ТЕМА 2. ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ДИСКУРСА — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

ТЕМА 2. ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ДИСКУРСА



 

Цель: Формирование знаний о жанровых типах научного текста, о стилистических особенностях научного дискурса.

 

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: знание жанровых типов научных текстов, их стилистических характеристик; формирование навыков распознавания и порождения научных текстов заданного жанра в соответствующем стиле.

 

Актуальность темы заключается в том, что студентам магистратуры предстоит создавать научные и учебно-научные тексты разных жанров (реферат, аннотация, научная статья, диссертация, конспект).

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Функционально-стилевые особенности научного дискурса и жанровая классификация научных текстов. Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности.Разновидности литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями языка. Эти разновидности, возникнув на экстралингвистической основе, но будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стали различаться друг от друга также и внутриязыковыми признаками: принципами отбора, сочетания и организации используемых языковых средств. В науке о языке закрепилась классификации функциональных стилей русского языка: разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, литературно-художественный стиль. Важно исходить из понимания того, что стилистика русского языка научно определяет содержание жизнедеятельности языка на достаточно высоком уровне обобщения, а научный стиль на научном уровне обобщения. При этом стилистика научного дискурса содержательно нацелена на выявление смысловой структуры многомерного пространства научной речи, определение единиц анализа смысловой структуры научного текста, анализ языковых средств оформления и изложения научного знания. Систему дискурсивных формул в рамках научного дискурса представляет научный стиль как особая подсистема языковых средств.

Сущностными составляющими научного стиля являются: абстрактность (понятийность), логичность, однозначность, нейтральность. Научный стиль оказывает сильное и распространенное влияние на весь литературный язык посредством перехода терминов в повседневный язык. Он ориентирован на точную, объективную, последовательную и монологическую манеру изложения, обобщенность и отвлеченность языка, логичность и подготовленность. В научном стиле преобладает прямой порядок слов в предложениях. Научный стиль регламентирован. Языковые средства отличаются научной точностью. Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины. При этом научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. В обобщенном виде жанрово-стилевая классификация русского научного дискурса и основные признаки научного стиля представлены в таблице ниже:



Стилевая и жанровая классификация научных текстов
Функционально-стилевая классификация Жанровая классификация
Собственно научный стиль Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
Научно-информативный Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание
Научно-справочный Словарь, справочник, каталог
Учебно-научный Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение
Научно-популярный Очерк, книга, лекция, статья

 

Язык и стиль научного текста.Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Его наиболее характерной особенностью является формально-логический способ изложения материала. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать). В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.)



На уровне целого текста для научной речи основным признаком является целенаправленность и прагматическая установка, что обусловливает точность словесного выражения и, следовательно, использование специальной терминологии. Благодаря терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Фразеология научной прозы также весьма специфична. Она призвана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания, например такие устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует что-либо»; с другой стороны, обобщать определенные понятия, являясь по сути дела, терминами (так например: «объем грузооборота», «колесные пары», «монополия железнодорожного транспорта»).

Грамматические и лексические особенности научной речи также существенно влияют на стилистическое оформление научного текста. С точки зрения лексики и морфологии следует отметить в нем наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т. п.); отсутствие суффиксов субъективной оценки (-оньк-, -еньк- и т. п.); отсутствие экспрессивных языковых элементов для выражения эмоций автора научного текста (ненавижу, отвергаю, презираю и т. п.); строго дозированное и регламентированное употребление оценочных выражений (например выражения типа к сожалению, к нашему разочарованию в научных отзывах и рецензиях).

В научном тексте широко используются относительные прилагательные (например, графический, ландшафтный, физический, которые не имеют степеней сравнения и кратких форм), поскольку в отличие от качественных они способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий.

Научному изложению присущи также и чисто стилистические особенности. Объективность изложения – основная стилевая черта диссертации, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Используя их в тексте, тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), предполагаемый (видимо, надо полагать), возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.)

Научное изложение – это безличный монолог. Поэтому изложение сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко, употребляется форма первого и совершенного не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план. В настоящее время неписанным правилом стало, когда автор диссертации выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложения.

Качествами, определяющими культуру научной речи, также являются точность, ясность и краткость.

(По Гребенюк Н.И., Гусаренко С.В. Стилистика русского научного дискурса. Учебное пособие (курс лекций). - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015)

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Используя теоретический материал, представленный выше, назовите основные функциональные стили русского литературного языка.

Задание 2. Назовите сущностные составляющие текстов научного стиля.

Задание 3. Используя приведенный выше теоретический материал, назовите основные функционально стилевые разновидности научного текста.

Задание 4. Перечислите жанровые разновидности научного текста в соответствии с их функционально-стилевой классификацией.

Задание 5. Дайте краткие структурные, композиционные и содержательные характеристики каждому из жанров научного дискурса.

Задание 6. Перечислите средства выражения логических связей между строевыми элементами научного текста. Из доступных вам научных текстов приведите примеры применения этих средств.

Задание 7.Из доступных вам научных текстов приведите примеры употребления общенаучной терминологии и специальной терминологии из вашей научной области знания.

Задание 8. Из доступных вам научных текстов приведите примеры употребления вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения.

Задание 9. Из доступных вам научных текстов приведите примеры, иллюстрирующие лексические и морфологические особенности научного текста.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Абдулфанова А.А. Научный дискурс о тексте // Текст и дискурс: традиции и когнитивно-функциональные аспекты исследования: сб. науч. тр. Рязань, 2002. – С.119-124.

2. Гребенюк Н.И., Гусаренко С.В. Стилистика русского научного дискурса. Учебное пособие (курс лекций). - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015.

3. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2000.

4. Кашкин В.Б., Болдырева А.А. Научный дискурс: теория и практика. Учеб. пособие. - Воронеж: ВГТУ, 2005. – 80 с.

5. Котюрова М.П. Стилистика научной речи: учеб пособие для студ. высш. проф. образования / М.П. Котюрова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.

6. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003.

7. Ревзина О.Г. Дискурс и дискурсивные формации // Критика и семиотика. Вып. 8. Новосибирск, 2005.

8. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. – Либроком, 2012. – 250 с.

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.