История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-29 | 1055 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Ива́н Петро́вич Па́влов (1849- 1936) — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы. В 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом. Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — отслюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. Всемирное уважение к этому человеку было настолько велико, что на XV Международном конгрессе физиологов в 1935 г. он был назван «первым физиологом мира» - такого «титула» не был удостоен ни один ученый И.П. Павлов обладал громадным педагогическим талантом. Веселый, доброжелательный, открытый людям, он привлекал их, умел вдохнуть энергию и интерес самым, казалось, апатичным натурам. Эти качества позволили ему создать крупнейшую научную школу в области физиологии. Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности - одно из величайших достижений современного естествознания. Павлов был многогранным ученым. Его
|
выдающиеся исследования по физиологии сердечно - сосудистой системы и особенно его классические исследования в области физиологии пищеварения, снискавшие ему мировое признание и славу создателя этого важного раздела современной физиологии. Поистине Павлов стал символом эпохи и путеводной звездой в изучении функций мозга. Материал по физиологии пищеварения был обобщен Павловым в «Лекциях о работе главных пищеварительных желез». За 20лет в лабораториях Павлова в Институте экспериментальной медицины и в Военно-медицинской академии было выполнено и опубликовано свыше 250 научных работ, в том числе около 90 диссертаций. В эти же годы Павлов принимал активное участие в работе 'Петербургского общества русских врачей. В 1892г. он был избран действительным членом, а в 1900г. - почетным членом этого общества. На протяжении 13 лет он был товарищем председателя этого общества и в течение 7 лет его председателем. Начиная с 1900г. Павлов участвовал в международных конгрессах физиологов, а затем психологов и неврологов. Особенно следует отметить доклад «Экспериментальная психология и психопатологии на животных», здесь впервые Павлов заявил о возможности строго объективного, физиологического анализа явлений, которые до того времени объяснялись только с психологической точки зрения. В начале 90-х годов Павлов приступил к изучению физиологии высших отделов центральной нервной системы - коры больших полушарий. Наблюдая, что при различных раздражениях, связанных с пищей, - при виде и запахе ее, звуках, напоминающих о ней, - у животного происходит выделение слюны, секреции желудочного сока и т.д. Физиолог говорил, что причиной секреции в этих случаях является желание пищи, воспоминание о ней, психические переживания животного. Павлов на протяжении 35 лет изучал рефлекторную функцию головного мозга. Павлов создал свое учение о типах нервной системы. В основу Павловской классификации типов положено индивидуальное различие особенностей нервной системы: сила нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Соответственно этому Павлов признал наличие 4 основных типов нервной системы: 1. Тип сильный, но неуравновешенной нервной системы, которая характеризуется преобладанием возбуждения над торможением («безудержный тип»). 2. Тип сильной уравновешенной нервной системы с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип). 3. Тип сильной уравновешенной нервной системы с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный). И.П.Павлов дожил до 86 лет. Он умер от воспаления легких 27 февраля 1936 года. Павлов похоронен в Петербурге на Волковом кладбище рядом с могилой другого великого
|
русского ученого - Д.И.Менделеева. Нормальная физиология - биологическая дисциплина, изучающая: 1) функции целостного организма и отдельных физиологических систем (например, сердечно-сосудистой, дыхательной); 2) функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения); 3) взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образование эритроцитов в красном костном мозге); 4) регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервные и гуморальные). Физиология является экспериментальной наукой. В ней выделяют два метода исследования - опыт и наблюдение. Наблюдение - изучение поведения животного в определенных условиях, как правило, в течение длительного промежутка времени. Это дает возможность описать любую функцию организма, но затрудняет объяснение механизмов ее возникновения. Опыт бывает острым и хроническим. Острый опыт проводится только на короткий момент, и животное находится в состоянии наркоза. Из-за больших кровопотерь практически отсутствует объективность. Хронический эксперимент был впервые введен И. П. Павловым, который предложил оперировать животных (например, наложение фистулы на желудок собаки).
|
Формы обществнной медецины в России во второй половине 19 века. Земская реформа (1864) и земская мудецина. Этапы развития земской медецины. Характеристика положительных и отрицательных черт земской медецины
Краткая характеристика эпохи. На развитие всей политической жизни в России в II половине 19 века несомненно влияла общественно-литературная деятельность А.Герцена, Н.Чернышевского, А.Добролюбова. С 1855 г. Н.Герцен начал регулярно издавать альманах «Полярная звезда», газету «Колокол» помимо изложенных в этих изданиях материалах о декабристах, о смерти А.Пушкина, о творчестве В.Белинского он написал открытое письмо Александру II (1818-1881), в котором называл себя «Неисправимым социалистом» и клеймил позором крепостное право в России. Между тем, в России происходило смягчение режима, вернулись из ссылки декабристы, Н.Чернышевский (1828-1889) опубликовал в журнале «Современник» ряд статей, посвященных крестьянскому вопросу. Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны, и в первую очередь против его отмены выступали помещики. Но Александр II проявил необыкновенную настойчивость, он назначил председателем Главного комитета по крестьянскому делу своего брата Константина, сторонника либеральных реформ. Александр II отстаивал и сам реформу и подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права (19.02.1861). Несмотря на все недостатки, реформа имела огромное нравственное значение. Она
открывала перед Россией новые перспективы развития, создавая возможности для рыночных отношений. Россия встала на путь экономического развития: успешно развивалась текстильная промышленность, наблюдался рост пищевой промышленности и вместе с ней увеличился в 2 раза экспорт сахара. С перестройкой горнорудных заводов медленно, но наращивала силу металлургическая промышленность, создаются новые промышленные районы. Тяжелее проходила реформа в сельском хозяйстве, особенно в нечерноземной зоне, где урожаи всегда были низкими и крестьянину нечем было расплачиваться за выделенный кусок земли, он был вынужден заниматься дополнительно наемным трудом, чтобы расплатиться с помещиком. И все-таки отмена крепостного права дала в стране дорогу другим преобразованиям, какими являлись либеральные реформы 60-70-х гг.. К крестьянской реформе Россия подошла с отсталым хозяйством в деревне, к тому же здесь полностью отсутствовала медицинская помощь. Эпидемии уносили тысячи жизней, крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Не было в деревнях и народного образования, кое-где встречались 2-х классные школы, у казны не было денег на развитие сельского здравоохранения и образования. Выход был найден. С 1-го января 1864 г. был утвержден закон о местном земском самоуправлении. Распределительными органами земства были губернские и уездные собрания, а исполнительными - соответственно, упра-вы. Выбор в органы управления проводились 1 раз в три года, в земских собраниях преобладали дворяне. Деятельность органов самоуправления позволила развивать хозяйство на местах, все отчисления шли на строительство дорог, школ, больниц. Земское самоуправление было введено не во всех губерниях, в частности в Астраханской губернии его не было, так как здесь существовало Казачье самоуправление, поэтому введено оно было только в 1912 г. По земским законам выбиралась городская дума с городским головой, занимавшимся всеми хозяйственными вопросами в городе. В России была проведена судебная реформа, судебные заседания стали открытыми для публики, суд стал гласным, независимым от администрации. Центральным звеном в судебной системе был окружной суд с присяжными заседателями в количестве 12 человек, выбиравшимися по жребию из представителей всех сословий. Суд выносил приговор, такой меры наказания, как смертная казнь не было. Только военные суды могли приговорить к смерти. Были проведены и военные реформы, была отменена рекрутчина и был введен закон о всеобщей воинской повинности; в армию призывались лица мужского пола в возрасте 20 лет, годные по состоянию здоровья к службе, в пехоте сроком 6 лет, на флоте - 7 лет. Развитие земской медицины. Либеральные реформы способствовали развитию земской медицины. Работа губернских больниц, психиатрических лечебниц, фельдшерских и повивальных школ полностью контролировалась губернскими земскими управами. Уездные земские управы заботились о развитии сельской медицины, о больничных учре-ждениях в уездных городах, об организации помощи и денежных средств в периоды эпидемий. Проект земской медицины был разработан под руководством председателя земского собрания в Петербурге, врача -князя Н.А.Долгорукова. В проекте перед земской медициной ставились следующие задачи: 1) устранить причину многих заболеваний (эпидемий), т.е. развитие гигиены. 2) расширить рамки оказания медицинской помощи, т.е. развивать общественную
|
|
медицину; 3) обеспечить медицинской помощью неимущие слои на селения, т.е. развивать строительство учреждений общественного призрения. Как правило, в уездах, в сельской местности (волостях) работали только фельдшеры и повивальные бабки. После либеральных реформ лучшие представители интеллигенции, в том числе и врачи, поехали работать в сельскую местность. На начальном этапе развития земской медицины в селе земский врач жил в уездном городе и в определенные дни разъезжал по селам (разъездной тип земской сельской медицины). Однако, вскоре выяснилось, что врач не всегда был там, где он особенно был необходим. В 80-е годы появляется стационарная система земской сельской медицины, которая состояла в следующем. Уезды разделяются на несколько медицинских участков, в центральном из них строится лечебница на 15-20 кроватей с выделением специально кроватей для рожениц и с маленькой амбулаторией. Врач ежедневно принимает и лечит больных со всех участков, у него были помощники: фельдшер, повитуха и няня, а к больным он выезжает по необходимости, т.е. по вызову. Таким образом, появился в России участковый принцип обслуживания сельского населения (первая особенность земской медицины). Второй особенностью являлось то, что земская медицина провозгласила принцип сочетания лечебной и профилактической помощи. Земские врачи среди сельского населения распространяли гигиенические навыки, проводили противоэпидемические прививки, занимались статистическим анализом заболеваемости, рождаемости, смертности, т.е. вели учет состояния здоровья сельского населения. Третьей особенностью земской медицины являлась ее бесплатность, платным лечением было только стационарное для больных, поступивших из другого уезда. Эта бесплатность стоила дорого, земства из своего бюджета на развитие медицины ежегодно отчисляли денежные средства: в 1868 - 8%, в 1890 -21%, в 1903-28%. Земская медицина создавала новые учреждения здравоохранения: в Нижегородской, Вологодской, Харьковской губерниях в летний период создавались детские ясли, строились фельдшерские школы. В 1871 г. в г.Твери состоялся первый съезд земских врачей, а в 1872 г. Пермское губернское земство учредило должность губернского санитарного врача. Им стал И.И.Моллесон (1842-1920), выпускник Казанского университета. Основную роль в земской медицине И.Моллесон отводил медицине предупредительной. Его основные работы посвящены санитарно-статистическим исследованиям заболеваемости населения, изучению физического развития детей, санитарному состоянию местности, водоснабжению. Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России. Еще в первой половине XIX века профессор Московского университета И.Дядьковский (1784-1841) в основу своей «Оригинальной системы болезни» положил состояние нервной системы, указывая на тесную связь высших отделов нервной системы с внутренними органами. Такое физиологическое направление в патологии нашло отражение и в трудах его многих учеников, в том числе и И.Глебова. Но особый расцвет физиологии приходится на вторую
половину XIX века. «Отцом русской физиологии» по праву считали И.М.Сеченова (1829-1905). Выпускник Московского университета (1856), после окончания стажировался за границей, по возвращению в Россию в 1860 г. защитил докторскую диссертацию «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения». Все дальнейшие его исследования посвящены трем проблемам: физиологии нервной системы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности. В 1862 г. профессором И.Сеченовым было открыто явление центрального торможения, доказавшее, что торможение является таким же активным процессом ЦНС, как и возбуждение, без которых немыслима деятельность ЦНС. Новым этапом в развитии физиологии центральной нервной системы представлял труд И.Сеченова «Рефлексы головного мозга», раскрывавшие психическую деятельность человека, в основе которой были положены рефлексы, представлявшие сущность актов сознательной и бессознательной жизни человека. Используя в лабораторных условиях прибор - абсорбциометр - И.Сеченов первым извлек газы из крови, установив их тесную связь с эритроцитами, лабораторными исследованиями им была доказана роль гемоглобина в переносе кислорода и углекислого газа. Работы И.Сеченова легли в основу изучения физиологии мышечных сокращений, что позволило обосновать продуктивность 8-и часового рабочего дня. Среди учеников и последователей И.Сеченова наибольший интерес представляют работы Н.Введенского 91852-1922) -основоположника электрофизиологии, как специальной отрасли физиологии, автора классических исследований о процессах возбуждения и торможения как фазах единого процесса. Развитие морфологии. Основной чертой развития морфологии в России являлась ее тесная связь с другими науками, особенно с физиологией (форма и функция). В этой области большое значение принадлежит исследованиям киевского ученого В.Беца (1834-1894), описавшего гигантские пирамидные клетки в лобной доле коры головного мозга. В.Бец являлся основоположником клеточного строения мозговой коры головного мозга, он также подробно описал функции им описанных клеток, тем самым обусловил тесную связь с физиологией. Второй особенностью морфологии являлась ее клиническая направленность. Ранние работы педиатра Н.Гундобина (1860-1908), посвященные анатомической теме «Строение кишечника у детей» (1891), легли в основу клинических проявлений болезней желудочно-кишечного тракта в детском возрасте. Работы В.Бехтерева (1857-1927), виднейшего невропатолога и психиатра, посвященные изучению патологоанатомическим изменениям при заболеваниях ЦНС, внесли много нового в клинику и лечение неврологических заболеваний. Третьей характерной чертой отечественной морфологии являлась ее связь с общебиологическими и общественными проблемами, с вопросами педагогики и физического воспитания. Особенно эта черта проявилась в деятельности П.Лесгафта (1837-1909). В начале века П.Лесгафт в Петербурге создает курсы по физическому воспитанию в военно-учебных заведениях. Им создается специальный центр в виде биологической лаборатории (1893), где разрабатывается система физических упражнений. В 1905 году она получает статус «высшей вольной школы» (ныне институт физкультуры
им. П.Лесгафта). П.Лесгафт разработал биологически обоснованную систему физических упражнений, способствующих умственному и физическому развитию ребенка. Его труды «Физическое развитие в школах (1880) ««Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888) и др. легли в основу организации уроков физкультуры во всех школах России. Развитие патологии (учение о болезни) в России. Учение о болезни, так называлась наука об общих закономерностях болезненного процесса, сочеталось с другими дисциплинами: патологической анатомией и физиологией. Основоположником патологической физиологии в России считался В.Пашутин (1845-1901) - ученик Боткина и Сеченова. Он занимался проблемами питания и тесно связанной с этой проблемой вопроса - голодания. Он заложил основы учения о добавочных факторах питания, получивших позднее название витамины, в связи с этими проблемами им была изучена болезнь - цинга. Изучая проблему питания, он искал возможность замены белка в продуктах. Выбор В.Пашутиным голодания как основной темы исследований был не случайным. Систематическое недоедание широких слоев населения в деревне и в городе было крупным общественным бедствием в царской России. Другой линией исследований, проводившихся в лаборатории В.Пашутина, было изучение теплового обмена. Сконструированные в его лаборатории первые калориметры (1883) были гораздо со-вершеннее, чем поздние, изобретенные в Европе. В лаборатории В.Пашутина экспериментально разрабатывались такие проблемы патологии, как исследование по переливанию крови, по инфекционной патологии, патологии беременности, теории ожога, патологии кожи и кожного дыхания. Патологическую анатомию во 2-й половине XIX века в России представляли А.Полунин (1820-1888) и М.Руднев (1837-1878), представители Московского университета и Петербургской медико-хирургической академии при некоторых различиях в направлении их интересов, в их деятельности объединяло главное - материалистическое понимание вопросов патологии и экспериментальное направление в ее изучении. И.Полунин видел слабые стороны гуморальной теории Рокитанского, односторонность клеточной теории Вирхова. И.Полунин и М.Руднев рассматривали заболевание как процесс, затрагивающий весь организм. Они считали обязательными условиями для улучшения лечения взаимосвязь патологической анатомии и клиники. Клинико-анатомическое направление стало традиционным в русской медицинской науке. Вторая половина 19 века ознаменовалась развитием в России микробиологии. Основателем первой школы отечественных микробиологов явился Л. Денковский, он описал свыше 40 новых видов микроорганизмов. При изучении кишечной формы сибирской язвы Г.Минх наблюдал и первый описал явления фагоцитоза. Г.Габричевский в 1895 разработал методику изготовления и применения противо-дифтерийной сыворотки. Он отстоял теорию распространения малярии укусами комара (анофелеса). На основе микробиологии развивалась иммунология. Ёе основоположником являлся
И.Мечников. Он активно участвовал в создании в г.Одессе бактериологической и антирабической лаборатории (1886). В своих исследованиях И.Мечников установил, что мезодермальные клетки, названные им фагоцитами, выполняют функцию защиты организма от болезнетворных микроорганизмов. В 1908 г. он получает Нобелевскую премию вместе с немецким ученым Эрлихом. Его ученики Д.Ивановский, Н.Гамалея заложили основы новой науки - вирусологии. Кроме того, Гамалея усовершенствовал метод прививок против бешенства. Другой его ученик Д.Заболотный внес большой вклад в изучение природной очаговости чумы. Он открыл в 1898 г. первую кафедру микробиологии. Русские врачи А. Шировский и Я. Говоров в 1811-1812 детально описали клинику сыпного тифа. Развитие клинической медицины во II половине XIX века В результате развития клинических терапевтических школ в Петербурге и Москве появились многие ученики и последователи этих ученых: среди них В.П.Образцов - осно-ватель Киевской терапевтической школы. Развитию в России клинической неврологии и психиатрии способствовали работы А.Я.Кожевникова, В.П.Сербского.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!