По теме: «Немцы в Крыму. Историко-культурный путь» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

По теме: «Немцы в Крыму. Историко-культурный путь»

2017-06-19 625
По теме: «Немцы в Крыму. Историко-культурный путь» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имени В. И. Вернадского»

ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра туризма

 

Абитова Зарина Наримановна

“НЕМЕЦКИЙ ЭТНОС В КРЫМУ. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПУТЬ”

Курсовая работа

Обучающегося 1 курса

Направления подготовки 43.03.02 – Туризм

Форма обучения очная

 

 

Научный руководитель

Ассистент С.Е. Мельникова

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

 

Симферополь, 2017

План курсовой работы

По теме: «Немцы в Крыму. Историко-культурный путь»

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Немцы как этнос……………………………………………………….4

1.1.Происхождение…………………………………………………………4

1.2. Численность и места расселения в настоящее время….……...…4

ГЛАВА 2.ПЕРВЫЕ НЕМЕЦКИЕ КОЛОНИИ ……….………….….………6

2.1.Появление первых немецких колоний ……………………………6

2.2.Занятия немецких колоний………………………………………….7

2.3.Образование……………………………………………………………8

2.4.Нравственные устои………………………………………………….9

2.5.Вероисповедание………………………………………………………9

ГЛАВА 3.ВОЕННЫЕ ВРЕМЕНА……………..……………………………...10

3.1.Крымские немцы и I-я мировая война…………………………...10

3.2.Крымские немцы и Гражданская война…………………………17

3.3.Крымские немцы и Советская власть……………………………18

3.4.Культура этноса и Советская власть…………………………..…18

3.5.Численность и места поселения до ВОВ………………………….19

3.6.Депортация и современность……………………………………....20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..…...22

 

Введение

Актуальность темы. История немецких поселений в Крыму представляет из себя "золотое дно" как в плане написания научных диссертаций, так и для организации малобюджетных молодежных туристических программ. Реалии всемирного экономического кризиса заставляют задуматься и об инвестиционной привлекательности бывших немецких колоний в Крыму. Ведь в Крым переселенцы из Швейцарии, Германии, Эльзаса и других германоязычных регионов Европы попадали уже не по "скорой помощи" Екатерины Великой, а в результате тщательного изучения ресурсов и возможностей при ее внуке Александре I.

Целью данной курсовой работы является изучение процессов поселения этнических немцев в таком субъекте Российской Федерации, как Республика Крым и присущих ему городах федерального значения.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть разделы – происхождение немцев, их этнос, численность, места расселения в настоящее время.

2.Ознакомиться с материалом, касающегося появления первых немецких колоний, их способы ведения хозяйства, структуры образования и пр.

3.Изучить историко-культурный путь формирования немцев в Крыму в периоды I-ой мировой, Гражданской и Отечественной войн.

Методы исследования: изучение справочной, монографической литературы, анализ и обобщение материала.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

 

Глава 1.НЕМЦЫ КАК ЭТНОС.

Происхождение.

Прародителями немецкого народа были многочисленные племена, заселившие в средние века территорию нынешней Германии: аллеманны, бавары, готы, маркоманы, неметы, саксы, франки, швабы и др. Считается, что к формированию немецкого этноса причастны также кельты, реты и даже славяне – славянские племена ободритов и вагров проживали на большей части территории Германии, сохранив там после себя не только следы материальной культуры, но и различные географические названия со славянскими корнями. Само название немцев «дойч», происходит от индоевропейского слова «тута», что значит «народ». В некоторых странах даже сейчас немцев называют по-своему: англичане – германцами; французы, итальянцы и испанцы – аллеманнами; финны – саксами.[14]

Многие столетия Германия была феодально-раздробленной, и лишь в 1871 году была сформирована единая немецкая нация. Решающую роль в создании централизованного немецкого государства сыграло наиболее сильное в тот период Прусское королевство, легендарный канцлер которого Бисмарк считается идейным вдохновителем создания новой страны. Естественно, что Берлин – столица Пруссии – стала и столицей Германии.

Бисмарк Отто Фон Шенхаузен (1815–98), первый рейхсканцлер Германской империи в 1871-90 г.г. практически осуществил объединение Германии из отдельных земель. Создал мощную армию на базе развития экономики страны, чем превратил Германию в одно из авторитетнейших государств Европы. Один из организаторов создания в 1882 году военно-политического Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия), который был направлен против Франции и России. За свои политические взгляды и стиль работы Бисмарк получил от современников прозвище «железный канцлер»

ГЛАВА 2.ПЕРВЫЕ НЕМЕЦКИЕ КОЛОНИИ

Занятия немецких колонистов

За короткое время немецкие хозяйства в Крыму буквально расцвели. Этому способствовали трудолюбие, аккуратность и культура агротехники колонистов. Немцы в Крыму растили хлеб, их села утопали в зелени фруктовых садов, а все усадьбы весной благоухали сиренью, белой акацией, розами. При преобладании земледелия среди немцев было достаточно распространено скотоводство, свиноводство и птицеводство; разводили и такие виды экзотических животных как верблюды: в хозяйстве меннонитов Крыма на 1914 год их было 50 голов.

 

У немцев-колонистов в основе собственности на землю лежал принцип неделимости первоначального владения. Изначальный надел нельзя было ни продать, ни заложить, что являлось важным в создании системы материального благополучия колоний.

Немаловажную роль в повышении производительности сельхоз труда, улучшения хлебопашества за счет орудий труда, хороших семян, правильного севооборота, времени посева.

Комиссии давали полезные советы по содержанию и разведению скота; шелководов обеспечивали шелковичными семенами и <червяковыми яичками>, распоряжались, чтобы каждый хозяин разводил некоторое число тутовых деревьев и чтобы живые изгороди состояли из тутовых кустарников.

В виноделии заботились об улучшении качества вин, обеспечивали поселян сельскохозяйственными библиотечками.

Отличившиеся колонисты премировались от 10 до 30 руб. серебром из общественной суммы.

Решение комиссии почти всегда было законом.

Со второй половины XIX в. некоторые разбогатевшие колонисты стали вкладывать деньги в фабрично-заводское производство.

Так, колонистами были сооружены кирпично-черепичные и чугунолитейный заводы, мельницы, шпагатно-канатная фабрика – главный костяк будущей эконоки Крыма.

Неутомимый труд, рачительное ведение хозяйства, использование новых технологий сделали немцев зажиточными крестьянами и успешными предпринимателями. Накопленные средства они активно вкладывали в развитие экономики и культуры Крыма, строя предприятия, архитектурные шедевры, сохраняя и приумножая природные красоты полуострова.

Образование.

Среди немецких колонистов почти не было неграмотных.

 

Практически каждый поселок, как бы мал он ни был, заводил собственную школу. Все они относились к типу общественных школ - особенность немецких поселений. Содержались на средства сельского общества, иногда с пособием от земства.

Срок обучения составлял 5-8 лет. Посещали школу как мальчики, так и девочки.

В Крыму имелось центральное училище по подготовке учителей начальных классов для немецких колоний и сельских писарей, знающих русский язык, - Нейзацкое Симферопольского уезда (открылось в 1877 году).

Учащихся – 19 человек, преподавателей – 3. Жалованье: законоучителю – 100 руб., зав.училищем – 1000 руб., из них от земства – 1100 руб.

Нравственные устои.

В быту у немцев крепкая семья и высокие нравственные устои считались источником благосостояния народа. В большинстве своем колонисты были хорошими хозяевами, могущими служить примером для других.

Любопытна характеристика нравственности немецких колонистов Крыма, данная в монографии Клауса за 10 лет (1831-1841): <...преступления против веры - нет, неповиновения и дерзости против начальства - 4; нарушение прав личности: ослушание против родителей -2; противозаконное удовлетворение страстей - 8; нарушение прав на имущество, воровство и мошенничество -4; проступки: нарушение правил о благоустройстве в колониях: неисполнение обязанностей при тушении пожара -2, за нерадение по хозяйствам вообще -15, междоусобная вражда и ссора -3, нарушение уставов благочиния, пьянство - 15, бродяжничество -3, кормчество -1, невыполнение предписаний начальства -9.>

Вероисповедание.

По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями двух крупных течений в христианстве – католицизма и протестантизма, имелись также меннониты и сепаратисты. Меннониты имеют особое особое этническое самосознание: часть их считает родным немецкий язык, часть осознает себя ‘особой нацией’, часть – голландцами. Советская историческая традиция, статистика и сложившаяся паспортная система относили меннонитов к немцам. С 80-х годов меннонитов рассматривают как самостоятельное этническое образование – этноконфессиальную общность. Наиболее известные колонии в

Крыму – Карасан (Симферопольский уезд, 1862 г., ныне с.Ровное Красногвардейского района) и Спат (Симферопольский уезд, 1882г., ныне территория пгт. Гвардейское Симферопольского района.

Среди немецких религиозных общин в Крыму преобладали евангелическо-лютеранские. В начале XX века на полуострове их насчитывалось 186. Религия определяла уклад жизни и быта немцев. Стены немецких домов украшались цитатами из Библии (вышивки, надписи): ‘Я и мой дом принадлежим Тебе, Господи’, ‘Я(имеется в виду Иисус Христос.-Авт.) пришел своих овец пасти’, ‘Любить и быть любимым – это настоящее счастье на земле’, ‘Господь совершил для нас великое’, ‘Будьте радостными в надежде, терпеливыми в печали, придерживайтесь заповеди’.

ГЛАВА 3.ВОЕННЫЕ ВРЕМЕНА.

Депортация и современность.

18 августа 1941 г. была открыта еще одна драматическая страница в истории немецкого народа – началось переселение из Крыма в Ставропольский край, а затем в Новосибирскую, Омскую, Кемеровскую области, Алтайский край, Казахстан. Эта акция входила в комплекс мероприятий по организации обороны Крымского полуострова.

В августе-сентябре 1941 г. из Крыма было выселено около 50 тысяч немцев, а в 1944 г. последовала вторая волна выселения – 2,2 тысячи человек. В 60-80-х годах немцы предпринимали попытки вернуться в Крым. В период с 1960 по 80-е годы на полуостров вместе с крымскими немцами приезжают также поволжские, сибирские и немцы Казахстана.

По переписи населения 1989 г. в Крыму проживало 3265 немцев (0,1% от общего числа населения). 8 декабря 1990 г. на полуострове было организовано общественное объединение советских немцев, которое в 1993 году было перерегистрировано как республиканское общество немцев Крыма < Видергебурт>. Обществом ведется обширная работа по возрождению культуры: работают культурные центры < Дойче клуб>, воскресные школы, на немецком и русском языках издается газета < Хоффнунг>. На крымском телевидении и радио выходят немецкие передачи, создано 5 немецких лютеранских евангелических общин. Одно из главных направлений работы – возвращение депортированных немцев.

К сожалению, не все вернутся на землю, где выросло и похоронено несколько поколений их отцов, которые некогда с другими народами осваивали наш край.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпоха для немцев в Крыму началась с выходом Манифеста Екатерины II, которым она приглашала иностранцев на неосвоенные земли. Будучи сама немкой Екатерина Великая особенно хотела видеть на землях своего государствва именно представителей этой национальности.

Вторая волна массового переселения немцев в Россию пришлась на период правления Александра I, в 1808 – 1814гг. На основании его Манифеста от 20 февраля 1804 года, немцы, режде всего с юго-запада Германии, стали переселяться в Россию и Крым. В этом документе был учтен негативный опыт первой волны переселенцев, введён регламент и требования к тем, кто желал поселиться на российских землях.

Прибывших в Крым немцев первоначально предполагалось селить в Симферополе, однако немецкие уполномоченные, побывавшие на полуострове, выбрали более удобные, с их точки зрения, места для поселений.

Основным местом поселения в Крыму стала степная часть Крыма. Их места компактного проживания в историографии именовались ‘колониями’.

Теоретическое значение работы заключается в том, что представлена историческая модель поселения немецкого этноса в Республике Крым, уходящая корнями в историко-культурный процесс его формирования. Анализ этого процесса заставляют задуматься об инвестиционной привлекательности бывших немецких колоний в Крыму. Ведь в Крым переселенцы из Швейцарии, Германии, Эльзаса и других германоязычных регионов Европы попадали уже не по "скорой помощи" Екатерины Великой, а в результате тщательного изучения ресурсов и возможностей при ее внуке Александре I.

Практическая значимость. Данная работа может представлять практический интерес для учащихся, педагогов, изучающих историю формирования немцев на территории Республики Крым.

 

Список литературы

 

1. Андриевский Ф. Н. Статистический справочник Таврической губернии, ч. 1, С. 1915 г.

2. Велицын А. А. Немцы в России. - Спб., 1893.

3. Вернер К. А. Памятная книжка Таврической губернии. Отдел II. - Симферополь, 1889.

4. Всесоюзная перепись населения, 1926 г., Крымская АССР. -М., 1928.

5. Десять лет Советского Крыма. 1920-1930. - 1930.

6. Елпатьевский С. Я. Немцы в Крыму//Южные ведомости -1914 -6 ноября (N 244) 7 ноября (N 245), 8 ноября (N 246).

7. Ж. Крестьянский путь, 1920.

8. Журнал МВД, 1837 г., ч. XXVI.

9. К вопросу о ликвидации немецкого землевладения // Южные ведомости - 1914 - 2 ноября (N 241).

10. Кабузан В. М. Немецкое население в России в XVIII-нач. XX вв. // Вопросы истории, 1989, ї 12.

11. Кащенко С. Г. Система образования и религиозные верования немецкого населения Крыма
(к. XIX - н. XX в.) // ИКРКМ, 1994, ї 5.

12. Клаус А. Наши колонии. - Спб., 1869.

13. Кожекин А. Г. Помощь немецкого населения Таврической губернии российской армии во время Крымской войны 1853-1856 гг. // ИКРКМ, 1493, ї 3.

14. Крым многонациональный. Выпуск 1, 1988.,

15. Крымская АССР (1921-1945). Выпуск 3, 1990.

16. Кудряшов С. Немецкий шпионаж в России // Родина -1993 -N 5-6.

17. Лаптев Ю. Н. По разные стороны баррикад // Таврические ведомости, ї 32 (90), 13.08.1993.

18. Летопись войны. 1915, ї 26, 14 февраля.

19. Маркевич А. И. Таврическая губерния во время Крымской войны. По архивным материалам //
ТУАК, ї 37.

20. Н. Кр. Меннониты // Южные ведомости. - 1914 - 5 ноября (N 243).

21. Наставление для комиссии сельского хозяйства в немецких колониях Южного Края России. -
Бердянск, 1886.

22. Остроух И.Г., Шервурд Е.А. Немцы в России (исторический очерк) // Этнографическое обозрение. - 1993. - N 3.

23. Памятная книжка Таврической губернии под ред. К. В. Ханацкого, 1869.

24. Полное собрание законов Российском империи. Собрание первое (ПСЗ) Спб., 1861.

25. Русская Ривьера. 1914, 20, 27, 30 июля, 10, 31 августа, 28 сентября.

26. Русская Ривьера. 1914, 29 июля.

27. Семенов В. А. Немецкие колонисты в Крыму в первой половине 20-х годов // Пiвденний архiв, ї 2,
с. 51-55
Херсонский гос. пед. институт.

28. СИЭ, - М., 1966, т. 9.

29. Списки населенных мест Российской амперии. Таврическая губерния. - Спб., 1865.

30. Таврические губернские ведомости. - 1914. - 23 сентября (N 74).

31. Украинская советская энциклопедия. - Киев, 1980 - Т.3.

32. Чирва И. С. Крым революционный. - К., 1963.

33. Южные ведомости. - 1914 - 31 августа (N 188), 5 ноября (N 243), 6 ноября (N 244).

34. Южные ведомости. - 1915. - 6 мая (N 101).

35. Южные ведомости. 1914, 1 ноября.

36. Южные ведомости. 1917, 9 и 22 февраля.

 

 

Имени В. И. Вернадского»

ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра туризма

 

Абитова Зарина Наримановна

“НЕМЕЦКИЙ ЭТНОС В КРЫМУ. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПУТЬ”

Курсовая работа

Обучающегося 1 курса

Направления подготовки 43.03.02 – Туризм

Форма обучения очная

 

 

Научный руководитель

Ассистент С.Е. Мельникова

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

 

Симферополь, 2017

План курсовой работы

по теме: «Немцы в Крыму. Историко-культурный путь»

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Немцы как этнос……………………………………………………….4

1.1.Происхождение…………………………………………………………4

1.2. Численность и места расселения в настоящее время….……...…4

ГЛАВА 2.ПЕРВЫЕ НЕМЕЦКИЕ КОЛОНИИ ……….………….….………6

2.1.Появление первых немецких колоний ……………………………6

2.2.Занятия немецких колоний………………………………………….7

2.3.Образование……………………………………………………………8

2.4.Нравственные устои………………………………………………….9

2.5.Вероисповедание………………………………………………………9

ГЛАВА 3.ВОЕННЫЕ ВРЕМЕНА……………..……………………………...10

3.1.Крымские немцы и I-я мировая война…………………………...10

3.2.Крымские немцы и Гражданская война…………………………17

3.3.Крымские немцы и Советская власть……………………………18

3.4.Культура этноса и Советская власть…………………………..…18

3.5.Численность и места поселения до ВОВ………………………….19

3.6.Депортация и современность……………………………………....20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..…...22

 

Введение

Актуальность темы. История немецких поселений в Крыму представляет из себя "золотое дно" как в плане написания научных диссертаций, так и для организации малобюджетных молодежных туристических программ. Реалии всемирного экономического кризиса заставляют задуматься и об инвестиционной привлекательности бывших немецких колоний в Крыму. Ведь в Крым переселенцы из Швейцарии, Германии, Эльзаса и других германоязычных регионов Европы попадали уже не по "скорой помощи" Екатерины Великой, а в результате тщательного изучения ресурсов и возможностей при ее внуке Александре I.

Целью данной курсовой работы является изучение процессов поселения этнических немцев в таком субъекте Российской Федерации, как Республика Крым и присущих ему городах федерального значения.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть разделы – происхождение немцев, их этнос, численность, места расселения в настоящее время.

2.Ознакомиться с материалом, касающегося появления первых немецких колоний, их способы ведения хозяйства, структуры образования и пр.

3.Изучить историко-культурный путь формирования немцев в Крыму в периоды I-ой мировой, Гражданской и Отечественной войн.

Методы исследования: изучение справочной, монографической литературы, анализ и обобщение материала.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

 

Глава 1.НЕМЦЫ КАК ЭТНОС.

Происхождение.

Прародителями немецкого народа были многочисленные племена, заселившие в средние века территорию нынешней Германии: аллеманны, бавары, готы, маркоманы, неметы, саксы, франки, швабы и др. Считается, что к формированию немецкого этноса причастны также кельты, реты и даже славяне – славянские племена ободритов и вагров проживали на большей части территории Германии, сохранив там после себя не только следы материальной культуры, но и различные географические названия со славянскими корнями. Само название немцев «дойч», происходит от индоевропейского слова «тута», что значит «народ». В некоторых странах даже сейчас немцев называют по-своему: англичане – германцами; французы, итальянцы и испанцы – аллеманнами; финны – саксами.[14]

Многие столетия Германия была феодально-раздробленной, и лишь в 1871 году была сформирована единая немецкая нация. Решающую роль в создании централизованного немецкого государства сыграло наиболее сильное в тот период Прусское королевство, легендарный канцлер которого Бисмарк считается идейным вдохновителем создания новой страны. Естественно, что Берлин – столица Пруссии – стала и столицей Германии.

Бисмарк Отто Фон Шенхаузен (1815–98), первый рейхсканцлер Германской империи в 1871-90 г.г. практически осуществил объединение Германии из отдельных земель. Создал мощную армию на базе развития экономики страны, чем превратил Германию в одно из авторитетнейших государств Европы. Один из организаторов создания в 1882 году военно-политического Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия), который был направлен против Франции и России. За свои политические взгляды и стиль работы Бисмарк получил от современников прозвище «железный канцлер»


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.