Процессы формирования гражданского общества в период горбачевской перестройки. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Процессы формирования гражданского общества в период горбачевской перестройки.

2017-06-29 1100
Процессы формирования гражданского общества в период горбачевской перестройки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под воздействием социально-экономических и политических реформ во второй половине 80-х гг. прошлого века в России произошли большие перемены. Начавшиеся с 1985 г. преобразования в России имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Место партийной номенклатуры заняли многочисленные элитные группировки. Сама элита утратила значительную часть рычагов власти, присущих старому правящему классу. Это привело к постепенному переходу от политических и идеологических методов управления к экономическим.

Трансформация институтов российского общества серьёзно сказалось на его социальной структуре. Изменились отношения собственности и власти, появились новые социальные группы («предпринимательская структура» и др.), изменялись уровень и качество жизни каждой социальной группы, перестраивался механизм социальной стратификации. Все это стимулировало создание основ гражданского общества в России, отражало многообразие интересов представителей различных групп и слоев общества.

Перераспределение собственности через приватизацию открыло возможности для формирования среднего класса в России. Приватизация позволила частным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.

Перестройка советского общества во второй половине 80-х гг. привела к буквально взрывоподобному росту численности общественных объединений, многие из которых вышли из среды неформального движения. При этом, создаваемые организации зачастую носили слабо структурированный характер, а их лидеры часто уходили из общественной сферы в политическую. После огромного перерыва в развитии гражданского общества в России (с октября 1917 г. по 1990-е гг.) начался период бурных реформ во всех областях жизни страны.

За несколько лет реформирования в нашем государстве возникли многочисленные политические партии, народные фронты, организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной и др. К ним относятся: Ассоциация российских банков, Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс деловых российских кругов, Союз предпринимателей и арендаторов, Межрегиональный биржевой союз и др.

Все перечисленные организации относятся к субъектам гражданского общества в экономической сфере. В других сферах общественной жизни, например в социальной, их возникло еще больше. Так, в настоящее время в Российской Федерации действуют разнообразные фонды социальной защиты граждан и культуры; Фонд социальной защиты материнства и детства, Союз солдатских матерей, Фонд «Духовное наследие»; Пенсионный фонд, благотворительный фонд «Нет – алкоголизму и наркомании» (фонд НАН) и др.

Сферы и направления деятельности гражданских организаций в России чрезвычайно многообразны. Панорама общественной добровольческой деятельности институтов и организаций гражданского общества чрезвычайно широкая. Здесь защита прав граждан и правовое просвещение, охрана природы и экологическая защита, добровольные спасательные отряды, помощь инвалидам, больным детям, одиноким старикам, жилищное устройство выпускников детских домов, защита прав потребителей, работа с детьми и подростками из неблагополучных семей, поиск без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны и многое другое.

Реальными признаками существующего гражданского общества становятся выборность представителей власти, действительная прозрачность расходования бюджетных средств, ослабление роли чиновников в управлении страной, в том числе и передача их функций общественным организациям.

В период горбачёвской перестройки (1985-1991) происходит также резкое эмоциональное единение между оппонентами режима, которое способствовало возникновению затем определённых организационных структур. Горбачёвская перестройка сознательно применила политику, открывшую возможности для публичного обсуждения и организационного развития. Почти немедленно после этого в Москве, Ленинграде и других крупных городах появились первые независимые политические протестные группы.

В начальном периоде критически настроенные демократические движения, группы его составляющие (философские, исторические) искали для самоидентификации адекватные символы в мире «русской истории». Во втором периоде ключевая роль была сыграна Демократическим союзом, члены которого были представлены маргинальной интеллигенцией. Однако конфронтационная, антигосударственная установка гражданского общества оказалась менее эффективной, чем та, что была провозглашена умеренными демократами реформистского толка. Эти зачатки гражданского общества, в частности, не позволили достичь цели организаторам государственного переворота в августе 1991 года.

Именно в этот период российская политика переживает ситуацию выбора, которая в свою очередь породила множество точек зрения на будущее страны, в том числе на построение правового гражданского общества.

Страна должна была определиться: пойти по пути, который уже был пройдён Западом или найти свою модель развития с учётом геополитического положения России, её историко-культурного наследия. Нельзя было не учитывать и состояние кризиса общественного сознания, в котором находилось российское общество после развала СССР. В условиях разочарования итогами горбачёвской перестройки, породившей неверие к любым попыткам «программировать» развитие общества, распада единого поля смыслов и ценностей, цементировавших в недавнем прошлом геополитическое пространство бывшего СССР, развернулась весьма бурная полемика об идеале России, что было обусловлено процессом развивавшейся многопартийности.

Многопартийность один из самых ярких критериев демократии, который позволяет составить позитивную оппозицию правящей элите и организовать иные формы протестного движения гражданского общества. Мало того, сами политические партии позиционируют как основные блоки гражданского общества. Следует признать также, что политические партии в истинном смысле этого слова возникают лишь тогда, когда общество достигает соответствующего уровня социально-политической дифференциации. И власть это поняла, так как именно в недрах КПСС вызрела идея создания более широкого пространства для политического самовыражения типа гласности и митинговости, оформленная юридически. В конце 80-х годов прошлого века в программах политических партий и общественных движений, оппонирующих КПСС, все более явственно начинают звучать фрагменты оценок, теорий, вытекающих из основных постулатов либерализма.

В 1990-е гг. общественная активность продолжала оставаться высокой, однако при этом начало приходить понимание, что реалии нового капиталистического общества требуют кардинально иных, новых подходов к вопросам организации и финансирования структур гражданского общества. Сложное социально-экономическое положение в стране также негативно отразилось на реальной деятельности НКО. В то же время, именно в это период общественные организации начали активно осваивать новые источники финансирования – зарубежные гранты, а их лидеры стали проходить обучение за рубежом. Для части организаций в России приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других – обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков, дольщиков), другие с самого начала носят открыто ангажированный политический ха­рактер («Женщины России», партия пенсионеров). Контроль над подобными объедине­ниями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый ха­рактер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтер­нативность политической системе. Самоуправляющиеся струк­турные элементы начинают строиться по принципу все расширя­ющего свои функции государства иерархии.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.