Лекция 1. Предмет и объект этнологии. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Лекция 1. Предмет и объект этнологии.

2017-06-26 825
Лекция 1. Предмет и объект этнологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1. Предмет и объект этнологии.

Предмет этнологии.

Концепция этноса в отечественной этнологии.

Типы и разновидности этнических процессов.

Типы этнических общностей.

Этнологические источники.

6.Основные методы этнологического исследования.

 

Предмет этнологии.

Современное население мира насчитывает уже более 6 млрд. чел. Как существа социальные (общественные), все люди объединяются в различные коллективы и сообщества.

Один из самых исторически ранних способов объединения людей представляет собой этническая форма общности.

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, особенностями культуры. В настоящее время исследователи насчитывают в мире от трех до четырех тысяч народов. Более точный подсчет затруднен тем, что не всюду проведены переписи населения и не всегда удается выяснить, какую группу людей следует считать отдельным народом. Этносы все разные по численности, наиболее крупный этнос – китайцы – насчитывает более 1 млрд. человек. Самые малочисленные народы (например, кеты в Сибири, ботокуды в Бразилии) состоят всего из нескольких сотен, а то т десятков человек). В число крупнейших народов помимо китайцев входят хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, японцы, бразильцы, немцы м др. Они внесли огромный вклад в развитие человечества. Но и остальные этносы – даже самые малочисленные – пополняют своими достижениями общий фонд мировой культуры. Так, во всем мире известны деревянная скульптура и маски народов тропической Африки. Малые народы Крайнего Севера (эскимосы, чукчи, саамы-лопари) создали своеобразную культуру, приспособленную для выживания в крайне неблагоприятных для жизни приполярных условиях.

Основной объект изучения этнологии – этнос. Общепринятой трактовки понятия «этнос» сегодня не существует. Преобладают такие определения:

Ю.В.Бромлей: этнос – этносоциальный организм;

Л.Н.Гумилев: этнос – биосоциальный организм;

Н.Н.Чебоксаров: этнос – осознанная культурно-языковая общность.

Этнология изучает:

1) этногенез и расселение народов, их этнонимия (эндоэтнонимы и экзоэтнонимы), этнические территории и этнические границы;

2) характерные черты материальной и духовной культуры этносов (поселения, жилища, пища, одежда, украшения, устное народное творчество, или фольклор, народное искусство);

3) демографические процессы (динамика численности народов);

4) религию этносов;

5) культуру этносов

Особое внимание ученые-этнологи уделяли и уделяют так называемым традиционным (унаследованным от прошлых поколений), исторически более ранним и даже древним элементам народной, прежде всего, крестьянской культуры. Однако этнология – не только наука о прошлом этнических общностей и его пережитках в настоящем. Его интересует и современная жизнь народов. С помощью ряда вспомогательных дисциплин, возникших сравнительно недавно, изучаются самые разнообразные стороны жизнедеятельности современных народов. Этническая социология исследует социальные слои, классы, сословия, общественные образования (институты) у различных этносов. Этническая экология анализирует проблемы взаимодействия этнических общностей с природно-географическими условиями.

В современном мире все большее значение приобретает знание о вероятном развитии тех или иных народов в будущем, растет ценность прогнозов, касающихся межэтнических отношений, особенно в крупных городах. Этнологи выступают за максимальное сохранение всего того этнического и культурного многообразия, которое характерно для современного человечества. Принцип «не навреди» - один из основных для этнолога, исследующего любой народ. Этнология относится к числу социальных (общественных), в том числе исторических наук и имеет тесные связи с рядом других научных дисциплин, таких как география, лингвистика, фольклористика, археология, искусствоведение и др.

До 1990-х г.г. в российской науке для обозначения науки о народах использовался термин «этнография» (от др.-греч. Ethnos – народ, grapho – пишу), буквально «народоописание».

Основная задача этнографии – изучение взаимосвязей между элементами культуры.

С начала 90-г.г. наука о народах стала называться этнологией, потому как этнология имеет более широкое, глубокое понимание.

В связи с этим Институт этнографии и антропологии Российской Академии наук был переименован в Институт этнологии и антропологии РАН.

Этнолог С.А. Арутюнов пишет: «Можно считать этнологию и этнографию полными синонимами, а можно считать, что

этнография описывает этносы и их культуры,

а этнология объясняет и предсказывает их функционирование. То и другое направление существует в отечественной и мировой науке уже бол 200 лет».

Другими словами, Этнология – изучение, этнография – описание (Найти грань между ними трудно)

 

Инструменталистская теория

занимает промеж. положение м/у 1 и 2.

Она признает объективное существованиеие этнического самосознания, но оно чаще дремлет и проявляется оно только в ситуациях ради достижения какой-либо политич., экономич. и др. идеей.

 

  Термин «нация» - это «Национальность» - это Межнациональные отношения – это
В России 1) = «национальность» (этнонация) 2) высшая стадия этноса, характ. для эпохи капитализма   этнические общности и народы отношения между этносами (межэтнические)
На Западе = согражданство. = гражданство Отношения межгосударствен. Межэтнические отношения – отношения между народами

 

 

Этнологические источники.

Этнологический источник – всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.

На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Эти источники создавались как служебные записи, либо как самостоятельные произведения. В них – иногда ценная информация об исчезнувших народах. Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения многих, в том числе естественных, наук (большей частью – прикладных), таких как ботаника, медицина, биология и др (комплексный подход Д.Н. Анучина).

Основные группы источников:

Любое научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Но специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых материалов, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: результаты, исследований и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного контакта с представителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакцией на различные ситуации, логикой аргументов и рассуждений, используемых в спорах и беседах, способами объяснения различных явлений окружающего мира и собственного поведения и т.п. Такие разнородные материалы предполагают различные методы их получения. На сегодняшний день в этнологии сложился комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников, изучение устных преданий, описание археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего материалов переписей населения). Изучение письменных источников — один из самых важных методов этнологии, ценность которого связана с возможностью получения разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются. обычно написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес нескольких поколений ученых-этнологов. Однако такого рода историко-культуриые описания не являются единственным типом письменных источников, представляющих интерес для этнологов. В настоящее время еще не исследованно огромное количество письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных эпох: докладььгеографов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п. Нужно уметь оценивать события, идеи или высказывания, которые отдельные народы взяли у других и интегрировали в собственную историю как действительные исторические события. Но для этнологов даже такие заимствования имеют ценность, поскольку они свидетельствуют о Связях между этими народами. Для этнологии ценны и устные предания, также выражающие историческое сознание народа. Опыт этнологических исследований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних народов. Так, сказители в некоторых африканских племенах еще в середине XX в. сохранили и передавали своим потомкам имена, даты, описания дел и поступков своих правителей и событий жизни их народов за последние 400 лет. Устные предания как источник получения этнологических материалов исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро данный источник иссякнет совсем. Основная причина этого процесса заключается не только и не столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и прекращает жить в памяти, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история. Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изучения археологических материалов. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические материалы самые надежные: они позволяют довольно точно определить время каких-то исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных формах изучения и оценки археологических материалов. Например, с помощью термолюминисцентного метода можно установить возраст керамических изделий. При изучении археологических материалов сегодня все шире используются статистические методы. Применение дескрептивной (описательной) статистики позволяет максимально полно раскрыть информационный потенциал археологической информации, а использование аналитической статистики дает возможность выработать типологию археологической информации и проверить научные гипотезы. Применение статистических методов требует тщательной подготовки археологического материала, благодаря чему достигается высокая достоверность информации. В свою очередь анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для создания этнологических теорий, концепций, моделей культуры. Важным методом этнологических исследований является сравнительное языкознание, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, что может показать точные границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития языков некоторые из них на основе эндогенных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков, тогда как другие языки, напротив, статичны, т.е. не изменяются на протяжении многих столетий. Как показывает практика сравнительного языкознания, особенно интересные и важные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения слов из несколько» языков. Если исходить из аксиомы, что «слова» и «дела» неразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этого метода можно проследить развитие культуры и культурных отношений разных народов. При этом исчезновение определенных слов или их замена на синонимы из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. Конечно, метод сравнительного языкознании требует от ученых хорошего знания соответствующих языков, и прежде всего законов их словообразования. С середины XX в. в этнологи постоянно увеличивается значение статистических источников, среди которых наиболее важными являются переписи населения, благодаря которым ученые получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в ее разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядоченном характере. Переписные бланки, как правило, разбиваются на блоки вопросов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блок социально-демографических вопросов: о поле, о возрасте, о социальном положении, об образовании, о профессии, о типе жилища, о времени проживания в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке не только отражает объективные характеристики индивида, но и черты его сознания, прежде всего его самоидентификацию с той или иной этнической или языковой группой. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей. Становление этнологии как самостоятельной науки в значительной степени произошло благодаря непосредственному изучению жизни народов или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формирование этого метода было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные знания о колониальных народах, их хозяйстве, социальном устройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний в хозяйственных отношениях метрополий с необходимостью требовала управления населением зависимых стран. Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности на два-три месяца превышает календарный. Два-три месяца требуется на первичное знакомство и адаптацию этнолога к новым условиям, после чего он наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла. Закономерно, что плодотворность метода полевого исследования возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Л. Моргана, длительное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Новой Гвинеи. Неоспоримое преимущество стационарного метода полевых исследований обусловлено тем, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного, или сезонного, выезда для полевых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватить возможно больше населения или большую этническую территорию в отведенные сроки. Подобный характер полевых исследований дает оперативный материал, но он страдает существенными изъянами. Так, «срочный» («сезонный») выезд обычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в межсезонный период. Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения и о материальной, и о духовной культуре. В чертежах, схемах, фотографиях фиксируются объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических средств (кино- и фотоаппаратуры, аудио- и видеосредств) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы материальной и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний. Современный уровень развития научного знания способствует использованию этнологией научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезным и плодотворным здесь оказывается применение методов этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.

Лекция 1. Предмет и объект этнологии.

Предмет этнологии.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.