Государство и право России в период буржуазных реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Государство и право России в период буржуазных реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.)

2017-06-20 516
Государство и право России в период буржуазных реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крестьянская реформа (Манифест 19 февраля 1861 г. и серия законов об отмене крепостного права) Этапы реформы и изменения в правовом положении крестьян
1. Изменения в общественном строе.

1 этап. Крестьяне получили личную свободу и были переведены в состояние временнообязанных (в течение 2 лет должна быть составлена и подписана уставная грамота – договор крестьян с помещиком об условиях освобождения и наделения землей). Временнообязанные крестьяне несли прежние крепостнические повинности – барщина или оброк (только упорядоченные)
2 этап. Подписание крестьянами уставной грамоты и заключение выкупной сделки. Крестьяне должны были заплатить самостоятельно 20% выкупной суммы за землю, а остальное за него платило помещику государство. Крестьяне обязывались выплатить долг государству в рассрочку в течение 49 лет.
Изменения в правовом статусе крестьян 1. Крестьяне получили полные права в семейных делах, право вступать во всякого рода сделки, приобретать и отчуждать имущество, организовывать торговые и промышленные предприятия, выступать в суде от своего имени и пр.; 2. Крестьяне продолжали платить подушную подать, подвергались телесным наказаниям, выполняли ряд государственных повинностей (дорожную и др.)
Организация крестьянского самоуправления (после реформы)  
Сельский сход
Сельский староста (исполнял решения сельского схода)
Волостной сход
Волостной старшина (исполнял решения волостного схода и выполнял различные полицейские функции)
Волостной суд
Волостное правление

 


Государственный строй

Император (Манифест о незыблемости самодержавия от 29 апреля 1881 г.) Юридически царь обладал всей полнотой власти
Совет Министров Рассмотрение наиболее важных государственных вопросов
Сенат Фактически стал выполнять главным образом судебные функции
Министерства Основные центральные отраслевые органы государственного управления
Отдельный Корпус жандармов Высший орган политического сыска. После упразднения III Отделения в 1880 г., ОКЖ стал подчиняться Департаменту полиции МВД
Государственный совет Высший законосовещательный орган
Комитет министров Рассматривал текущие дела
Собственная Его Императорского Величества канцелярия Высшее государственное учреждение. В составе канцелярии осталось только I Отделение, контролировавшее личный состав чиновничества. Остальные отделения были упразднены.  

 

 

Выборные органы местного самоуправления (земская и городская реформа) Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. Городское положение от 16 июня 1870 г.
Уездные и губернские земские управы - исполнительный орган
Губернские и уездные земские собрания – распорядительный орган Депутаты земских собраний выбирались по трем избирательным группам (куриям)
Избирательные курии (высокий имущественный ценз)
Городские жители. Купцы и владельцы торгово-промышленных предприятий
Уездные помещики, крупные торговые и промышленные деятели
Крестьяне-домохозяева
Земства учреждались для наблюдения за состоянием путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), организации медицинского обслуживания населения, строительства и материального обеспечения школ, благотворительных заведений, заведования продовольственным делом, организацией поземельного кредита, для пропаганды агрономических знаний, улучшения кустарной промышленности, организации земской статистки и т.п. В обязанности земств также входило оказание помощи местному государственному аппарату в проведении различных государственных сборов и специальных земских сборов.
Функции земских учреждений
   
 

 

 

Городская дума – распорядительный орган. Избиратели делились на три курии (в зависимости от имущественного ценза)
Функции органов городского самоуправления
На городские думы и управы возлагались административные и хозяйственные задачи. К их компетенции относились вопросы благоустройства города (транспорт, освещение, отопление, канализация, водопровод, благоустройство мостовых, тротуаров, набережных, мостов), а также заведование школьным, медицинским, благотворительным делом, торговлей, кредитом и т.п.
Городская управа – исполнительный орган
Судебная система Законодательные акты, принятые 20 ноября 1864 г. (Учреждения судебных установлений, Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями)
Основные принципы судебной реформы: 1. Суд был отделен от администрации; 2. Гласный состязательный процесс; 3. Создана адвокатура, обеспечившая право обвиняемому на защиту; 4. Почти полностью были упразднены сословные суды; 5. Презумция невиновности; 6. Вместо теории формальных доказательств свободная оценка доказательств судьей; 7. Мелкие гражданские и уголовные дела изъяты из ведения полиции и переданы мировым судам; 8. Предварительное следствие передано судебным следователям (вместо полиции); 9. Был установлен принцип несменяемости судей и судебных следователей.
Правительствующий Сенат Кассационный суд
Уездные съезды мировых судей Апелляционная инстанция на приговоры и решения мировых судей
Участковые мировые судьи Рассмотрение мелких уголовных и гражданских дел
Судебные палаты Суд первой инстанции по наиболее важным уголовным делам (о государственных и некоторых должностных преступлениях) Апелляции на решения окружных судов (без участия присяжных заседателей)
Окружные суды Рассматривали основную массу уголовных и гражданских дел
Суд присяжных (особое присутствие окружного суда, которое рассматривало только уголовные дела по обвинению в тяжких преступлениях и выносило вердикт о виновности или невиновности подсудимого)
Судебные следователи Осуществляли следствие
Структура и компетенция прокуратуры
Судебные следователи «по особо важным делам»
Присяжные поверенные (адвокаты высшей категории) Находились при судебных палатах и окружных судах Частные поверенные (адвокаты низшей категории)

 

 

Обер-прокуроры департаментов Сената
Прокуроры судебных палат
Прокуроры окружных судов
Генерал-прокурор (министр юстиции)
Следователи при судебных палатах
Следователи при окружных судах
Следователи осуществляли сбор материалов, необходимых для предъявления обвинения конкретному лицу или лицам. Материалы затем направлялись прокурору, который или прекращал судебное дело за отсутствием доказательств, или возбуждал его с составлением обвинительного акта и направлением дела в суд
После реформы прокуратура была освобождена от функций общего надзора, ее деятельность стала ограничиваться только судебной сферой Главной задачей органов прокуратуры стал надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде

 

 


Тема 9


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.