Направления и сферы действия менеджмента — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Направления и сферы действия менеджмента

2017-06-25 286
Направления и сферы действия менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента:

1. Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, ра­циональной загрузки оборудования; расстановке людей; организа­ции подачи материалов, сырья, комплектующих, своевременного ре­монта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле каче­ства, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, при­менении прогрессивных форм оплаты труда.

2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом гото­вой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в орга­низации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих, а также произведен­ных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.

3. Управление инновациями, т.е. нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

4. Управление маркетингом (маркетинг-менеджмент), является едва ли не са­мой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации, занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т. п.

5. Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее вре­мя включает управление кадрами и социальное управление. Решает за­дачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации ра­ботников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала; поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и кон­фликтов.

6. Финансовый менеджмент. Суть финансового управления заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов, оценке текуще­го и перспективного финансового состояния и принятии необходи­мых мер по их укреплению.

7. Эккаунтинг- менеджмент. Управление эккаунтингом связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе ор­ганизации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевремен­ного выявления проблем, вскрытия резервов более полного исполь­зования имеющегося потенциала.

 

Функции менеджмента

Под функциями менеджмента понимаются основные задачи, ко­торые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. То есть, это различные виды управленческой деятельности, которые необходимо реализовать для осуществления управления.

Эти функции выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.

Первым формулировку содержания этих функций дал родона­чальник современного менеджмента, основоположник административной школы управления Анри Файоль в 1916 г. И хотя впоследствии сотни ученых предлагали свое понимание этого вопро­са, вариант Файоля оказался наиболее удачным, ибо одновременно сочетает в себе простоту формы и глубину мысли.

Управленческий цикл включает в себя 5 функций:

1) планирование – управленческая деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: Что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?

Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуа­ции, в которой в настоящий момент находится организация, и ее пер­спектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать»;

2) организация – управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом (разработка структуры управления, распределение полномочий и ответственности). Организация обеспечивает основу рационального построения каждого конкретного органа управления, определения компетенции его структурных подразделений.

Реализуется данная функция через создание организации, подразделений и рабочих мест, определение порядка функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией т.д.

3) координация – управленческая деятельность, заключающаяся в направлении совместной деятельности людей в нужную сторону, в обеспечении необходимого уровня взаимодействия между участниками.

4) мотивация – управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающих творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов.

То есть, это доведение до сведения исполнителей управленческих решений, направление деятельности по их реализации в нужную сторону, «во­одушевление» на эффективную работу и прочее;

5) контроль – управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей.

Контроль как таковой призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам могут делаться и «орг­выводы», связанные с поощрением или наказанием исполнителей, однако поиск виновных не является его задачей.

Связующие процессы реализации функций менеджмента – коммуникация и принятие решения.

Коммуникация – управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой.

Принятие решений – управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике того или иного варианта управляемых.

Принципы управления

Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляет­ся в соответствии с определенными принципами — своего рода пра­вилами игры. Соблюдение этих принципов делает ее успешной, не­соблюдение может привести к неудачам и большим убыткам для ор­ганизации. Какие же это принципы?

1. Едва ли не самым главным из этих принципов можно считать на­учность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необ­ходим, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять без глубоких знаний. В то же вре­мя ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетра­диционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений.

2. Процесс управления должен быть целенаправленным, т. е. всегда осуществляться с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.

3. Важным принципом менеджмента является его специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей. Футбольной командной нельзя управлять, например, также, как актерами на сцене, а науч­ным коллективом по аналогии с воинским подразделением. Но по­скольку во всех этих случаях проводятся одни и те же по сути дей­ствия, сводящиеся к руководству людьми,они должны иметь в ос­нове своей нечто общее, универсальное, независимо от того, кто эти люди — солдаты или академики, артисты или спортсмены.

4. Любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности. Иными словами, действия, из ко­торых он состоит, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер,предполагать их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Циклическими являются текущее планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов.

5. Непрерывность хозяйственных процессов требует соответствен­но и непрерывности управления ими, контроля и координации дея­тельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, следовательно, обеспечивать ста­бильное развитие и функционирование организации.

6. Последнее невозможно без оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

7. Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличност­ных отношений и группового поведения. Это создает благоприятный морально-психологический климат в организации и способствует принятию взвешенных решений, которые будут надлежащим обра­зом исполняться.

8. Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управлен­ческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу, поскольку даже небольшой «перебор» здесь может по­влечь крупные неприятности.

9. Важным принципом менеджмента считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успе­хе, поддерживаемой с помощью разнообразных методов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализация, получения новых знаний и навыков.

10. В современных условиях управленческий процесс не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа, как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготов­ки решений, причем уже на самых ранних его стадиях. Он исходит из того непреложного факта, что решения, в которые вложен собствен­ный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и за­интересованностью, чем спущенные сверху.

8. Единство прав и ответственности в каждом звене управления.

9. Состязательность.

10. Вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

 

Методы управление

Функции управления реализуются посредством определенных методов, т. е. способов их осуществления.

Методы бывают организа­ционными, административными, экономическими и социаль­но-психологическими и прочими.

I. С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. Посредством них организация про­ектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, спе­цифику поведения в различных ситуациях. Но эти методы создают лишь своего рода рамки,направляющие будущую жизнь и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными.

К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллекти­вов, методы подготовки и проведения различных общественных меро­приятий и т.п.

II. Административные ме­тоды основываются либо на прямом принуждении людей к определен­ному поведению в интересах организации, либо на создании возмож­ности такого принуждения.

Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициа­тивы и возложение всей ответственности за результаты на руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например на транспорте.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Машинист, скажем, не может по своей инициативе изменить мар­шрут следования или график движения поезда; все это заранее пре­допределено расписанием, и в случае их нарушения возможна ава­рия.

Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за ус­пешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (пре­мии или штрафы). Их принципиальной особенностью является субъ­ективный порядок назначения, отсутствие прямой связи с конкрет­ными позитивными или негативными результатами, полученными исполнителем. Например, работнику выдается премия за хорошую работу вообще, и поэтому он мало заинтересован полностью реализовывать свои возможности, ибо размер вознаграждения от этого не увеличивается.

Самый главный недостаток административных методов управле­ния состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности органи­зации, необходимости оперативно решать самые разнообразные про­блемы административные методы перестали соответствовать реаль­ным потребностям управления.

III. Экономические методы управления позволяют рядовым работникам, исходя из материальной заинтересованности, самим принимать большинст­во решений и отвечать за их результаты.

Данные методыначали внедряться в начале XX в. во многом благодаря уси­лиям Ф. Тейлора.

В отличие от административных, они предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются задачи, ограничения и общая линия поведения, в рам­ках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграж­дается денежными выплатами, которые являются уже не просто за­служенными, а заработанными,например, за счет экономии или до­полнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициативы. Поскольку в данном случае размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинте­ресован в его максимизации.

IV. Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой ак­тивности. С одной стороны, речь идет о формировании благоприятно­го морально-психологического климата в коллективе, развитии благо­желательных отношений между его членами, изменении роли руково­дителя; с другой стороны, раскрытии личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в его трудовой дея­тельности, а следовательно, к повышению ее эффективности.

 

 

Тема 2. История менеджмента


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.