Глава 2.2 Специфика воспитания школьников во внеурочной деятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 2.2 Специфика воспитания школьников во внеурочной деятельности

2017-06-25 972
Глава 2.2 Специфика воспитания школьников во внеурочной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К внеурочной деятельности относят работу с учащимися классных руководителей и других школьных работников проводимую во внеурочное время, не имеющая специально выраженного предметного характера. Данная работа организуется и проводится работниками школы.

Всё многообразие форм воспитательной работы с учащимися подразделяется в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:

1. познавательные формы (экскурсии, фестивали, газеты, походы, тематические вечера, секции, студии, выставки и др.);

2. формы управления и самоуправления школьной жизнью (линейки, митинги, часы классных руководителей, собрания, стенная печать, заседания представительных органов ученического самоуправления и др.);

3. развлекательные формы (утренники и вечера, «посиделки» и др.);

Каждая из используемых форм педагогического процесса несколько воспитательных задач.

Наиболее часто встречающимися формами воспитательной работы являются собрание и классный час, а также коллективное творческое деловое воспитательное мероприятие

Собрание – это форма воспитательной работы, рассматриваемая как высшая форма ученического самоуправления. Особенность собрания состоит в том, что педагоги имеют право решающего голоса.

Повестка собрания определяется заранее, число обсуждаемых вопросов небольшое (1-3 вопроса), по каждому вопросу предусматривается доклад, обсуждение и принятие решений. Ведёт собрание избираемый председатель или руководитель представительного органа ученического самоуправления. Ход обсуждения и принимаемые решения записываются в протокол собрания.

Отличия классного часа от собрания заключаются:

- основная функция классного часа – обогащение учащихся нравственными, эстетическими и другими знаниями, формирование навыков и умений нравственного поведения, а функции собрания состоят в организации жизни коллектива, выражении коллективного мнения о путях и способах решения общих задач;

- классный час это в основном неформальное общение классного руководителя с воспитанниками и воспитанников между собой, рассчитанное на максимальный учёт их индивидуальных особенностей и обеспечение личностного подхода в воспитании, в то время как собрание это официальный орган общественного самоуправления.

На протяжении нескольких десятиле­тий сложилась и оправдала себя в мас­совой педагогической практике мето­дика коллективной творческой дея­тельности (методика КТД), родивша­яся в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор ее известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. Глав­ные черты этой методики: совместно-разделенная деятель­ность воспитателей и воспитанников, игровая инструмен­товка деятельности детей, коллективный и творческий ха­рактер, личностная ориентированность.

Суть совместно-разделенной деятельности в том, что в совершении любого действия объединяются усилия не­умелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педа­гога). Поначалу инициатива и технологическое исполне­ние почти полностью принадлежат взрослому. На следующих этапах педагог тактично, нередко под бла­говидными предлогами все больше и больше инициативы передает ребен­ку, все более и более превращая его в субъект деятель­ности. Главное - тактично, четко и грамотно определить меру, время и место «совместной» и «разделенной» деятельности, чтобы не подавить актив­ность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умеющего, на произвол судьбы и слу­чая, когда он уходит от деятельности вообще.

Наилучшим образом технология со­вместно разделенной деятельности разработана и широко внедряется в методике КТД. Первый и главный признак этой методи­ки — коллективностьна всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация, проведение, анализ результа­тов... причем, важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склоннос­тей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогичес­кая оценка на протяжении всех этапов деятельности, иг­ровая инструментовка всех дел и участия каждого, твор­ческий характер организуемой педагогами деятельности.

Рассмотрим более подробно этапы, с помощью ко­торых педагогу, даже неискушенно­му в методике КТД, легко организовать любое коллек­тивное творческое дело.

1. их до принятия каждым участником -взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «прода­жа идей» (педагог рассказывает, как интересно было, ког­да в других коллективах это проводилось...), «мозговой штурм» (или «мозговая атака»), когда всеми предлагается Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение множество самых, в том числе поначалу нереальных идей...

2. Этап начальной организации: отбор идей к осуще­ствлению, выборы «Совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, пригла­шенных гостей.

3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержа­ния дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиш, другие формы опове­щения — театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предло­жениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4.Этап распределения поручений по подготовке от­
дельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные
задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может вы­полнить наилучшим образом, личные предложения и идеи...; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального, кино-, видеооформления.

5. Проведение самого дела. Здесь несколько «шагов»: сбор гостей, различные действия в преддверии собы­тия (представления гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания — допуски для участников, аттракционы,
сюрпризы, маленькие символические сувениры...; торжественное начало, «зачин» (песенное, театрали­зованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, по­становка проблемных вопросов и задач, произнесение
вступительных слов, чтение стихов и т.д.); основная часть (содержание и методика определяется ос­новным видом деятельности, жанром избранной фор­мы, возрастом участников, отобранным и подготовлен­ным содержанием, коллективно избранными приемами); финальная, завершающая часть (творческое подведе­ние итогов, принятие решения или обращения, на­граждение победителей, общая ритуальная часть-линейка, итоговая объединяющая песня, театрализо­ванное действие, трогательное прощание и т.п.).

6. Этап подведения итогов. Сначала среди всех участ­ников (по кругу или в порядке, избранном коллективно, все высказывают свое мнение: что было хорошо, что -не очень и как надо было бы и надо будет делать впредь;
очень важно при этом соблюдение чувства такта). После этого следует психолого-педагогический анализ проведен­ного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.)

В современных условиях КТД выпол­няет две задачи: развивает отношения в коллективе; позволяет воспитателю помогать отдельным школьни­кам в их развитии и самоактуализации.

Специфика воспитания школьников во внеурочной деятельности состоит в том, что воспитательная работа проводится школьными работниками во внеурочное время, как в пределах школы, так и за её пределами, и не имеет выраженного предметного характера.

 

Выводы по второй главе

Особенность современного урока заключается в том, что помимо усложнения и интенсификации учебной деятельности учащихся в структуру урока помимо учения, являющегося основным средством воспитания на других средств воспитания – игры, труда и общения.

Но помимо образовательных целей урока, существуют так, же воспитательная и развивающая цели. Воспитательная цель урока предполагает формирование у студентов определенных свойств личности, черты характера. Но воспитать какие-либо качества личности, черту характера в течении одного урока невозможно. На уроке, возможно, создать ситуации, помогающие формированию определенных черт характера. В этом и состоит специфика воспитания школьников на уроке.

Специфика воспитания школьников во внеурочной деятельности состоит в том, что воспитательная работа проводится школьными работниками во внеурочное время, как в пределах школы, так и за её пределами, и не имеет выраженного предметного характера.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие индивидуальности личности ребёнка. Основной смысл воспитания заключается в формировании нравственности.

Также необходимо помнить, что процесс воспитания вызывает сопротивление воспитанию воспитанниками.

В качестве средств воспитания выступает и используется педагогом всё, что нас окружает, кроме человека. Обычно в качестве средств воспитания используют общение, учение, игру и труд.

Особенность современного урока заключается в том, что помимо усложнения и интенсификации учебной деятельности учащихся в структуру урока помимо учения, являющегося основным средством воспитания на других средств воспитания – игры, труда и общения.

Но помимо образовательных целей урока, существуют так, же воспитательная и развивающая цели. Воспитательная цель урока предполагает формирование у студентов определенных свойств личности, черты характера. Но воспитать какие-либо качества личности, черту характера в течении одного урока невозможно. На уроке, возможно, создать ситуации, помогающие формированию определенных черт характера. В этом и состоит специфика воспитания школьников на уроке.

Специфика воспитания школьников во внеурочной деятельности состоит в том, что воспитательная работа проводится школьными работниками во внеурочное время, как в пределах школы, так и за её пределами, и не имеет выраженного предметного характера.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апраушев А.В.Воспитание оптимизмом.- М., 1983.

2. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1981.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – М., 2001.

4. Зотов Ю.Е. Организация современного урока. – М., 1984.

5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

6. Каган М.С. Мир общения. – М., 1984.

7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.