Основные задачи обследования сотрудников — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные задачи обследования сотрудников

2017-06-29 349
Основные задачи обследования сотрудников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение:

· психологических особенностей, способствующих или препятствующих качественному выполнению той или иной деятельности;

· общей социальной направленности, коммуникативных способностей;

· организаторских способностей;

· личностных особенностей, структуры мотивации, основных ценностных ориентаций, особенностей самооценки;

· особенностей эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости, уровня адаптивных способностей;

· уровня агрессивности, стиля поведения в конфликтных ситуациях;

· специфика актуального психического состояния;

· психических отклонений, степени акцентуации характера;

· уровня интеллектуального развития и развития отдельных психических процессов, степени обучаемости;

· работоспособности;

· особенностей и стиля мышления;

· основных склонностей и интересов;

· склонности к алкоголизму;

При организации психодиагностического обследования важно умение выделить психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от других сотрудников, осуждённых, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую ценность, но и направленность на анализ конкретного, единичного случая.

Психодиагностические задачи можно различать с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого [10].

1. Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностических данных на административных комиссиях. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, личности осуждённого, а руководство учреждения принимает решение, за которое психолог не несёт ответственность. По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации. В данным случаях психолог выступает в качестве эксперта, давая свою оценку наряду с прочими. В данной ситуации психолог должен следить за тем, чтобы характер использования результатов не выходил за рамки, очерченные требованиями профессиональной этики. С этой целью документ, который готовит психолог для заказчика, должен содержать информацию об ограничениях в использовании результатов.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин девиантного поведения осуждённых: диагноз имеет психологический характер, а работу по его реализации в жизнь могут проводить воспитатели, учителя и т.д.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием для разработки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п. В этой ситуации психолог несёт ответственность за корректность данных, за этические аспекты «диагноза» и лишь частично – за то, как этот диагноз будет использован клиентом.

Хотя и не существует жёсткого соответствия между характером задачи и психодиагностическим методом, всё же можно отметить некоторую предпочитаемость тех или иных методов в тех или иных случаях.

Так, в ситуациях 1 и 2 методы должны давать «стратегическую» информацию о клиенте, т.е. обеспечивать более или менее долгосрочный прогноз, они также должны позволять соотнесение обследуемого с другими людьми, т.е. предполагать стандартизацию. Поэтому в данных ситуациях наибольшее употребление получили объективные тесты и тесты-опросники, причём последние иногда основаны не на психологических категориях, а на категориях (системе понятий) заказчика.

В ситуации 3 информация зачастую рассчитана на регулирование тактики практической работы самого психолога, соотнесение с «нормой» имеет меньшее значение, поэтому чаще используются идеографические техники, проективные и диалогические методы.

В ситуации 4 главное требование к методам – лёгкость перевода получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого. Этому условию удовлетворяет, например, тест 16 PF Р. Кеттелла, но плохо соответствует MMPI, диагностические описания которого рассчитаны скорее на психиатра.

В зависимости от свободы «входа» (добровольно или принудительно человек подвергается обследованию) и «выхода» (самостоятельно ли определяет дальнейшую свою судьбу на основе результатов тестирования), выделяют также 4 типа диагностических ситуаций [5] (принуждение характеризует «вход» в ситуацию тестирования, социальный контроль – «выход»):

 

 

  Социальный контрольð
Принуждение ò Консультирование Отбор
Принудительное обследование Аттестация

В каждом случае требуется соответствующий подбор методик и норм

Важно также, чтобы заказчик входил в ситуацию обследования с более или менее адекватным представлением о целях и возможностях психодиагностических методов. В данном случае бывает необходимо корректировать некоторые «мифы» относительно тестирования:

- с помощью тестов можно увидеть человека «насквозь»;

- все тесты дают один результат – у вас обнаруживается какая-либо психическая паталогия;

- результаты теста сами по себе имеют диагностическое значение;

- тесты вообще бесполезны и не более чем развлечение.

Часто приходитя сталкиваться с распространённым смешением житейской и научно-практической диагностики. Известно, что каждый человек, обладающий каким-либо жизненным опытом, хочет считать себя психологом. Сам факт называния кого-либо психологом часто вызывает бессознательный вопрос: «Если он психолог, то кто же тогда Я – не психолог (т.е. не разбираюсь в людях)». Это само по себе служит основой для особого внимания (часто – с негативной защитной установкой) к тем, кто называется «психологом». В данном случае можно провести аналогию с тем, что в той же мере каждый из нас и физик, и математик и биолог. Основные линии различения житейской и научно-практической психологии можно проводить по линиям:

- ограниченность житейских психологических представлений личным опытом; психологическая интерпретация может противоречить житейским представлениям;

- отсутствие или наличие специфического понятийного аппарата (языка и даже жаргона), посредством которого специалист видит психологический смысл поведенческих проявлений;

- отсутствие или наличие специальных методов познания, специфического инструментария профессионала.

При этом у заказчика должно быть сформировано представление о том, что психологическая интерпретация ситуации не может быть качественно осуществлена без его содействия, как знатока тех обстоятельств, в которых он находится. Таким образом, собственно психологическая диагностика всегда строится на сотрудничестве специалиста и заказчика, то есть на взаимодействии знания житейского, специфически профессионального и научного. Психолог не может качественно провести диагностику в той сфере, в которой он не является компетентным (педагогическая психодиагностика предполагает знание педагогики, медицинская – медицины, диагностика в пенитенциарной системе, соответственно – знание режима, УИК, специфики условий отбывания наказаний).

Необходимо учитывать и тот факт, что отношение к психологу редко бывает адекватным, его возможности либо недооцениваются, либо переоцениваются. В последнем случае психолога представляют как мага-волшебника, который «видит человека насквозь». Поэтому необходимо формировать у заказчика верное представление о задачах и возможностях психолога вообще и конкретного специалиста в частности. В противном случае перед ним могут ставиться совершенно нереальные задачи или задачи, не относящиеся к сфере его компетенции (например, определелить, врёт тот или иной человек оперативному работнику или нет). Поскольку любой сотрудник, не являющийся психологом, не может выступать экспертом в области психологии, следует корректно, но настойчиво отстаивать те интересы, которые касаются вопросов профессиональной компетенции и профессиональной этики.

В частности, применительно к основным целям, задачам и условиям своей деятельности, психолог обязан выполнять распоряжения администрации, если они не находятсяв противоречии с законом, установленными принципами, методами и данными психологической науки, а также возможностями и средствами, которыми он располагает.

Другим важным моментом является то, что заказчик часто сам не представляет достаточно ясно, чего он хочет от психолога, поэтому важной составляющей работы психолога является формирование этого представления. Сотрудник приходит к психологу с одной установкой, - что психолог может решить определённую проблему, которая, по его мнению, имеет некоторое отношение к психологии. Однако саму проблему психологически, то есть в понятной психологу системе координат, он определить часто не может. По сути дела принятие заявки часто сопровождается и определённым просвещением самого заказчика. Очень важно правильно использовать эту ситуацию и граммотно, учитывая запрос, «приспособить» заказчика к своим возможностям.

Люди, с которыми психолог сталкивается в своей деятельности (руководство, другие заказчики) имеют свои собственные житейские представления о работе психолога, о психологии вообще. Необходимо прилагать усилия к установлению таких взаимоотношений с другими людьми, чтобы их субъективные взгляды не влияли на работу психолога, хотя, к сожалению, на сегодняшний день позиции психолога, в отличие от врачей, педагогов и других специалистов, никак не защищены. Если, к примеру, начальник отдела кадров или отряда специального назначения имеют серьёзные предубеждения по отношению к работе психолога, это может значительно снизить эффективность работы специалиста, который во многом зависим от этих людей.

Сбор первичной информации

Источники информации по проблеме:

- специальная литература;

- психологи-исследователи, изучающие те или иные вопросы;

- специалисты-практики, решавшие или решающие подобные проблемы;

- психологи-коллеги (из других учреждений, рукодители психологической службы; психологические консилиумы);

Источники первичной информации об осуждённом см. рисунок 1.

При изучении материалов личного дела полезным является приём дифференциации данных [15]:

Ф.И.О., год рождения..._________________________________________________________________________________________
Судимости  
Положительные данные Отрицательные данные Достоверные данные Данные, требующие уточнения
       

Подготовка методик

«Выбор метода обследования – один из наиболее сложных этапов диагностической работы психолога. Необходимо учитывать тот факт, что для практической психодиагностики важным является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. Она не может позволить себе таких временных и людских затрат, какие позволяет себе научно-исследовательская психодиагностика» [18].

В распоряжении психологов имеется обширный набор тестовых методик, обладающих целым рядом достоинств, аккумулирующих в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах. Многие методики действительно являются хорошим инструментом в руках профессионала. Проблема заключается не в том, хороша или плоха та или иная методика, а в том, насколько уместно её использование в конкретной ситуации. По сути дела, каждая методика представляет собой практическое воплощение (в инструменте) некоторой психологической теории. Психолог должен отдавать себе отчёт в том, что интерпретация определённых результатов имеет не абсолютный характер, а верна лишь в рамках теории, которой придерживается разработчик методики. Умение психодиагноста сопоставлять разные теоретические подходы для решения конкретной задачи требуют от него построения определённой методологической базы исследования и придают его работе творческий характер.

Психолог должен избегать ошибок, допускаемых непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста.

Всё множество имеющихся диагностических методик охватывается тремя основными диагностическими подходами:

1. Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности), способа (особенностей) реального поведения, замера объективных характеристик состояний субъекта, его деятельности (личностные: тесты действия, ситуационные тесты, интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей и тесты достижений), анализа документов (личного дела);

2. Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых обследуемым о себе (многочисленные опросники);

3. Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его неопределённости объектом проекции.

Внутри каждого из подходов могут быть выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик. В то же время некоторые из конкретных методик трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение. Между этими подходами нет непроходимых границ [4].

Выделяют также клинический и статистический подходы.

Первый ориентирован, прежде всего, на опыт исследователя, интуицию. Здесь больше используются нестандартизированные, проективные методы работы. Статистический подход предусматривает учёт объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку. В полноценном психодиагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов.

Недостатком статистического подхода является измерение всех испытуемых по одному и тому же параметру, без учёта индивидуальной, специфической структуры личности. В основе методик, разработанных в рамках этого подхода лежит, как правило, некоторая фиксированная модель личности, нечувствительная к различным нюансам, динамике, особенностям ситуации (всё это «приносится в жертву» объективности, устойчивости процедуры, надёжности измерения и т.д.). Они обеспечивают лишь с вероятной точностью постановку психологического диагноза и оказываются надёжными в большей степени по отношению к группе испытуемых (подобной той, на которой тест разрабатывался), чем по отношению к отдельному человеку. При этом результаты здесь, как правило, являются статистически обоснованными и надёжными (по крайней мере, таковы требования к разрабатываемым тестам).

Клинические методы (например, проективные), напротив, дают глобальную, нерасчленённую информацию, отражающую особенности видения мира конкретным лицом. Так, проективные методы «измеряют не отдельную психическую функцию, а своего рода модус личности в её взаимоотношениях с социальным окружением» [20]. С их помощью можно получить более индивидуализированную картину личности, динамику целей, состояний, настроений, глубинные слои опыта, личностные смыслы. Клинические методы основываются на непосредственном изучении человека путём активного взаимодействия с ним, сборе большого числа данных, относящихся к одному конкретному случаю.

Однако интерпретация результатов здесь менее стандартизирована, в большей степени зависит от субъективных предпочтений исследователя и в меньшей степени защищена от его произвольных допущений и собственных проекций. Качественное использование клинических методов требует от психолога большего опыта работы и гибкости мышления. Произвольность, категоричность, однозначность в суждениях при интерпретации признаков или слепое следование интерпретационным схемам часто свидетельствует об отсутствии последних и приводит к ложным диагностическим результатам.

Для психодиагностических обследований необходимо использовать только стандартизированные, адаптированные методики, надёжность которых проверена. Желательно использовать методики, разработанные специализированными научно-исследовательскими центрами и организациями, специализирующимися на разработке психологического инструментария. В связи с этим необходимо предварительно ознакомиться с тем, кто является разработчиком методики, на какую выборку он рассчитан.

Нельзя использовать и делать выводы на основе:

- результатов выполнения популярных, развлекательных методик;

- методик, не имеющих норм (кроме ситуаций их адаптации);

- методик, группа нормирования которых не соответствует обследуемой группе;

- интерпретации компьютерных методик неизвестных разработчиков.

Психолог должен уметь квалифицированно разбираться с психометрической документацией в методической литературе по психодиагностике, должен знать, какие психометрические характеристики теста должны указать его разработчики, в какой степени они соответствуют типу теста, с одной стороны, и актуальной задаче, для которой его требуется использовать, с другой стороны. Прежде чем использовать ту или иную методику, необходимо определить, обосновано ли его применение какими-либо показателями надёжности или валидности. Так, если требуется использовать тест для прогноза со значительным упреждением, а сведений о проверке прогностической валидности не получено, тест не может считаться готовым для решения данной задачи.

Психолог должен также правильно определить, в какой мере известные тестовые нормы по требующейся методике применимы в его ситуации с учётом контингента испытуемых и типа диагностической ситуации.

Особую ценность представляют методики, адаптированные к условиям УИС. Поэтому необходимо подключать к своей работе ВУЗы и научно-исследовательские организации по разработке и адаптации методик к условиям отбывания наказания.

Параллельно с использованием методики необходимо анализировать по собранным данным эффективность её применения в заданной области, надёжность получаемых результатов, адекватность предлагаемых норм. В этой работе психолог поддерживает постоянные контакты с головной методической организацией, передавая ей необходимые предложения, копии протоколов (для накопления банка данных) и получая инструктивные методические материалы. Он должен уметь самостоятельно определять появление слишком высокой погрешности в результатах, утрату методикой необходимого уровня надёжности с целью её статистической проверки.

При подборе методик и их дальнейшей интерпретации важно учитывать тот факт, что поведение испытуемого в ситуации, когда он самостоятельно обратился за консультативной помощью, резко отличается от ситуации, когда производится принудительное обследование по заказу администрации. Ситуация экспертизы, в которой человек оказывается не по своей воле, приводит к его предельной ориентации на социально-одобряемые, «правильные» формы поведения, к отказу от собственной индивидуальности и мгновенной подстройке даже под малейшую эмоциональную реакцию эксперта. В данном случае обследуемый со своей стороны решает задачу – как выглядеть более «правильным» и строит такое отношение к заданиям теста, которое могло быть не предусмотрено разработчиком методики.

Для каждой из ситуаций (экспертизы или консультирования) следует подбирать соответствующие методики и тестовые нормы. Так, если обследование носит характер экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нормами, полученными в ситуации доверительного контакта. В таком случае результаты обследования будут сдвигаться в сторону высокой оценки, и диагностический инструмент фактически потеряет способность дифференцировать испытуемых. В данном случае необходимо либо разрабатывать частные нормы, либо отказаться от использования методики, либо строить ситуацию тестирования не как ситуацию экспертизы. Ситуации экспертизы в большей степени отвечают клинические методы или проективные и диалоговые.

В ситуации клиента к диагностическому инструментарию можно предъявлять гораздо менее жёсткие требования относительно его защищённости от фальсификации.

С целью упорядочивания деятельности психолога и повышения авторитета психологической службы каждая методика должна быть укомплектована всеми необходимыми компонентами. Нежелательно использовать старый, мятый стимульный материал, клочки бумаги для выполнения заданий теста и подсчёта результатов. Всё это не формирует уважения к работе психолога со стороны администрации учреждения и осуждённых.

Для ускорения обработки и исключения ошибок при подсчёте необходимо использовать ключи. Это особенно важно при отсутствии компьютерной техники, так как с использованием бланков с ключами скорость обработки результатов теста можно довести до нескольких минут.

Руководители психологических служб должны оказывать содействие в разработке, приобретении и оснащении лабораторий необходимым для работы инструментарием, обучении психологов основным навыкам психодиагностической работы.

Психологическая лаборатория каждого учреждения укомплектовывается необходимым набором методик, каждая из которых содержит:

- стимульный материал (опросник, карточки или бланк);

- бланк для ответов и обработки сырых данных (матрица для размножения);

- ключи для подсчёта баллов (для опросников);

- руководство по интерпретации данных, методические материалы по обработке результатов.

Методики должны храниться аккуратно. Интерпретации должны быть недоступны для посторонних лиц. Для удобства использования психодиагностические методики лучше хранить в отдельном шкафу одним комплектом, не в стопках, а в вертикальных папках или ячейках. Каждая методика должна иметь набор бланков (расходный материал) или матрицу бланка, используемую для копирования.

В качестве расходного материала могут использоваться полные бланки, содержащие область общих сведений об обследуемом, область заполнения (для обследуемого), область обработки (для психолога) и место для заключения (как правило, с обратной стороны). В целях экономии бумаги можно использовать мини-бланки, содержащие только область заполнения. Иногда расходный материал состоит из двух бланков, один из которых представляет собой область заполнения, а другой – область обработки и заключения для психолога. В последнем случае материал используется не так экономно, но обследуемый не видит никаких формул и графиков, которые могут вызвать у него тревогу или защитную реакцию.

Область обработки содержит, как правило, наглядные вспомогательные средства, помогающие быстро получить сырой балл, перевести его в нормальную оценку и вывести конечный результат в удобный для анализа вид – таблицу или график.

Можно также печатать на одном листе только лицевые стороны двух методик с областью заполнения. В распоряжении лабораторий УИН ЯО имеются несколько комплектов бланков с ключами – в вариантах А4 (стандартный размер 14,8 Х 29,7 см.), А5 (половина стандартного листа) и А6 (четверть стандартного листа), что даёт возможность при подготовке бланков для обследований выбирать наиболее удобный вариант расходных материалов.

При тиражировании опросников, бланков к тестовым методикам в некоторых случаях можно предварительно закрывать название теста с целью исключения ненужных ассоциаций у испытуемого.

При разработке бланков необходимо учитывать, что от правильной его разработки зависит скорость, точность обработки результатов и качество получаемой интерпретаци. Необходимо исключить возможность ошибки при подсчётах. Для этого весь процесс ручной обработки следует сделать максимально удобным, исключив необходимость использовать дополнительных записей на отдельных бумажках, запоминания промежуточных подсчётов. Наиболее полный бланк может отвечать следующим требованиям:

- область общих сведений должна содержать всю необходимую информацию (фамилия, имя, отчество, год рождения или возраст...), но не быть слишком подробной;

- область заполнения должна находиться отдельно и быть интуитивно понятной для заполняющего бланк (что и где писать, отвечая на вопросы); инструкция может находиться на самом бланке, на стимульном материале (в насале опросника) или на отдельном листе;

- на бланке должно быть место для записи значения сырого балла, который подсчитывается с помощью ключа или простого подсчёта; если сырой балл складывается из суммы ответов на прямые и обратные вопросы, желательно, чтобы можно было фиксировать каждое значение, а не складывать их в уме:

  Sпрям   Sобрат   S     Sпрям   Sобрат   S
                         
Ио   -   =     Ид   -   =  
                         
Ин   -   =     Им   -   =  
                         
Ис   -   =     Ип   -   =  
                         
Из   -   =                

- таблица перевода сырых оценок в стандартные может находиться прямо на бланке, это значительно ускоряет обработку, так как исключает необходимость искать руководства и прочие материалы к тесту:

Таблица перевода сырых баллов в стандартные оценки

Шкала                    
Ио -132 – -14 -13 – -3 -2 -– 9 10 – 21 22 – 32 33 – 44 45 – 56 57 – 68 69 – 79 80 – 132
Ид -36 – -11 -10 – -7 -6 – -3 -2 – 1 2 – 5 6 – 9 10 – 14 15 – 18 19 – 22 23 – 36
Ин -36 – -8 -7 – -4 -3 – 0 1 – 4 5 - 7 8 – 11 12 – 15 16 – 19 20 – 23 24 – 36
Им -12 – -7 -6 – -5 -4 – -3 -2 – -1 0 – 1 2 – 4 5 – 6 7 – 8 9 – 10 11 – 12
Ис -30 – -12 -11 – -8 -7 – -5 -4 – -1 0 – 3 4 – 6 7 – 10 11 – 13 14 – 17 18 – 30
Ип -30 – -5 -4 – -1 0 – 3 4 – 7 8 – 11 12 – 15 16 – 19 20 – 23 24 – 27 28 – 30
Из -12 – -6 -5 – -4 -3 – -2 -1 – 0 1 – 2 3 – 4 5 – 6 7 – 8 9 – 10 11 - 12

- полученная оценка может быть также зафиксирована в отдельном месте либо сразу перенесена на график или таблицу:

10                
                 
                 
                 
                 
5                
                 
                 
                 
                 

О Д Н С П М З

- места для интерпретации и итогового заключения должно быть достаточно для того, чтобы зафиксировать всю необходимую информацию

Особое внимание необходимо уделить использованию компьютерных методик. Использование компьютера имеет ряд положительных моментов:

- повышение доверия к процессу тестирования;

- большая заинтересованность в работе;

- быстрота проведения и обработки (возможность использования сканера для ввода информации с бланков);

- исключение ошибок при подсчётах;

- стандартность процедуры проведения;

- возможность автоматического сохранения результатов тестирования;

- возможности статистической обработки получаемых данных (построение усреднённых профилей, рестандартизация тестов, проверка надёжности, валидности).

Компьютерные варианты методик позволяют осуществлять тестирование как в диалоговом режиме, так и путём ввода данных с бланка фиксации результатов для автоматизированной обработки.

В последнее время на компьютерном рынке появляется большое количество психодиагностических программ (например, теста Люшера – около 10 вариантов). Часто они позволяют получать готовые интерпретации. Необходимо очень внимательно подходить к таким программам, учитывать, что высокий уровень интерпретации на компьютере для многих из них реализовать непросто. Несмотря на достаточно широкое распространение компьтерных тестов, не утихают споры об их месте в решении многих психодиагностических задач, при этом наибольшее неприятие исследователей вызывает компьютерная интерпретация результатов тестирования. Это связано, прежде всего, с тем, что алгоритм и содержание интерпретаций вкладывают конкретные люди. Это требует высокого уровня профессионализма разработчиков, поэтому следует предварительно убедиться в их авторитетности. В противном случае лучше ограничиваться автоматизированным опросом и построением профиля, а интерпретацию проводить самостоятельно. Кроме того, отмечается, что компьютерные интерпретации игнорируют паттерны множественных шкал, а поэтому содержат противоречивые и взаимозаменяемые утверждения, не обладают гибкостью. К сожалению, пока компьютер не обладает способностью качественно проводить интегральный анализ результатов теста, не говоря уже о наборе тестов. Отмечается, что обобщённые утверждения, выдаваемые компьютером, содержат долю истины обо всех, но не решают задачи их дифференциации [4]. Таким образом, наиболее обоснованным на данный момент считается “статистический” подход, при котором получаемая информация не идёт дальше обработки результатов, а процесс их интерпретации остаётся делом специалиста.

Желательно не использовать компьютерные варианты методик до того, как они освоены в ручном варианте, чтобы избежать скрытия некомпетентности диагноста готовыми отчётами компьютера. При этом такие тесты могут поддержать неопытного психолога в ситуации неуверенности перед незнакомым методом.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.