Го на в ы работк у у данног о ребенк а поведения , которое не м е ш ал о — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Го на в ы работк у у данног о ребенк а поведения , которое не м е ш ал о

2017-06-19 267
Го на в ы работк у у данног о ребенк а поведения , которое не м е ш ал о 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

бы другим ученика м в классе, необходимо действие, не подкреп­ ля ющ е е не гатив но е поведение (в ы во д определенног о эле м ент а и з ситуации). Ребено к п о привычк е начинае т вертеться, н о учи­ тель ница, изучив ш а я бихевиоризм, н е обра щ ае т вни м ани я н а это. О днак о в тот мом ент, когда он, устав от ерзания, затих не т н а нескольк о мин ут, он а дол жн а подойт и к нему, дотронутьс я до его плеча и сказать, чт о ей нрави тс я его такое спокойно е поведение.


 

Каталог баек • 10 9

 

Тогда н а урок е этог о преподавател я данн ы й ребено к будет си­ дет ь тихо, о жи да я и в следу ющ и й ра з от нее подобног о подкреп­ ления.

М ы так ж е проводил и исследование поведения детей в ситуа­ ции нака за ни я и поо щ рени я и запис ы вал и у детей кардиограмму, когда он и рассказы вал и о своих переживаниях. О казалось, чт о если ребено к утверж дал, что его не поо щ ря ю т ил и поо щ ря ю т не­ достаточно, то у него отсутствовали изменени я сердечног о ритма на наказа ни е л ю бо й сил ы. Н о у детей, утверж давш их, чт о их част о ласкаю т родители, лю бое, даж е слабое, наказа ни е в ы з ы вае т весьм а сильное изменени е сердечн ы х сокра щ ений. С ледовательно, имен­ н о поо щ рени е отвечает за ф ормировани е нового типа реакций.

Д иапазо н применения байки: консультирование родителей относительно формирования социально приемлемого поведения у ребенка.

 

№ 73. Байка «Чему учат родители детей, когда наказывают их?»

 

Мы провел и обширно е психологическо е исследовани е школьников разног о возраст а и их родителей. В это м исследовани и он и отвечал и на вопросы, связанные с наказанием и поощрение м в семье. В одно м из задани й требовалос ь описать, чт о чувствуе т в процесс е наказания друго й участни к события. Оказалось, чт о ни дети, ни родител и не назы­ вают правильн о эмоци и дру г друга. Есл и дл я дете й эт о незнание про ­ стительно, то факт, что родител и ошибаются, называя чувств о ребен ­ ка, показателен. По определению, наказание — эт о мето д воспитания, посл е проведени я которог о дет и перестаю т делат ь нечто, проти в чег о направлен о сам о наказание. Есл и родител и наказывают, то он и долж ­ ны продумыват ь последстви я своих действий, быть внимательными к происходящему, тогд а воздействи е буде т эффективным. Оказалось, что большинств о наказаний родител и осуществляю т в состояни и раз­ дражения, охваченные эмоциями, не воспринима я пр и это м эмоцио ­ нальног о состояни я ребенка. Однак о эт о тож е обучение, поскольк у он и обучаю т свои х дете й тому, чтобы он и могл и в определенны й момен т пе ­ реставать воспринимат ь эмоци и другог о человека и активно проявлят ь собственные. Но эт о не имее т никакого отношени я ни к наказанию, ни к каким други м метода м воздействи я на ребенка. Эт о обучени е нечувст­ вительност и к другом у человеку и ег о состоянию. Дет и вырастают, и точн о так же веду т себ я по отношени ю к собственным детям.


 

11 0 • Глава 3. Каталог баек

 

М ораль: наказа ни е дол жн о проводитьс я только тогда, когда родител ь спокоен. Н еобходи м о соотносит ь собственное воздейст­ вие с полученным результато м.

Комментарий: мы уж е определили, что наказа ни е — это неко­ торое действие, посл е которог о ребенок перестает делат ь то, что н е нравитс я родителю. Е сли ребенок продолжае т делат ь что-то, то это означает, чт о родител ь не наказы вает, а, напротив, подкрепля­ ет действия ребенка.

С кинне р прове л множ еств о экспери м ентов, доказ ы ва ющ и х неэффек тив нос т ь нака за ни я [37]. Так, в одно м экспери м ен­ т е дв е групп ы кр ы с обучил и неко торо м у действи ю. Зате м эт о действие подверглос ь об ы чном у уга ш ени ю в одно й групп е (ре­ акци я прост о н е подкреплялась), тогда ка к в другой групп е эт о уга ш ени е сопрово ж далос ь нака за нием: пр и прикосновени и к р ы чаг у кр ы с ы получал и уда р токо м (предполагалось, чт о не­

приятно е о щ у щ ени е с боль ш е й вероятность ю заставит кр ы с н е прикасатьс я к р ы чагу). Был о проведено тр и сери и с уга ш ени - ем, приче м то к кр ы с ы получал и тольк о в первой. О казалось, чт о в это й перво й сери и он и действительно ре ж е нажимал и н а ры­ чаг. Н о в дву х последующ и х сериях, когд а нака за ни я н е б ы ло, он и су щ ественно ча щ е притрагивалис ь к р ы чагу, че м кр ы с ы контрольно й групп ы, котор ы е н е подвергалис ь нака за ни ю н и в одно й и з серий. С кинне р утвер ж дал, чт о нака за ни е ли ш ь подав­ ляе т поведение, н о когда стра х проходит, интенсивност ь подав­ ленног о поведени я возвра щ аетс я к прежнему уровн ю. С огласно С киннеру, альтернативой наказа ни ю дол жн о б ы ть уга ш ени е ре­ акци и (в это м случа е родител ь н е за м ечае т поведения, которо е ему не нрави тся, но интенсивно поо щ ряе т поведение, которое хо­ чет развит ь у ребенка).

Д иапазон применения байки: консультирование родителей де­ тей разных возрастов и проблем.

 

№ 74. Байка «Дети обнажают лож ь родителей»

 

Мам а дом а с сожаление м говорит, чт о завтр а на работ е нужн о от ­ мечат ь ден ь рождения. Дл я этог о нужн о покупат ь мног о продуктов, желательн о купит ь подешевл е и т. д.


 

Каталог баек • 11 1

 

Н о пото м он а иде т н а работу, доброжелательн о приглашае т все х к столу. В эт о врем я ребенок, которы й прише л помоч ь мам е накрыть н а стол, начинае т говорит ь вслу х то, чт о слыша л дом а вчера.

 

М ораль: ребенок, в отличие от взрослы х, не может различат ь аудитори ю, в которо й стоит ил и н е стоит говорит ь определенн ы е вещ и. А все слов а родителе й он принимае т за чистую монету.

Комментарий: взросл ы й постоянно отслежи вает, в како м мес­ те и что он мож е т говорить. Бол е е того, в сил у разн ы х обстоя­ тельст в он мож е т говорит ь до м а одни вещ и, а вне до м а — другие. С ледует помнить, чт о дети практически до подростковог о возрас­

та не способны различать, где, когда и что можн о говорить. Э то у м ени е появляетс я постепенно, с возрастом, и зависит от опы та, но не родителей, а собственного, когда дети получаю т в ответ на свои слов а т у ил и ину ю реакцию сверстников. Он и могут легко подвест и родителей, и в том не будет их вин ы. О тветстве ннос т ь за двойственност ь собственног о поведения несут родители, а не ребенок, дл я которог о его родител и — эталон поведения.

Д иапазо н применения байки: консультации родителей проб­ лемных детей, работа с группой родителей по оценке ограничений социального интеллекта ребенка.

 

№ 75. Байка «Н е надо врать»

 

Мам а говори т девочке, чт о врат ь плохо. Девочк а такж е все м буде т повторят ь мамин ы слова. Н о вдру г кто-нибуд ь звонит, девочк а бе ­ ре т трубку, а мам а проси т сказать, чт о е е не т дома. Девочк а все м буде т повторять, чт о говори т мама, н о и делат ь буде т то, чт о делае т мама.

 

М ораль: есл и м ы хотим, чтобы на ш и дети б ы л и правдивыми, в том числе и по отношению к нам, мы сами должны говорить правду Комментарий: особенност ь строения психик и человека заклю­ чается в том, чт о больш у ю ее част ь составляе т бессознательное и ли ш ь небольш у ю — сознание. С ознани е восприни м ае т то, чт о го­ воритс я слова ми. А бессознательное ориентируетс я н а действия других. Бол е е того, именн о бессознательное больш ей частью отве­ чает за причин ы на ш и х поступков. И м енн о поэтому дет и част о го­ воря т то, чт о говорят родители, и делаю т то, что делаю т родители.


 

11 2 • Глава 3. Каталог баек

 

Э ти м ж е объясняетс я и ф акт, что л ю д и знаю т, что такое «хоро ш о» и чт о такое «плохо», но поступаю т так, ка к поступаю т.

Д иапазо н применения байки: групповая дискуссия с подрост­ ками о природе человеческих поступков, консультирование роди­ телей проблемных детей.

 

№ 76. Байка «Зависть»

 

Н. Донска я [7] описывае т эпизо д свое й жизни, посл е которог о он а перестал а завидовать. Однажд ы она, пятилетня я девочка, вмест е с другим и таким и ж е детьм и делал а куличик и и з песка. Дл я тог о чтоб ы куличик и получались, нуже н бы л мокры й песок. Был о ре ­ шен о в нег о пописать. Мальчик и встал и и направил и струйк и куд а положено, а девочк и сели, и струйк и самостоятельн о направилис ь туда, куд а был о удобн о струйкам. Авто р описывае т сво е несказан ­ но е удивлени е и желани е сделат ь так же, как и мальчики. Он а ре ­ шил а потренироватьс я сначал а дома. Та м у них н е был о удобств, н о ей, как само й маленькой, разрешалос ь пользоватьс я ведром. Поднакопи в силенок, он а побежал а домой, встал а в поз у мальчи ­ ков и начал а пробовать. К е е сожалению, вс е струйк и побежал и п о ногам, а по д ним и образовалас ь лужица. Он а подумала, чт о что-т о делае т н е так. И решил а организоват ь мальчико в дл я получени я мокрог о песк а ещ е раз, чтоб ы посмотрет ь повнимательнее, как он и эт о делают.

 

Мальчик и послушн о выполнил и необходимое, и ту т он а впервые, хот я и имел а старши х братьев, обратил а внимани е на то, чт о у всех мальчико в ест ь специальны е штыречки, которы е помогаю т и м уп ­ равлят ь струйкой.

 

М ораль: авто р закл ю чает: «Н о пото м д о м ен я до ш ло, чт о из­ м енит ь ниче г о нево з можно. Я поняла, чт о да ж е есл и каким-т о чудом все м альчик и н а Земл е ли ш атс я "эт ого", то у м ен я "эт о " н е появитс я все равно. П отому что ест ь вещ и, котор ы е нево з можн о в ым енять, в ып росит ь ил и забрать. А потому и завидоват ь бес­ с мы сленно».

К омментарий: очень част о родител и обра щ а ю тс я п о повод у того, чт о их дет и хотя т что-то, а он и не могут себе позволит ь ку­ пит ь это. В этом нет трагедии, потому что эт о зако н жи з ни. М ы всегда дол жн ы в ы бирать. С кольк о б ы дене г н и б ы л о у человека, он н е мож е т съест ь все, чт о видя т глаза, надеть все кост юмы, ко-


 

Каталог баек • 11 3

 

тор ы е ле ж а т в м агазинах, поиграт ь во все игру ш к и и т. д. Поэто­ м у над о с раннег о возраст а учит ь детей тому, что есть ве щ и, котор ы е м ы прост о принимае м ка к данность, без со ж алени я по повод у того, чт о м ы этог о не мож е м ил и нам этог о не доста­ нется. М у ж чин ы н е могут то, чт о могут ж ен щ ины. И наоборот. О дн и мо гут петь, другие — рисовать, а треть и — ре ш ат ь задачи. В а жн о принимат ь себя таки м, како й ты есть, и об щ атьс я с людь­ ми, у м е ющ им и делат ь что-т о другое, получа я о т этог о об щ ени я удовольствие.

Д иапазон применения байки: групповая работа с подростка­ ми, групповая работа с родителями.

 

№ 77. Байка «Материнская любовь как катализатор творчества ребенка»

 

Анали з детств а творчески х личносте й позволяе т понят ь т е факто ­ ры, которы е способствую т раскрыти ю таланта. С это й точк и зрения, фигур а Леонард о д а Винчи, безусловно, показательна. Леонард о д а Винч и появилс я на све т в 1452 г. и был незаконнорожденны м сыно м нотариус а Пьер о да Винч и и крестьянско й девушк и Катерин ы [44]. Оте ц забра л сына от матери, и Леонард о жи л с ни м и мачехам и в дом е деда. Н о пр и это м родител ь никогд а н е признава л Леонард о свои м сыном, даж е когд а то т ста л знаменитым, и н е остави л ем у на ­ следства. Законны е дет и появилис ь у отц а Леонард о тольк о в 72 год а от третье й жены, а художник у был о уж е окол о 20 лет. В то же врем я дв е первы е мачехи, н е имевши е собственны х детей, очен ь любил и маленьког о Леонардо, баловал и ег о и дал и ем у мног о любви, кото ­ ро й о н н е мо г получит ь о т отца.

 

М ораль: дл я развити я творческих способносте й ребенк а в боль ш о й м ер е необходима л ю бов ь м атер и ил и воспитателей.

Комментарий: творчество требует свободы от привычного. Н о така я свобода в мыш лени и возможна, если в детстве ребенку дана свобод а действия, если не подавляю тс я его инициатива, лю­ боп ы тство и ем у позволяетс я настаиват ь н а своем. Э то воз можн о при безграничной л ю бв и м атери, котора я становитс я катализато­ ром творческой активност и уж е взрослог о человека.

Д иапазо н применения байки: консультация молодых родите­ лей, желающих развить творческие способности ребенка.


 

11 4 • Глава 3. Каталог баек

 

№ 78. Байка «Застенчивость»

 

Сальвадо р Дал и [12] вспоминает: «В родительско м дом е я устано ­ вил абсолютну ю монархию. Вс е готов ы был и мн е служить. Родите ­ л и боготворил и меня» (эт о подтверждени е высказывания, предла ­ гаемог о в предыдуще й байке). Однак о оте ц Дал и считал, чт о ег о сы н долже н учитьс я в обычно й гимназии. Оказалось, чт о ребенок, которы й в родно м дом е бы л практическ и божеством, н е мо г завя ­ зыват ь туфли, хот я все дет и в классе, живущи е совсе м в други х ус ­ ловиях, могл и эт о делать. Существовал о множеств о таки х мелки х вещей, которы е был и недоступн ы сын у аристократа. Эт о привел о к формировани ю у ребенк а выраженно й застенчивости. Как и по ­ лагается, эт а застенчивост ь сочеталас ь с нестерпимы м желание м внимани я с о сторон ы окружающих. И однажд ы мальчи к наше л спо ­ со б привлеч ь внимани е всех.

О н училс я в колледже, в которо м был внутренни й дворик, куд а вел а и з классны х комна т крута я лестница. Ем у пришл а в голов у мысл ь броситьс я вни з с это й лестницы. О н долг о лелея л мысль, н о как-то ра з все ж е решилс я осуществит ь сво е намерение: когд а однокласс ­ ники и преподавател и спускалис ь п о лестнице, о н разбежалс я и прыгну л в разверсту ю бездну. О н «сильн о ушибся, н о испыта л не ­ описуемо е остро е наслаждение, заглушивше е боль... Это т посту ­ пок произве л впечатлени е — рыдат ь над о мно й сбежалис ь все мо и однокашник и и даж е старши е ученики». Тогд а о н реши л повторит ь это т номер, когд а абсолютн о все вышл и в о двор. «Успе х и н а это т ра з превзоше л все ожидания, наверное, оттого, чт о пере д прыж ­ ком я возопи л чт о был о си л и те м привле к всеобще е внимание. На*- слаждени е снов а оказалос ь таки м острым, чт о я н е почувствова л боли, и не премину л продолжат ь в то м же дух е — примерн о ра з в недел ю я кидалс я с лестницы... Никогд а н е забуд у то т дождливы й октябрьски й вечер. Я н е спеш а двинулс я п о лестнице. И з двори ­ ка веял о влажны м аромато м — цвел и розы. На неб е горе л закат, высвечива я в облака х т о леопард а пере д прыжком, т о каравеллу, т о Наполеон а в треуголке. Столпившиес я в о дворик е вра з подня ­ л и голов ы и замерли: священна я тишин а поглотил а вс е шорох и и крики. Высок о подня в голову, осененну ю ореолом, я двинулс я вниз. Я ше л медленно, ступа я со ступеньк и на ступеньк у и упиваяс ь вос ­ торгом, — ни за чт о на свете, ни с кем, даж е с Господо м Богом, я не поменялс я б ы тогд а местами».

 

М ораль: очень част о з а засте нчивостью скр ы вается страстное ж елани е слав ы и всеобщ его вни м ания.


 

Каталог баек • 11 5

 

Комментарий: воспитание ребенка требует особог о вни м ани я к засте нчивости. Он а в ы рабаты вается об ы чн о тогда, когда ребе­ нок не науче н ил и не способе н делат ь то, что делаю т другие дети, поскольку родител и делаю т эти вещ и за него ил и о н имее т тот ил и иной фи зически й недостаток. Тогда неумение что-то делат ь при­ водит к неэффек тив ном у способу привлечения вни м ани я к своей особе (кра ж е, ка к эт о дела л С артр, или к паданию вни з головой, как это дела л Д али).

Д иапазон применения байки: групповая работа с подростка­ ми, консультирование родителей проблемных детей о необходи­ мости вовремя приобщать детей к типичным навыкам, которыми они овладевают по мере взросления.

 

№ 79. Байка «Беспроблемный ребенок»

 

На прием е у психолог а мат ь сообщае т в подробностя х о болезн и младшег о ребенк а и всех неприятностях, которы е семь я пережива ­ ла в связ и с этим. На вопро с о втором, старше м ребенк е он а бес ­ печн о отвечает: «О, о н у мен я беспроблемный». Эт и слов а должн ы насторожит ь психолога, поскольк у формироватьс я беспроблемн о личност ь н е может.

 

М ораль: развити е личност и ребенк а всегда проходи т чере з кризис ы, котор ы е дол жн ы доставлят ь проблемы ег о родите ­ ля м.

Комментарий: ф ормировани е личност и — это осознание собст­ венн ы х ж елани й и нежеланий. В такие переломные момент ы, ко­ тор ы е част о на з ы ва ю тс я кризисами того ил и иног о возраста, че­ лове к пробуе т свои воз можност и и проверяе т реакции близких на свои действия. Е сли ребенок не обнаружи вает подобных дейст­ вий, то эт о свидетельствуе т о подавлении его личностног о роста. Ч аст о это происходит тогда, когда в семье рож дается боле е сла­ бы й ил и болезненн ы й ребенок. М ат ь не может равноценно рас­ пределит ь свои сил ы между детьми, приче м н а старш его ребенк а возлагается дополнительна я ответственност ь за судьбу больног о ребенка («Т ы ж е старш ая, дол жн а понимать, что м ал ыш у нужн а ти ш ина» и т. д. — множ ество однотипн ы х в ы сказ ы ваний, подав­ ля ющ и х активност ь старш его ребенка ради здоровь я м лад ш его).


 

11 6 • Глава 3. Каталог баек

 

В этой ситуации становление личност и старш его происходит бо­ лезненно, то есть без естественной проверки внутренних гипоте з ребенка относительно представлений о себе. П оскольку гипотез ы н е проверяю тс я н а родителях, они могут б ы т ь крайне субъективны и не соответствоват ь ни требова ния м общ ества, ни требова ния м сем ьи. Таки е гипотез ы представлены в ы сказ ы вания ми: «Я —...». В нормальных условия х ребенок проверяе т их на своих близких, ведя себя соответствующ и м образом, и отбрасы вает одни, сохра­ ня я другие, в зависи мо ст и от того, ка к реагирую т на его действие окру ж а ющ ие.

В се м ье, в которо й ест ь больно й ребенок, здоров ы й ребено к пок а ли ш ь накапливае т гипотез ы бе з воз можно ст и проверить. И как только исчезну т проблемы у больног о ребенка, этот стар­ ш и й обязательно обнаружи т свои, которы е могут проявлятьс я в том, чт о подросток попаде т в неблагополуч ну ю компани ю ил и на­ чнет совер ш ат ь противоправн ые поступки. М ы уж е затрагивали проблему, связанну ю с потребность ю заслу жи т ь л ю бов ь сверст­ ников. В данно м случае така я потребност ь будет обусловлена не­ достаточн ы м вни м ание м со стороны родителей.

Д иапазон применения байки: усиление внимания родителей, обратившихся по поводу проблемного ребенка, к ребенку, который пока не вызывает вопросов.

 

№ 80. Байка «Вырасту, выйду замуж, разведусь и буд у жить счастливо»

 

Быль. Девочк а 7 ле т живе т с мамо й и бабушкой. Тольк о чт о произо ­ ше л разво д родителей. Н а вопро с взрослого, чт о он а собираетс я делат ь в жизни, он а уверенн о отвечает: «Вырасту, выйд у замуж, раз ­ ведус ь и буд у жит ь счастливо». Чере з 30 ле т он а с точность ю выпол ­ нил а сво й план.

 

М ораль: поведение родителе й и их обсуж дение встающ и х пе­ ред ним и пробле м ф ормируе т сценарий жи з н и ребенка.

К омментарий: родител и дол жн ы б ы т ь осторо жн ы в своих действия х и обсу ж дения х своих поступков. И м енн о и х способ ы ре ш ени я пробле м усваива ю т дети. В данно м случа е ребено к у ж е в 7 ле т з нал, чт о бра к — явлени е вре м енное. И м енн о поэтому вы -


 

 

Каталог баек • 11 7

 

рос ш а я девочк а н е считал а в ы бо р м у ж а и сам бра к ответственны м действие м, поскольку, п о е е мн ени ю, счастливой жи з н ь мо гла б ы ть тольк о вн е брака.

Д иапазон применения байки: групповая работа с подростка­ ми, консультирование родителей, находящихся на грани развода или уже расторгших свой брак.

 

№ 81. Байка «Аисты, дети, щенки»

 

В свои х воспоминания х К. Юн г [43] пишет, чт о ста л сомневатьс я в искренност и родителе й и взрослых, когд а услыша л их рассказы о б аистах, разносящи х дете й п о семьям. К моменту, когд а родите ­ ли рассказывал и ем у пр о аистов, он уж е знал, чт о у собак и в помет е нескольк о щенков, и помни л сво и рассуждени я относительн о того, скольк о ходо к долже н сделат ь аист, чтоб ы собрат ь весь поме т одно й собак и вместе.

 

М ораль: дет и подчас более проницательн ы, чем м ы дум аем, а их рассуж дени я могут привест и к неверным вы водам, если мы наделяе м и х изначально ло жн о й информацией.

Комментарий: родителя м н е стоит обман ы ват ь детей даж е в м елочах. И нач е это вернется ло ж ь ю детей в ответ на расспрос ы родителей. О днак о и вдаваться в изли ш ни е подробност и так ж е не стоит. П ерв ы й вопро с м алыш а: «О ткуда я появился?» — об ы чн о в ы зы вае т реакци ю тревог и у м амы. О днак о дети могут ориенти­ роватьс я в проблеме только в рамка х собственног о восприятия и мыш ления. Э т о означает, чт о в этом вопрос е не зало ж ен а по­ треб ность узнат ь о половом акте, о котором дети до определен­ ного возраст а (о н различае н в деревне и в городе, а так ж е опре­ деляетс я социальн ы м окру ж ение м ребенка) ничег о н е подозре­ ваю т. Н еобходи м о сначал а уточнить, что именн о ребено к хочет узнать. О н мож е т ответить, например, что сосед сказа л ему, чт о он родилс я в деревне. Тогда м а м а и дол жн а отвечат ь в рамка х данног о вопрос а — в како м конкретно м есте родилс я ребенок. Е сл и ж е вопро с будет имет ь боле е глубокий с мы сл, т о луч ш е показат ь е м у одн у и з популярных книг, где рассказы ваетс я о развитии ребенк а в утробе м атери. П р и этом ребено к освои т со­ циальн о приемлему ю тер мино логи ю, и, воз можно, объяснени е


 

118 • Глава 3. Каталог баек

 

покажетс я е м у скучн ым. Н о эт о н е будет в ы глядет ь ка к неч т о запрет ное, в ы з ы ва ющ е е изли ш не е л ю боп ы тство, а пр и жела­ ни и ребено к са мо стоятельно возь м е т это т источни к и е щ е ра з посмотри т интересующ и е его картинки. О бма н родителе й вс е равн о когда-нибуд ь вскроется, и ребено к поймет, чт о м а м а ил и пап а мо гу т обманут ь его. Вр я д л и родителя м хочется, чтоб ы о н та к считал.

Д иапазон применения байки: разговор с молодыми родителя­ ми о сексуальном воспитании ребенка.

 

№ 82. Байка «Прикосновение к гениталиям»

 

Жалоб а воспитател я детског о сада: в детски й са д привел и нову ю девочк у 4 лет, у которо й буквальн о в то т ж е ден ь обнаружилис ь специфически е особенност и в поведении: как тольк о возникае т любо е затруднение, е е ручк а автоматическ и тянетс я к трусикам. И она, н е прячас ь о т други х детей, начинае т ритмичным и движени ­ ям и возбуждат ь себя. К ужас у воспитателя, эт о поведени е весьм а быстр о стал о распространятьс я п о группе. Част ь родителе й в свя ­ з и с эти м начал и требоват ь вывод а девочк и и з группы. Родител и ж е девочки, к удивлени ю воспитателя, заметил и тако е поведени е ребенк а тольк о тогда, когд а и м прям о указал и н а него. Взбешен ­ ная мат ь ту т ж е крико м и шлепкам и наказал а испуганног о ребен ­ ка, которы й и не понял, чт о произошло. А привлеченны е событи ­ е м дет и с ещ е больши м интересо м стал и относитьс я к новенько й девочке.

 

М ораль: дет и легко копиру ю т поведение друг друга, поэтому прикосновени е к ге ни талия м весь м а б ы стр о распространяетс я в группе детског о сада.

Комментарий: ребенок в возраст е 2 лет начинае т активно ос­ ваиват ь собственное тело. У него нет з нани й о том, почему одн и части тела можн о трогать, а другие — нет. Н екотор ы е дети, долг о остающ иес я без присмотра, а потому посвящ а ющ и е особенно мно­ го вре м ени исследованию своего тела и его возможностей, обнару­ жи ваю т, что раздраж ени е определенны х мест в ы зы вает приятно е о щ у щ ени е и успокаивает. Он и научаю тся в ы з ы ват ь это состоя­ ние удовлетворенности, когда труд ности порождаю т неприят но е чувство.


 

Каталог баек • 11 9

 

С трогое наказа ни е за такое поведение приведе т к тому, что ре­ бенок будет продолжат ь совер ш ат ь действие, но научится избе­ гать присутствия взросл ы х в такие мом ент ы.

П одобно е поведение наблю дается у боль ш инств а детей. Н о по­ том он и находя т боле е интересные за ня ти я и заб ы ваю т о своем мимо летно м откр ы тии.

Таки м образом, наилучш и й спосо б избежат ь привычк и при­ косновени й ребенк а к собственн ы м ге ни талия м — н е оставлят ь его надолг о бе з присмотр а и научит ь находит ь полезные за ня тия. К огда ж е взросл ы й видит, чт о рук а ребенк а дви ж етс я в опреде­ ленно м направлении, луч ш е отвлечь его вни м ани е и предложит ь какую -то конструктивну ю деятельность. В этом случа е у ребен­ ка, с одно й сторон ы, н е с ф ормируетс я не гатив на я привычка, с друго й — он научи тс я за нима т ь себя и в будущ ем предпочте т именн о это.

Д иапазо н применения байки: консультация родителей по по­ воду сексуального развития ребенка, беседа с воспитателями дет­ ского сада и учителями начальных классов.

 

№ 83. Байка «Останься отец мой в живых, он повис бы на мне всей тяжестью

И раздавил бы меня»

 

Эт о слов а Ж.-П. Сартра, которы й ран о осталс я бе з отц а [35]. То т уме р оттропическо й лихорадки, когд а сын у н е был о и года. Де д Сарт ­ ра — Шарл ь Швейце р — был родны м брато м величайшег о гуманис ­ т а X X столети я Альберт а Швейцера. Мат ь вернулас ь в родительски й дом, и большу ю част ь детств а Сарт р прове л в нем. А когд а он выро с и ста л размышлят ь о себе, то написал: «Останьс я оте ц мо й в живых, он пови с бы на мн е всей тяжесть ю и раздави л бы меня».

 

М ораль: даж е отсутствующ и й отец участвует в ф ормировани и личност и ребенка. В этом случае он становитс я си м воло м, позво­ ля ющ и м ребенк у сохранит ь целостност ь своей личности.

Комментарий: дл я многих ж ен щ и н остаться одно й и воспиты­ вать ребенк а — ситуация, пугающ а я тем, что он и могут не спра­ витьс я с не й и не сум ею т сделат ь ребенка счастлив ым. Е сть масса ф актов, опровергающ и х эт о представление.


 

120 • Глава 3. Каталог баек

 

О те ц нуже н каж дом у ребенку, поскольку э фф ективно е форми­ рование его личност и связано с представление м, что он — ребенок хоро ш и х родителей. Н о если ребенок остается без отца, то е м у по­ могаю т в этом становлении м еханиз м ы психологической за щ иты. В данно м случа е С арт р объяснил самому себе, почему ему не ну­ ж ен б ы л отец. Н о это не более чем м еханиз м психологической за­ щ иты от боли, что отца нет рядом. С арт р состоялс я ка к личность, поскольку в его жи з н и фи гуру отца полность ю за м енил а фи гур а деда, котор ы й очень л ю би л м альчика.

Точ н о так же в жи з н и Л еонард о да Винчи, о чем мы уж е гово­ рили, б ы л реальн ы й отец, который, однако, никогда н е признава л сын а [44]. Н о и здесь положительный результат б ы л потому, чт о с детства Л еонард о счита л себя сыном Бога, — так он за щ ити л свою личност ь о т осознания непри з нани я себя.

В се эт о означает, чт о наличи е отц а крайн е ва жн о дл я воспи­ та ни я ребенка. О днак о обстоятельств а н е всегда соответству ю т требова ния м теори и воспитания. П оэтому необходимо пом­ ни ть, чт о фи гур а отц а мож е т б ы т ь за м е щ ен а фи гуро й деду ш ки, дяд и ил и стар ш ег о брата, с помо щ ь ю котор ы х ребено к усваива­ е т образе ц м у ж ског о поведения. И но гд а обра з погиб ш ег о отц а (есл и м ат ь ф ормируе т положительный образ) слу жи т дл я ре­ бенк а м аяко м.

Д иапазон применения байки: консультирование молодых ро­ дителей, обсуждение роли отца с родителями, находящимися на грани развода.

 

№ 84. Байка «Этна как тест на божественность»

 

Древнегречески й философ, поэт, врач, полити к Эмпедок л (ок. 492-43 2 гг. д о н. э.) был необычайн о одаренны м человеком. О н ро ­ дилс я н а Сицили и в аристократическо й семье, был стороннико м демократии, известны м врачом. Эт о о н полагал, чт о в о Вселенно й существуе т четыр е первоначал а — огонь, воздух, вод а и земля, ко ­ торы е он назва л «корням и все х вещей». Эт и начал а вечны и неиз ­ менны, вс е ж е изменени я видимог о мир а происходя т благодар я и х сочетани ю дру г с друго м по д воздействие м дву х фундаментальны х сил: притяжени я (Любви) и отталкивани я (Вражды). «Рождение» и «гибель» — лиш ь неточны е имена, за которым и стоя т «соедине -


 

Каталог баек • 12 1

 

ниє» и «разъединение» корне й все х веществ. Он предложи л и опи ­ сани е судьб ы живы х существ: душ а перевоплощаетс я в тел а рас ­ тений, животны х и люде й как наказани е и освобождени е от «круг а рождений» посл е очищени я о т скверны. Са м Эмпедок л утверждал, чт о бы л раньш е мужчино й и женщиной, рыбой, птицей, зверем. П о легенде, уж е пр и жизн и люд и признавал и ег о бого м з а недю ­ жинны й интеллект. О н са м настольк о уверилс я в этом, чт о реши л доказат ь справедливост ь таког о суждения. Поэтом у о н бросилс я в жерл о вулкан а Этна, прям о в кипящу ю лаву, полагая, чт о останетс я в живых. Н о с Этно й соперничат ь бесполезно. Вулка н д о си х по р стои т на д Сицилией, вызывая у зрителе й восхищени е и страх. И мы никогд а н е узнаем, чт о подума л Эмпедокл, когд а все м тело м ощути л ег о нечеловеческу ю мощь.

 

М ораль: н е вс е представления л ю де й стоит проверят ь н а практике.

К омментарий: родител и дол жн ы ф ормироват ь у ребенк а четкое чувств о опасност и пере д ситуация ми, котор ы е грозя т с м ерть ю. И нач е в ы растаю т дети, котор ы е полагаю т, чт о с ним и ниче г о произойт и н е мож ет, чт о б ы он и н и делали. Он и ездя т п о дорога м бе з правил, угро ж а я всем; за нима ю тс я опасн ым и вида м и спорт а и т. п. В сем известны последствия подобног о поведения.

Д иапазон применения байки: групповая работа с подростка­ ми, консультирование родителей проблемных детей.

 

№ 85. Байка «Нет ничего более разрушительного дл я непосредственно опыта, чем познание»

 

Эт о высказывание К. Юнг а [44].

 

М ораль: в развитии ребенка дол ж е н б ы ть сначала непосредст­ венн ы й опы т, а потом знание. К огда ребенку сначала рассказыва­ ют, чт о представляе т собой явлени е ил и вещ ь, а потом предлагаю т и х испытать, о н может почувствоват ь только то, что ему рассказа­ ли, и так и не с мож е т о щ утит ь их сполна.

Комментарий: собственное ощ ущ ение и активност ь ребенка явля ю тс я основой его уникальног о восприятия жи з н и и формиро­ вания собственной картины мира. Если ребенок сначала получает


 

12 2 • Глава 3. Каталог баек

 

з нани я извне, а потом проверяе т на собственном опы те, то он пе­ рестает ф ормироват ь свой взгляд на жи з нь. Н апри м ер, когда ре­ бенк а до ш кол ы учат рассказы ват ь п о картинк е о том, чт о та м нарисовано, то чере з какое-т о вре м я он начинае т видет ь н а кар­ ти нка х то, чт о види т обуча ющ и й взросл ый, а н е то, чт о он мог бы увидет ь сам. В зросл ы й у ж е ли ш е н о щ у щ ений, поскольк у каж до е и з ни х м г новенн о дополняетс я его з наниям и о мир е. И м енн о поэтому о н видит, ка к пересекаю тс я рельс ы ж елезно й дороги, н о говорит себе, чт о он и параллельн ы. Ребено к доверяе т себе и своим о щ у щ ения м. О н верит, что рельс ы пересекаю тся, а когда он в ы растет, то достане т до неба. Н о он пойде т в ш колу, и эта илл ю зи я все мо гу щ еств а развеется. В сяко е познани е м еняе т вос­ приятие, ка к б ы встраива я его в рамк и картины мира, созданно й поколениями л ю де й задолг о до ро ж дени я ребенка. С этой точки зре ни я чрезмерна я интеллектуализация начальной ш кол ы (а у нас даж е и детског о сада) вредна дл я ф ормировани я непосредственно й картины мир а ребенка.

Д иапазо н применени я байки: беседы с воспитателями детско­ го сада и учителями начальной школы, консультации родителей дошкольников.

 

№ 86. Байка «Пифагор и диета»

 

Рекламиру я то т ил и ино й товар, производител и част о привлекаю т известны х людей. Эт о объяснимо: у многи х ест ь подспудно е ощуще ­ ние, чт о талантливы й челове к талантли в в о всем. Н о эт о н е совсе м так. Велики й гре к Пифаго р [43] счита л себ я не тольк о математико м и философом, н о и велики м диетологом. Именн о поэтом у ег о шко ­ л а был а н е прост о философско й и математической, н о и ещ е дието ­ логической. Согласн о ег о учению, в пищ у нельз я употреблят ь боб ы и сердце, нельз я первы м брат ь ломот ь хлеб а (то ест ь все должн ы ждать, пок а кто-то, сильн о проголодавшись, не вытерпит) и позво ­ лят ь ласточка м гнездитьс я по д крыше й дома. Нельз я ест ь и собс ­ твенну ю собак у (а чужу ю — можно).

 

М ораль: при кормлени и ребенка н е стоит опиратьс я н а диету, предложенну ю великим м атем атиком (ил и л ю б ы м другим у мны м человеком, но не специалистом в данно й области). Л уч ш е прокон­ сультироватьс я у специалиста.


 

 

Каталог бае к • 12 3

 

К омментарий: числ о лю дей, вы ступающ и х в различн ы х С М И и предлагающ и х свои диеты, неумолимо растет. П р и этом пра­ вильност ь свои х в ы сказ ы вани й и предпочтений он и подтвержда­ ю т статусом специалист а в чем угодно, но только не в м едицине или фи зиологии.

Д иет ы непрофессионало в обы чно составля ю тся взросл ыми, часто пожилым и лю дьми. И звест но, что (посл е 40 лет) чем стар­ ш е человек, тем м ене е калорийну ю пи щ у и в м ень ш ем объеме ему нужн о употреблять: П оэтому част о диеты, предлагаем ые таки м и диетолога м и дл я всех, н е содер ж ат мя сно й и мо лочно й пи щ и. В детстве нель з я ограничиват ь детей ни в молоке, ни в мя се, по­ скольку именн о в этих продукта х он и черпаю т и м атериа л дл я строительств а организма, и энергию дл я дви ж ения. Н еобходи м о соотносит ь диет у с возрастом человека.

Тольк о в на ш е й стране есть наказа ни е детей «за то, что не ест». М ногие родител и полагают, что количеств о пищ и, котора я нуж­ на ребенку, дол жн о увеличиватьс я линейно, то есть чем старш е и крупне е ребенок — тем больш е пи щ и. Н о это не так. За первый год жи з н и организ м увеличиваетс я в размере в 3 раза. В это вре м я ребенок мож е т есть очень много. Н о после 2 лет рост уже не столь стреми теле н, чем раньш е. П оэтому многие дети резко сокра щ аю т количеств о потребляемой пи щ и. П отом внов ь наступает бурн ы й рост, ребено к опят ь начинае т много есть (примерн о в 5- 7 лет). За­ тем ребенок снов а ест м еньш е и растет медленнее. Во вре м я пубер­ татного период а (перио д половог о созревания, у девоче к в 11 - 13, у м альчико в в 13 - 1 5 лет), подросток начинае т дваж ды ужинать, а в промежутка х м еж ду приемами пи щ и регулярно бегать к холо­ дильнику.

Рань ш е полагали, чт о родител и дол жн ы накладыват ь опре­ деленно е количеств о пи щ и, а ребено к дол ж е н все съедать. Те­ пер ь м ы з наем, чт о жи ров ы е клетки, появив ш ис ь в организме, навсегда оста ю тс я в нем. П оэтому нужн о класт ь ребенк у на та­ релк у столько, скольк о о н об ы чн о съедает, ил и чут ь м ень ш е — в расчет е н а то, чт о пр и его ж елани и ем у можн о положит ь ещ е. У ка ж дог о ребенк а пр и ро ж дени и ест ь специальн ы й м еханиз м, ко­ тор ы й регулируе т количеств о необходимо й пи щ и. У больш инст ­


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.