Социально-бытовая и пространственная ориентировка — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Социально-бытовая и пространственная ориентировка

2017-06-25 477
Социально-бытовая и пространственная ориентировка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) смогут освоить значимые для адаптации элементарные умения и навыки социально-бытовой и пространственной ориентировки к школьной жизни, самостоятельности и независимости от помощи окружающих людей.

Обучающиеся овладеют навыками личной гигиены, самообслуживания, у них будет формироваться потребность в аккуратности. У воспитанников будут сформированы первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни, которые позволят сделать достаточно комфортным пребывание в школе, повысить статус в семье, обогатить знаниями и умения, которые позволят обучающимся расширить круг общения и перечень доступных видов предметно-практической деятельности. У обучающихся будут формировать конкретные представления об окружающих их предметах и действиях с ними. Они получат возможность для развития умений и навыков по социально-бытовой и пространственной ориентировке.

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой умений и навыков.

Личная гигиена:

умением выполнять практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены;

умением выполнять гигиенические правила поведения в местах общего пользования;

умением использовать разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, волосами, зубами;

навыком использования и хранения туалетных принадлежностей.

Одежда и обувь:

умением называть предметы одежды; части одежды; определять лицевую и изнаночную стороны одежды;

умением использовать одежду и обувь по назначению;

умением определять способы хранения одежды и обуви;

умением ухаживать за одеждой и обувью;

навыком соблюдения аккуратности при играх на улице, при приеме пищи.

Жилище и ориентировка в нем:

умением называть функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений;

умением соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям;

знаниями способов поддержания чистоты и уборки помещений; использования необходимого инвентаря для уборки помещений, знаниями способов его хранения;

умениями ухаживать за комнатными растениями;

умением использовать сохранные анализаторы в социально-бытовой и пространственной ориентировке;

умением пользоваться бытовыми приборами, соблюдая технику безопасности.

Питание:

умением определять основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху;

умением мыть овощи, фрукты, ягоды; извлекать продукты из упаковки;

знанием правил техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи;

умением готовить простейшие блюда, наливать кипяток в заварочный чайник и в чашку, выполнять сервировку стола;

умением соблюдать правила поведения за столом.

Транспорт:

умением узнавать транспортные средства;

представлениями о наземном пассажирском транспорте, о близлежащих остановках, проездных билетах и документах;

правилами поведения в общественном транспорте;

умением использовать в речи формулы речевого этикета.

Культура поведения:

правилами поведения в повседневной жизни и в общественных местах; при общении со сверстниками; правилами поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми;

умениями обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому;

правилами поведения в магазине и умением обращаться за помощью; правилами поведения в парке и др.;

правилами поведения в гостях и умением выбирать подарки.

Предприятия торговли:

навыками ориентировки в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; умением находить указатели видов магазинов;

умением ориентироваться в ассортименте товаров различных видов магазинов; умением совершать покупки в предприятиях торговли, пользоваться денежными купюрами;

правилами поведения при покупке товаров, правилами речевого этикета покупателя.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве:

умением свободно ориентироваться «на себе»;

умением ориентироваться в микропространстве – в книге, на столе, на парте, на доске;

Обучение ориентировке в макропространстве:

умением самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом знакомом пространстве;

умением самостоятельно ориентироваться в школе и пришкольном участке.

4.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися АООП НОО целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.

Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих является оценка образовательных достижений обучающихся.

Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие, воспитание обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и формирование базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся, освоивших АООП НОО;

осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В соответствии с ФГОС НОО слабовидящих результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми как для оценки качества образования, так и для оценки педагогических кадров, деятельности образовательной организации, состояния и тенденций развития системы образования в целом.

Система оценки достижения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке двух групп результатов образования: личностных и предметных.

Основное содержание оценки личностных результатов включает:

овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

развитие любви к своей стране, городу (краю);

развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

развитие эстетических чувств;

сформированность знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, формирование интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.

Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационно-содержательные характеристики АООП НОО. В целях обеспечения своевременности и объективности оценки личностных результатов целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к проявлению личностных результатов в повседневной жизни в различных социальных (школьной, семейной) средах.

Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих обучающихся не подлежат итоговой оценке.

Оценка предметных результатов овладения обучающимися АООП НОО представляет собой оценку возможных достижений слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по отдельным предметам, курсам коррекционно-развивающей области и включает:

достижения обучающихся в усвоении знаний и умений по каждому учебному предмету;

овладение содержанием курсов коррекционно-развивающей области.

В связи с неоднородностью данной группы оценка достижений обучающихся, базируясь на принципах индивидуального и дифференцированного подходов, предполагает, что объектом оценки предметных результатов, связанных с достижениями обучающихся в усвоении знаний и умений по каждому учебному предмету выступает способность применять их в практической деятельности. В процессе оценки результатов необходимо иметь в виду, что даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания, несложные умения, незначительно выраженная способность использовать их в практической деятельности играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго класса и сочетать ее с поощрением и стимулированием деятельности обучающихся, используя только качественную оценку. При этом принципиально важным является оценка не только того, насколько обучающейся продвигается в освоении того или иного учебного предмета, но и появление у него значимых предпосылок учебной деятельности (способность осуществлять действия не только под непосредственным и прямым руководством учителя, но и с определенной долей самостоятельности; готовности слушать и вступать в диалог и др.).

Предметные результаты данной группы в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих обучающихся подлежат итоговой оценке.

Основным объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, выступают практические достижения обучающихся в решении задач, связанных с учебно-познавательной деятельностью и повседневной жизнью.

Оценка результатов данной группы должна быть направлена на поощрение и стимулирование деятельности обучающихся на курсах коррекционно-развивающей области. В процессе оценки результатов данной группы необходимо иметь в виду, что центральным результатом является не только повышение уровня тех или иных показателей, но и те усилия и старания, которые прилагает обучающейся для достижения определенного результата, уровень его заинтересованности в участии в той или иной деятельности, уровень его самостоятельности.

Оценка этих результатов осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике («было» - «стало») в практических достижениях обучающихся. В сложных случаях в качестве критерия оценки результатов может выступать сохранение психоэмоционального статуса обучающегося.

Содержание оценки, критерии, организационные процедуры, используемый инструментарий оценивания, формы представления результатов разрабатывается образовательной организацией.

Результаты освоения коррекционно-развивающей области в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих обучающихся не подлежат итоговой оценке.

Обобщенная оценка результатов освоения коррекционно-развивающей области может осуществляться в ходе мониторинговых процедур или посредством использования метода экспертных оценок. В случае использования метода экспертных оценок в образовательной организации создается экспертная группа, в состав которой входят: педагогические работники; педагог-психолог, социальный педагог и медицинские работники. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

Для полноты оценки результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной, семейной).

При оценке педагогических кадров (в рамках аттестации), деятельности образовательной организации (в ходе аккредитации), системы образования в целом учитывается оценка достижений слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО. Оценка достижения планируемых результатов освоения АООП НОО осуществляется с учетом:

результатов мониторинговых исследований федерального, регионального, муниципального уровней, где объектом оценки выступает интегративный показатель, свидетельствующий о положительной динамике обучающихся.

Содержательный раздел


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.