Результативность менеджмента — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Результативность менеджмента



Результативность менеджмента связана с реализацией целей менеджмента и результативностью деятельности управляемого объекта за определенный период.

Цель менеджмента — формирование условий устойчивого долговременного развития социально-экономической системы на основе обеспечения результативности ее функционирования при нормальном уровне доходности, допустимом риске, безопасности деятельности, что достигается использованием присущих менеджменту эффективных средств воздействия на персонал и методов взаимодействия коллективов.

Формирование данной категории связано с логикой следующей понятийной цепочки: потребность - цель - конечный результат.

Цель как направляющий элемент управленческой деятельности обусловлена социальной потребностью общества, всего народного хозяйства. Следовательно, конечный результат, прогнозируемый в общей цели социально-экономической системы, в том числе в производственно-хозяйственной, всегда имеет форму удовлетворения определенной народнохозяйственной потребности, на которую ориентирована данная система. Поэтому конечный результат можно трактовать как уровень удовлетворенности социальной потребности общества (коллектива) в том или ином виде продукции, услуг.

Цель при оценке ее реализации может быть сопоставлена с конечным результатом — продуктом и уровнем обеспечения этим продуктом социальной потребности общества. Именно уровень достижения цели и удовлетворения социальной потребности как разница между целью (потребностью) и фактическим результатом характеризует социальный результат материального производства. При этом предполагается, что цель адекватно отражает потребности, обусловленные данным уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

В связи с ориентацией развития производственно-хозяйственных систем на конечные результаты формулирование и взаимоувязка целей по конечным результатам приобретают исключительную значимость. Ошибки в формулировании цели становятся все ощутимее (по некоторым данным, до 90% всех ошибок в управлении). В ряде случаев промежуточные цели подменяют главные. Иногда промежуточные цели приобретают значение самоцели, и происходит потеря главной цели. С другой стороны, преувеличение значения конечных главных целей снижает внимание к промежуточным целям, от качества и сроков достижения которых зависит реализация главных целей. Все это может привести к нежелательным последствиям.



Результативность менеджмента — способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленной цели, удовлетворяющих определенную народнохозяйственную потребность и создающих условия для устойчивого развития социально-экономической системы.

Из приведенного определения выделим условия, при которых менеджмент можно назвать результативным:

- социально-экономическая система достигла конечных результатов, в которых в значительной степени реализована общая цель или миссия системы (уровень достижения цели);

- конечные результаты соизмеримы с потребностью (уровень удовлетворения потребности);

- определена потенциальная потребность как основание для формирования новой цели и создания условий устойчивого развития (уровень возможного расширения производства);

- достигнута результативность по каждому виду функционального менеджмента как уровня обеспечения соответствия функциональных результатов их целям.

Последнее условие требует пояснения. Например, финансовая цель производственно-хозяйственной системы определяется величиной прибыли, которую предполагается получить в процессе производства и реализации продукции. Прибыль рассматривается как средство, обеспечивающее развитие социально-экономической системы, как условие реализации главной цели менеджмента. Такая оценка осуществляется по каждой из поставленных функциональных целей менеджмента: научно-технической, маркетинговой, социальной. Сопоставление конечных и функциональных результатов позволяет дать оценку согласованности деятельности менеджеров и всего аппарата управления, а также оценку результативности отдельных процессов управления, их взаимодействия.

Оценка результативности деятельности менеджмента позволяет выявить возможности и направления развития организации, дает информацию о необходимости создания новой потребности и, соответственно, выпуска новой или усовершенствования выпускаемой продукции, о диверсификации, о проблемах взаимодействия участников производственного процесса.

Многоцелевой характер производственно-хозяйственных систем и многоаспектность понятия «конечные результаты» позволяют говорить о различных формах результативности производственно-хозяйственной деятельности. Наиболее реальны в настоящее время социальный, экономический, научно-технический, экологический, организационный и временной аспекты результативности.



В условиях перестройки системы управления экономикой идет процесс закономерного движения к разнообразию форм хозяйствования, что, естественно, повышает ответственность за измерение и оценку конечных результатов каждого звена. В основе решения данной проблемы должны лежать такие категории, как труд и собственность. В отношении собственности при исследовании и решении проблемы пойдут по направлению оценки конечных результатов функционирования разных форм собственности.

Конечные результаты как экономическая категория должны быть выражены в системе показателей, отражающих их количество и качество.

В процессе управления осуществляется декомпозиция — разложение общей цели на составляющие в соответствии с задачами производства, распределения, обмена, потребления, единого воспроизводственного процесса, а также с учетом воспроизводства всех видов используемых ресурсов: трудовых, материальных, топливно-энергетических, информационных, экологических и т.д. Отсюда возникает система взаимозависимых целей, выступающих условиями достижения общей цели. Речь идет о целях научно-технического, экономического, производственного, социального, экологического развития.

В производственно-хозяйственной системе кроме непосредственно производственной имеется инновационная деятельность, маркетинговая, финансовая, социальная, результативность которой определяется уровнем достижения функциональных целей. Инновационный результат — масштаб новшеств; финансовый результат — величина или динамика прибыли; социальный результат — уровень жизни работников и его динамика; маркетинговый результат — доля нового рынка или расширение имеющегося.

Уровень достижения функциональных целей характеризует результативность функционального менеджмента с точки зрения результатов социально-экономической системы как условия, обеспечивающего конечные результаты.

Следует отметить, что при оценке конечных результатов определяются последствия, вызванные данной деятельностью. Например, при оценке научно-технического уровня и качества продукции следует дать оценку экологическим последствиям в регионах производителя и потребителя, к которым приводят производство и потребление данной продукции. Результативность менеджмента как уровень обеспечения удовлетворения потребности в продукции (услугах) организации оценивается на уровнях общества, экономики, определенного рынка.

Качество менеджмента

Эффективность управления тесным образом связана с его качеством. Управление через свои специфические возможности и средства воздействует на движение и развитие всего организма производственно-хозяйственной системы, на все его процессы: производственные, обслуживающие, управляющие. Однако, акцентируя внимание на том, как управление влияет на производство, часто игнорируют обратную связь, т.е. то, что происходит или должно происходить с управленческой деятельностью в результате управляющего воздействия. Это, естественно, приводит к диспропорциям в развитии системы менеджмента и тем самым снижает эффективность принимаемых мер или вообще приводит к отрицательным последствиям. Еще сохраняется взгляд на управленцев как на иждивенцев и требование сокращать их численность любыми средствами, в основном административными.

Многие проблемы будут сняты при определении категории качества менеджмента и усвоении методологии исследования, измерения и оценки данной характеристики.

Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Сущность данного понятия применима к любой деятельности, в том числе к производственно-хозяйственной и управленческой.

В социально-экономической системе категория качества используется как характеристика качества труда, производственной деятельности, качества продукции. Все данные понятия взаимообусловлены. Качество труда определяет качество производственной деятельности, последнее находит отражение в качестве продукции. Качество отражает сущностные черты назначения предмета или явления, их главную функцию.

Продукция имеет конкретное целевое назначение и функциональные особенности. Именно они характеризуют качественную специфику данного предмета в отличие от любого другого. Качество в значительной степени определяется потребностью, или спросом. В определенных случаях такую потребность создает сам изготовитель. Таким образом, качество продукции выступает целью производственной деятельности. Обеспечение данной цели становится функцией менеджмента, а ее реализация обеспечивается системой менеджмента. Качество продукции или услуги определяется качеством производственной деятельности, используемых ресурсов, профессионализмом и опытом персонала, организацией управления.

Следовательно:

- качество отражает аспект назначения продукции (услуги) или деятельности;

- качество деятельности определяет качество продукции;

- качество продукции и качество деятельности выражается системой показателей, характеризующих отдельные его стороны;

- качество выступает целью производственно-хозяйственной системы, что обусловливает потребность формирования системы управления качеством.

Под качеством понимается совокупность существенных свойств, характеризующих способность управления удовлетворять потребности производства. Качество менеджмента можно описать совокупностью характеристик, отражающих целевые, функциональные, мотивационные, экономические, организационные, социальные, технологические, правовые свойства. Критерием качества выступает управляемость. Как категория управления качество имеет социально-экономическую форму, что выражается в его целевом назначении, в применяемых рычагах и стимулах.

Одним из признаков качества управленческой деятельности выступает качество труда. Качество труда проявляется в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда есть функциональное назначение управленческого труда. В связи со сложностью измерения производительной силы управленческого труда рассмотрим качественные особенности труда и его продукта.

Качественными особенностями управленческого труда выступают:

- творчество как форма умственного труда;

- предпринимательский характер;

- инновационность;

- временные ограничения;

- коллективный характер (партнерство, корпоративность);

- рисковость.

Качественные характеристики управленческого труда многогранны: экономические, специальные, организационные и др. Их оценка и измерение предполагают обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями производственно-хозяйственной деятельности и ситуационными данными.

В дополнение к общим характеристикам качества труда следует присоединить качественные характеристики управленческих работников, информационных ресурсов, средств и техники, трудовых взаимоотношений между работниками и коллективами, качество организации, условий и мотивации труда.

Поскольку непосредственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое как реализованное решение, то качество управленческого труда выражается в качестве этого решения, в его способности удовлетворять те или иные потребности производства.

Качество управления как результат воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором используемых средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации в производстве. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До этого можно говорить только о соблюдении принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения производственно-хозяйственной проблемы.

При оценке управленческого решения как процесса используются качественные характеристики: оптимальность, экономичность, оперативность, эффективность, рисковость, социальная значимость, правовая защищенность. При оценке решения как результата воздействия определяется эффект, рассматриваемый как итоговая характеристика качества менеджмента.

Особенностью понятия «качество управления», обусловленного сущностью управления как воздействия, выступает не только наличие качественных свойств, но и их соответствие потребностям производственно-хозяйственной и социальной деятельности, а также соответствие прогрессивным тенденциям, мировым и отечественным стандартам, регламентирующим данные тенденции. Например, качество структуры управления выражается в обеспечении устойчивости деятельности в сочетании с гибкостью ее связей и способностью приспособления в случае изменения ситуации и задачи. При этом обеспечивается соответствие объема и характера связей нормам управляемости. Последние связаны со спецификой функций, выполняемых на данном уровне структуры, и объемом полномочий, закрепленных за данным уровнем (лицом). Так, на уровне дирекции предприятия норма управляемости составляет 5—6 человек (подразделений), имеющих выход на одного руководителя. Чем ниже уровень управления и однообразнее выполняемые функции, тем выше норма управляемости или диапазон контроля. На уровне мастера норма может составлять 25—40 человек в зависимости от особенностей производственной деятельности.

Качество системы менеджмента проявляется в следующих характеристиках:

- социально-экономических — имидж и марка фирмы, ее место в мировом или национальном рейтинге, ценовая стратегия, экономичность;

- организационных — надежность, организованность, адаптивность, уровень интеграции и дифференциации управления, уровень децентрализации и диверсификации;

- социальных и психологических — коммуникабельность, корпоративность, уровень культуры, социально-психологический климат, совместимость, стиль руководства, соотношение формальных и неформальных структур, этичность поведения руководителей, профессионализм кадров;

- технологических — инновационность, уровень технологичности, техническая вооруженность.

Качество управления, и его эффективность — разные состояния управления. Общее у них то, что они представляют собой признаки деятельности, отражаемые в конечных результатах. Бытует мнение, «эффективность — это динамика объема деятельности, а качество — динамика ее структуры».

 






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.