Положение дел в Казанской епархии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Положение дел в Казанской епархии

2017-06-29 402
Положение дел в Казанской епархии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Казанской епархии к 1917 году насчитывалось 395 каменных, 399 деревянных православных церквей, 184 каменных, 235 деревянных часовен. Единоверческих храмов насчитывалось 3 каменных и 4 деревянных; часовен – 2 каменных и 1 деревянная. Во всех этих церквях служили 4554 человека белого духовенства (т. е. священников, дьяконов и псаломщиков).[13]

К 1918 году в 27 монастырях и монашеских общинах Казанской епархии проживало 9 архимандритов, 6 игуменов, 11 игумений, 187 монахов и более 1600 монахинь.[14]

Сразу же по установлении Советской власти в республике началась работа по уничтожению веры. Постановлением Совета Казанских народных комиссаров от 15(28) февраля 1918 года Казанская Духовная Консистория как губернское правительственное учреждение была устранена с изъятием из ее ведения значительной части дел. Здание Духовной Консистории насильственным образом было захвачено, а работавшие там сотрудники поставлены перед свершившимся фактом.[15]

В Казань был направлен известный большевик Лацис, председатель ЧК по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте, прославившийся своей жестокостью. Через несколько месяцев после взятия Казани Лацис телеграфировал в Москву: «В Казани не осталось ни одного офицера, ни одного буржуя, ни одного попа. Больше расстреливать некого».[16] Как известно, Казань в течение месяца была занята войсками белочехов. Только уходом значительной части духовенства и активных верующих с белочехами можно объяснить, почему количество убиенных в первые годы революции священнослужителей исчисляется десятками, а не сотнями.

Были закрыты Зилантов и Спасо-Преображенский монастыри в Казани, Свияжский Успенский, Раифский, Лаишевский монастыри, Макарьевская пустынь и другие. Положение монастырей было удручающим. Их обирали власти, их грабили и прибывающие с фронта дезертиры. Многие священнослужители были арестованы и расстреляны. Настоятель Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря епископ Амвросий (Гудко), ныне прославленный в лике местночтимых святых, был расстрелян 27 июля 1918 года. Зловещим предзнаменованием грядущих тяжелых испытаний для Казанской Церкви и ее служителей стало дерзкое убийство в ночь на 8 апреля 1918 года иерея Макарьевской церкви о. Иоанна Богоявленского. Как свидетельствовал епископ Нестор Камчатский, разбойники закололи его, нанеся двадцать шесть ран в лицо и по всему телу, а брату его, полковнику, разрезали веки и сожгли глаза денатуратом.[17] У стен Зилантова монастыря, что в Казани, были расстреляны почти вся монастырская братия во главе с архимандритом Сергием. Это страшное варварство случилось 10 сентября 1918 года.

За твердое стояние на страже Православной веры и защиту монастырских святынь в январе 1930 года были арестованы монахи Раифского монастыря. По приговору судебной Тройки иеромонахи Иосиф, Иов, Варлаам, Антоний и послушник Петр были расстреляны в день Благовещения Пресвятой Богородицы – 25 марта/7 апреля 1930 года, а иеромонах Сергий, после пыток, был расстрелян спустя 4 месяца - 10 августа того же года. Ныне они все прославлены в лике местночтимых святых Казанской епархии.

В Казани был убит священник храма «Пятницкой» иконы Божией Матери Феодор Гидаспов. Во время обстрела города канонерками «адмирала» Раскольникова, о. Феодор ежедневно обходил свой бедный приход крестным ходом. Он был свидетелем печальных минут оставления города «учредиловцами» 10 сентября, того, как снимали орудие, поставленное у его храма, но сам не покинул паст­ву. Конечно, большевики, после занятия города, не могли оставить та­кого батюшку в покое. Через несколько дней его арестовали, а че­рез две недели расстреляли.[18]

Закрытие церквей в районах проводилось в 1929-31 годах, однако часто здесь бывали перегибы, власти на местах проявляли чрезмерное рвение, что центральным органам было вовсе не на руку, потому что могло привести к беспорядкам. Это видно из циркуляра под грифом «совершенно секретно» от 14 марта 1931 года, направленного всем райисполкомам:

«...Отмечено в ряде районов грубое нарушение декрета ВЦИК о религиозных объединениях, искривление линии партии в этом вопросе, чреватое большими политическими осложнениями... выразившееся в чрезмерном налогообложении зданий и служителей культа...

...Особая вакханалия творится с налогообложением в Казанском и Свияжском районах, откуда в ТЦИК приходят ходоки десятками. В этих районах служители культа переоблагались три раза, доходность устанавливалась с 2000 руб. и доведена до 4500 руб.

Такое безответственное отношение привело к тому, что в Шереметьевском районе собралась толпа женщин и детей с нескольких деревень и потребовала снижения налога и освобождения арестованных, репрессированных органами ГПУ ТР.

Среди крестьянских масс на почве этого усилилась антисоветская агитация, выбрасываются листовки, призывающие к объединению, к организации отрядов для борьбы с советской властью и проч. (Шереметьевский район)...

...Секретари райкомов говорят, что нужно только помалкивать, а на попов давить (Аксубаевский район)».[19]

Этот документ – наглядное свидетельство того, какие настроения в народе были в то время по отношению к деяниям безбожной власти. Под давлением общественного мнения церкви в те годы вынуждены были снова открывать.

Кампания по закрытию церквей по районам в республике приобретает целевой, организованный характер примерно с 1931 года. Тат ЦИКом на места направляются ряд циркулярных распоряжений секретного порядка: уже упомянутый нами №128(сс) от 14. 03. 31 г., а также №86 (с) от 9.02.31 г., №11(с) от 11.01.32 г., № 490 (с) от 29.10.31 года.

Активная антицерковная работа и закрытие церквей в начале 30-х годов проводились в районах г. Казани, в Камско-Устьинском, Сармановском, Тукаевском, Азнакаевском, Шугуровском, Нурлатском и других районах. В Алексеевском же районе, согласно архивным сведениям, мероприятия по закрытию церквей проводились позднее, примерно с 1935 года.

Несмотря на усиленную работу безбожников по ликвидации «очагов мракобесия», как в центре, так и на местах властями выражается явное неудовольствие результатами сделанного.

Интересна по этому поводу секретная справка к Указу Президиума ВС ТАССР, которая гласит: «В результате слабой работы по ликвидации молитвенных зданий и передаче их на культурные нужды на 1 апреля 1939 года, в Татарии имеется 1200 действующих молитвенных зданий, в том числе: мечетей – 890, церквей – 310. В отдельных районах число действующих мечетей и церквей составляет несколько десятков. Это прежде всего результат отсутствия массовой разъяснительной антирелигиозной работы и неиспользование райисполкомами законных возможностей в деле закрытия молитвенных зданий...

...Подобное нарушение существующих законов по вопросам культа со стороны РИКов (райисполкомов – прим. автора) и с/с отнюдь не способствует ликвидации такого живучего пережитка капитализма, как религия и влияние духовенства на трудящихся, а наоборот, создает условия для усиления реакционной деятельности духовенства».[20]

Как известно, государственная власть проводила политику террора и репрессий. Лишь только в ходе «кулацкой» операции, проводимой НКВД СССР в конце 1937 года, в Татарстане к моменту ее окончания 6 января 1938 г. было арестовано 5362 человека, из них представителей духовенства (православного, мусульманского и сектантского) – 370 человек, в том числе приговоренных к расстрелу – 281 человек.[21] Массовый террор, проводимый властями по отношению к Церкви, особенно к концу 30-х годов, приводил к полной парализованности в деятельности приходов, что способствовало их скорейшему закрытию.

 

ХРАМЫ В РАЙОНЕ ДО 1917 ГОДА

До 1917 года Алексеевского района как такового не существовало, его нынешняя территория входила, как уже было упомянуто, в состав Лаишевского, Спасского и Чистопольского уездов. Мы будем исследовать район в его сегодняшних границах.

В Чистопольском, Спасском и Лаишевском уездах, из частей которых позднее, при советской власти, был создан исследуемый Алексеевский район, количество белого и черного духовенства, храмов, часовен и монастырей было следующим:

  Уезд (Без учета уездных центров) Духовенство Церквей Часовен Монас-тырей
Белое Черное Единовер-ческое      
м ж м ж м ж к д К д к д
Спасский     - -             - -
Лаишевский     - - - -         -  
Чистопольский     - - - -         - -

 

Сокращения: м – мужское, ж – женское, к - каменных, д – деревянных.[22] (Примечание: в колонке «белое духовенство» ж – жены духовенства).

 

На территории Алексеевского района существовало 28 храмов. Это храмы:

Лаишевского уезда:

1. Воскресенская церковь в п. Алексеевское,

2. Казанско-Богородицкая церковь в с. Балахчино,

3. Свято-Успенская церковь в с. Лебяжье,

4. Рождественско-Богородицкая церковь в с. Мурзиха,

5. Церковь Архангела Михаила в с. Саконы,

6. Церковь прп. Сергия Радонежского в с. Сергиевское,

7. Церковь Николы, князя Черниговского, в с. Сабакайка.

Чистопольского уезда:

8. Большой Михайловский собор в пригороде Билярск,

9. Церковь Богоявления Господня в с. Богоявленская Горка (ныне – Красная Горка),

10. Церковь Казанской Божией Матери в с. Большой Красный Яр,

11. Богоявленская церковь в с. Остолопово (ныне Речное),

12. Рождественская церковь в с. Сахаровка.

Спасского уезда:

13. Троицкая церковь в с. Арбузов Баран,

14. Тихвинско-Богородицкая церковь в с. Базяково,

15. Никольская церковь в с. Березовая Грива,

16. Спасская церковь в с. Караваево,

17. Троицкая церковь в с. Куркуль,

18. Церковь во имя св. кн. Владимира в с. Левашево,

19. Вторая церковь в Левашево – во имя Архистратига Божия Михаила,

20. Казанско-Богородицкая церковь в с. Мараса,

21. Церковь Рождества Божией Матери в с. Масловка,

22. Церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня в с. Новоспасское,

23. Церковь Нерукотворного Образа Спасителя в с. Большие Полянки,

24. Смоленско-Богородицкая церковь в с. Ромодан,

25. Церковь Рождества Христова в с. Старая Шентала (Лягушкино, ныне – с. Родники),

26. Троицкая церковь в с. Лебедино,

27. Церковь в с. Шама,

28. Церковь в с. Абалдуевка (ныне – с. Приозерное).

В «Справочной книге по Казанской епархии за 1904 год» упоминаются две домовые церкви (в селах Александровка и Б. Полянки) и несколько часовен. Из часовен наибольший интерес представляют, в частности, Большая часовня, выстроенная в память чудесного избавления императора Александра III от убиения, часовня на ключе Живоносный Источник, часовня близ села Масловки, часовня на могиле А. М. Бутлерова, знаменитого химика (единственная сохранившаяся до настоящего времени часовня). Кроме того, в «Летописи села Алексеевского» говорится еще о двух часовнях, находящихся на территории села: это Ахтырская часовня и часовня, находящаяся при въезде в село по Казанскому тракту, выстроенная в память тысячелетия св. Кирилла и Мефодия и в память Александра II, Царя—Освободителя крестьян от крепостной зависимости.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.