Формирование набора, батареи методик для обследования — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Формирование набора, батареи методик для обследования

2017-06-29 2403
Формирование набора, батареи методик для обследования 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Батарея тестов состоит из нескольких тестов для изучения различных аспектов одного качества. Набор тестов состоит из нескольких тестов, посредством которых исследуется несколько разных, взаимно не связанных качеств.

В подборе методик в батарею (программу обследования) психолог руководствуется не субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надёжности при минимуме затрат.

При формировании батареи, подборе тестов для психодиагностического обследования необходимо исходить из:

- целей и задач психодиагностического обследования (для определения того, какие характеристики следует изучать);

- сложности изучаемого явления - простое (например, тревожность) или интегративное качество личности (например, личностная зрелость) будет изучаться;

- параметров, возможностей методик (они должны максимально отвечать стоящим задачам);

- особенностей обследуемых;

- времени, отведённом на обследование (обычно оно ограничено, поэтому батарея или набор не могут быть слишком большими);

- взаимодополняемости методик – результаты по одним методикам должны дополняться, обосновываться результатами других (поскольку полученный по одной методике показатель может объясняться различными причинами, другие методики должны сужать зону поиска).

Кроме того, важно помнить, что психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования и выполняет распоряжения лишь специалистов, уполномоченных руководить им в профессиональном отношении.

Для того, чтобы выбор методик осуществлялся исходя из стоящих задач, а не наличия тех или иных тестов, банк психодиагностических методик психологической лаборатории должен быть достаточно большим, включать как широко, так и узко направленные. В противном случае возможны ситуации, когда результаты обследования не будут отвечать запросам администрации. Прежде чем организовывать обследование, например, по методике EPI, необходимо быть уверенным, что для заказчика важно, экстравертом или интравертом является тот или иной осуждённый или, по крайней мере, эти характеристики имеют значимую корреляцию с другими важными для него характеристиками. Оторванность психодиагностических обследований от нужд сотрудников, по заявке которых оно проводится, часто вызывает их неудовлетворённость результатами.

Например, если заказчика - зам. начальника учреждения по БОР интересует, например, готовность младшего инспекторского состава действовать в экстремальных ситуациях, допуск к оружию и спецсредствам, то батарея должна, по всей видимости, содержать методики, измеряющие такие показатели, как тревожность, нервно-психическую устойчивость, волевой самоконтроль, склонность к риску..., в то время, как многие громоздкие личностные опросники в данном случае не дадут полезных сведений. Иногда небольшой батареи из узко направленных методик будет достаточно для быстрого решения конкретной задачи. Таким образом, характер формулируемого заказа (чётко или размыто, широко или узко поставленная задача), прежде всего, определяет состав формируемой батареи.

Психодиагностическая работа должна всегда отталкиваться от целей, стоящих перед сотрудниками учреждения, изучение должно быть конкретным, соответствовать тем задачам воспитательной работы, которые необходимы на данном этапе работы с сотрудником, пребывания осуждённого в колонии. Так, изучение осуждённого в целях построения программы адаптации в ИУ будет отличаться от его изучения при рассмотрении вопроса о предоставлении отпуска или в ситуации изучения его в целях психологической подготовки к жизни на свободе [21].

Важно также учитывать тот факт, что при постоянном применении одних и тех же методик потенциальный обследуемый со временем становится более подготовленным. Так, сотрудники иногда приходят на обследование в центр психодиагностики со шпаргалками, осуждённые делятся друг с другом информацией о тестировании, характере вопросов и ответов, разрабатывают какие-либо стратегии поведения в ситуации обследования. Для предупреждения этого следует варьировать набором используемых методов, что возможно лишь при хорошей методической базе психологической лаборатории.

Для быстрого получения необходимой информации в набор должно входить минимальное, но достаточное число методик. Поэтому при подборе более важным является не широта охвата, а точность попадания используемых методов в цель, которая ставится психологу. Опять-таки это возможно только в том случае, если он владеет самими разнообразными методами – как высокоформализованными (типа WAIS, IST, MMPI), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и пр.). Большую помощь могут оказать психологам методы экспресс-диагностики, различные функциональные пробы. Иногда с целью быстрого получения информации о личности достаточным бывает проведение теста Люшера, рисуночного теста, об особенностях мышления – отдельных субтестов из батарей типа Векслера или Амтхауэра. В отдельных случаях возникает необходимость разработки новых методик, приспособленных к ситуации исполнения наказаний (например, использование фотографий из жизни ИУ и пр.).

Можно выделить интенсивный и экстенсивный подход к организации психодиагностического обследования.

В первом случае ведущей является тенденция провести большее число методик на меньшем числе обследуемых. В качестве примера можно привести глубокое психодиагностическое обследование личности осуждённого или сотрудника с написанием психологического портрета.

Во втором случае меньшее число методик проводится на большой выборке. В качестве примера можно привести: обследование группы осуждённых или сотрудников с целью определения среднего уровня и внутригрупповой вариации тех или иных психологических показателей (психическая напряжённость, нервно-психическая устойчивость, агрессивность...), анализ их динамики во времени (например, до и после проведения психокоррекционных, психопрофилактических мероприятий), разработка или адаптация методик.

Необходимо чётко различать задачи, стоящие перед обследованиями в рамках обоих подходов. Поскольку в первом случае требуются гораздо большие затраты времени, а на выходе получаются более низкие количественные показатели, может возникнуть тенденция к предпочтению экстенсивного метода работы даже в тех случаях, когда в них нет особой необходимости. В конечном счёте, это может отрицательно сказаться на качестве работы. Такие обследования, несомненно, дают большие показатели в количественном выражении, однако, не могут в полной мере отражать качество и глубину работы психолога. Кроме того, направленность подобных мероприятий должна исходить из основных проблем учреждения и носить прикладной характер, а не ограничиваться узко исследовательскими целями.

Необходимо учитывать, что чем выше уровень психологических заключений, тем меньшее количество людей охватывается обследованием и наоборот, чем больше число людей, на которых распространяется индивидуальный подход, тем ниже уровень оказания психологической помощи.

В любом случае необходимо иметь ввиду, что для проведения качественного психодиагностического обследования требуется не менее 5-6 часов (при условии хорошего владения применяемыми методиками), а для группового обследования 30 человек (без написания психологических портретов) – около 16 часов [18]. В остальных случаея можно говорить скорее об экспресс-диагностике.

Для написания психологического портрета формируемая батарея, набор взаимопроверяющих и взаимодополняющих тестов должен содержать не менее 4-5 методик.

Набор или батарея тестов формируется в зависимости от задач обследования на основе базового, - используемого в большинстве психодиагностических обследований (тест Люшера, 16 PF...), и дополнительного набора методик (например, при изучении суицидального поведения необходимо включать в батарею специализированные методики для изучения данного аспекта).

Важно уделять большое внимание стандартности проведения обследования. Для исключения влияния различных факторов процедура проведения (инструкция, порядок работы...) должна быть одинаковой для всех испытуемых. Необходимо использовать стандартные бланки с прилагаемыми ключами.

При формировании батареи тестов и проведении обследования спецконтингента рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

- в первую очередь изучению подлежат сфера мотивации и социальной направленности личности;

- необходимо использовать проективные, идеографические методы изучения личности, а не ограничиваться тестами - опросниками, ответы на которые могут фальсифицироваться в значимых ситуациях; в этом отношении предпочтительными являются, например, методики:

- Lusher;

- Hand-test, ТАТ, методика Роршаха;

- тест Сонди;

- графические методы;

- незаконченные предложения;

- ассоциативный словесный тест;

- методика Эллиса;

- методика Гилфорда - Салливена;

- методика Розенцвейга;

- метод Келли;

- ТЮФ;

- автопортрет (письменный);

- метод знаковой социометрии Пирожкова;

- контент-анализ письменной продукции;

- АМИЛ;

- шкала лжи;

- во многих ситуациях (например, обследование при рассмотрении вопроса о предоставлении УДО, отпуска) большую ценность имеют специально разработанные методики «стандартизированной беседы», где вопрос задаётся психологом, а различным вариантам ответов присваивается определённая оценка; таким образом совмещаются преимущества стандартных методов и непосредственного контакта с обследуемым;

- необходимо отдавать предпочтение тестам, выполнение которых менее трудоёмко и более понятно для испытуемого;

- необходимо получать максимум информации о личности осуждённого во время его поступления в ИУ, когда процесс тестирования наиболее упрощён и не требуется специальной мотивации на психологическое обследование; даже если сырые материалы не могут быть обработаны сразу, они могут понадобиться в дальнейшем;

- для оптимизации сбора психологической информации многие тесты - опросники можно проводить в группе осуждённых; во время обследования они не должны влиять на работу друг друга;

- в ситуациях менее индивидуализированного обследования обычно используются опросники (а не проективные тесты), дающие некоторый профиль личности; при необходимости (например, при выявлении акцентуаций), может быть построено более глубокое изучение с соответствующим набором методик;

- в отдельных случаях допускается проведение тестирования с использованием опросников и анкет (заполнения бланков) не психологами - например, начальниками отрядов после предварительной подготовки; при этом обработку и интерпретацию результатов должен проводить только специалист.

При формировании батареи тестов для обследования кандидата на службу в УИС необходимо также руководствоваться следующими принципами:

- помимо изучения сферы мотивации и социальной направленности личности изучению подлежат также сфера нервно-психической устойчивости, интеллекта и работоспособности (подбор методик зависит от уровня требований, предъявляемых к предполагаемой должности);

- для пополнения результатов необходимо использовать данные психологического обследования кандидата для ВВК.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.