Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)

2017-06-25 556
Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Ригидность — затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность существенно влияет на процесс мотивации, особенно когда требуется корректировать его в связи с изменившейся ситуацией (например, с возникновением новых обстоятельств). Ригидный человек с трудом отходит от сложившейся у него стратегии поведения, поэтому принимаемое им решение и формируемый мотив не всегда адекватны ситуации.

Цель: определение ригидности.

Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенных ниже.

Порядок проведения. Инструкция: «Если вы полностью согласны с утверждением, представленным в опроснике, то рядом с его номером поставьте 2 балла, если согласны в принципе — 1 балл, если не согласны — 0 баллов».

1. Мне трудно менять привычки.

2. Я с трудом переключаю внимание.

 

 

3. Я очень настороженно отношусь ко всему новому.

4. Меня трудно переубедить.

5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

6. Я трудно сближаюсь с людьми.

7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

8. Нередко я проявляю упрямство.

9. Я неохотно иду на риск.

10. Я резко переживаю отклонения от принятого мною режима.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов, проставленных в соответствии с инструкцией.

Интерпретация. При сумме 0—7 баллов ригидности нет, присуща легкая переключаемость с одной установки на другую; при сумме 8—14 баллов — средний уровень ригидности; при сумме 15—20 баллов — сильно выраженная ригидность, принятый план действия или поступка, меняется под влиянием новых обстоятельств с большим трудом.

Методика «Эгоцентрические ассоциации»

Цель: определение уровня эгоцентрической направленности личности подростков.

Стимульный материал: тест из 40 незаконченных предложений.

Порядок проведения. Инструкция: «Напиши окончания к незаконченным предложениям. Не надо раздумывать, нужно сразу записать первое пришедшее в голову окончание предложения. Старайся работать быстро».

1. В такой ситуации...

2. Легче всего...

3. Несмотря на то, что...

4. Чем дальше...

5. По сравнению с...

6. Каждый...

7. Жаль, что...

8. В результате...

9. Если...

10. Несколько лет тому назад...

11. Самое важное то, что...

 

12. На самом деле...

13. Только...

14. Настоящая проблема в том, что...

15. Неправда, что...

16. Придет такой день, когда...

17. Самое большое...

18. Никогда...

19. В то, что...

20. Вряд ли возможно, что...

21. Главное в том, что...

22. Иногда...

23. Лет так через двенадцать...

24. В прошлом...

25. Дело в том, что...

26. В настоящее время...

27. Самое лучшее...

28. Принимая во внимание...

29. Если бы не.4.

30. Всегда...

31. Возможность...

32. В случае...

33. Обычно...

34. Если бы даже...

35. До сих пор...

36. Условие для...

37. Более всего...

38. Насчет...

39. С недавнего...

40.Только с тех пор...

Обработка результатов. Цель обработки и анализа — получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл тогда, когда испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться того, чтобы были закончены все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеют-

 

ся местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т. п.). Учитываются также продолженные, но не законченные испытуемым предложения, содержащие местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа. За каждое такое предложение проставляется 1 балл и подсчитывается их сумма.

Интерпретация. При сумме 0—13 баллов у испытуемого низкий уровень, при сумме 27—40 баллов — высокий уровень эгоцентризма.

Психодиагностика психодинамических и характерологических особенностей детей

Подбор диагностических средств для оценки психодинамических и характерологических особенностей может включать следующий блок методик (методики подбираются с учетом возраста ребенка, а также в зависимости от характера имеющихся нарушений): опросник Айзенка, методика диагностики импульсивности, характерологический опросник Леонгарда и др. Следующие две методики применимы к школьникам старших классов.

Методика Г. Айзенка (экспресс-диагностика)

Цель: изучение особенностей: а) экстраверсии—интроверсии; б) нейротизма.

Стимулъный материал: тест опросника, состоящий из 12 утверждений, предложенных ниже.

Порядок проведения. Инструкция: «Тебе предлагают вопросы об особенностях твоего поведения. Если ты отвечаешь на вопрос утвердительно ("согласен"), то поставь рядом с ним знак "+", если отрицательно ("не согласен") — знак "—", если "не знаю" — знак "0". Отвечай на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна твоя первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос».

 

 

1. Быстро ли ты приспосабливаешься к новой обстановке?

2. Бываешь ли ты без всякой на то причины то весел, то грустен?

3. Бывает ли так, что твои мысли рассеиваются, когда нужно сосредоточиться?

4. Ты охотно завязываешь разговор с новым человеком?

5. Ты обычно действуешь быстро и уверенно?

6. Часто ли, участвуя в разговоре, ты задумываешься так, что не слышишь, о чем говорят?

7. Бываешь ли ты иногда очень энергичен, а иногда тебе ничего не хочется?

8. Считаешь ли ты себя человеком активным и энергичным?

9. Без общения с людьми ты чувствуешь себя очень плохо?

10. На тебя часто находит хандра?

11. Твое настроение сменяется быстро?

12. Ты человек дела, действия?

Обработка результатов и интерпретация. Ответы «да» оцениваются в 2 балла, «не знаю» — 1 балл, «нет» — 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов: шкала экстраверсии— интроверсии: 1, 4, 5, 8, 9, 12 вопросы; диапазон баллов до 6 соответствует интроверсии, больше 6 — экстраверсии.

Шкала нейротизма: 2, 3, 6, 7, 10, 11 вопросы. Диапазон баллов до 6 соответствует низкому уровню нейротизма, больше 6 — высокому уровню нейротизма.

Характерологический опросник (подростковый вариант)

Цель: выявление акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера.

Стимулъный материал: тест опросника, состоящий из 87 утверждений, предложенных ниже.

Порядок проведения. Инструкция: «Тебе будут предложены утверждения. Если ты согласен с утверждением, рядом с его номером поставь знак "+" ("да"), если нет — знак "—" ("нет"). Над вопросами долго не думай, правильных и неправильных ответов нет».

1. У тебя чаще всего веселое и беззаботное настроение.

2. Ты чувствителен к оскорблениям.

3. Бывает ли так, что у тебя на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т. п.?

 

4. Сделав что-то, ты сомневаешься, все ли сделано правильно, и не успокаиваешься до тех пор, пока не убедишься еще раз в том, что все сделано правильно.

5. Ты считаешь себя таким же смелым, как и все твои сверстники.

6. Часто ли у тебя резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании?

8. Бывает ли так, что ты беспричинно находишься в таком ворчливом настроении, что с тобой лучше не разговаривать?

9. Ты серьезный человек.

10. Способен ли ты восхищаться чем-нибудь?

11. Деятельный ли ты человек?

12. Ты быстро забываешь, если тебя кто-либо обидит.

13. Отзывчив ли ты?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремишься ли ты всегда считаться в числе лучших учеников?

16. Бывало ли тебе страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?

17. Стремишься ли ты во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли твое настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли тебя твои знакомые?

20. Часто ли у тебя бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У тебя часто несколько подавленное настроение.

22. Бывала ли у тебя хотя бы один раз истерика?

23. Трудно ли тебе долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к тебе несправедливо поступили, энергично ли ты отстаиваешь свои интересы?

25. Можешь ли ты обидеть или убить животное?

26. Раздражает ли тебя, если дома занавески на окнах и скатерть висят неровно и ты сразу же стараешься поправить их?

27. Ты боишься оставаться один в доме.

28. Часто ли у тебя бывают колебания настроения без причины?

29. Всегда ли ты стремишься быть достаточно сильным учеником в школе?

30. Быстро ли ты начинаешь сердиться или впадать в гнев?

31. Можешь ли ты быть абсолютно беззаботно-веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает тебя?

 

 

33. Как ты думаешь, получился бы из тебя ведущий в юмористическом спектакле?

34. Ты обычно высказываешь свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.

35. Тебе трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у тебя неприятных ощущений?

36. Любишь ли ты работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонен ли ты выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. В темный подвал тебе страшно трудно спускаться.

39. Предпочитаешь ли ты работу, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общителен ли ты?

41. В школе ты охотно декламируешь стихи.

42. Убегал ли ты из дома?

43. Кажется ли тебе жизнь трудной?

44. Бывало ли так, что после конфликта или нанесенной обиды ты был до того расстроен, что идти в школу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче ты не теряешь чувства юмора?

46. Предпринял бы ты первые шаги к примирению, если бы тебя кто-либо обидел?

47. Ты очень любишь животных.

48. Возвращаешься ли ты, чтобы убедиться, что оставил дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не могло случиться?

49. Преследует ли тебя иногда неясная мысль, что с тобой и твоими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаешь ли ты, что твое настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли тебе выступать перед большим количеством людей?

52. Ты можешь ударить обидчика, если он тебя оскорбит?

53. У тебя очень велика потребность в общении с другими людьми.

54. Ты относишься к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

55. Тебе нравится занятие, требующее энергичной организаторской деятельности.

56. Настойчиво ли ты добиваешься намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать тебя так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает тебе трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время занимают твои мысли?

 

59. В школе ты иногда подсказываешь своим товарищам или даешь им списывать из своей тетради.

60. Потребуется ли тебе большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли ты следишь за тем, чтобы каждая вещь в твоей квартире была на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, ты на следующий день встаешь в подавленном, длящемся несколько часов, состоянии?

63. Легко ли ты привыкаешь к новым ситуациям?

64. Бывают ли у тебя головные боли?

65. Ты часто смеешься.

66. Можешь ли ты быть приветливым даже с тем, кого не любишь, не уважаешь?

67. Ты подвижный человек.

68. Ты очень переживаешь из-за несправедливости.

69. Ты настолько любишь природу, что можешь назвать ее другом.

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь М ты, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Ты очень боязлив.

72. Употребляешь ли ты алкоголь?

73. Ты охотно участвуешь в художественной самодеятельности.

74. Ты расцениваешь жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.

75. Часто ли тебя тянет путешествовать?

76. Может ли твое настроение измениться так резко, что твое состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным состоянием?

77. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли ты переживаешь обиду?

79. Переживаешь ли ты долгое время горести других людей?

80. Часто ли ты переписываешь страницу в своей тетради, если случайно поставил на ней кляксу?

81. Относишься ли ты к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли ты видишь страшные сны?

83. Бывает ли, что ты остерегаешься того, что можешь броситься под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаешься того, что можешь внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании ты обычно весел.

85. Способен ли ты отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. В беседе ты скуден на слова.

 

87. Если бы тебе необходимо было играть на сцене, ты смог бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это — только игра.

Обработка результатов. При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.

Ключ

  + -
Г-1 Гипертимные х 3 (умножить значение шкалы на 3) 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67,77 -
Г-2 Возбудимые х 2 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 12,46,59
Г-3 Эмотивные х 3 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79  
Г-4 Педантичные х 2 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58,61,70,80,83  
Г-5 Тревожные х 3 16,27,38,49,60,71, 82  
Г-6 Циклотимные х 3 6, 18, 28,40, 50, 62, 72,84 -
Г-7 Демонстративные х 2 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 87  
Г-8 Неуравновешенные х 3 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74 -
Г-9 Дистимные х 3 9,21,43,75,86 31,53,65
Г-10 Экзальтированные х 6 10, 32, 54, 76 -

 

Интерпретация.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.