учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших ее показателей и результатов.

Методы и принципы менеджмента –это правила и способы управления деятельностью организаций. К методам менеджмента относят организационные, административные, экономические и социально-психологические. Принципами менеджмента являются: единоначалие, внутрипроизводственное планирование и разделение труда, нормирование и учет, дисциплина и ответственность, уваже­ние и признание права всех форм собственности, честность, прав­дивость, верность слову, целеустремленность и т д.

Модель Парсонса представляет в общем виде связь культуры и результатов деятельности организации.

Модель Сате рассматривает влияние культуры на жизнь орга­низации посредством: принятия решений, контроля, коммуника­ций, посвященности организации, восприятия организационной среды и оправдания своего поведения.

Модель Т. Питерса и Р. Уотермана показывает связь между культурой и успехом в работе: вера в действия, связь с потребителем, поощрение автономии и предприимчивости, люди – главный ис­точник производительности, знание того, чем управляешь, простая структура, сочетание гибкости и жесткости в организации.

Моральные основы власти – высокий профессионализм и компетентность ру­ководителя, его морально-нравственные принципы и нормы, раз­деляемые обществом и данной организацией.

Мотивации –предусматривает для работников моральное поощрение, духовный комфорт, возможность самоутверждения, справедливое распределение работы и ее оплаты, удовлетворение процессом труда и т. д.

Мотивация к труду – побудительные причины, доводы, основа­ния в пользу трудовой деятельности.

Мышление – это высшая ступень человеческого познания, про­цесс отражения объективной реальности.

Направленность личности – устойчивое поведение человека в различных жизненных ситуациях, обусловленное интересами, мо­тивами, стремлениями, уровнем культуры, воспитания, идеалами и склонностями.

Неформальный коллектив – спонтанно образовавшаяся группа людей, взаимодействующая в интересах достижения групповых или индивидуальных целей.

Объект управления – часть окружающей среды, персонал фир­мы, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество продукции, коллектив, группа, личность).

Объективная основа планирования – конкретные условия, соот­ветствующие деятельности фирмы (разработка планов, графиков, сводных таблиц, определение режимов работ, сроков и исполнителей, ответственных лиц, способов контроля).

Объекты планирования: выработка целей и стратегии фирмы; распределение ресурсов и резервов; выработка стандартов и нормативов; производственная, финансовая, сбытовая, инновационная и другая деятельность.

Обязанность – определенный круг действий, возложенных на руководителя или исполнителя и безусловных для выполнения.

Организационная культура – это исповедуемая, сложившаяся и развивающаяся система ценностей, этических и эстетических норм и правил деятельности сотруд­ников организации.

Планирование – определение цели и задачи предприятия, принятие решения по ним, выработка стратегии, установка способов и сроков достиже­ния запланированного, а также исполнителей и ответственных лиц за использование материальных, финансовых и трудовых резервов и ресурсов.

Организации – рассматривается как процесс и охватывает деятельность менеджера, связанную с определением организованной и управленческой структур, решением кадровых вопросов, распределением полномочий и ответственности, органи­зацией работы отделов и служб, ведением деловых переговоров, представительством, приемом делегаций, организацией рекламы и т.д.

Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы предприятия для достижения ее целей.

Потребности работников – надобность, нужда в чем-либо, тре­бующая удовлетворения.

Права руководителя – совокупность установленных законом, постановлениями, нормативами и инструкциями компетенций конкретного руководителя действовать в отношении сотрудников, а также распоряжаться материально-вещественными и финансовыми ресурсами, технологиями и т. д.

Правовыеосновы власти – правовые акты (трудовые договоры, контракты и пр.), которые регулируют, отношения работодателя (собственника) и должностного лица, нанятого для руководства организацией или ее частью, основу правовой власти составляют принятые законы данного государства.

Предмет менеджмента – это изучение законов и закономерно­стей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления.

Предприниматель – частный собственник, владеющий, приме­няющий, распоряжающийся капиталом и присваивающий резуль­таты труда.

Предпринимательство – вид деятельности людей, применяю­щих собственный или заемный капитал в производственной и непроизводственной сферах экономики в целях получения прибы­ли.

Предприятие – юридическое лицо, утвержденное согласно закону, имеющее устав, определенную структуру, имущество и выступающее в хозяйственной практике от собственного имени.

Приверженность цели – готовность затрачивать усилия на ее достижение.

Приемлемость цели – степень, до которой работник восприни­мает цель, как свою собственную.

Принцип Дуайта Эйзенхауэра – предложенный генералом Д. Эйзенхауэром ускоренный анализ дел и задач, требующих решения, по степени срочности и важности.

Прогнозирование –определение возможных изменений и перс­пектив развития фирмы на будущее в зависимости от последствий принимаемых стратегических и оперативных решений.

Производительность труда – эффективность затрат прошлого овеществленного и живого труда за определенное время.

Психология личности – это совокупность психических процес­сов, обусловливающих какой-либо род человеческой деятельности, субъект отношений.

Реальная власть – это действительная власть руководителя с законными правами и подкрепленная авторитетом, влиянием, спо­собностями, связями.

Сложность цели – степень профессиональности и уровень ис­полнения, необходимые для ее достижения.

Социальные основы власти – власть, закрепленная трудовым коллективом или общественной организацией как право представлять и защищать материальные и социальные права и интересы сотрудников перед государством и администрацией, разрешать конфликтные ситуации и трудовые споры.

Специфичность цели – количественная ясность цели, ее точ­ность и определенность.

Стиль руководства – это манера поведения и действия руково­дителя по отношению к подчиненным, тип власти, которую он использует, методы работы с внешней средой, способы влияния на людей.

Стиль управления – совокупность приемов и методов деятельности руководи­теля.

Стратегическая задача – крупная (в масштабах фирмы и ее подразделений) задача или проблема, решаемая в ходе достижения стратегической цели.

Структура управления – упорядоченный набор связующих ее элементов представляет собой систему управления.

Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение, осуществляющее уп­равление.

Субъективная организационная культура – восприятие сотруд­никами общих правил поведения и дисциплины и следование им в повседневной жизни, форма одежды, культура речи, исполнитель­ность, подражание манерам руководителя, отношение к выше и нижестоящим по должности сотрудникам, клиентам.

Субъекты планирования: менеджеры; плановые органы и организации.

Текущее управление – деятельность менеджера по реализации краткосрочных и оперативных планов и диспетчеризации.

Темперамент – совокупность душевных, психических свойств человека, которые характеризуют его возбудимость и поведение в различных условиях, уровень жизненной энергии.

Теория ожидания. Разработана К. Левиным, В. Врумом, Л. Портером, Э. Лоулером и др. Это учение исследует зависимость мотивации от того, что и сколько человек хотел бы получить, как много он готов затратить усилий для этого.

Теория постановки целей. Разработана Ф. Тейлором, Э. Локом, Г. Латэмом, Т. Райеном, П. Друкером, Мак-Грегором и др. Теоре­тики исходят из того, что поведение человека определяется целями, которые ему (он) ставят.

Теория равенства. Основатель теории — Дж. Адамс. Сущность теории состоит в том, что работник сравнивает и сопоставляет результаты своей работы и меры вознаграждения с результатами других. В зависимости от сравнительной оценки он строит свое дальнейшее поведение. Если соблюдается равенство, то работник испытывает чувство удовлетворенности.

Традиционные основы власти – власть, основанная на традициях, обычаях, верованиях и т. д.

Управление материально-технической базой производства – работа менеджеров по выработке технической и технологической политики, управлению поставками и сбытом, финансами, сниже­нию издержек, эффективному использованию управленческой ин­формации и адекватное принятие решений.

Управление персоналом – деятельность, охватывающая соци­ально-экономические вопросы, экономические отношения людей, а также социально-психологические, моральные, этические, наци­ональные, религиозные и другие вопросы взаимоотношений работ­ников.

Финансовое планирование – особый вид деятельности работ­ников предприятий, учреждений и организаций по плановому распределению резервов и ресурсов в стоимостной форме.

Финансы предприятий – собственные и заемные оборотные сред­ства, средства на капитальные вложения, средства на уплату налогов, процента за кредит и др.

Формальная власть – это узаконенное право распоряжаться действиями людей, использования их потенциала, расходования финансовых и иных резервов и ресурсов в определенных размерах. Это власть без должного влияния.

Формальный коллектив – группа людей, объединенная по при­казу или воле руководителей организации для осуществления тру­довой деятельности.

Характер – отличительная черта, признак, индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его по­ведения и отношении к действительности.

Ценностные ориентации – это личные представления сотруд­ников о добре и зле, о справедливости и несправедливости в действиях и поступках как сотрудников и руководства, так и собственных морально-нравственные нормы и принципы, наи­более ценные для организации события, традиции, устои, прави­ла, процедуры и т. д.

Экономические основы власти – собственность на землю, производственные мощности, технологии, финансовые, сырьевые, энергетические и другие ресурсы и резервы.

Этика менеджера – это поведение или действия руководителя в соответствии с общепринятыми нормами.

Этикет руководителя – правила знакомства, ведение деловых переговоров и переписки, культура оформления деловых докумен­тов, строгое следование протоколу деловых встреч, уместная для обстоятельств, времени и места одежда, манеры, тон, речь, умение преподнести и принять подарок и т. д.

Рекомендуемая литература

 

Основная литература

 

Багриновский К.А., Бендиков М.А., Исаева М.К., Хрусталев Е.Ю. Корпоративная культура в современной экономике России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004г. N 2. - С.59-64.

 

Бакулин С. Конфликт и диалог корпоративных культур //Управление персонам.-2004 г.-С.64-66.

 

Белковский А.Н. Заново изобретая лидерство // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - N 3. – С. 3-9.

 

Ботавина, Р.Н. Этика менеджмента: Учеб. - М.: Финансы и статистика, 2001.

 

Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. - М.: Гардарики, 2002.

 

Гребцова В.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

 

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Минск: Новое знание, 2002.

 

Как эффективно управлять организацией?/ В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И. Файбушевич. - М.: Бератор-Пресс, 2003.

 

Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.

 

Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Дело, 2001.

 

Маслов В.И. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России/ В.И. Маслов //Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №1(янв.-февр.). - С. 133-144.

 

Менеджмент: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - М.: ЮНИТИ, 2001.

 

Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. - СПб.: Питер, 2003.

 

Основы менеджмента: Пер. с англ./ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2000.

 

Струкова О.С. Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004г. N 2. - С. 71-78.

 

Толкачева Е.В. Эволюция систем управления в контексте организационного развития бизнеса //Менеджмент в России и за рубежом.-2004 г. №1.-С.21-23.

 

Управление персоналом: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред.Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002.

 

Хмелькова Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации //Менеджмент в России и за рубежом.-2004 г. №1. С.119-126.

 

Царский В. Современный психологический справочник менеджера. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

 

Этика и психология менеджмента: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д, 2002.

 

Дополнительная литература

 

Белолипецкий В.К. Этика и культура управления: Учеб.-практ. пособие. - М.; Ростов н/Д: Издат. центр "МарТ", 2004.

 

Вдовин А.И. Антиуправленческие ситуации.-СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.

 

Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Элит-2000, 2003.

 

Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2003.

 

Гладков И.С. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издат.-торг. корпорация "Дашков и К", 2003.

 

Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. вузов эконом. спец. - Минск: Мисанта, 2003.

 

Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR: Учеб.-практ. пособие. - Ростов н/Д: Издат. центр "МарТ", 2003.

 

Калигин Н.А. Принципы организационного управления. - М.: Финансы и статистика, 2003.

 

Кнорринг В.И. Основы искусства управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: Дело, 2003.

 

Овсянко Д.М. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та: ОЦЭиМ, 2003.

 

Перерва П.Г. Самомаркетинг менеджера и бизнесмена. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

 

Попов С.Г. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2003.

 

Чудновская С.Н. История менеджмента: Учеб. для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2004.

 

Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы/ Р. Джей, Р. Темплар; Пер. с англ. В. Ионова, А. Лисицыной. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.