Метафизика и физика в классификации Аристотеля — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Метафизика и физика в классификации Аристотеля



Основой классификации Аристотеля являются логика и метафизика (первая философия), что служит философско-логической её предпосылкой. Все это реализуется в дошедших до нас трактатах, входящих в "корпус Аристотеля". Первый цикл логический: "Аналитики" 1 я и 2я, "Об истолковании", "Топика", "О софистических опровержениях", "Риторика", к ним примыкают "Категории". Второй цикл физико-космологический: "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "Метеорологика". Третий цикл трактат о "первой философии" "Метафизика" (14 книг). Четвертый цикл биологическо-психологические: "О душе", "История животных", "О частях животных", "О возникновении животных", "О движении животных". Пятый цикл этические работы: "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика". Шестой цикл социально-политические и исторические работы: "Политика", "Афинская полития", эстетическая работа "Поэтика".

Аристотель, также как и его великий учитель Платон, заложил основы институционализации науки и образования (учебно-научные заведения, научные сообщества и др.). Как известно, Платон создал Академию, Аристотель Ликей (перипатическую школу). Компаративистский анализ показывает их общность и особенности.

В Академии и Ликее осуществлялись дифференцирование и интегрирование образования и науки, но разными способами. Именно здесь закладываются основы создания научных сообществ и научных школ, позволяющих обеспечить преёмственность научного знания и условия для его развития, связать личностный характер обучения и исследования (учитель-ученик) с формализованными программами, методиками и т.д. В основу структурирования деятельности Академии Платона был положен принцип подчинения "многого единому". Это достигалось не за счет количественного расширения круга изучаемых предметов, а благодаря качественной глубине их постижения (обучение в гимназиях, получение высшего образования в процессе академических занятий, проводимых философами и учеными, дальнейшеё научное совершенствование в коллективах философов-единомышленников).

Образовательно-научная деятельность Ликея соответствовала принципам классификации Аристотеля. Она отличалась энциклопедичностью, стремлением к охвату наиболеё полного знания о природе. К работе привлекались известные ученые того времени: Теофраст, Эвдем и др. При преёмнике Аристотеля Теофрасте Ликей превратился в крупнейший научный центр с большой библиотекой, коллекцией минералов, гербарием, собранием конституций греческих городов. Аристотель включил метафизику, математику и физику в разряд теоретических дисциплин, акцентируя их взаимосвязь. Они являются умозрительными науками.



Метафизика оказывает здесь определяющее теоретическое и логическое влияние. Аристотель называл её "первой философией". Многие исследователи неоднократно отмечали условность названия основного философского трактата, данного в I в. до н.э. Андроником Родосским. Логично было бы назвать его не "ta meta ta physika" (то, что после физики), a "pro to ta physika" (то, что до физики). "Первая философия" (метафизика) изучает неподвижное и самостоятельно существующее. Это наука о сущем как таковом. "Первая же философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное... Но если есть некоторая неподвижная сущность, то она первее и учение о ней составляет первую философию, при том оно общее (знание в том смысле, что оно первое). Именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее что оно такое и каково все присущее ему как сущему".

"Вторая философия" учение о природе (физика) связана с "первой философией" (метафизикой). Это учение изучает сущее, которое способно двигаться (подвижные предметы), но существующее самостоятельно. "Так как учение о природе также имеёт теперь дело с некоторым родом сущего, а именно с такой сущностью, которая имеёт начало движения и покоя в самом себе… В самом деле учение о природе занимается предметами, существующими самостоятельно, но не неподвижными".

Предметом математики, по Аристотелю, является сущее, которое не способно двигаться. Оно мыслится и как отдельное от материи, и как предполагающее некий субстрат. Причем первое относится к некоторым математическим наукам, второе к некоторым частям математики. Выделяются общая математика и отдельные математические науки (например, геометрия). "...Некоторые математические науки рассматривают свои предметы как неподвижные и как существующие отдельно... некоторые части математики исследуют, хотя и неподвижные, однако, пожалуй, существующие не самостоятельно, а как относящиеся к материи".



Таким образом, теоретические науки имеют дело с началами. В то же время основные начала доказательства рассматриваются "первой философией", математика и учение о природе лишь части "мудрости". "Хотя математик на свой лад и пользуется общими положениями, но начала математики должна исследовать первая философия". Математика исследует части своего предмета и количественные соотношения (линии, углы, числа), но не как сущее, а как "нечто непрерывное в одном, в двух или трех измерениях". Точно так же учение о природе рассматривает начала вещей, поскольку они "суть движущиеся", а не потому, что они существующие. Начала связаны с причинами.

Приведя классификацию видов начал (всего шесть видов), Аристотель в пятой книге "Метафизики" рассматривает и виды причин (всего четыре материя (содержимое вещи), форма, начало движения или покоя, цель). Эти основные начала и причины определяются при помощи понятий, характеризующих виды сущего: возможности ("сущее в возможности") и действительности ("сущее в действительности"). При этом первое и третье выражают понятие возможности, а второе и четвертое действительности. В то же время первое и четвертое есть абстрактно всеобщее, а второе и третье конкретное.

С проблемы "начал" начинается и изложение содержания "Физики", точнеё "Лекций по физике" ("Physike akroasis"), состоящей из восьми книг. Сам Аристотель первую часть именовал книгами "О природе", вторую "О движении". Отдельные комментаторы называли первую часть о физических началах, вторую о движении.

Аристотель последовательно рассматривает взаимосвязи начала с другими понятиями: единое и многое, количество и качество, конечное и бесконечное. Так, критически оценивая положения своих предшественников, он анализирует соотношения единого и многого с возможностью и действительностью. "И тут они уже зашли в тупик и стали соглашаться, что единое есть многое, как-будто недопустимо, чтобы одно и тоже было и единым, и многим конечно, не в смысле противоположностей: ведь единое существует и в возможности, и в действительности".

Здесь мы встречаемся с понятиями, играющими важную роль в философии природы Аристотеля. "Аристотель хочет показать, что в действительности (в своем актуальном бытии) ни одна вещь не может иметь исключающих друг друга свойств или определений, но последнеё допустимо, когда она существует в возможности (потенциально)".

Далеё, Аристотель рассматривает понятие самой природы. В "Метафизике" он приводит шесть различных видов истолкования природы или естества (physis) и делает вывод, что она есть "сущность того, что имеёт начало движения в самом себе как таковом: материя называется естеством потому, что она способна принимать эту сущность, а возникновение разного рода и рост именуются естеством потому, что они движения, исходящие от этой сущности. И начало движения природных вещей именно эта сущность, поскольку оно, так или иначе, находится в них либо в возможности, либо в действительности". Таким образом, природа характеризуется наличием внутреннего источника самодвижения.

В "Физике" природа характеризуется как то, что существует естественно, в отличие от предметов, созданных искусственно. Природа относится и к материи, и к форме, поскольку форма есть результат движения: "...природа есть первая материя, лежащая в основе каждого из (предметов), имеющих в себе самом начало движения и изменения. По другому же способу она есть форма (morphe) и вид (eidos) соответственно определению (вещи)". В конечном итоге форма и есть природа. Физика должна познавать природу и как материю, и как форму.

Проблемы движения у Аристотеля также связаны с рассмотрением начал и причин. В "Метафизике" (книга двенадцатая) движение выводится из общего описания изменения и соотношения противоположностей. Отсюда следует классификация видов изменений (всего четыре). "Если же видов изменений четыре или сути, или качества, или количества, или в отношении "где", а изменение определенного нечто есть возникновение и уничтожение в безотносительном смысле, изменение количества рост и убыль, изменение состояния превращение, изменение места перемещение, то каждое из этих изменений есть переход в соответствующую противоположность".

Проблемы движения, как уже отмечалось, Аристотель рассматривал и во второй части "Физики". Здесь перечисляются различные подходы к рассмотрению изменения (metabole) и движения и в конце концов все сводится к следующей дихотомии:

  • изменения по принципу противоречия (возникновение и уничтожение);
  • изменения по принципу противоположности (это и есть движение в собственном смысле (kinesis): качественные изменения; количественные изменения рост и убыль; изменение по месту перемещение.

Специально выделяются вопросы единства движения, соотношения движения и покоя, как "лишенности носителя движения".

Итак, классификация наук Аристотеля конкретизирует и актуализирует теоретико-логическую составляющую взаимосвязей метафизики и физики как "первой и второй" философии, служит одним из оснований философского анализа феномена науки.

 

Ф.Бэкон "Новый органон"

Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) принадлежал к Новому времени не только по объективному значению своей философской системы, но и сознательному убеждению в прогрессивной роли науки в жизни человека, общества.

Науку Бэкон сравнивает с водой. Она либо падает с неба, либо бьет из недр земли. Подобно воде, наука имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двоякого рода знания: один из них внушается Богом, другой ведет свое начало от органов чувств. Наука, таким образом, делится Бэконом на теологию и философию.

Бэкон стоял на точке зрения двойственности истины. Бэкон требовал четкого и строгого разграничения сферы компетенции этих двух разделов науки. Теология имеет своим объектом Бога, но тщетно стремление достичь познания Бога естественным светом разума. Бэкон признает Бога причиной всех предметов и сущности, творцом мира и человека. Но, подобно тому, как произведения показывают силу и искусство художника, но не рисуют образа его, творения Бога свидетельствуют о мудрости и могуществе Бога, ничего не говоря о его образе. Отсюда Бэкон делает вывод, что Бог может и должен быть объектом лишь веры. "Отдайте вере то, что принадлежит вере", - повторяет Бэкон христианский завет. Пусть два отдела науки - теология и философия - не вмешиваются в область друг друга. Пусть каждая из них ограничивает свою деятельность положенными ей рамками. Теология имеет своим предметом Бога и достигает его путем откровения, философия изучает природу, опираясь на опыт и наблюдение. Теория двойственности истины была единственным для времени Бэкона доступным путем обоснования научного познания природы. В центре учения Бэкона - не человек, а природа, познание внешнего мира, овладение человеком силами природы.

Бэкон с гордостью говорил о новых открытиях во всех областях жизни, но сетовал, что господствовавшие науки "нисколько не содействуют изобретению практических приемов" и отстают от жизни и опыта. Бэкон четко ставил себе задачу преобразования всего человеческого знания, усовершенствования науки. Смысл всей своей научной деятельности Бэкон видел в великом возрождении наук. Наука должна опережать практику, должна указывать путь к новым изобретениям и открытиям. "Нам необходима нить для указания дороги", ибо до сих пор люди руководствовались лишь случаем, действия их были инстинктивными. Но чтобы подойти к более отдаленным и сокровеннейшим явлениям природы, необходимо открыть и усвоить более верный и более совершенный способ приведения в действие человеческого разума. Главное затруднение на пути познания природы, говорит Бэкон, сейчас не в предмете, не во внешних, не зависящих от нас условиях, а в уме человека, в его употреблении и применении.

Суть в том, чтобы "идти совершенно иным методом, иным порядком, иным путем". Бэкон предупреждает, что его "Органон" есть не более как логика. Только созданием новой логики, т.е. метода, сложно привести в соответствие границы мышления с практикой и сделать теорию могучим средством борьбы человека за овладение силами природы. Ведя кратчайшим путем к истине, метод является наилучшим руководством для человека на пути к будущим открытиям и изобретениям. Старый метод силлогизма, по мнению Бэкона, совершенно беспомощен. Силлогизм господствует над мнениями, вместо того чтобы помогать человеку увеличивать свое господство над предметами, цель, к которой должна стремиться настоящая научная методология.

Таким образом, метод для Бэкона имеет глубоко практическое значение. Он - величайшая преобразующая сила, поскольку правильно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека. Для того чтобы перестроить все здания науки, нужно вскрыть те причины, которые привели к отставанию теории от жизни и опыта, задерживали умственный прогресс. Причины эти заключаются, по мнению Бэкона, в разного рода предрассудках, которым подвержен человеческий ум. В связи с этим Бэкон выдвинул свою теорию "идолов", или "призраков", т.е. искаженных образов действительности, от которых необходимо избавиться, прежде чем приступить к познанию.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.