Психоаналитическое направление в теории личности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Психоаналитическое направление в теории личности

2017-06-29 730
Психоаналитическое направление в теории личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фрейд, К.Юнг, А.Адлер и др

Фрейд

представляет собой пример подхода к изучению поведения человека, при котором считается, что поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты.

Фрейд исследовал проблемы бессознательных и иррациональных процессов.

Бессознательные процессы служат единой цели – не перегружать сознание человека, не доводить до сознания часто информацию о себе и окр. мире.

Не смотря на то, что большая часть психической жизни проходит на уровне неосознаваемом, она существенно влияет на его мысли и поступки.

Движущие силы человека:

- влечения (основное влечение – половое, танатос – инстинкт смерти, эрос – инстинкт жизни)

Ид – оно (резервуар инстинктивных влечений человека, принцип – удовольствие)

Эго – я (реальность, контролирует систему движений и органов восприятия)

Супер ЭГО – Сверх Я (система установок, моральных ценностей, функционирует по принципу совести)

Психоанализ выделяет две социально-психологические проблемы: проблему конфликта человека и общества, проявляющуюся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблему источников социальной активности (основн источник – стремление человека к редукции напряжения).

Психоаналитическое направление в социальной психологии предполагает специфическую трактовку механизмов регуляции поведения людей в зависимости от их принадлежности к разным общностям. Согласно психоаналитической теории, структура личности человека состоит из следующих компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» является источником психической энергии и стремится к непосредственному удовлетворению первичных потребностей. «Сверх-Я» представляет собой усвоенные личностью в течение жизни социальные или личностные нормы и «задает» этические рамки поведения. «Я» — ядро личности, находится посередине между гедонистическими требованиями «Оно» и моралистическими запретами «Сверх-Я». Значение компонента «Я» состоит для личности в том, что он стремится к устранению вечного конфликта, порожденного инстинктом продолжения рода и запретами, налагающимися на реализацию этого инстинкта обществом. Динамическое взаимодействие этих трех элементов выражается в бессознательной мотивации, которая, в свою очередь, проявляется в поведении. «Я» вырабатывает средства защиты психики от разрушающего действия конфликта; это особые формы бессознательной активности, способы психологической защиты. Их, согласно 3. Фрейду, несколько:
регрессия — возврат в детство, дающий психическое состояние комфорта и защищенности;
рационализация — использование только той информации, в соответствии с которой собственное поведение может быть социально одобренным;
вытеснение — сглаживание внутреннего конфликта путем забывания истинного, но неприемлемого мотива поведения;
проекция — бессознательный перенос собственных неприемлемых чувств, желаний, стремлений на другой объект;
идентификация — отождествление себя с другим
человеком, перенос на него желательных чувств и качеств;
сублимация — переключение инстинктивной энергии на процесс творчества, а также проявление остроумия или любые действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

В современных зарубежных прикладных исследованиях, выполненных в рамках социальной психологии, широко используется представление о механизмах защиты: в психологии рекламы, в психологии торговли, в юридической психологии и т. д. Остановимся подробнее на одном из приведенных выше механизмов защиты идентификации.

Фрейд рассматривал семью как группу, оказывающую решающее влияние на индивида. Семейные взаимоотношения он понимал как прототип отношений в любой социальной группе. Сущность первичной группы, по Фрейду, состоит в системе эмоциональных связей между людьми, которые принимают одну и ту же личность — лидера — за свой идеал и идентифицируют себя с ним. Значит, они идентифицируют себя и друг с другом. Таким образом, устанавливается два рода связей — между членами группы и между каждым членом группы и лидером. В случае нарушения связей с лидером группа распадается. Лидер не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя самого. Именно это качество нарциссизма и делает его лидером.

К психоаналитической школе в социальной психологии можно отнести теорию интерперсонального поведения, созданную В. Шутцем. По его мнению, наряду с биологическими потребностями у человека существуют социальные потребности — включения, контроля и любви. Если биологические потребности регулируют связь человека с физическим окружением, то социальные — связь личности с ее человеческим окружением. Ребенок, лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения таких потребностей, находит способы адаптивного поведения, которые полностью определяют поведение взрослого человека по отношению к другим.

Так, первая из социальных потребностей — потребность включения — может формировать стереотипы недостаточного социального, гиперсоциального или социального поведения. Первый тип формируется опытом недостаточной интеграции в семье, второй — избыточной, третий — адекватной интеграции. Индивид первого типа воспринимает себя человеком, не заслуживающим внимания других людей, второго — заслуживающим сверхвнимания, третьего — беспроблемным в межличностных отношениях.

Вторая социальная потребность — потребность в контроле — рождает тип поведения, варьирующий от сверхдисциплинированности до отсутствия дисциплины вообще. Этот тип Шутц назвал «отказывающимся» (когда человек отказывается от власти, ответственности и от принятия решений), «автократическим» и «демократическим».

Третья социальная потребность — потребность любви — основана на желании нравиться и быть любимым.
Неадекватные отношения родителей с ребенком выливаются либо в избегание тесных эмоциональных отношений, либо в упорные беспрестанные попытки их строить. Адекватный тип может строить и тесные эмоциональные, и дистантные отношения.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.