Факторы эффективности менеджмента — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Факторы эффективности менеджмента

2017-06-29 90
Факторы эффективности менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возросшая роль управления в условиях рыночной экономики, предполагающих экономическую свободу и полную ответственность за результаты, ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов на управление, но и то, как управление создает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия.

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта.

Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает анализ:

- управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;

- затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

- характера управленческого труда;

- эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, достижения определенных целей.

Эффективность менеджмента — это результат функционирования системы и процесса управления в виде взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Она показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть ее. Результаты деятельности, соотнесенные с целью и затратами, и есть содержание эффективности как управленческой категории.

На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов:

- потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу;

- средства производства;

- социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом;

- культура организации.

Эти факторы действуют совместно и в единстве.

Эффективность менеджмента оценивается по следующим направлениям:

- постановка и обоснование цели оценки;

- выбор критерия отбора показателей оценки;

- соизмерение цели фирмы и потребности в данном виде продукции;

- соизмерение цели и конечного результата;

- соизмерение конечного результата и потребности;

- определение результативности менеджмента;

- определение ресурсообеспеченности цели;

- соотношение конечного результата с ресурсами (ресурсосбережение);

- определение величины экономического эффекта;

- отношение экономического эффекта к величине каждого вида использованных ресурсов;

- отношение экономического эффекта к величине затрат на управление;

- отношение величины каждого вида использованных ресурсов к величине соответствующего потенциала;

- определение эффективности процессов управления по выработке и реализации средств воздействия: стратегии, мотивации труда, форм организации управления;

- определение величины использования каждого вида потенциала: ресурсного, организационного, информационного, научно-технического, экологического, кадрового;

- определение эффектов: социального, научно-инновационного, экологического, организационного;

- определение эффективности использования каждого вида потенциала социально-экономической системы.

Современная теория управления определяет следующие виды эффективности менеджмента:

- по средствам воздействия и взаимодействия: целевая, мотивационная, стратегическая, тактическая, ресурсная, затратная, плановая, прогнозная, программная, концептуальная, функциональная;

- по содержанию эффекта: экономическая, организационная, социальная, экологическая;

- по фактору времени: перспективная, текущая, оперативная;

- по стадиям развития систем менеджмента: формирования, становления, антикризисная, совершенствования, реформирования;

- по видам управленческой деятельности: маркетинговая, инновационная, инвестиционная, производственная, финансовая, коммерческая, предпринимательская;

- по формам эффективности: системы менеджмента, управленческой деятельности, процесса управления, управленческого нововведения, деятельности менеджера и служащего.

Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает самое выгодное значение.

В качестве критерия эффективности производства и управления используют обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты: объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.; и частные показатели использования отдельных видов ресурсов труда, основных фондов, инвестиций.

Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми ресурсами. Для этого используют частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, материальных — материалоемкость продукции, основных фондов — фондоотдача. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными (социальная эффективность) показателями.

Количественные показатели деятельности системы управления включают: трудовые показатели — экономию живого труда в сфере управления (численность работников, сокращение трудоемкости процессов управления); финансовые показатели — сокращение расходов на управление; показатели экономии времени — сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, прогрессивных организационных процедур.

Особо важное значение имеют качественные показатели (социальная эффективность): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; рост квалификации менеджеров; возрастание уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

Существуют и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности ресурсно-потенциальный, представляющий собой соотношение потенциальных возможностей производства с фактическим значением использования ресурсов. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.

При оценке эффективности менеджмента используют также показатель экономичности управления: отношение экономических показателей (валовая продукция, прибыль, валовой доход) к затратам на содержание аппарата управления.

ЭУ = П / ЗУ, (2)

где ЭУ – показатель эффективности;

ЗУ – затраты на управление;

П – прибыль организации.

КЧ= ЧУ / Ч, , (3)

 

где КЧ – коэффициент численности управленческих работников;

ЧУ – численность работников управления;

Ч – общая численность работников организации.

КЗ= ЗУ / З, , (4)

 

где КЗ – коэффициент затрат на управление;

ЗУ – затраты на управление;

З – общие затраты организации.

КЗП= ЗУ / ОП, , (5)

 

где КЗП – коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг);

ОП – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности управления — в обеспечении наибольшего экономического эффекта в народном хозяйстве при данных ресурсах (затратах) на управление. Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.

При определении экономического эффекта менеджмента наряду с оценкой его величины учитывают эффективность его распределения и потребления, т.е. величину прибыли, направляемую на развитие предприятия и создание потенциала для будущего обновления. Такой же концепции следует придерживаться и при определении социального эффекта менеджмента. С позиций социально-экономической системы социальный эффект проявляется в качестве и уровне жизни работников. Поскольку целью менеджмента выступает обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы и создание потенциала для будущего, а главным элементом потенциала является человек, логично считать социальным эффектом менеджмента наряду с уровнем жизни и развитие личности.

При оценке народнохозяйственной эффективности менеджмента, т.е. вклада менеджмента производственно-хозяйственной системы в экономику, рассмотренные критерии экономического и социального эффекта менеджмента приобретают значимость и ценность.

Научно-технический эффект менеджмента проявляется в обновлении продукции, ее качестве и конкурентоспособности как на внутренних, так и на внешних рынках. Экологический эффект — в сохранении и обновлении природы и ее взаимодействии с экономической и социальной жизнью общества.

Таким же образом предполагается обеспечить конечные результаты комплексом управленческих функций, процедур и системой регламентов, при помощи которых достигаются конечные результаты.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.