Глава государства в зарубежных странах: понятие, виды (классификация), место в системе органов государственной власти зарубежных стран — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава государства в зарубежных странах: понятие, виды (классификация), место в системе органов государственной власти зарубежных стран

2017-06-25 1566
Глава государства в зарубежных странах: понятие, виды (классификация), место в системе органов государственной власти зарубежных стран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава государства это должностное лицо или реже коллегиальный орган, выступающий символом единства Нации, а также официальным представителем государства внутри страны и в международных отношениях. В большинстве стран мира глава государства является единоличным. В монархиях юридической формой главы государства является монарх, а в республиках президент. Однако в ряде стран функции главы государства выполняет коллегиальный орган, избранный парламентом на определенный срок. Это, например, Государственный совет Кубы. Глава государства может принадлежать ко всем трем ветвям власти (Великобритания), к законодательной и исполнительной ее ветвям (Греция), только к исполнительной (США) или ни к одной из них (ФРГ, Италия, Испания, Япония). Так, в Великобритании монарх считается составной частью парламента, назначает и увольняет министров, которые именуются «министрами Короны», от его имени вершится правосудие. Конституция Греции устанавливает: «Законодательные функции осуществляются Президентом Республики и Правительством» (ст. 26). Конституция США в ст. II провозглашает: «Исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки». Конституции же целого ряда стран (в особенности, парламентарных) характеризуют президента или монарха только как главу государства, не относя его ни к одной из ветвей власти. Такой подход в наибольшей степени соответствует тому минимальному набору функций, которые выполняет глава государства в любой стране. Это олицетворение единства нации и государства, а также осуществление официального представительства государства.

Реальная роль главы государства в механизме публичной власти является неодинаковой в различных государствах и определяется формой правления. Так, в абсолютных монархиях, как уже отмечалось, он является единоличным правителем, которому принадлежит вся полнота государственной власти. В дуалистических монархиях и президентских республиках глава государства является весьма сильной политической фигурой и фактическим лидером страны, поскольку он одновременно с функциями главы государства выполняет функции главы исполнительной власти. В суперпрезидентских роль главы государства является еще более сильной в ущерб парламенту как органу законодательной власти. Нередко и в смешанных полупрезидентских республиках центр тяжести государственной власти смещен с сторону президента. Наконец, в парламентарных странах глава государства в обычных политических условиях выступает слабой политической фигурой, играя резервную роль гаранта политической стабильности и демократизма.


52. Порядок (способы) наделения полномочиями главы государства в зарубежных странах. Требования к кандидатам (претендентам) на должность главы государства.

Основания и процедура приобретения полномочий главы государства во многом зависят от формы правления. Монарх является невыборным главой государства, получающим свои полномочия по наследству, т.е. по праву рождения. В зависимости от соотношения прав мужчин и женщин на занятие престола различают несколько систем престолонаследия: салическую, при которой престол могут наследовать исключительно мужчины (Япония, Бельгия); кастильскую, при которой трон наследует старший сын монарха, чьи полномочия прекратились, и только если сыновей у него нет, пост главы государства наследует старшая дочь (Испания, Великобритания); австрийскую, допускающую наследование престола женщиной только при полном отсутствии мужских линий наследования; шведскую, устанавливающую равные шансы для мужчин и женщин, т.е. значение имеют не пол, а степень родства с умершим или отрекшимся монархом и возраст претендентов на престол.

В случаях отсутствия законного наследника вопрос о преемнике монарха нередко решается парламентом.

В ряде развивающихся стран монархи избираются на определенный срок правящей семьей (Саудовская Аравия) или наследственными главами субъектов федерации (Малайзия, ОАЭ).

Президенты как главы республиканских государств обычно избираются. Порядок избрания определяется тем, какая разновидность республики существует в том или ином государстве. В президентских, суперпрезидентских, а нередко и смешанных республиках президенты избираются непарламентским путем, т.е. либо непосредственно населением (Бразилия, Франция), либо коллегией выборщиков (США). В парламентарных, а иногда и в смешанных республиках президент избирается парламентом (Чехия) или коллегией, состоящей из парламентариев и представителей выборных коллегиальных органов регионов и мест (ФРГ, Италия). Например, согласно ст. 54 Основного закона ФРГ «Выборы Федерального президента проводятся без прений Федеральным собранием... Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же количества членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности». Президенты избираются на срок от 1 (Швейцария) до 7 (Франция, Италия) лет.

Конституции предъявляют к кандидатам в президенты определенные требования: достижение установленного возраста (в США 35, в ФРГ 40, в Италии 50 лет); наличие гражданства данного государства, причем иногда только по рождению (США); постоянное проживание в стране в течение определенного времени (в Болгарии 5 лет, в США 10). Конституции многих стран запрещают совмещение с президентским мандатом любых государственных должностей, а также избрание президентом одного лица более чем на два срока подряд. Так, в соответствии с Конституцией Польской Республики «Президент Республики избирается на пятилетний срок полномочий и может быть избран повторно только один раз» (ст. 128). При этом «Президент Республики не может занимать какую-либо иную должность или выполнять какую-либо публичную функцию, за исключением тех, которые связаны с исполняемой должностью» (ст. 132).

От формы правления, существующей в той или иной стране зависит не только порядок замещения должности главы государства, но и объем его полномочий. Но здесь наблюдается несколько иная зависимость. Если процедура приобретения полномочий главы государства во многом определяется тем, монархия или республика существует в стране, то характер и круг полномочий зависят от разновидности монархии или республики: например, компетенция президентов в парламентарных республиках во многом аналогична полномочиям монархов парламентарных монархий.

Компетенция главы государства распространяется на целый ряд областей государственной деятельности. Он обладает большим или меньшим набором прав и обязанностей в законодательной, исполнительной и судебной сферах, в сферах обороны, безопасности и внешней политики, решает некоторые вопросы правового положения человека.

При этом глава любого государства как минимум имеет следующие полномочия. Во взаимоотношениях с парламентом он нередко назначает парламентские выборы, созывает парламент на сессии, санкционирует и промульгирует законы, вправе отклонять их, возвращая в парламент для повторного рассмотрения. Так или иначе глава государства участвует в формировании правительства и судейского корпуса, в решении вопроса об отставке правительства. Он имеет право помилования, предоставления гражданства и дачи согласия на выход из него, предоставления убежища, награждения государственными наградами. В сфере международных отношений глава государства может без специального уполномочивания заключать международные договоры, подписывать и принимать верительные и отзывные грамоты. Во многих странах глава государства является верховным главнокомандующим.

Прочие полномочия глав государств во многом зависят от формы правления соответствующей страны. Так, в парламентарных странах и смешанных республиках глава государства может распустить парламент или его нижнюю палату. На практике обычно такой роспуск осуществляется в случаях возникновения политического конфликта парламента и правительства. Конфликт разрешается главой государства путем принятия им решения о роспуске парламента или его нижней палаты. Впрочем, в парламентарных странах чаще всего такой роспуск осуществляется по инициативе главы правительства. В конституциях же право главы государства по роспуску парламента (палаты) может быть ограничено только какими-то определенными случаями или иметь дискреционный характер, т.е. осуществляться по его усмотрению. Пример первого подхода дает Основной закон ФРГ, согласно которому Бундестаг (считающийся, напомним, нижней палатой парламента ФРГ) может быть распущен федеральным президентом лишь в случаях, если после третьего тура голосования палата не выберет абсолютным большинством голосов федерального канцлера (главу правительства), а также если она откажет в доверии федеральному правительству и при этом не изберет нового Федерального канцлера (ст. 62, 68). В Италии же право президента по роспуску палат парламента, причем как любой из них по отдельности, так и обеих сразу, является почти ничем не ограниченным: согласно Конституции «Президент Республики может, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них». Данное право ограничивается лишь в последние шесть месяцев полномочий президента (ст. 88). Этим полномочия глав парламентарных государств, пожалуй, исчерпываются. В целом глава государства в парламентарных странах является слабой политической фигурой. Выражением такой слабости выступает институт контрассигнатуры, означающий, что большая часть актов главы государства нуждается в министерской скрепе. Это подчеркивают многие конституции. Например, Конституция Испании устанавливает, что «решения Короля скрепляются подписью председателя правительства и при необходимости соответствующих министров. Представление кандидата и назначение председателя Правительства, а также роспуск Генеральных кортесов скрепляются подписью председателя Конгресса (т.е. нижней палаты парламента). За решения Короля ответственны лица, скрепившие их своей подписью» (ст. 64). Более того, «его решения... без соответствующей подписи не имеют силы», за исключением решений о распоряжении средствами, получаемыми из казны на свое содержание и о назначении и освобождении от должности служащих Двора (ст. 56, 65).

В президентских республиках президент не имеет права распускать парламент, но зато он является не только главой государства, но и главой высшей исполнительной власти, обладая соответствующими полномочиями по осуществлению текущего управления страной. Поэтому он выступает сильной политической фигурой. Его акты не нуждаются в контрассигнации министрами.

В суперпрезидентской республике полномочия президента еще более обширны, чем в президентской: он единолично назначает министров, объявляет чрезвычайное положение, может в некоторых случаях издавать акты, имеющие силу закона, без уполномочивания со стороны парламента.

В смешанных республиках полномочия президента неодинаковы в разных странах, но, как правило, он обладает серьезными полномочиями в сфере исполнительной власти и правом роспуска нижней палаты парламента.

Для обеспечения эффективного осуществления главами государств их функций и полномочий конституции зарубежных стран предоставляют им комплекс гарантий их деятельности.

Это прежде всего неприкосновенность, означающая недопустимость привлечения к уголовной ответственности и ограничение личной свободы. Пока глава государства остается в должности, она носит абсолютный характер. Например, согласно ст. 84 Конституции Румынии Президент пользуется иммунитетом. При этом монарха невозможно сместить с должности законным путем, а президент может быть отрешен от должности в результате применения процедуры импичмента или подобной ей процедуры юридической парламентской ответственности. Кроме того, важной гарантией является содержание или вознаграждение главы государства. Монарх имеет право на содержание. Оно выплачивается по цивильному листу, принимаемому парламентом ежегодно в форме закона. Президент имеет право на вознаграждение, сумма которого также определяется парламентом.

Монарх обладает исключительным правом на особый титул, государственные регалии (трон, скипетр, корону), на содержание из бюджета государства его личного двора.


53. Способы наделения полномочиями монархов (перехода престола). Основные системы престолонаследия в зарубежных монархиях

Монарх рассматривается как суверен, верховный представитель, а в ряде стран и как верховный носитель гос. власти. По его уполномочию формально действует правительство, состоящее из министров короны; от его имени издаются законы; его именем выносятся судебные постановления. Важнейшие сферы гос. деятельности формально резервируются за монархом, образуя королевскую прерогативу. Реальное сосредоточение всей полноты гос. власти в его руках только в недемократических гос-вах. Монарх в дуалистической и тем более в абсолютной монархии занимает центральное положение во всей системе гос. органов. По своему усмотрению монарх назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность последнего перед парламентом (в некоторых дуалистических монархиях). Глава государства контролирует формирование и деятельность парламента. Нередко члены парламента или часть парламентариев назначаются монархом. Он пользуется правом досрочного роспуска парламента или одной из его палат и правом вето на принимаемые последним законопроекты. Монарх является верховным руководителем вооруженных сил. Он назначает на все высшие военные и гражданские должности, включая судей. В дуалистической, так же как в абсолютной, монархии глава государства реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в определении внутренней и внешней политики государства. Однако формально его полномочия могут быть ограничены конституцией, а законодательная власть поделена с парламентом (дуализм). Монарх парламентарных монархиях. В некоторых из них, например в Японии (по Конституции 1947 г.) или Швеции (по Конституции 1974 г.), Японская конституция характеризует императора как символ единства нации, но не содержит прямых указаний на признание за ним качества главы государства. По Конституции Швеции важнейшие полномочия, касающиеся взаимоотношений короля с Риксдагом и правительством, переданы либо самому парламенту, либо правительству и премьер-министру. Монарх, таким образом, должен действовать по совету своих министров, которые и несут политическую ответственность за эти действия. По степени осведомленности о внутрии внешнеполитическом положении Великобритании монарх значительно превосходит обычного члена правительства. Аналогично положение и в некоторых других странах. Информационный характер носят заседания государственного совета, то есть правительства под председательством монарха, в Скандинавских странах. В Бельгии, Голландии, Дании, в Испании монарх напрямую вмешивается в формирование прав-ва. Монарх не несет парламентской отв-ти за свою деятельность. Монарх обладает особыми льготами, правами и привилегиями. Неподсудность по уголовным и гражданским делам, освобождение от налогообложения.

Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в предписанном законом порядке. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной степени дополняются обычаями. Законодательная практика знает следующие системы престолонаследия.
Салическая система сводится к тому, что наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Бельгия, Норвегия).
Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания).
Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий. Эта система была введена в России в 1797 г., после чего, как известно, женщин на российском престоле не было.
Определенными особенностями обладает порядок престолонаследия в арабских государствах. Обычно наследником назначается старший сын царствующего монарха, но этот обычай не всегда соблюдается. В Кувейте, например, наследником может быть назначен любой сын монарха, а в Катаре любой из его родственников. Иногда предложенная монархом кандидатура подлежит одобрению Национальным собранием.
Наследственный принцип является генеральным для всех монархий, хотя в истории известны случаи, когда монархи избирались. В наше время избирательная монархия существует в Федерации Малайзия и Объединенных Арабских Эмиратах.
В случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха, вместо него, осуществляемое либо единолично регентом, либо коллегией регентским советом.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.