Материальные запасы в логистике — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Материальные запасы в логистике

2017-06-19 855
Материальные запасы в логистике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материальные запасы – это продукция производственно-технического назначения, которая находится на разных стадиях производства и обращения, изделия народного потребления и другие товары, которые ожидают вступления в процесс производственного или личного потребления.

Несмотря на то, что содержание запасов связано с определенными расходами, предприятия вынуждены создавать их. Основными мотивами создания материальных запасов выступают:

1. Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредусмотренное снижение интенсивности входящего материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.

2. Возможность колебания спроса (непредусмотренное увеличение интенсивности входящего потока). Спрос на какую-нибудь группу товаров можно предусмотреть с большой вероятностью. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар намного сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, возможна ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, т.е. клиент уйдет без покупки.

3. Сезонные колебания производства некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства.

4. Скидки при покупке большой партии товаров также могут стать причиной создания запасов.

5. Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко увеличиться, поэтому предприятие, которое смогло предусмотреть этот рост, создает запасы с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены.

6. Расходы, связанные с оформлением заказа. Процесс оформления каждого нового заказа сопровождается расходами административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти расходы можно, сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

7. Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. Если запасы отсутствуют, интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, независимо от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.

8. Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно следующим образом:

– изготовить заказанный товар;

– закупить заказанный товар;

– выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

Последний способ является, как правило, самым дорогим, так как он требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.

9. Сведение к минимуму простоев в производстве из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, различные аварии могут привести в условиях отсутствия запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может стоить очень дорого.

10. Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на разных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках и, следовательно, соответствующие расходы на организацию управления этими процессами.

Перечисленные причины свидетельствуют о необходимости создания запасов в логистических системах. При этом особенностью непосредственно логистического подхода к управлению товарно-материальными запасами является отказ от функционально-ориентированной концепции в этой сфере.

Понятие запаса пронизывает все сферы материального производства, так как материальный поток на пути перемещения от первичного источника сырья к конечному потребителю может накапливаться в виде запаса на каком-либо участке. Причем, управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику. В теории управления запасами выделяют такие их виды:

1. По месту продукции в логистической цепи:

– запасы материальных ресурсов;

– запася незавершенного производства;

– запасы готовой продукции;

– запасы тары;

– запасы возвратных отходов.

2. По отношению к базисным логистическим активностям:

– запасы в снабжении – материальные ресурсы, которые находятся в логистических цепях от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции;

– производственные запасы – запасы материальных ресурсов и незавершенного производства, которые поступили потребителям и не были переработаны, находятся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления и позволяют обеспечить непрерывность производственного процесса;

– товарные (сбытовые) запасы – запасы готовой продукции, транспортные запасы, которые находятся на складах готовой продукции фирмы-производителя и в дистрибутивной сети, предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи);

– совокупные материальные запасы являются объектом оптимизации логистического управления с позиции общих расходов и содержат в себе все перечисленные выше виды запасов: запасы в снабжении, производственные запасы и товарные запасы.

3. По отношению к комплексным логистическим активностям:

– складские запасы – запасы готовой продукции, которые находятся на складах разного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников;

– транспортные запасы (запасы в дороге, транзитные запасы) – запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, которые находятся в процессе транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного звена логистической системы;

– запасы грузопереработки – специфический складской запас, который формируется без логистической операции хранения (например, перегрузка в одном транспортном узле с одного транспорта на другой, консолидация, сортировка и т.д.).

4. По функциональному назначению:

– текущие (регулярные) запасы – это основная часть производственных и товарных запасов, которые предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства и сбыта между двумя очередными поставками, формируются при условии неравномерного и регулярного снабжения из-за несоответствия объемов снабжения и разового потребления;

– страховые (гарантийные) запасы – предназначены для непрерывного снабжения потребителя при непредусмотренных обстоятельствах: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменение интенсивности потребления, задержки поставок в дороге, сбои в производственно-технологических циклах и т.д.;

– подготовительные (буферные) запасы – это часть производственного (товарного) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению, их наличие обусловлено необходимостью выполнения определенных логистических операций приема, оформления, погрузки, разгрузки, дополнительной подготовки к потреблению;

– целевые запасы – запасы, созданные для определенных целей (сезонные, спекулятивные, запасы продвижения и т.д.).

5. По отношению к звену логистической цепи или логистическим посредникам:

– запасы у поставщиков;

– запасы у потребителей;

– запасы у торговых посредников;

– запасы у посредников в физическом распределении.

6. По структурной роли в системе управления запасами:

– максимальный запас – нормативный уровень запаса, экономически обоснованный как верхний показатель объема запаса;

– предельный запас – минимальный (контрольный) уровень запасов, при достижении которого необходимо их пополнение, так называемая точка заказа или уровень выдачи заказа;

– гарантийный запас – запас, который постоянно поддерживается на случай непредусмотренных заказов и резких колебаний спроса;

– текущий запас – фактический уровень запаса в какой-либо момент времени.

Классификация запасов предприятия по вышеуказанным признакам достаточно условна и предназначена в основном для их контроля и пополнения.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.