ТЕМА 3. ЖАНРЫ НАУЧНОГО ДИСКУРСА: НАУЧНАЯ СТАТЬЯ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ТЕМА 3. ЖАНРЫ НАУЧНОГО ДИСКУРСА: НАУЧНАЯ СТАТЬЯ



 

Цель: Формирование знаний об основных характеристиках научной статьи, о разновидностях научных статей; формирование навыков анализа научной статьи.

 

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: знания об основных характеристиках научной статьи, о разновидностях научных статей; навыки анализа научной статьи.

 

Актуальность темы заключается в том, что научная статья — основная форма представления нового научного знания. Учитывая, что обучение в магистратуре предполагает постоянное ведение научной работы, завершающееся написанием магистерской диссертации, знания, умения и навыки, обретаемые студентами в ходе изучения данной темы, приобретают особую актуальность.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Научная статья как основной способ представления результатов научного познания.Научное знание как результат научного исследования - это результат специализированной, профессиональной формы познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных, научно обоснованных знаний о мире и законах его развития с помощью применения методов научного познания.

Научная статья – это представление результатов исследования для научной общественности. Научная статья обязательно включает элементы нового знания, которые и определяют её значимость. Это могут быть новые экспериментально зафиксированные объекты, явления, процессы; новые экспериментальные факты, данные об исследуемом объекте, явлении, процессе; новые объяснения, интерпретации известных явлений и процессов, основанные на теоретических или экспериментальных исследованиях; новые подходы и методы в теоретических и экспериментальных исследованиях. Кроме того, научная статья может содержать систематизацию, обобщение уже известных научных данных о процессе, явлении или объекте, на основе которого делаются новые научные выводы и прогнозы.

Научные статьи разнообразны по форме и могут быть посвящены обоснованию или описанию метода проведения научного эксперимента, описанию объекта научного исследования, научно обосновывать и обобщать достижения науки. Статья имеет более конкретного адресата, чем монография, более узкое и вместе с тем более четко структурированное содержание. Именно поэтому в речевой ткани научной статьи четко выражены связи с определенной серией текстов. При этом в научной статье непременно обнаруживаются связи с определенными «фокальными точками» дискурса, «общими местами», характеризующими и научную картину мира, и конкретную область исследования.



Научная статья должны иметь главные составляющие:обоснование проблемы исследования в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями. При этом определяющим является анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые ссылается автор статьи; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья; формулировка целей статьи; изложение основного материала исследований с полным обоснованием полученных научных результатов; выводы по данному исследованию и перспективы дальнейшего развития данного научного направления.

Научная статья как результат исследования. При научном обосновании текста статьи важно исходить из понимания того, описывает ли статья важные результаты исследований, дает ли статья новое осмысление ранее опубликованным результатам исследования; какова ее научная новизна.

Научная статья будучи частью более крупной исследовательской работы (магистерской диссертации) раскрывает узкую проблему, ограниченное число вопросов. В тоже время она имеет завершенный характер: автор должен обозначить проблему, представить результаты исследования, изложить систему доказательств, сформулировать выводы. В статье должна быть отражена позиция автора, обобщения и выводы должны аргументированы и должны подтверждать сформулированные идеи.

При подготовке магистерской диссертации наиболее важными являются исследовательские статьи и обзорные (аналитические) статьи.

Исследовательская статья пишется магистрантом для изложения результатов своего исследования и их обоснования. В исследовательской статье выделяются следующие части: введение, основная и заключительная. Ведение содержит обоснование актуальности проблемы, рассматривающейся в статье (но не проблемы исследования, заявленной в магистерской диссертации!), краткий обзор и констатацию состояния разработанности данной проблемы, характеристику «белых» пятен существующих в настоящее время характеристике данной проблемы, результаты исследования. При необходимости вводятся специальные понятия, дается их интерпретация. Основная часть выстраивается в логике «тезис – аргумент – иллюстрация». В качестве иллюстраций могут использоваться примеры, описания ситуаций и пр. Заключительная часть представляет авторский взгляд на понимание проблемы и способы ее решения, дается описание прогнозируемых последствий внедрения результатов исследования в практику, могут кратко характеризоваться перспективы дальнейшего исследования проблемы. Заключение отличается от выводов более развернутым текстом. Выводы приводятся в составе заключения как отдельная рубрика (абзац).



Обзорная (аналитическая) статья служит для представления результатов сравнительного анализа опубликованных научных данных по теме исследования, концепций, теорий, взглядов ученых на ту или иную проблему. Обзорная статья отличается прежде всего глубокой детальной проработкой причинно-следственных связей, наличием оценок, основательностью аргументации. Анализ конкретной точки зрения, концепции, тезиса должен завершаться констатацией того, как проанализированный материал относится к теме исследования; какие из проанализированных положений будут далее использоваться при проведении исследования. Схема написания статьи такая же, как в информационной статье.

Стилевые особенности текста научной статьи. Научное обобщение в научной статье носит особый характер, оно отличается точностью, подчеркнутой логичностью, однозначным выражением мысли, которая строго аргументируется, а ход логических рассуждений акцентируется с помощью языка научного знания: слова обобщенной семантики (важность, системность, актуальность, обоснование); общенаучные термины и общенаучные понятия (закон, принцип, классификация, информация, вероятность); слова, указывающие на закономерный характер исследуемых явлений (обычно, обыкновенно, всегда, как правило).

Следует особо обратить внимание на использование в научной статье глаголов настоящего вневременного и обобщенно-отвлеченного значения (речь идет о проблеме..., отсюда следует вывод..., следует заметить, что ..., вычисление (наблюдение) приводит к следующему результату ..., перейдем к следующему вопросу ..., заключение носит предварительный характер..., из сказанного ранее вытекает..., это дает основание говорить о ..., это говорит о ... и др.). Глаголы прошедшего и будущего времени используются в значении настоящего времени (мы получили .., применим ..., используется, выражается, наблюдается…); чаще используются глаголы несовершенного вида, как более отвлеченно-обобщенные; глаголы же совершенного вида характерны для устойчивых оборотов (докажем, что ..., рассмотрим ..., выведем …).

Преобладают формы 3-го лица местоимений и глаголов. Авторское «Мы + личная форма глагола» употребляется в отвлеченно-обобщенном значении (мы считаем (полагаем, утверждаем…, нами установлено...). В русском научном дискурсе местоимение «Я» используется крайне редко.

На синтаксическом уровне связь между предложениями осуществляется с помощью повторяющихся существительных и местоимений. В предложении преобладает прямой порядок слов (подлежащее – сказуемое – дополнения). Связность научного текста поддерживается специальными конструкциями и стереотипными оборотами связи, без которых «речь становится отрывистой и скачкообразной» (как было сказано в первом разделе, далее мы рассмотрим, из сказанного следует, таким образом и т.п.).

В процессе работы над полным текстом статьи необходимо постоянно обращаться к важнейшим ее компонентам: цель, объект, формулировка темы. Указанные компоненты объединяют научный текст, многократно повторяясь, выполняя важную текстообразующую роль.

Содержание текста научной статьи включает основной принцип авторской концепции, узловые проблемы темы, определения понятий, классификации и их критерии, объяснительная сторона исследования, выводы. Всегда обращает на себя внимание связь названия текста и его содержания.

Обзорная статья (или обзорная часть исследовательской статьи) включает перечисление и характеристику проблем, связанных с темой, затем излагается история изучения проблемы: Тема статьи... Статья на тему... Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)... Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)... Статья озаглавлена…, В статье излагается... говорится о, дается обзор (оценка, анализ, изложение, описание, обобщение), представлена точка зрения... Автор статьи раскрывает, рассказывает (излагает)...

Проблема статьи может быть сформулирована с помощью следующих стандартных элементов: В статье затрагивается (ставится, освещается следующая проблема; остановимся на следующих проблемах (вопросах, фактах); затронем следующие проблемы (вопросы)... В статье представлена точка зрения на ... Сущность проблемы сводится к...(заключается, состоит в...).

Композиция статьи может быть описана при помощи следующих выражений: Статья делится на.., начинается с.., заканчивается…, включает....

Позиция автора может излагаться следующим образом: в отношении данного вопроса наша позиция заключается в следующем:...; по данному вопросу наша точка зрения может быть представлена следующим образом...;

Результаты исследования могут вводиться следующим образом: далее мы изложим (представим) полученные в ходе исследования результаты; анализ результатов исследования показал, что...; в ходе исследования были получены следующие результаты; графически результаты исследования представлены в таблице (на графике, диаграмме).

Особого внимания заслуживают предикаты исследовательских действий, произведенных автором статьи: в ходе исследования выявлено (определено); проведена классификация; нами описаны и классифицированы и т. д. Употребление этих языковых элементов призвано подчеркнуть вклад автора в разработку заявленной проблемы.

Другие действия автора описываются при помощи выражений: приведем (рассмотрим) пример (цитату, факты, данные), сошлемся на .., проиллюстрируем сказанное выше (приведенные теоретические положения) ...

Заключение выводы автора статьи. Автор приводит (подводит нас) к выводу, подводит итог (говорит, утверждает) ... В итоге делается вывод ... В заключении говорится ... Сущность вышеизложенного сводится к … (следующему)..

Особое внимание в написании научной статьи также следует уделять формированию терминологического аппарата исследователя – автора статьи.

При написании статьи следует соблюдать правила построения на­учной публикации и придерживаться требований научного стиля, к которым относится: объективность, логичность, точность.

Необходимость соблюдать требование точности проявляется в том, что значительное место в научном тексте занимают термины. Однозначность утверждений достигается их правильным употребле­нием. Для этого автору нужно следовать определенным правилам:

· использовать общеупотребительные, ясные и недвусмысленные термины;

· при введении нового, малоупотребительного термина обязатель­но объяснить его значение;

· не употреблять понятие, имеющее два значения, не указав, в ка­ком из них оно будет применено;

· не применять одного слова в двух значениях и разных слов в од­ном значении;

· не злоупотреблять иноязычными терминами, если в русском язы­ке существуют их эквиваленты.

Научная статья, как правило, включает в себя название, аннотацию, введение, обоснование проблемы, актуальность исследования, методы исследований, основные результаты с аргументацией и их обсуждение, заключение (выводы), список цитированных источников. Название (заглавие) – очень важный элемент статьи. Название статьи должно полностью отражать ее содержание. Аннотация выполняет функцию расширенного названия статьи и раскрывает содержание работы. Аннотация показывает, что наиболее ценно в исследовании. Введениеможет включать такие компоненты: обоснование и актуальность темы; краткий обзор литературы, характеристика предмета, объекта, также методов исследования; выдвигаемая гипотеза; научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.

В исследовательском разделенаучной статьидается обоснование и описание методики и материала исследования. Аналитический или теоретический разделвключает анализ полученных данных, их описание, интерпретацию в рамках избранной автором статьи теории. Методический раздел научной статьи должен содержать аргументированные научно-практические рекомендации, возможности и особенности использования результатов. Заключение научной статьив краткой форме подводит итоги всей работы в виде тезисов или выводов, согласованных с целью и задачами исследования; указывает теоретическую и практическую ценность полученных результатов, их возможное внедрение, намечает дальнейшие перспективы изучения исследуемой проблемы.

(По Гребенюк Н.И., Гусаренко С.В. Стилистика русского научного дискурса. Учебное пособие (курс лекций). - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015)

Основы анализа текста научной статьи.Анализ научной статьи рекомендуется проводить по следующему плану:

1. Определите общий композиционный состав статьи (название, аннотация, основной текст, список использованной литературы).

2. Проанализируйте название статьи (членение названия на предмет и объект исследования, после прочтения статьи - соответствие названия содержанию текста статьи).

3. Проанализируйте аннотацию статьи (содержание, соответствие тексту статьи).

4. Обоснование темы исследования (вводная часть):

а) формулировка научной проблемы;

б) формулировка актуальности исследования;

в) наличие анализа научных первоисточников по заявленной теме;

г) выводы по результатам анализа первоисточников.

5. Формулировка объекта исследования (факультативно).

6. Формулировка предмета исследования (факультативно).

7. Формулировка цели исследования.

8. Определение методов исследования, описание материала исследования.

9. Уточнение понятий и терминов.

10. Определение исследовательских единиц.

11. Представление результатов исследования (основная часть):

а) отграниченность от вводной части статьи, четкость обозначения перехода к основной части;

б) ясность представления результатов исследования; четкость формулировок;

в) тезисный характер представления, четкость членения на отдельные исследовательские результаты;

г) обоснованность и четкость представления классификаций;

д) наличие теоретического описания результатов исследования, представление результатов эмпирического исследования;

е) аргументированность приведенных данных.

ж) наличие предикатов исследовательских действий (получены следующие результаты; в ходе исследования определено, выявлено, описано, изучено; выполнена классификация и т.п.).

з) соотнесение полученных данных с уже существующими точками зрения и концепциями.

12. Заключительная часть статьи:

а) выводы по результатам исследования;

б) определение перспектив дальнейшего исследования.

13. Использование в статье логических операторов (следовательно, из чего следует, поэтому, поскольку, так как, во-первых, во-вторых, в-третьих, в частности, в общем, таким образом, обобщая сказанное выше и т. п.).

14. Использование метатекстовых операторов (как было сказано в первом разделе..., в данном параграфе речь пойдет о..., статья открывается анализом..., далее мы перейдем к..., данная статья является продолжением дискуссии, начатой в... и т. п.), оформление сносок на первоисточники из списка литературы.

15. Оформление и содержание списка литературы.

 

Необходимо особо отметить, что не следует считать безусловно обязательным присутствие в статье всех представленных в плане анализа элементов, поскольку, во-первых, объем статьи может быть ограничен требованиями издания, в котором публикуется статья; во-вторых, статья может быть насыщена большим количеством результатов исследования, и в этом случае автор вправе сосредоточиться на наиболее важных с его точки зрения элементах исследования; в-третьих, научная статья — авторское произведение, и автор вправе (даже вопреки формальным требованиям к научной статье) отдавать предпочтение одним функциональным элементам статьи в ущерб другим.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Ознакомьтесь с образцом выполнения анализа научной статьи в Приложении 1. Обратите внимание на формулировки результатов анализа. Найдите в тексте статьи элементы, описываемые в ходе анализа.

Задание 2.Внимательно прочитайте приведенную в Приложении 2 научную статью. При чтении постарайтесь не только усвоить ее основное содержание, но и определить ее функциональное членение (вводная часть, основная часть, заключительная часть). Проведите развернутый анализ данной статьи по представленному в теоретической части плану анализа. При формулировке результатов анализа ориентируйтесь на приведенный в Приложении 1 образец.

Примечание. Угловые скобки <...> в приведенном тексте статьи означают исключенный из оригинального текста статьи фрагмент. В данном случае это карты-схемы, таблицы и математические формулы.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Вербицкий, А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А.А. Вербицкий // Педагогика. – 1994. – № 3.

2. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

3. Гребенюк Н.И., Гусаренко С.В. Стилистика русского научного дискурса. Учебное пособие (курс лекций). - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015.

4. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А.М. Новиков. – М., 1998.

5. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя /А.М. Новиков. – М, 1996. – 26 с.

6. Правила оформления списка литературы и ссылок к научной работе с краткими правилами библиографического описания. – М., 1988.

7. Усачева, И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования / И.В. Усачева. – М., 1980.

8. Чернявская, В.Е. Интерпретация научного текста: учеб. пособие / В.Е. Чернявская. — М.: КомКнига, 2005. — 128 с.

 






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.02 с.