Н. А. Бердяев: проблема творчества, свободы. Персонализм Бердяева: тема личности. Философия истории Бердяева. — КиберПедия


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Н. А. Бердяев: проблема творчества, свободы. Персонализм Бердяева: тема личности. Философия истории Бердяева.



Суть философии Бердяева - "познание смысла бытия через субъекта", т.е. человека. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть детерминирована бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самостоятельный характер.

Природа человека. По Бердяеву, бытие проявляется и обрывается через человека. Человек есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а поэтому он является существом беспредельным, свободным и творческим. Человек есть пересечение двух миров - высшего и низшего. Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью, Богом. Другая - с необходимостью, природой, материей. Бердяев различает понятие "личность" и "индивид". Он

пишет "Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая". Двойственная природа человека выражается также в том, что "он есть бесконечность в конечной форме, синтез бесконечного и конечного". Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность с его природной стороной. Сам Бог понимается не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то нет и смысла и высшей правды и цели

Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествления человека, ибо в этом случае распадается сам образ человека, а гуманизм переходит в свою противоположность. Если на место Бога ставится человек, то люди могут стать на путь "человекопоклонства". С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека "есть форма идолопоклонства".

По Бердяеву, двойственная природа человека рождает вечное противоречие и весь трагизм человеческого существования: как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное - он подчинен необходимости и не может вырваться за её рамки.

Свобода и творчество. По Бердяеву, свобода - это сущность человека, связанная с его духом, это его "внутренняя творческая энергия". Свобода не только важнее справедливости, но и самой жизни. Свобода главный источник трагизма жизни, ибо основанная не на природе, а на духе, она постоянно отягощена и ограничена природой человека.

Творчество, по Бердяеву, это есть главное предназначение человека, причем речь идет о творчестве в философском смысле, т.е. о "миротворчестве", которое находит свою "объективизацию" в культуре, науке, искусстве и т.д. Но творчество также противоречиво. В акте творчества человек свободен, он преодолевает "низший" мир - природный и социальный, не являющийся подлинным бытием, который он и называет "объективацией". Но в результате творчества человек опять возвращается в сферу "объективации", которая обезличивает человека, создает психологию раба. Бердяев считает, что богословие, которое рассматривает Бога как "Господина", тем самым унижает человека.



Социальная антропология. По Бердяеву, общество - это объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу и свободе реальность. Общество является частью личности, её социальной стороной. Объективированное общество подавляет личность, в нём царит разобщенность людей. По мнению Бердяева, высшим типом общества является такое, в котором объединены принцип личности и принцип общности.

Для достижения такого общества необходимо не техническое переустройство, а духовное возрождение. По Бердяеву, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм(религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца), пронизывающий всё общество, его культуру и сознание. Бердяев осуждает крайности славянофилов и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Он считает, что Россия стоит в центре миров Востока и Запада и должна сознавать себя "Востоком-Западом", соединителем, а не разделителем их.

 

Вопрос 33

Философия русского космизма: Вернадский, Федоров.

Космизм — специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской̆ и естественнонаучной̆ мысли.

В 19в возникло самобытное философское умонастроение, названное русским космизмом. Ведущими идеями философского космизма стали всеединство: незавершенность развития мира и человека, творческое признание человека. Идея русского космизма были близки многим выдающимся естествоиспытателям и ученым-Сеченов, Циолковский. В космизме, особенно в религиозном аспекте содержалось немало мистических и утопических моментов (федоровский проект просвещения). Федоров Н.Ф. (1829-1903- основоположник русского космизма. В основе его концепции лежит поиск глубинных причин зла и разработки средств его преодоления. Главное зло человека-смерть. Федоров выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По Федорову, долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, пре- вращение его догматов в заповеди. Он считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью.



В дальнейшем учение Федорова развивалось в двух направлени- ях: религиозно-богословском и естественнонаучном.

В.И. Вернадский(1863-1945)-отдавая приоритет науки, он подчеркивал. что она неотделима от философии, научное познание расширяется путем не только логических приемов мышления, его источником служат также вненаучные формы, философия и религия.

Вернадский указывает на существование трех различных пластов реальности:

1) космических просторов;

2) атомных явлений;

3) жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятых как целое.

Эти три пласта отличны друг от друга по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но и отграничиваются друг от друга. Ноосфера — область планеты, охва- ченная разумной деятельностью человека. Основные предпосылки возникновения стадии ноосферы таковы:

1) распространение человека — одного биологического вида, обладающего разумом, — по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другими биологическими видами;

2) развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое;

3)открытие новых источников энергии (атомная, солнечная и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований;

4) массовая демократизация государственного устройства;

5) взрыв научного творчества в ХХ в. Своеобразным венцом раз- вития ноосферы должно стать освобождение человечества от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, — условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос.

Отдавая приоритет науке, Вернадский подчеркивал, что она неотделима от философии. По его мнению, научное познание расширяется путем не только логических приемов мышления, его источником служат также вненаучные формы, философия и религия.

Вопрос 34






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.