Школа и воспитание в Древнем Риме — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Школа и воспитание в Древнем Риме

2017-06-29 320
Школа и воспитание в Древнем Риме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первоначально римская педагогия ограничивалась патриархальным семейным воспитанием. Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Отец в семье был неограниченным властелином. Мать в воспитании играла почетную роль. Девочки и девушки находились под контролем матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием.

Семья в Риме считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. «Все науки из родного дома», - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в.н.э.).

Первые попытки создания учебных заведений относятся к V в. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме – в месте общественных сборищ римлян. К III в.до н.э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан.

Римская система воспитания при сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными учебными заведениями частных имела практическую направленность. Девиз «польза» считался главным в римском воспитании и обучении. Основная цель заключалась в обеспечении карьеры или в военном деле, или в политике.

В первые века нашей эры в Римской империи сложился устойчивый и единообразный канон содержания, системы и методов образования. В I в. н.э. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. н.э. из этого списка были вычеркнуты архитектура и медицина. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Данная структура была предложена римским философом Боэцием и стала канонической.

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Учились мальчики и девочки с 7-летнего возраста. Срок обучения не превышал двух лет. В круг дисциплин входили латинская грамота, знакомство с литературой, начатки счета. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. В школах применялись наказания и поощрения.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. Помимо предметов, изучаемых в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права, грамматика латинского языка, риторика. В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. Из образовательных программ были исключены все «изящные науки»: музыка, пение, танцы, так как считалось, что эти предметы «побуждают больше мечтать, нежели действовать». Это было связано с чисто прагматическим идеалом воспитания и образования. Количество учеников было ограниченным, а обучение – преимущественно индивидуальное.

Военную подготовку 16-летние юноши проходили в воинских формированиях – легионах. Срок обучения 3-4 года. Обучение носило религиозный характер.

В I – II вв. появляются медицинские и юридические школы.

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Наиболее известным создателем государственных школ ораторов был Марк Фабий Квинтилиан, открывший одно из самых популярных учебных заведений в Риме. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно – философию. Риторические школы готовили юристов для бюрократической государственной системы Римской империи.

В целом воспитательно-образовательная система Древнего Рима полностью соответствовала политическому устройству империи и отвечала социальному заказу общества. По своей дидактической направленности она во многом была сориентирована на имевшиеся образцы греческого обучения и лишь усовершенствовала их, обращаясь в первую очередь к социальной значимости получаемых знаний, умений и навыков. Поэтому учебные дисциплины преподавались исходя из их практической жизненной ценности.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.