Ва взросл ы х о н сло м ан, поскольк у они регулярно участвую т — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Ва взросл ы х о н сло м ан, поскольк у они регулярно участвую т

2017-06-19 265
Ва взросл ы х о н сло м ан, поскольк у они регулярно участвую т 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


 

 

12 4 • Глава 3. Каталог баек

 

в праздничных м ероприятиях, где л ю д и едя т н е дл я того, чтоб ы насы титься, а дл я того, чтобы получит ь удовольствие ил и «за­ есть» стресс.

Ч тоб ы у ребенка этот м еханиз м ф ункционирова л и обеспечи­ вал здоров ы й обра з жи з ни, родител и н е дол жн ы «впихивать» в него пи щ у. Ещ е не б ы л о ни одног о случая, когда бы ребено к отка­ зался от еды совсем и потому у м е р от голода. Э то воз можн о только дл я подростков, да и то под воздействие м С М И ил и окру ж а ющ и х лю дей. Н о если у ребенка плохой апппетит, то он не дол ж е н «ку- сочничать», то есть добират ь еду кон ф ета ми, булочками в проме­ ж утке м еж ду приемами пи щ и. Н е съел ничего за завтраком — бу­ дет ж дат ь до обеда. Н е поел за обедом — будет ж дать до ужина. Аппетит б ы стро восстановится.

Д иапазо н применени я байки: обсуждение с родителями систе­ мы кормления дошкольников.

 

№ 87. Байка «Я доверял мужчинам — и обманулся, я не доверял женщинам — и оказался прав»

 

Эт о выражени е принадлежи т К. Г. Юнг у [43]. Возможно, эт о не со ­ все м точно е ощущени е маленьког о мальчика, переданно е повидав ­ ши м жизн ь старцем. К. Юн г был очен ь мал, когд а ег о мат ь заболела, а потом у вынужден а был а уехат ь и оставит ь ег о на попечени е отца. Он воспринима л эт о ее исчезновени е (даж е чере з 80 лет!!!) как пре ­ дательство.

С те х по р он не доверя л все м женщинам.

 

М ораль: са мы й первый оп ы т об щ ени я с близкими накладыва ­ ет прочный отпечаток на всю оставш у ю с я жи з н ь человека.

К омментарий: мы уж е отмечали, что в первые два года у ре­ бенка ф ормиру ю тс я отно ш ени я с его близкими, которы е будут принят ы за эталонн ы е, когда челове к начне т строит ь свою даль­ ней ш у ю жи з нь.

И м енн о поэтому перерыв в об щ ени и с м атерью представляетс я са мы м опасн ы м ф акторо м, котор ы й может изменит ь отно ш ени е человека к цело й группе лю дей.

Д иапазо н применени я байки: консультация будущих и моло­ дых родителей.


 

 

Каталог баек • 12 5

 

№ 88. Байка «V меня есть право смотреть телевизор»

 

В одно м детско м сад у в старше й групп е был введе н новы й кур с

«Прав а ребенка». Чере з ден ь посл е первог о заняти я к психолог у детског о сад а выстроилас ь очеред ь и з родителей, которы е н е зна ­ ли, чт о можн о ответит ь ребенку, есл и вечером, когд а он и отправ ­ ляю т ег о спать, о н отвечает: «У мен я ест ь прав о смотрет ь телеви ­ зор». Родител и н е был и проти в занятий. Он и догадывались, чт о в ответ е ест ь какой-т о подвох, н о н е знали, как выйти и з ситуации. Оказалось, чт о психоло г детског о сада, а такж е воспитатель, кото ­ ра я вел а занятия, такж е н е знал и ответ а н а это т вопрос. Пришлос ь вызывать специалиста, которы й был удивле н затруднениями. О н предложи л просто е решение: «Есл и у ребенк а ест ь прав о смотрет ь телевизор, т о у нег о должн а быт ь обязанност ь утро м самом у вста ­ вать и собиратьс я в детски й сад. Есл и же ег о буди т и отводи т в дет ­ ски й са д мама, т о у не е ест ь прав о решать, когд а ребено к долже н ложитьс я в постель».

 

М ораль: каж дое прав о предполагае т соответствующ ую обязан­ ность.

К омментарий: многие родител и полагаю т, что несут полну ю ответственност ь за ребенка, отказы ва я при этом себе в прав е на требова ни я по отно ш ени ю к нему. Есть простое правил о распре­ деления обязанносте й и пра в в семье: каж дое прав о предполагае т обязанность. У кого больш е обязанностей, у того и больш е прав. К ак тольк о ребенок хочет завоеват ь новое право, он берет на себя дополнительну ю обязанность.

Д иапазо н применени я байки: ее нужно рассказывать всем группам родителей, воспитателям, учителям и всем детям.

 

№ 89. Байка «Чувство вины и наказание»

 

В свои х воспоминания х К. Юн г писал: «И действительно, я всегд а чувствова л себ я виноватым, сознава л все сво и явные и скрыты е не ­ достатки. В сил у этог о я был особенн о чувствителе н к порицаниям: все он и в основно м попадал и в цель. Не соверша я на само м дел е того, в че м мен я обвиняли, я знал, чт о мо г бы эт о сделать. Я даж е записыва л сво е алиб и на случай, есл и мен я в чем-либ о заподозрят. Был о куд а легче, когд а я действительн о соверша л дурны е поступки.


 

12 6 • Глава 3. Каталог баек

 

Тогд а я по крайне й мер е знал, в че м мо я вина». «Когд а мо я мать од - | нажд ы сказала: "Ты всегд а был хороши м мальчиком", — я прост о не

в состояни и был понят ь это. Я хороши й мальчик? Эт о невероятно!

Я всегд а казалс я себ е существо м порочны м и неполноценным» [43].

 

М ораль: чрезмерное чувство вины ограничивае т возможности че­ ловека и искажае т его восприятие не только себя, но и мира в целом.

К омментарий: чувство вин ы — одна и з социальн ы х (то ест ь воспитанн ы х об щ ество м) э моций. Он о появилос ь довольно позд­ но в развитии человека.

«В сознани и Н овог о вре м ен и в ы с ш и м критерие м нравстве н - і но го поведени я являетс я внутренне е согласие с са ми м собой, его соответствие са мо стоятельно доб ы т ы м личн ы м убе ж дения м, свобод а в ы бор а и ответственност ь за этот в ы бор, ответственност ь

з а измен у эти м убе ж дения м рад и вне ш не й необходимости» [ 18 ]. С этой позици и вин а — чувство, которое переживае т челове к в сил у того, чт о наруш и л правило, с ф ормулированно е и м самим.

«К ритерии эт и в эпох у Ц ицерона даж е ещ е не начинал и склады­ ваться; классической античност и они неведомы. Римляни н I в. до н. э. з на л обязательств а перед государство м, перед родом, группой, перед сем ьей, ее положение м и достояние м, и в той мере, в како й поведение его отвечало их интересам, он о заслу жи вал о одобре­ ния... В числ о ценностей, заве щ анн ы х Е вропе антично й культу­ рой в целом и Ц ицероно м в частности, совест ь не входила» [18].

Ч увств о вин ы насаждается христианство м. 3. Ф рей д полагал, что он о необходимо дл я воспитания в ребенке нравстве нности. Н о этот тезис спорен. В лю бом случае чрезмерное чувство вин ы невротизируе т ребенка. И м енн о поэтому в настоя щ е е вре м я вы­

з ы вани е чувств а вин ы в некотор ы х страна х предлагается рассмат­ риват ь ка к насили е над личность ю.

Д иапазо н применени я байки: обсуждение с родителями мето­ дов наказания и поощрения ребенка.

 

№ 90. Байка «Ребенок как свидетель»

 

Д. Майер с [21] описывае т следующи й эксперимент, проведенны й в США. В детски й са д прише л неки й челове к и спроси л детей, не помня т ли он и таког о случая, чтоб ы их пале ц попа л в мышеловку?


 

Каталог баек • 12 7

 

Н и оди н ребено к н е смо г вспомнит ь тако й случай. И эт о вполн е объ ­ яснимо, поскольк у бы л выбран тако й вопрос, чтоб ы вероятност ь по ­ ложительног о ответ а н а нег о был а минимальна. Это т челове к при ­ ходи л в то т детски й са д ра з в недел ю н а протяжени и десят и недел ь и все врем я задава л оди н и то т же вопрос. На десяты й ра з все дет и в красках рассказал и о том, как их пале ц попа л в мышеловку, как он и с мамо й поехал и к врачу, как выгляде л врач и чт о говорил.

Очевидно, чт о дет и солгали, — постоянн о повторяющийс я вопро с приве л к тому, чт о он и «припомнили» то, чег о в реальност и не было.

Есл и родител и постоянн о подозреваю т ребенк а в чем-то, т о о н на ­ чинае т ощущат ь в себ е возможност ь совершит ь это. И обязательн о совершит.

 

Мораль: чем больш е родитель доверяет ребенку, тем больш е ве­ роятность, что он будет соответствоват ь представлениям родителя.

Комментарий: в настоя щ е е вре м я доказано, что челове к не вспо минает, а реконструируе т соб ы тия. Э т о означает, что пр и каж дом припоминани и он не воспроизводит в сознании точ ну ю картинк у прои ш ед ш его, а достраивае т ее, использу я информа ­ цию, котору ю о н узна л уж е посл е соб ы тия. И м енн о поэтому посл е каж дого посе щ ени я человеком детског о сада дети все ярч е и ярч е представлял и себе то, чего не б ы ло. М но гие взрослы е, если им ре­ гуляр н о серьезно говорит ь о том, чт о он и взял и такую -то книж­ ку у собеседника, посл е пятог о раз а начну т со мн еваться в себе и даж е начну т «припо мин ать», ка к они это делали. И м енн о поэтому чем м лад ш е ребенок, тем осторожн ее родител и дол жн ы в ы яснят ь обстоятельств а тех ил и иных соб ы тий, никогда н е опис ы ва я того, о чем спра ш ива ю т у детей. И нач е они легко встроят содер ж ани е вопрос а в свой ответ. Так, многие дети по рассказа м родителе й

«знаю т» о свое м детстве.

 

К огда мы утверж даем, что чем больш е родител ь доверяе т ре­ бенку, тем боль ш е вероятности, что он будет соответствоват ь представления м родителя, то имее м в виду полно е доверие. Ро­ дител ь мож е т доверят ь на словах, а в душ е сильно со мн еваться. Ребено к чувствуе т душ у родителя, о н стре ми тс я соответствоват ь тому, что происходит в ней, а не слова м.

Д иапазон применения байки: консультация родителей отно­ сительно психологических особенностей детского возраста, мето­ дов наказания и поощрения.


 

128 • Глава 3. Каталог баек

 

№ 91. Байка «Леворукий ребенок»

 

Психоло г сообщае т родителю: «Ва ш ребено к — леворукий». — «Что вы, он у мен я нормальный», — отвечае т родитель.

 

М ораль: леворукост ь — такое ж е качество, как и праворукость.

Он и н е сравнива ю тс я по принцип у «хоро ш о — плохо».

К омментарий: до сих пор сущ ествует множество источников, где говоритс я о леворукост и как о патологии. Э то очень стары е и в настоя щ и й момент опровергнуты е представления. Н ов ы е данн ы е свидетельствую т о том, что есть две причины леворукости: наследст­ венна я и патологическая. Н аследственна я леворукост ь возникае т у ребенка, в семье которог о есть леворукие родственники. Патологи­ ческа я леворукост ь может б ы ть следствием внутриутробной трав­ м ы ил и трав м ы при рож дении. Генетически обусловленна я левору­ кость не являетс я болезнь ю и не связана с патологически ми про­ явлениями. Боле е того, многочисле нные исследования не доказали связ и леворукост и с какими-т о психологически ми особенностями человека. И звест но, что П авлов бы л леворуки м. Н о другой великий русский фи зиоло г — Б ехтерев — бы л праворуким. Н аполеон бы л леворуким и при этом был, безусловно, вы дающ имс я полководцем, но его победил праворукий К утузов. Е динственн ы м различие м в развитии леворуких и праворуких детей являетс я различна я ско­ рост ь созревания тех ил и иных структур мозга. Н екотор ы е структу­ ры мозга леворуких детей созреваю т медленнее, но с возрастом эти различия м еж ду детьми исчезают. С тоит предложит ь родителям леворуких детей вспомнить, как они справлялис ь в детстве со сво­ им и проблемами, и помочь детям, передав им этот опыт. П сихолог долж ен настаиват ь на запрет е на переучивание ребенка, поскольку в 80 % случаев это влечет ф ормирование невротических реакций (ночные страхи, энурез, заика ни е и т. д.).

Д иапазо н применени я байки: беседы с воспитателями, учите­ лями начальных классов, родителями леворуких детей.

 

№ 92. Байка «Стремление к совершенству»

 

«Остави м эт о человеку: пытатьс я быт ь тем, че м о н н е является, имет ь идеалы, которы е н е могу т быт ь достигнуты, стремитьс я


 

Каталог баек • 12 9

 

к совершенству, чтоб ы спастис ь о т критики, открыват ь дорог у к бесконечно й умственно й пытке», — эт о слов а Ф. Пёрлз а и з ег о автобиографическо й книг и «Внутр и и вне помойног о ведра» [30].

 

М ораль: задача родителе й н е создават ь и з ребенка кого-то, а помоч ь ем у раскр ы т ь самого себя.

К омментарий: многие родители, н е достигну в в жи з н и чего-то, побуждаю т собственн ы х детей реализовы ват ь свои невоплощ ен­ ные ж елания. Е сл и поставленн ые таким образом задачи ребенок не мож е т в ып олнить, то он в ы тес няе т из сознания неудачные по­ пытки. М ы уж е говорили, что чрезмерное в ы тес нени е ведет к не­ врозу. Задача родител я состоит в том, чтобы предоставлят ь ребен­ ку воз можно ст ь самому ставит ь цел и и помогат ь в их дости ж ении. Э та помо щ ь может закл ю чатьс я в ф ормировани и у растущ и х сын а ил и дочер и о щ у щ ения, что при л ю бо м исходе ситуации он и могут рассчиты ват ь на возвра щ ени е в дом родителей, откуда внов ь смо­ гут начать активну ю деятельность.

Д иапазо н применени я байки: консультация или групповая ра­ бота с родителями.

 

№ 93. Байка «Вот пороли же меня — и вырастили человеком»

 

Эт о типично е высказывание родителя, которы й используе т ремен ь дл я обучени я ребенка. В не м нет доказательст в того, действитель ­ н о л и говорящи й ста л человеком, н о он о свидетельствуе т о том, чт о о н хорош о усвои л родительски й урок: использоват ь агрессию, когд а ребено к совершае т ошибку.

 

М ораль: в детстве ребенок учитс я у родителе й тому, ка к вести себя в будущ ем со свои м и детьми, а с возрастом научается оправ­ д ы ват ь не гатив ны е стороны родительског о поведения.

К омментарий: ребенок н е мож е т учитьс я другим способо м, кроме как совер ш а я о ш ибки. О днак о родител ь показывае т ему, как реагируе т взросл ый, когда о ш ибк и делает другой человек: агрессие й ил и де мон страцие й правильног о навык а и обсужде­ ние м проблемы. Д оказано, чт о дети, которы х бил и ил и котор ы е наблю дали агрессивное поведение своих отцов по отно ш ени ю к м атеря м, в будущ ем вели себя двояки м образом. Е сли ребенок


 

130 • Глава 3. Каталог баек

 

во вре м я родительской драк и становилс я на сторону одног о из ро­ дителей, то, в ы растая, он так ж е начина л бит ь свою ж ену. Е сл и он б ы л вн е их отно ш ений, то ча щ е всего он не использова л кулаки в своей сем ье. Е сл и отец использова л ремень только ка к угрозу, то, вероятне е всего, так ж е будет поступат ь в будущ ем и его сын. П р и ж естоких вида х нака за ни я воз можн ы разн ы е результаты, котор ы е завися т ещ е и от поведения м атери.

Те м н е м енее, в ы раста я и становяс ь сильн ым, с ы н мож е т на­ казат ь у ж е боле е слабог о своег о отца, повторя я его поведение. К риминальна я статистика за 2007 г. бесстрастно свидетельст ­ вуе т о то м, чт о боле е т ы сяч и дете й «заказали» свои х родителей. И эт о тольк о раскр ы т ы е преступления. Во з можно, тако й аргу­ м ен т мож е т подействоват ь н а част ь сли ш ко м са мо уверенн ы х родителей.

Д иапазо н применения байки: консультация родителей по по­ воду методов наказания и поощрения детей.

 

№ 94. Байка «Монетка за битье»

 

Наталь я Ильиничн а Са ц в свои х воспоминания х [7] приводи т тако й эпизод. Однажды, когд а он а был а ребенком, дружо к п о игра м е е побил. Е й был о ужасн о обидно, и он а побежал а домо й жаловатьс я отцу. Оте ц взял ее за руку, и он и отправилис ь на квартиру, гд е жи л это т мальчик. Девочк а уж е торжествовала, предвкуша я побед у на д обидчиком. Каков о ж е был о е е удивление, когд а е е оте ц протяну л мальчик у монет у и сказал, чт о кажды й раз, когд а он буде т бит ь дочь, о н буде т дават ь ем у таку ю ж е монету, пок а он а сам а н е научитс я з а себ я заступаться.

А пере д сно м оте ц сказа л дочери: «Не годитс я тебе, мо я ученица, жа ­ ловаться! В жизн и буде т мног о трудностей. Учис ь и х преодолевать, а не хныкать. Учис ь боротьс я и побеждать!».

 

М ораль: иногд а отсутствие ж алост и может б ы ть более эффек­ тив ны м обучением.

Комментарий: есть разны е способы обучения. Возможно, имен­ но отцы учат детей мужеству преодоления себя и обстоятельств. Вполне вероятно, сочетание м атеринской лю бви и отцовског о упорства позволяе т детям, которы м посчастливилос ь имет ь таких родителей, побеждать.


 

Каталог баек • 13 1

 

Д иапазо н применения байки: групповая работа с подростка­ ми, консультация родителей по поводу воспитания детей.

 

№ 95. Байка «Турецкий эксперимент»

 

Европейско е обществ о п о психологи и развити я присудил о преми ю В. Прейер а з а уникально е достижени е исследовательниц е и з Турци и Чигде м Когитчибаши. Эт а женщин а провел а тако й эксперимент. Он а и групп а ученых, котору ю он а возглавляла, давал и начально е образо ­ вани е матеря м и з беднейши х районо в города, у которы х был и дет и от 3 до 5 лет, и поощрял и их на обучени е детей. Чере з 22 год а он и сравнил и дете й эти х матере й и их соседок, которы е не участвовал и в обучении. У все х обученны х матере й дет и окончил и средню ю школу, многи е получил и высше е образовани е и имел и боле е престижну ю работу, че м дет и необучавшихс я матерей.

 

М ораль: чем в ыш е образовательны й уровень м атери (в преде­ лах средне й ш кол ы), тем выш е дости ж ени я ее ребенка.

Комментарий: представления м атери о з нани и ка к о ценност и передается ребенку, и он с больш е й вероятность ю луч ш е учитс я и, следовательно, стре ми тс я реализоват ь себя в областях, где з нани я необходимы.

Д иапазо н применения байки: консультации будущих и моло­ дых родителей.

 

№ 96. Байка «Трудно сказать, стала ли скрипка моим инструментом по воле родителей

Или же в силу дара свыше»

 

Креме р Г., выдающийс я музыкант, сказал эт у фразу, размышля я о том, кто делае т выбор будуще й професси и ребенка, есл и это т вы­ бо р бывае т сдела н тогда, когд а ребено к слишко м мал [17]. О н пишет:

«Так ил и иначе, — выбо р был сделан. Вопро с — был ли он доброволь ­ ным? В т у пор у мн е горазд о больш е хотелос ь стат ь пожарником, тру ­ бочисто м ил и официантом, подающи м в ресторан е десерты. Чт о те ­ пер ь вспоминать... Чтоб ы воплотит ь сво ю мечт у — мчатьс я по город у н а пожарно й машине, тушит ь огонь, спасат ь люде й о т верно й смер ­ ти, — пришлос ь удовлетворитьс я самодельно й бумажно й каской... "Вс е эт о — ребячество", — говорил и взрослые, которы м был о вид ­ нее. Стоящи й перед о мно й выбор представлялс я им единственным.


 

132 • Глава 3. Каталог баек

 

Мо я перва я попытк а взять в рук и скрипк у и извлеч ь из не е звук и был а начало м воплощени я их мечты... Скрипк а стал а и главным, и мучительны м мотиво м моег о становления, именн о благодар я ей я научилс я превращат ь в музык у и одиночество, и мечты, и душевны е раны, и юмор. В не й я искал сво й звук, сво й голос, точне е говоря, сво ю музыку».

 

М ораль: не всегда вы бор, сделанн ы й родителем, а не ребенком, вредит ребенку.

Комментарий: многие родители, ж ела я счастья своим детям, начинаю т обучат ь и х вещ ам, необходимость за нима тьс я котор ым и труд н о понят ь м аленько м у ребенку. Д о сих пор многие родител и и даж е специалист ы оспариваю т подобный подход. О ди н полага­ ет, чт о ребено к сам дол ж е н в ы бират ь профессию. Н о ш естилетний ребенок н е мож е т вы брат ь скрипк у само стоятельно, поскольк у играт ь на не й нужн о часами, а дл я него это весьм а тя ж ело е заня­ тие. Все дети вокру г веселятся и делаю т что-то интересное, ког­ да он в ын у ж де н за нима тьс я труд ны м и непонят ны м пок а дело м. Ребенок, котор ы й начне т обучаться игре на скрипк е посл е 10 лет, никогда не достигне т вы сот. А попытк и взрослог о человека зани­ м аться м уз ы ко й могут в ы з ы ват ь сочувствие у окруж а ющ их. Э т о означает, чт о в спорт е и м уз ы к е вы бо р делается не ребенком, а ро­ дителем. Н аскольк о аргу м ентированн ы м психолог мож е т считат ь в ы бо р родителя?

Здес ь можн о предложит ь такое реш ение. Е сли ребенок делае т успехи, то можн о предположить, что, кроме родительской воли, здесь име ю т м ест о способност и и ж елани е самого ребенка. В этом случае, безусловно, родител и дол жн ы вклад ы ват ь сил ы в его за­ ня тия. Е сл и успех и не з начитель ны, н а средне м уровне, то несом­ ненно, что у ребенк а нет ж елания, а потому, возможно, нет и со­ ответствующ и х качеств, необходимых дл я данно й деятельности. М ы знаем, чт о само е сло жн о е — оценит ь способности, поскольк у он и н е могут б ы т ь проявлены без ж елани я ребенка. П р и отсутст­ ви и ж елани я можн о отработат ь навык ребенка д о определенног о момента, и тогда он, став взросл ым, сможет продолжит ь это заня­ тие ка к л ю битель.

Д иапазо н применения байки: обсуждение с родителями разви­ тия творческих способностей ребенка.


 


 

 

№ 97. Байка «Чтение и понимание»


Каталог баек • 13 3


 

Во т как М. Цветаев а описывае т сво е прочтени е в 8 ле т «Евгени я Оне ­ гина» Пушкин а [41].

«Мо я перва я любовна я сцен а был а нелюбовная: о н н е люби л (эт о я поняла), потом у и не сел, любил а она, потом у и встала, он и ни ми ­ нут ы н е был и вместе, ничег о вмест е н е делали, делал и совершен ­ н о обратное: о н говорил, он а молчала, о н н е любил, он а любила, о н ушел, он а осталась, так чт о есл и поднят ь занаве с — он а одн а стоит, а може т быть, опят ь сидит, потом у чт о стоял а он а тольк о потому, чт о он стоял, а пото м рухнул а и так буде т сидет ь вечно. Татьян а на то й скамейк е сиди т вечно. Эт а перва я мо я любовна я сцен а предопреде ­ лил а все мо и последующие, вс ю страст ь в о мн е несчастной, невза ­ имной, невозможно й любви. Я с то й само й минут ы не захотел а быть счастливо й и эти м себ я на не-любов ь — обрекла. В том-т о и все дел о было, чт о он ее не любил, и тольк о потом у он а ег о — так, и тольк о дл я тог о его, а не другог о в любов ь выбрала, чт о втайн е знала, чт о он ее н е сможе т любить. (Эт о я сейча с говорю, н о знал а уж е тогда, тогд а знала, а сейча с научилас ь говорить.) У люде й с эти м роковы м даро м несчастно й — единолично й — все й на себ я взято й — любв и — прям о гени й н а неподходящи е предметы».

 

М ораль: литература, котора я задевает ребенка, предопределя­ ет его ва жн ей ш и е поступки в жи з ни.

Комментарий: чт о дол ж е н читат ь ребенок в детстве? Н асколь­ к о родител ь дол ж е н управлят ь процессом его чтения? Во зможно, самы й точ ны й ответ на этот вопро с дает М. Ц ветаева в малень­ ком эссе «М о й П у ш кин». Он а стала читат ь «Е вгения Он егина» в 8 лет, когда все полагали, что она не способна понят ь взрослу ю ли­ тературу. Н а пример е Ц ветаевой м ы знаем, что у литературы нет возраста. Д а, она н е понял а это произведение так, ка к его принят о понимат ь в ш коле. Н о классика, кроме содер ж ания, имее т поэти­ ческий яз ы к, котор ы й ф ормируе т вкус. Бол е е того, произведение само ведет к построению образов. Ребенк у не стоит задават ь воп­ росы о том, чт о он поня л в произведении, — он будет рассказы ват ь то, чт о хочет взросл ый, а это разруш и т поэтический мир, создан­ ны й его вообра ж ение м.

Д иапазон применения байки: беседы с воспитателями, учите­ лями начальных классов, консультирование родителей по поводу развития творческих способностей детей.


 

13 4 • Глава 3. Каталог баек

 

№ 98. Байка «Неужел и музыкантом может стать только травмированный человек?»

 

Скрипа ч Г. Креме р зада л это т вопро с и не смог сам на нег о ответит ь в свое м телевизионно м интервью. Он рассказывал, как поощряю т маленьки х детей, чтоб ы он и часам и занималис ь игро й н а музыкаль ­ ных инструментах. Например, педаго г в начал е урок а може т сказат ь ребенку, чт о в шкафу, возможно, лежи т шоколадк а дл я него, н о он а останетс я там, есл и малы ш н е буде т хорош о заниматься. В конц е ж е урок а то т ж е педаго г спокойн о може т сказать, чт о шоколадк и нет, так как ребено к занималс я недостаточн о хорошо.

 

М ораль: неужел и м узы кантом может стать только травмиро­ ванн ы й человек?

Комментарий: м ал ыш и сли ш ко м л ю бя т своих родителе й и при­ вязаны к ним. Он и готовы делат ь мно ги е ве щ и н е потому, чт о понима ю т и х с мы сл, а потому чт о эт о нрави тс я м а м е ил и папе. Во зможн о ли обойтис ь без обмана, стремя с ь достичь доверия с ре­ бенком? У твер ж да ю т, что так обучалс я н е м ене е велики й музы­ кан т Рих тер. Е го первым учителе м б ы л а м ать, а потому обучение и строилос ь н а доверии. Н о все другие м уз ы кант ы в той ил и ино й м ере испытывал и н а себе подобно е трав мир у ющ е е воздействие, которое, с точк и зре ни я преподавателя, мо тивировал о ребенк а н а работу.

К а к м ы у ж е говорили, С кинне р утверж дал, что наказа ни е не­ э фф ективно. Н о С кинне р н е воспита л н и одног о м узы канта.

Д иапазон применения байки: обсуждение этой тяжелой ди­ леммы с родителями, мечтающими о пути славы для своих детей, возможно, уменьшит их амбиции.

 

№ 99. Байка «Совет отца: "Чтобы победить, нужно в десять раз быть лучше подготовленным, чем другие"»

 

То т же Г. Креме р в интервь ю рассказывал, как однажд ы пожаловал ­ с я отц у н а несправедливост ь суде й н а концерте, которы е присуди ­ л и перво е мест о ребенку, игравшем у нескольк о хуже. Однак о отец, вмест о тог о чтоб ы посочувствоват ь мальчику, сказал: «Чтобы побе ­ дить, нужн о в десят ь раз быть лучш е подготовленным, че м другие».


 

Каталог бае к • 13 5

 

М ораль: н е стоит обвинят ь других в несправедливости, луч ш е больш е работат ь над собой.

Комментарий: особенност ь совре м енн ы х соревнований всех уровне й и дл я всех дисципли н такова, что труд н о рассчиты ват ь н а объективност ь судейског о ре ш ения. И если все вре м я ду м ат ь об этом, то можн о погрязнут ь в чувстве обиды, которое н е являетс я конструктивн ым. Гораздо важн ее б ы т ь готов ы м к победе настоль­ ко, чтобы да ж е те, кт о не хочет ее признавать, в ын у ж дены б ы л и сделат ь это. Бол е е продуктивно готовит ь ребенк а к труд ностя м, чем к необоснованн ым о жи дания м.

Д иапазон применения байки: тренинг личностного роста у подростков, консультации родителей относительно воспитания детей.

 

№ 100. Байка «Нужн о ли выпивать с ребенком, чтобы научить его правильно пить

И не напиваться?»

 

Это т удивительны й вопро с был поставле н в исследовании, о кото ­ ро м сообщалос ь н а конференци и Европейског о обществ а психоло ­ ги и здоровья. Автор ы проверял и гипотезу, согласн о которо й роди ­ тел и должн ы дом а пит ь вмест е с подростками, чтоб ы он и научилис ь правильн о употреблят ь алкоголь. Исследовани е был о проведен о с соблюдение м всех правил. Был а больша я выборка родителей, при ­ че м тольк о тех, у ког о одном у подростк у был о 13 лет, а другом у 15 лет. Оказалось, чт о т е подростки, которы е пил и вмест е с родителями, по ­ то м пил и н е тольк о дома, н о и в о многи х други х местах. Количеств о употребляемог о им и алкогол я был о больше, че м у тех, кто никогд а не пи л с родителями.

 

М ораль: родител и н е дол жн ы де мон стрироват ь детям негатив­ ны й пример, поскольк у и х поведение всегда останется эталоном дл я них.

Комментарий: подобный экспери м ен т мог б ы т ь проведе н только в Н идерландах, поскольку в Росси и и экспери м ен т прово­ дит ь не надо: объе м испытуемых — вся страна. Л егк о на соседях просчитат ь вариант ы. У нас только в одной Бо тки нско й больни­ це в М оскв е делаетс я в год столько операций по поводу некроза поджелудочно й ж елезы, в ы зва нно г о чрезмерн ым и возлияния ми,


 

136 • Глава 3. Каталог баек

 

скольк о в о все й Е вропе. Э т о подтверждае т ф акт, доказанн ы й в описанно м в ыш е экспери м енте: совм естное употребление ал­ когол я с детьм и ведет к тому, что подросток утрачивае т осторож­ ность и легко превы ш ае т норму.

Е сть простой метод предотвратит ь аддиктивное, то есть зави­ симое, поведение у детей: нужн о научит ь их справлятьс я с труд­ ностя м и и у м ет ь учитьс я и работать. Люб а я зависи мо сть, в том числ е от алкогол я ил и от наркотиков, возникае т в том случае, если внезапно крайне негатив но е состояние с м еняетс я интен­ сивн ы м положительным о щ у щ ение м. Н апри м ер, б ы л а проблема, в ыпи л немного — и заб ы л о ней. Е сл и родител ь научит ребенк а справлятьс я с проблемами, то тогда он и не вы зовут потребност и заливат ь чем-т о тя ж ело е состояние. Бол е е того, если родител и де мон стриру ю т ребенку, как социально приемлемыми м етода м и они сни м а ю т стресс (ст роя т дом, бегают, идут на спортивн ы е за­ ня тия), то и ребено к научится этим э фф ективн ы м способа м сня­ ти я напряжения.

Д иапазо н применени я байки: консультация родителей отно­ сительно аддиктивного поведения подростков.

 

№ 101. Байка «Современные дети не читают»

 

Однажд ы у мен я гостил а мо я коллег а из США. Он а приехал а с девоч ­ кой 11 лет. Моем у сын у в то врем я такж е был о 11 лет. Девочк а прочи ­ тывал а в ден ь по книжке. Эт о вызвал о у мен я невероятну ю зависть, поскольк у мо й сын не чита л ничего. Я спросил а у девочки, читал а ли он а «Приключени я Том а Сойера» Марк а Твена. Оказалось, чт о нет. Тогд а я спросил а пр о Май н Рида. Отве т то т же. Оказалось, чт о он а н е читал а ничег о из того, чт о я сам а прочл а своем у сын у к этом у време ­ ни: всег о Жюл я Верна, Май н Рид а и т. д. Тогд а я, преисполнившис ь любопытством, спросила, а чт о же он а читает? К моем у удивлению, оказалось, чт о эт о был и современны е американски е детски е книж­ ки, прежд е всег о детективы. Я купил а своем у сын у детски й детектив. О н тож е проче л ег о з а оди н день. Тогд а я задал а себ е вопрос: «А мн е нужно, чтоб ы мо й сын прочитыва л п о одном у детском у детектив у в день?» И на это м прекратилос ь соревновани е дву х систе м по при ­ общени ю дете й к чтению.

 

М ораль: прежд е чем предложит ь ребенку что-то, нужн о обду­ мать, зачем и кому это нужно.


 

Каталог баек • 13 7

 

К омментарий: когда-т о великий историк В. К л ю чевский сето­ вал, чт о совре м енна я мо лодеж ь много читае т и совсем перестала дум ать. К огда м ы сетуем, что совре м енна я мо лоде ж ь не читает, адекватны ли м ы в своих претензиях? Во-первых, совре м енно е поколение родителе й много читало, так как это б ы л наиболе е рас­ пространенн ый способ получения информации. Теперь можн о скачат ь и з И н тер не т а практически л ю бу ю аудиозапис ь и слу ш ат ь новые и стар ы е книги. М о жн о прочитат ь их в И н тер не те.

Во-вторых, если на м нужно, чтобы дети прочл и то, что мы хо­ тим, то, воз можно, луч ш и й способ реализации наш его ж елани я — прочитат ь им эту кни ж к у самим. Н едаром в X IX в. так распростра­ нено б ы л о се м ейно е чтение, на котором ребенок не прост о слы­ ш ал содер ж ани е книги, но и з накомилс я с реакциями взросл ы х на него. П очему не вернут ь стары е традиции, если новое — хоро ш о заб ы тое старое?

Д иапазо н применени я байки: консультация родителей отно­ сительно развития творческих способностей и мышления детей.

 

№ 102. Байка «Если вы хотите,


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.