Внутренняя и внешняя среда организации и ее элементы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Внутренняя и внешняя среда организации и ее элементы

2017-06-25 306
Внутренняя и внешняя среда организации и ее элементы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия. Выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды.

Различают внутреннюю и внешнюю среду организации.

Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов.

К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие. Особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят в конечном счете результаты работы организации.

Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.

Элементы внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию.

Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации и, как правило, контролируется ею.

Внешняя среда прямого воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами.

Внешняя среда прямого воздействия (деловая среда) организации формируется в процессе ее деятельности и меняется со временем. Среда меняется, если меняется продукт, рынки, стратегия и т. д.

Среда косвенного воздействия (фоновое окружение, макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля.

Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.

Окружение организации характеризуется многообразием, слож­ностью, постоянным изменением и в целом оказывается неустойчи­вым. Это обстоятельство наряду с непредсказуемостью поведения персонала и менеджеров придает деятельности организации, особен­но в перспективе, неопределенность.

Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, понимать их роль в настоящем и бу­дущем и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах существующих материальных и людских ресурсов.

Поскольку последние ограничены, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на некоторые изменения среды, а остальные — игнорировать. И от того, как она су­меет это сделать, зависит ее будущее.

 

Законы организации

Как жизнь природы и людей, жизнь организации подчиняется определенным законам.

1. Главным принято считать закон синергии (с греч. — сотрудничество, содружество). Он гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей. Это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. В результате возникает реальный выиг­рыш для ее членов от объединения в организацию, перекрывающий потери, связанные с ограничением их самостоятельности.

2. Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения — объединением, специализации — универ­сализацией, дифференциации — интеграцией, и наоборот. Это по­зволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а, следо­вательно, также существенно увеличить общие возможности.

3. Третий закон организации требует сохранения пропорциональ­ности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся воз­можности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала орга­низация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. По­нятно, что в том и другом случаях возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.

4. Четвертый закон получил название закона композиции. Его суть в том, что функционирование всех без исключения частей органи­зации в той или иной степени подчиняется общей цели. Индивиду­альные же задачи каждой из них уточняют и детализируют ее.

5. Пятый закон — закон самосохранения. Он предполагает, что лю­бая организация, равно как и ее отдельная часть, стремится сохра­нить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости (например, конфликтов, изменения границ, замены ключевых фигур и т. п.), а также экономию ресурсов, расширение сферы деятельности.

6. Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позво­ляющей им принимать осмысленные решения.

7. Седьмой закон — закон необходимого разнообразия. Речь идет о том, что устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор разных видов дея­тельности и располагала специалистами разного направления и уров­ня подготовки.

8. Наконец, восьмой закон — закон онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга, — ста­новления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства со­стоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.