Ян Амос Коменский – основоположник педагогики как науки — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Ян Амос Коменский – основоположник педагогики как науки

2017-06-29 428
Ян Амос Коменский – основоположник педагогики как науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670 гг.). Его по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.

Наиболее крупное педагогическое сочинение Я.А. Коменского – «Великая дидактика». Первоначально оно было написано на чешском языке, потом в переработанном виде переведено на латинский язык – международный язык науки. В этом трактате рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания, школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания.

«Великая дидактика» – сплав педагогических идей того времени. В трактате приводится мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Содержание основных глав «Великой дидактики» Я.А. Коменского дано в таблице 6.1.

 

Таблица 6.1

Основное содержание книги Я. А. Коменского «Великая дидактика» [9]

Основные главы книги «Великая дидактика» Основополагающие моменты, идеи  
Глава XVI. Общие требова­ния обучения и учения, т. е. как учить и учиться Основоположе­ние 1     Основоположе­ние 2   Основоположе­ние 4   Основоположе­ние 6   Основоположе­ние 7   Глава XVII. Основы легкости обуче­ния и учения Основоположе­ние 1     Основоположе­ние 2     Основоположе­ние 3   Глава XVIII. Основы прочности обучения и учения     Глава XVI. Метод нравственного воспитания   Глава XXVII. О школьной дисциплине     Глава XVIII. О четырехступенчатом устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся 1. Образование человека нужно начинать в весну жизни, т. е. в детстве. 2. Утренние часы для занятий наиболее удобны. 3. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сооб­разно возрастным ступеням — так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возра­сте.   1. Подготовка материала: книг и др. учебных пособий — заранее. 2. Развивать ум ранее языка. 3. Реальные учебные предметы предпосылать формальным. 4. Примеры предпосылать правилам.     В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.   1. С самого начала юношам, которым нужно дать образование, следует дать основы общего образования (распределить учеб­ный материал так, чтобы следующие затем занятия не вноси­ли ничего нового; а представляли только некоторое развитие полученных знаний). 2. Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее по­нимание их как целого.   1. Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы — так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь. 2. Время должно быть распределено с величайшей точностью — так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилась своя особая работа.   1. Образование юношества должно начинаться рано. 2. У одного и того же ученика по одному и тому же предмету дол­жен быть только один учитель. 3. По воле воспитателя, прежде всего, должны быть приведены в гармонию нравы.   1. Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горя­чее стремление к знанию и учению. 2. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.   1. Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила. 2. Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами. 3. Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.   1. Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу. 2. Все последующее должно опираться на предыдущее. 3. Все должно закрепляться постоянными упражнениями. 4. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание на чем-то одном. 5. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.   Ребенок должен обладать: 1) умеренностью, 2) опрятностью, 3) почтительностью к старшим, 4) предупредительностью, 5) правдивостью, 6) справедливостью, 7) благотворительностью (щедростью), 8) трудолюбием, терпением, 9) деликатностью, 10) достоинством.   «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Для поддержания дисциплины нужно руководствоваться: 1) постоянными примерами, воспитатель сам должен показывать пример; 2) наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.   Полное образование до 24 лет. Это время приходится на 4 школы: — до 6 лет — детство — материнская школа (весна); — от 6 до 12 лет—отрочество — школа элементарная, или школа родного языка (лето); — от 12 до 18 лет — юношество — латинская школа, или гимназия (осень); от 18 до 14 лет — зрелость — академия (зима).

 

Я.А. Коменский написал первую в мире педагогическую книгу для родителей о воспитании детей в семье – «Материнская школа». Его учебник «Мир чувственных вещей в картинках» произвел революцию в учебном деле. В этой книге Я.А. Коменский реализовал идеи о признании внешних органов чувств ребенка в качестве основных средств познания внешнего мира, о развитии у детей в первую очередь чувственного восприятия.

Все учебные книги Я.А. Коменского пронизаны идеей пансофии (всеобщей мудрости, знание вещей реально существующих в мире). Через идею пансофии Я.А. Коменский определял задачи воспитания, которые включали знание человеком всех вещей и самого себя, а также человек должен быть «образцом Божьим», видеть в божественном начале источник всего сущего. Фактически Я.А. Коменский говорит о научном образовании, приобщении к нравственным требованиям и воспитании религиозности.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.