Игра как средство воспитания. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Игра как средство воспитания.

2017-06-25 561
Игра как средство воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чаще всего понятие «игра» определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Г.В. Плеханов в книге «Письма без адреса» анализируя теории игры, пришёл к выводу, что игра – это средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладению ею[10].

К.Д. Ушинский считал, что в игре ребёнок осваивает и преобразует действительность «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности…; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»[14, с. 432, 439].

Для педагога игра (детская игра) средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его игровую деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя её на развитие положительных качеств личности.

Отличие игры от других видов деятельности заключается в том, что игра содержит цель в самой себе; отдалённых и посторонних задач в игре ребёнок не ставит и не решает. Для воспитанника цель игры состоит в самой игре, а для воспитателя, организующего игру, есть другая цель – развитие детей, усвоение ими определённых знаний, выработка тех или иных качеств личности, формирование умений. В этом заключается противоречие игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, с другой – игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в дидактических играх. Разрешение данного противоречия определяет воспитательную ценность игры. Если достижение дидактической цели осуществляется в игре как деятельность заключающая цель в самой себе, то её воспитательная ценность наиболее значительна. Если дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых для их участников является решение данной дидактической задачи, то воспитательная ценность игры минимальна.

Использование игр в обучении помогает активизировать учащихся в обучении, уходить от шаблонных решений поведенческих и интеллектуальных задач, преодолевать скуку стимулирует инициативу и творчество.

Все игры, используемые в дидактических целях подразделяются на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В первом случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Во-втором случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, являющийся по форме и содержанию основной.

Для использования игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, состоящая из четырёх этапов:

1. Ориентация: учитель даёт тему, характеристику игры, общий обзор её хода и правил.

2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей и подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь и фиксирует результаты.

4. Обсуждение игры: характеризуется выполнение действий, их восприятие её участниками, анализируются отрицательные и положительные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные пути совершенствования игры.

Основная проблема использования игры в обучении, состоит в том, что игра обладает меньшей эффективностью, по сравнению с обычной учебной работой. Так же проблема заключается в том, что не все учителя в достаточной мере знакомы с учебными играми, в школах не хватает оборудования и материалов для проведения игр. Немаловажна и проблема обеспечения дисциплины в ходе игры по причине повышенной эмоциональности и оживлённости учащихся. Однако продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала, а так же обеспечение высокого уровня включённости учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть данные проблемы.

Я.А. Коменский впервые в своей работе «Законы хорошо организованной школы» сформулировал правила использования игры в воспитании:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на побочное, а не какое-либо дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела, не менее чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью жизни и здоровью, а так же приличиям.

4. Игры должны служить преддверием для серьёзных вещей.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем она надоест.

6. Игра должны проходить под наблюдением воспитателей.

7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьёзным делом, т. е. развитием здоровья, или подготовкой для жизненной деятельности, или отдыхом для ума, или всем этим одновременно.

Постараемся сформулировать общие правила, которые необходимо учитывать учителю, воспитателю при организации детских игр на уроках и во внеурочное время:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: вовлечение в игру детей, а не навязывание.

2. Дети должны понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать с содержанием и со смыслом поведения в реальных ситуациях затем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности.

5. Игра должна положительно воздействовать на развитие интеллектуальной, рационально-физической и эмоционально-волевой сфер её участников.

6. В игре не должно унижаться достоинство её участников.

7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

8. В подростковых и старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведённой игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, а так же оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием учебного курса или с содержанием практической жизненной деятельности.

9. Игры не должны быть излишне дидактическими и излишне воспитательными: их содержание не должно содержать слишком много информации и не должно быть навязчиво назидательным.

10. Не следует вовлекать детей в опасные для жизни и здоровья игры, в игры на деньги и вещи, в излишне азартные игры.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.