Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения. — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения.



Вопрос 1

Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

Философия – «любомудрие» возникла в 7-6 веках до н.э. в др. Китае др. Индии и в Европе (др. Греции)

Мировоззрение - это воззрение на мир. Мировоззрение включает в себя совокупность взглядов, принципов, ценностей, идеалов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место человека в нем. «Мир» - вся окружающая человека действительность как некое единое целое; представление о человеке в его отношении к миру.

Мироощущение - эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств. Мировосприятие - формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения .

Основной вопрос мировоззрения (ОВМ). Это вопрос об отношении человека и мира.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ;

1.МИФОЛОГИЯ. Мифы – древние сказания разных народов о делах богов и героев, о жизни людей и животных, о фантастических существах, населявших землю. Мир синкретичен, т.е. в нем отсутствует четкое разграничение мира и человека, мысли и эмоций, идеального и материального. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология появилась раньше, так как человеческое мышление в своем развитии не достигло уровня, на котором стало возможным формирование высокого уровня абстракций.

2.РЕЛИГИЯ. Специфика религии – в особом характере её «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешний формой проявления веры служит культ. Религия – социально организованная и организующая вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям. В религиозном мировоззрении уже появляется более высокий уровень абстракций, из которых самой высокой абстракцией является бог.

3.ФИЛОСОФИЯ. Философское мировоззрение возможно при формировании самого высокого типа абстракций, не имеющих наглядного аналога в мире. Категории философии – это абстракции высочайшего уровня, которые, как правило, невозможно представить себе в виде образов. Например, материя, сознание, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность и т.д. Сущность философии в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «человек – мир».



4.ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ (на опыте). Оно возникает и складывается стихийно как мироощущение, умонастроение широких народных масс, оно включает в себя не только «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, научные, философские, религиозные знания, но и множество всевозможных примет, предрассудков, которые играют определенную роль в повседневной жизни людей.

 

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Учение о душе.

Тело человека-временное вместилище души, кот. состоит из огня, земли воды и воздуха. Душа сотворена богом: делится на разумную (мышление) и неразумную (чувства). Суть теории познания:”зн-е-это вспоминание” того, что когда-то знала душа. Создал образ идеального гос-ва, в кот. 3 группы людей: правителей-фил-ф, воинов, земледельцев и рамесленников) все они должны заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других.

С Платона начинается развитие философского идеализма в европейской философии. Но его также считают "князем диалектики". Платон, в отличие от предшественников - Гераклита и пифагорейцев, открывает диалектику в самом человеческом разуме и понимает ее как необходимую форму проникновения в суть вещей. Но, прежде, уточним место диалектики в теории познания Платона.

Из того, что уже было сказано о Платоне, можно сделать вывод о существовании двух путей познания. Во-первых, это познание, связанное с чувствами, обращенными к миру вещей. А, во-вторых, это познание, которое осуществляет разум, который обращен к миру идей. В соответствии с этим делением Платон различает две части души - разумную и неразумную. Причем неразумная часть, в свою очередь, делится на чувства и страсти, или вожделения. Характерно, что уже в неразумной части души, согласно Платону, присутствует элемент самокритики, когда одолеваемый страстями человек бранит самого себя и собственные страсти. Критически настроенную сторону неразумной души Платон считает союзником разума. Интересно и то, что разумную сторону души он связывает с головой, по своей форме напоминающей шарообразный космос, а неразумную - с сердцем и брюшной полостью.



Вся жизнь человека, по Платону, протекает в борьбе указанных начал души, а значит в борьбе истинного знания и мнения, впечатления, вожделения. И в зависимости от того, какое начало победит, в последующем рождении человек обретает тело человека или животного и т. п. Таким образом, вслед за пифагорейцами, Платон признает переселение душ, по-гречески "метемпсихоз".

Подобно Пифагору, он считает, что души бессмертны, и, будучи сотворенными Богом однажды, затем переселяются из тела в тело. А в промежутках между земными существованиями они, по мнению Платона, оказываются в мире идей. Рассказ о том, как души путешествуют в "занебесье", приводится Платоном в диалоге "Федр", наполненном яркими телесными деталями. Душа, описывает Платон, поднимается в мир идей в роли возничего на колеснице с двумя запряженными в нее конями. Но конь, причастный злу, тянет колесницу вниз и, отяжелевая и ломая крылья, души падают вниз в вещественный мир.

Именно там, в "занебесье", доказывает Платон, души способны созерцать идеи в их чистоте и незамутненности. Так с платоновским учением о метемпсихозе оказывается связан третий путь познания, именуемый "анамнесисом". "Анамнесис"переводится с греческого как "припоминание". В диалоге Платона "Менон"мальчик-раб решает геометрическую задачу, как бы припоминая то, чего он явным образом никогда не знал.

Уточняя соотношение трех способов познания у Платона, подчеркнем, что главный из них, конечно, припоминание. Ведь человек узнает вещи, которые воспринимает чувствами, и продвигается к истине посредством логических рассуждений только потому, что душа уже когда-то знала истину, но затем, вернувшись в этот мир, ее забыла. Если применительно к "занебесью"припоминание - это единственный способ познания, то в мире вещей оно составляет основу всего познания в целом. И все же логика теснее связана с припоминанием, поскольку в случае припоминания разум усматривает истину прямо и непосредственно, а в ходе рассуждений он открывает ту же истину косвенным путем. И в связи с этим мы должны возвратиться к вопросу о диалектике Платона.

Вопрос 8

Вопрос 9

Вопрос 10

Вопрос 11

Вопрос 12

Вопрос 13

Вопрос 14-15

Основные тенденции духовного развития эпохи Возрождения. Философские взгляды Авиценны и Парацельса.

Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего возраждение проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма, направленных против христианской морали. Стремление всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслождение – высшее благо. Дж. Бруно провозглашал существование безчисленных миров. Небесные тела составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном пространстве., был противником схоластических методов осмысления природы.По примеру своего отца Парацельс довольно рано начализучать медицину в Германии, Франции Италии. Парацельс впервые стал читать лекции студентам-медикам на немецком языке вместо традиционной латыни. Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, сводились к следующему: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. В 1528 году Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Авиценна(араб. Ибн Сина, 980—1037) происходил из туркестанской Бухары. Имел энциклопедическое образование. Главным философским трудом Авиценны был трактат энциклопедического характера «Книга исцеления», содержащий основы логики, физики, математики и метафизики; кроме этого он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание приобрел трактат «Канон медицины».Философия Авиценны была теоцентрической, однако в ином смысле, чем христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя же является вечной. Материальный мир имеет характер конкретной возможности и существует во времени. Как и у Аристотеля, у Авиценны бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным творческим условием. Мир в своей реальной множественности не создан однажды и непосредственно богом, но возник постепенно.

Основные идеи философии эпохи Возрождения:

1.Антропоцентризм. Философы формально по-прежнему в центр внимания ставили Бога, но преимущественное внимание уде- ляли уже не ему, а человеку. Философской основой был антропо- центрический неоплатонизм.

2. Гуманизм. Признание человека личностью, его права на твор- чество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь, прежде всего, за счет возрождения характерного для античности ин- тереса к гуманитарному знанию.

3. Постулирование творческой сущности человека. Человек ни- кому не подражает: ни Богу, ни природе; он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

4. Личностно-материальное понимание мира. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

5. Эстетика. Идея доминирования эстетического понимания дей- ствительности над моральными и научными представлениями.

6.Антисхоластика. Стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения, особое значение имела Реформация, в период которой начались религиозные реформы, проводимые Я. Гусом, М. Лютером, Т. Мюнцером, Ж. Кальвином.

7. Геометрически-структурное понимание мира. Понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

8. Пантеизм. В переводе с греческого «пантеизм» означает все- божие. Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает новые черты.

пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно(1548–1600 гг.) была высшей точкой развития философской мысли Возрождения, поскольку в ней были соединены материализм, стихийная диалектика, гуманизм, величие природы. вещи содержат в себе разум: всё одухотворено. Бог рационально непостижим, поскольку по следствиям трудно познать причину. Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность форм — как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой.

Вопрос 16

Вопрос 17

Вопрос 18

Вопрос 19

Вопрос 20

Философские идеи французских просветителей XVIII в.

Наиболее яркими выразителями идеи просвещения, наряду с английскими философами, были французские мыслители, идеологи нарождающейся буржуазной революции 1789 г.: Д. Дидро, П. Гольбах, Де Аламбер, Ламетри, Гельвеций. Все они были представителями материалистической традиции в истории философской мысли. Исходным пунктом их воззрений на природу является понятие материи. Материя есть то, что вне нас, что оказывает влияние на наши органы чувств. Самым существенным для материи, по их мнению, является движение. Однако движение понимается ими как простое механическое перемещение, как вечный круговорот. Сама материя несотворима и неуничтожима, а движение — вечное свойство ее существования.

Первоначальными свойствами материи считались протяженность, тяжесть, форма, непроницаемость. Чтобы справиться с проблемой происхождения сознания, французские материалисты прибегнули к гилозоизму (как и Спиноза).

В своей борьбе с идеализмом французские мыслители большое внимание уделяли обоснованию существования объективных за- конов природы, понимая их, прежде всего, как законы механики и распространяя эти законы и на человека. Человек — считали они — часть природы, только чувствующая и мыслящая.

В учении о познании последовательно развивался материализм. Все они исходили из сенсуализма, признавая, что, источником познания является внешний мир, данные которого добываются органами чувств.

Несколько обособленно от французских материалистов ХVIII века находился Ж.-Ж.Руссо(1712–1778).

Если перечисленные выше представители французского Просвещения представляли высшие и средние слои общества и были идеологами буржуазной революции, то Руссо представлял самые низшие слои общества. Основная тема его философских размышлений — судьба простого человека из народа. Значение Руссо для истории мысли в тех идеях, которые он высказал как социолог, как политический мыслитель, моралист и педагог. Руссо радикальный демократ горячо и искренне сочувствующий народу. Руссо верит, что простой переход к буржуазному обществу не уничтожит неравенства между богатыми и бедными. Юридическое равенство, которое отстаивали адепты идущей к власти буржуазии, не принесёт действительного равенства между людьми. Более того, Руссо предсказывает, что наступит время, когда бедные восстанут против богатых. Однако он видит противоречия современной ему социальной жизни в противоречии между «природой» и «культурой», между естественной, гармоничной жизнью чувства и искусственностью, односторонностью рассудочного мышления.

Исследуя вопрос о природе человеческого неравенства, Руссо выдвигает гипотезу о первоначальном «естественном состоянии» человечества, из которого возникла цивилизация. Исходная точка такого состояния у Руссо отлична от Гоббса. Человек (дикарь) в естественном состоянии не был ни зол, ни добр, не имел ни по- роков, ни добродетелей. Он не был злым, ибо не знал, что значит быть добрым. Не развитие знаний, не узда закона, а спокойствие страстей и неведение порока мешают людям в естественном со- стоянии делать зло.

Предлагая преобразовать общество на принципах разума и справедливости, французские просветители отстаивали пути мирного реформирования общества, идущего сверху от «просвещенных правителей». Революционный путь преобразования общества признавался ими как крайний случай для свержения такой власти, которая отказывается от просвещенного правления и является «просто разбоем», делающим общество несчастным.

Философия французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789–1794 гг. Она выдвинула и обосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.

Вопрос 21

Теория познания И. Канта.

Немецкая классическая философия — это значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена творчеством Иммануила Канта (1724–1804), Иоганна Фихте (1762–1814), Георга Гегеля (1770–1831), Людвига Фейербаха (1804–1872), Фридриха Шеллинга (1755–1854). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций, характеризующуюся следующими общими чертами: своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; исследованием не только человеческой истории, но и человеческой сущности; отношением к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей; разработкой целостной концепции диалектики; подчеркиванием роли философии в разработке проблем гуманизма.

Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант.

Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий философ. В его творчестве выделяют два периода: "докритический" и "критический". В "докритический" период (до 1770 г.) - Кант выступил как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы. Критический: Кант впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте он различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону индивидуального опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - надындивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания, он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Здесь Кант выступает как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет - это мир "вещей в себе", т.е. мир не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие), "вещи в себе", по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства.

Кант делит всё знание на опытное и доопытное. Первое выводится индуктивным путём, т.е. на основе обобщения данных опыта. В нём возможны заблуждения, ошибки. Всеобщее и необходимое знание является априорным, т.е. доопытным и внеопытным по своему принципу. Априорные на два типа: аналитические и синтетические. Аналитические суждения раскрывают содержание наших понятий (''треугольник - это плоская геометрическая фигура, имеющая три угла"). Синтетические суждения дают новое знание о субъекте (“Эта роза красна”). Согласно Канту, доопытные суждения мы способны высказывать потому, что владеем некими "схемами". Если мы хотим понять суть какого-то явления, то обязательно ищем его основание, или причину. Он рассматривает три сферы познания: чувства, рассудок, разум.

Чувства: Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания - пространство и время. Пространство - это априорная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания), время - априорная форма внутреннего (внутреннего созерцания). Рассудок: это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала под единство понятий и категорий.

Разум: это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит.

Доказательством положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии —это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмём идею мира в целом, то, оказывается, можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений — мир конечен, и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии возникают вследствие неистребимого желания человеческого разума перейти границу, за которой скрывается последняя сущность, последнее основание сущего. Но границу эту он перейти не в силах. В форме антиномий проявляются и сила, и бессилие разума.

Трансцендентальное единство апперцепции - правило, по которому все нормальные люди одинаково конструируют явления, а значит и знание от воздействия одних вещей в себе на органы чувств. Отсюда возникает критерий истины по Канту - интерсубъективность, т.е. общезначимость. Истинно то, что одинаково конструируется всеми или большинством людей.

Вопрос 22

Вопрос 23

Вопрос 24

Вопрос 25

Вопрос 26

Вопрос 27

Вопрос 28

Вопрос 29

Вопрос 30

Вопрос 31

Вопрос 32

Вопрос 33

Философия русского космизма: Вернадский, Федоров.

Космизм — специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской̆ и естественнонаучной̆ мысли.

В 19в возникло самобытное философское умонастроение, названное русским космизмом. Ведущими идеями философского космизма стали всеединство: незавершенность развития мира и человека, творческое признание человека. Идея русского космизма были близки многим выдающимся естествоиспытателям и ученым-Сеченов, Циолковский. В космизме, особенно в религиозном аспекте содержалось немало мистических и утопических моментов (федоровский проект просвещения). Федоров Н.Ф. (1829-1903- основоположник русского космизма. В основе его концепции лежит поиск глубинных причин зла и разработки средств его преодоления. Главное зло человека-смерть. Федоров выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По Федорову, долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, пре- вращение его догматов в заповеди. Он считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью.

В дальнейшем учение Федорова развивалось в двух направлени- ях: религиозно-богословском и естественнонаучном.

В.И. Вернадский(1863-1945)-отдавая приоритет науки, он подчеркивал. что она неотделима от философии, научное познание расширяется путем не только логических приемов мышления, его источником служат также вненаучные формы, философия и религия.

Вернадский указывает на существование трех различных пластов реальности:

1) космических просторов;

2) атомных явлений;

3) жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятых как целое.

Эти три пласта отличны друг от друга по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но и отграничиваются друг от друга. Ноосфера — область планеты, охва- ченная разумной деятельностью человека. Основные предпосылки возникновения стадии ноосферы таковы:

1) распространение человека — одного биологического вида, обладающего разумом, — по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другими биологическими видами;

2) развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое;

3)открытие новых источников энергии (атомная, солнечная и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований;

4) массовая демократизация государственного устройства;

5) взрыв научного творчества в ХХ в. Своеобразным венцом раз- вития ноосферы должно стать освобождение человечества от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, — условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос.

Отдавая приоритет науке, Вернадский подчеркивал, что она неотделима от философии. По его мнению, научное познание расширяется путем не только логических приемов мышления, его источником служат также вненаучные формы, философия и религия.

Вопрос 34

Вопрос 35

Вопрос 36

Вопрос 37

Вопрос 38

Вопрос 39

Вопрос 40

Вопрос 41

Вопрос 42

Вопрос 43

Вопрос 44

Вопрос 45

Методы эмпирического исследования:

а) наблюдение. Под наблюдением понимается систематическое, целенаправленное и организованное восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств. К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект ис- следования, условия наблюдения и средства наблюдения — установки, приборы и измерительные инструменты;

б) сравнение.Сравнением называется установление сходства и раз- личия предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям: 1) сравниваться должны лишь сравнимые явления; 2) сравнение должно происходить по наиболее важным, существенным признакам (для данной конкретной познавательной задачи). При аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях;

в) эксперимент.Под экспериментом понимается такой метод из- учения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, когда сознательно изменяется есте- ственное течение процессов.

Достоинства эксперимента:

1) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;

2) он позволяет изучать объекты в искусственно создаваемых условиях (сверхнизкие или сверхвысокие температуры и т. д.);

3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость. Эксперимент можно производить как непосредственно с изучаемым явлением, так и с его заместителем, т. е. моделью. Кроме действительного эксперимента с материальными объектами существует и мысленный эксперимент, т. е. эксперимент с их идеальными копиями;

г) измерение— количественный метод исследования, целью которого является отражение в научном знании объективных количественных отношений, выраженных в числе и величине. Наличие необходимых приборов, позволяющих дать объекту количественную и качественную оценку.

Вопрос 46

Методы теоретического исследования:

а) Восхождение от абстрактного к конкретному.Под абстракт- ным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи вещей. Под конкретным понимается:

1) сама действительность, различные объекты, взятые во всем многообразии их свойств, связей, отношений;

2) полное, всестороннее знание об объекте. Этот метод познания как бы разбивается на два этапа. На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Второй этап и есть собственно восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т. е. от абстрактного в познании, к всестороннему, многообразному знанию об объекте, к конкретному в познании.

б) Формализация. Под формализацией в самом широком смысле понимается метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при по- мощи самых разнообразных «искусственных» языков, к числу кото- рых относятся, например, язык математики, математической логики, химии, радиотехники и т. д. Использование специальной символики является одним из необходимых и все более прогрессирующих методов отражения действительности человеком.

в) Аксиоматический метод. Суть его состоит в том, что в основу теории кладутся так называемые аксиомы, под которыми понимаются такие принципы, истинность которых не требует никакого подтверждения. Они считаются истинами самоочевидными. А затем из этих аксиом методом дедукции выводятся всевозможные следствия, которые и составляют суть построенной теории.

г) Гипотетико-дедуктивный метод. В отличие от аксиоматического, в основу теории кладутся не аксиомы, а гипотезы, т. е. некие предположения, которые еще требуют доказательства. Из гипотез дедуктивным путем выводятся все возможные следствия. Затем эти следствия проверяются на практике, и если они подтверждаются, то теория считается истинной, а значит истинными можно считать и гипотезы.

Вопрос 47

Вопрос 48

Вопрос 49

Вопрос 50

Вопрос 51

Проблема истины в философии. Различные подходы к пониманию истины.

Способы толкования

Проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия.

Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова, произведения искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична.

Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить.

Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие важные для человека явления, процессы, сущности.

Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль.

Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением. Такая позиция может использоваться только в течение определенного времени и не во всех областях деятельности.

Скорее всего, проблемы истины в философии объединяют все эти подходы. Истина – то, что на самом деле существует, соответствует нашему знанию. В то же время это определенный договор, соглашение. Она объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна и абстрактна.

Вопрос 52

Вопрос 53

Вопрос 54

Вопрос 55

Вопрос 56

Вопрос 57

Вопрос 58

Вопрос 59

Вопрос 60

Вопрос 61

Глобальные проблемы современности, их роль и значение в жизни человечества.

Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления. К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: 1)предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов;

2)преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости;

3)обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);

4)преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу: 5)прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);

6)своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность. В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем:

· все проблемы могут стать глобальными;

· число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение);

· точное определение причин возникновения глобальных проблем, их признаки, содержание и методы быстрого разрешения.

Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

Вопрос 62 (мало)

Вопрос 63

Вопрос 64

Вопрос 65

Вопрос 66

Вопрос 1

Понятие мировоззрения, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

Философия – «любомудрие» возникла в 7-6 веках до н.э. в др. Китае др. Индии и в Европе (др. Греции)

Мировоззрение - это воззрение на мир. Мировоззрение включает в себя совокупность взглядов, принципов, ценностей, идеалов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место человека в нем. «Мир» - вся окружающая человека действительность как некое единое целое; представление о человеке в его отношении к миру.

Мироощущение - эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств. Мировосприятие - формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения .

Основной вопрос мировоззрения (ОВМ). Это вопрос об отношении человека и мира.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ;

1.МИФОЛОГИЯ. Мифы – древние сказания разных народов о делах богов и героев, о жизни людей и животных, о фантастических существах, населявших землю. Мир синкретичен, т.е. в нем отсутствует четкое разграничение мира и человека, мысли и эмоций, идеального и материального. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовна






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.