Постановка психологического диагноза — КиберПедия


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Постановка психологического диагноза



Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога представляет собой  соответствующий запросу заказчика логическое заключение о ƒ состоянии, психологических переменных, обуславливающих определённые поведенческие параметры и состояния обследуемого, выраженное в понятиях современной психологии, но в доступной для заявителя форме, позволяющее предсказать будущие состояния клиента в определённых условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи [3].

Психолог лично отвечает за качество результатов, получаемых на основе тестирования. К характеристикам качества диагноза относятся 1) точность, 2) своевременность, 3) коммуникативная ценность (понятность для некомпетентного в психологии заказчика) и 4) практическая ценность (возможность более или менее эффективно практически использовать результаты обследования).

Диагностика причин не является для практического психолога самоцелью, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по работе с конкретным лицом. Психодиагностика сама по себе бессмысленна, но её данные необходимы для оптимальной с точки зрения учёта психологических особенностей осуждённых и сотрудников организации деятельности работников других служб (кадров, воспитательного отдела и т.д.), а также для правильной организации коррекционного процесса в рамках единой диагностико-коррекционной деятельности. Поэтому психодиагностические мероприятия с самого начала их организации и на завершающем этапе формирования отчётов должны быть тесно связаны с реальной проблематикой, существующей в условиях отбывания наказания. Она всегда предполагает, в конечном счёте, выбор наиболее подходящего воспитательного воздействия, а также создание тех или иных психологических условий. По этой причине заключение всегда имеет содержательную («С чем мы имеем дело?») и функциональную («Что делать?») сторону.

При изучении результатов наблюдения и тестирования необходимо чётко различать достоверность диагноза и достоверность выводов, которые делает психолог. Как диагноз, а тем более вывод, должны основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из разных источников. Формулировки в разных формах отчёта по результатам обследования не должны быть ни слишком расплывчатыми, абстрактными, ни чрезмерно конкретными, категоричными. Точность диагноза – вопрос гибкости, синтетичности мышления психолога, задача которого объединить в одно целое большой набор полученных данных, не всегда однородных и непротиворечивых.



Результаты психодиагностического обследования в зависимости от глубины анализа могут иметь:

- Описательный характер. В данном случае психолог лишь констатирует факт наличия той или иной характеристики, симптома и степени его выраженности, опираясь на руководство методики. Это наименее профессиональный уровень анализа результатов, поскольку установление симптомов не приводит автоматически к диагнозу.

- Проблемный характер. В данном случае психолог на основе анализа результатов обследования определяет причины тех или иных симптомов, основной конфликт изучаемой личности, который является существенным в сфере её взаимодействия с миром.

- Специализированный характер. В данном случае на основе анализа результатов обследования определяет не только основной конфликт, но и преломление его в данных специфических условиях, в которых находится личность.

- Прогностический характер. В данном случае глубокий анализ характера реализации конфликта личности позволяет строить прогноз её взаимодействия с данной или другой возможной ситуацией. Здесь прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю структуру и динамику личности, что на основе прошлого и настоящего намечается и путь её дальнейшего развития.

Другими словами, уровни выделяются в зависимости от ответа на вопросы: 1) Что происходит; 2) Чем это вызвано, какова причина; 3) Что будет дальше.

Выделяют также 3 уровня: симптоматический (или эмпирический, описательный), этиологический (определение и причин тех или иных симптомов), типологический (построение сложной структуры личности, определение места и значения полученных данных в её целостной динамической картине).

Один из существенных недостатков использования любых стандартизированных методик заключается в кажущейся лёгкости постановки точного и надёжного диагноза. Начинающему практическому психологу кажется, что сопоставление полученных им данных с ключом стандартизированной методики само по себе даёт диагноз. Это неверно. Нельзя надеяться, что стандартизированная процедура сможет сама по себе всесторонне осветить изучаемую личность. Поэтому даже прекрасное знание тестовых методик не даёт права на категорическое экспертное решение – нужен ещё глубокий психологический анализ и грамотная интерпретация комплекса разных показателей в их динамике. Как правило, результат, получаемый при обработке результатов выполнения методики, не даёт прямого ответа на поставленный к психологу вопрос. Эти результаты являются лишь небольшой частью, необходимой для рассмотрения [18]. Именно поэтому подбор методик должен быть тщательно продуман, чтобы получаемые с их помощью результаты могли действительно что-то добавить в понимание изучаемого явления.



Как уже отмечалось, психологический диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях.

Важным этапом изучения личности осуждённых является их классификация – отнесение к типам, - наиболее значимых для заказчиков в условиях отбывания наказания. Важно отметить, что результатом большинства психодиагностических методик являются общепсихологические характеристики, которые в условиях отбывания наказания требуют установления значимых корелляций с такими понятиями, как девиантность, деликвентность, аддиктивность. Иногда более целесообразно использование или разработка специализированных методик.

Эффективность диагностики значительно возрастает, если психолог владеет информацией по различным группам риска. Если такой информации у него нет, необходимо проводить работу по установлению связей различных диагностических показателей с каким-либо внешним критерием, например, отрицательной ориентацией осуждённого.

Разработка специализированной классификации является важной составляющей деятельности психологической службы. Такая классификация помогает приблизить результаты изучения личности осуждённого к контексту его среды, обеспечить более глубокое взаимопонимание с сотрудниками, также находящимися в данной среде. Необходимо помнить, что последние не оперируют такими понятиями, как «фрустрированность», «экзистенциальность», «шизоидность»..., но хорошо понимают понятия агрессивность, лидер отрицательной направленности, склонность к побегу...

С целью обеспечения конфиденциальности информации удобно использовать разные системы кодировок. В УИН Ярославской области принята следующая система:

А - агрессивные;
   
D - депрессивные (склонные к суициду);
   
N - склонность к употреблению спиртных напитков, наркотиков;
   
Ps - имеющие психические отклонения;
   
W - с нарушением сексуальной ориентации;
 
Е - склонный к побегу;
   
R - злостный нарушитель режима;
   
G - склонные к играм на материальный интерес.
Классификация по направленности
С+ - сильный тип личности с положительной социальной установкой («актив»);
   
С - личность с потенциально положительной социальной установкой;
   
С- - слабый тип личности с потенциально положительной социальной установкой;
   
Х - не обладающий ярко выраженной социальной установкой («болото», «колеблющиеся», «замкнутые»);
   
О - - слабый тип личности с асоциальной установкой;
   
О - личность с асоциальной установкой;
   
О+ - сильный тип личности с асоциальной установкой (лидеры отрицательной направленности, «авторитеты»);
   
Р - отвергаемый («опущенные»).
Классификация по типу конфликта
ô - конфликт между ценностями индивида и общества;
   
ó - конфликт, проистекающий из взаимоотношений с другими людьми;
   
ñ - проблемы, обуславливаемые потребностью в материальных благах;
   
ò - проблемы, обусловленные самосознанием индивида;

 

Данные обозначения выставляются на лицевой стороне сводной карты психодиагностического обследования.

Аналогично разрабатываются классификации сотрудников.

При наличии психологических проблем, осуждённый или сотрудник попадает в группу риска и динамически наблюдается, что должно находить отражение в карточке индивидуальной работы. Карточка индивидуальной работы с осуждённым находится вместе с сводной картой психодиагностического обследования.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.