Вклад этнометодологии Г. Гарфинкеля в социологию повседневности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вклад этнометодологии Г. Гарфинкеля в социологию повседневности

2017-06-19 1767
Вклад этнометодологии Г. Гарфинкеля в социологию повседневности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие этнометодологии имеет древнегреческие корни. Оно означает «методы», которые используют люди в своей повседневной деятельности. Этнометодология исследует повседневные действия, которые исполняются обычными членами общества для решения задач повседневного характера. Этнометодология основывалась на феноменологической социологии и экзистенциализме.

Этнометодология изучает повседневность. Повседневность - это воспринимаемый человеком, воздействующий на нас социокультурный мир.

 

В своем главном труде «Исследования по этнометодологии» он изложил главные этнометодологические концепции. Формированию этих этнометодологических концепций и оформление этнометодологии как самостоятельного направления в социологии послужило объединение идей Толкотта Парсонса и Альфреда Шюца.

 

В своей основе этнометодология представляет собой исследование, обычных членов общества, точнее их поведение в различных ситуациях, чаще всего это ситуации, происходящие в повседневной жизни то, как они действуют и о чем думают, об этих ситуациях. Этнометодология носит эмпирический характер. То есть этнометодологи исследуют повседневную жизнь обычных членов общества посредством наблюдения, за их действиями. Для того чтобы понять природу этнометодологии необходимо обратиться к определениям, которые давал Гарольд Гарфинкель. Начнем с того, что он, как и Дюркгейм, считал «социальные явления» фундаментальными социологическими феноменами, но истолковывал их по-другому. Как известно, Дюркгейм считал, что социальные явления, по отношению к индивидам, носят характер внешнего принуждения. Сторонники этой идеи считают, что действующие лица (акторы) зависимы от социальных институтов и социальных структур, и акторы не способны выдвигать самостоятельные суждения. Но представители этнометодологии имеют совершенно иное по этому поводу мнение. Этнометодология, напротив, расценивает объективность социальных явлений как свершения «участников» - как результат их методологических действий.

Для исследования этнометодологии Гарольд Гарфинкель со своими студентами использовал различные методы и проводил необычные эксперименты, чтобы выявить закономерности в поведении людей.

Одним из методов, которым пользовались социолог и его студенты, был документальный метод интерпретации. Этот метод может быть использован не только в научной, но и в повседневной практике. Документальный метод интерпретации - это метод интерпретации событий, заключающейся в поиске шаблонной модели действия в определенной ситуации за счет многообразия проявлений этой ситуации в повседневной жизни. Для того чтобы наглядно показать этот метод в действии, Гарфинкель со своими студентами провел эксперимент. Суть этого эксперимента заключалась в том, что были набраны десять студентов, которым сказали, что в одном отделении психиатрии проводиться исследование по изучению альтернативных психотерапии средств. Каждого из студентов посещал экспериментатор, с которым студенты обсуждали сначала ряд важных, для студента, вопросов, а потом испытуемые должны были задать вопросы так, чтобы экспериментатор мог на них ответить либо «да» либо «нет». Испытуемые задавали вопросы и получали ответ по внутренней связи, а потом записывали на диктофон свои впечатления, при этом экспериментатор не слышал их комментариев. И так каждый студент получил и задал по десять вопросов и ответов.

После проведения этого эксперимента Гарфинкель пришел к тому, что значение документального метода очень велико. Он писал о значении документального метода интерпретации в опросах, когда исследователю необходимо решить что имел ввиду отвечающий. Также значение документального метода проявляется в написании журнального отчета, когда исследователю нужно, во-первых, конспектировать увиденное событие, а, во-вторых, нужно его конспектировать так, чтобы описываемое событие было тождественным наблюдаемому событию (т.е. чтобы сообщенное наблюдение являлось буквальным примером имевшегося в виду события).

В исследовании привычных оснований повседневных действий, то есть в исследовании поведения людей, которые происходят с человеком каждый день, Гарфинкель выявил несколько важных понятий. Естественные события и фоновые ожидания. Естественные события - это такие события, которые обеспечивают возможность узнавания различных повседневных занятий. В естественных событиях присутствуют такие элементы, которые Гарфинкель называет фоновыми ожиданиями. Фоновые ожидания - это черты повседневных событий, благодаря которым эти события представляются индивиду узнаваемыми. То есть фоновые ожидания позволяют индивиду происходящие события узнавать и рассматривать их как знакомые. Для того чтобы выявить эти фоновые ожидания Гарфинкель использует специальный метод. Этот метод заключается в нарушении привычного хода вещей, в изменении привычной структуры взаимодействия, то есть осуществить выполнение особой процедуры, которая называется «гарфинкелингом».

Для выявления фоновых ожиданий был проведен ряд экспериментов. В ходе первого эксперимента студенты Гарфинкеля просили испытуемых уточнять свои обыденные фразы. Этот опыт был направлен на то, чтобы показать, как люди ведут себя в условиях, когда партнер не отвечает некоторым условиям общего понимания, т.е. нарушает устоявшиеся способы межличностных взаимодействий. Суть второго эксперимента заключалась в том, что студенты должны были приходить домой и наблюдать за тем, что происходит дома с позиции постояльца. Смысл этого эксперимента заключался в том, чтобы показать, что если человек начнет воспринимать обычную сцену как такую, в которой для него нет ничего очевидного, он сможет увидеть фоновые ожидания и то, как они связаны с устоявшимися способами межличностных взаимодействий. Гарфинкель пишет, что этот способ наблюдения события хорошо показывает фоновые ожидания, которые во время обычного наблюдения не замечаются. Третий эксперимент, который проводил Гарфинкель со студентами это такой эксперимент, где студентов просили вести себя дома, будто они были постояльцами. Студенты должны были в течение некоторого времени вести себя дома очень вежливо обходительно со своими родными. Нужно было избегать привычного стиля общения и начинать разговор только тогда, когда будут к тебе обращаться. Выяснилось, что многие семьи были удивлены, а порой даже рассержены таким необычным поведением студентов. И порой даже пытались найти причину такого поведения одного из членов семьи. А еще пытались «вернуть» все на свои места, то есть пытались изменить все, так как было раньше. Смысл данного эксперимента состоял в том, чтобы увидеть, как начнут вести себя участники действия, когда один из них перестанет отвечать фоновым ожиданием остальных. Следствием нарушения фоновых ожиданий является появление несоответствий в порядке событий повседневной жизни. Гарфинкель пишет, что люди, попавшие в такую ситуацию, будут пытаться нормализовать возникающие несоответствия.

Эти и еще ряд других экспериментов позволили понять, что с нарушением социального порядка люди пытаются упорядочить свой социальный мир, прибегая к помощи практической рациональности. Также Гарфинкель проводя эти эксперименты, смог доказать, что социальный порядок хрупок и изменчив, и он не может выражаться какими-либо жесткими закономерностями. Именно по этой причине такие эксперименты Гарфинкеля в социологии получили название «кризисные» эксперименты. Такими экспериментами нужно пользоваться очень осторожно, для того чтобы избежать психологических стрессов, из-за нарушения привычного хода вещей и привычных моделей поведения.

Со временем то, что было разработано Гарольдом Гарфинкелем, разрастается и приводит к появлению различных направлений. Так как этнометодология - это наука о повседневности и рутинной жизни человека, а как известно повседневность очень разнообразна. Этим и объясняется рост большого количества направлений в этнометодологии.

Самыми распространенными направлениями являются такие направления:

Изучение контекста социальных институтов

Анализ разговоров (Э. Щеглофф, Г. Джефферсон)

Этнометодологическая герменевтика (А. Блюм, П. Мак-Хью, Р. Уотсон)

Этнографическое исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетина, Б.Латур, С.Вулгар)

Изучения контекста социальных институтов.

Еще необходимо сказать о том, что представители этнометодологии подвергли критике традиционную социологию. Они считали, что представители традиционной социологии навязывали обществу свое восприятие социального мира. Подвергалось критике и то, что традиционная социология мало уделяла внимания в изучение повседневной жизни человека. А ведь изучение повседневности, по мнению этнометодологов, является первоисточником знания. И еще этнометодологи считали, что представителями традиционной социологии создаются абстракции, которые все больше отдаляются от повседневной реальности.

 

Позицию этнометодологов раскритиковал Алвин Гоулднер из-за того, что этнометодологи обращаются к таким аспектам социальной жизни и открывают вещи, которые все уже знают. Также этнометодологию критикуют за то, что она отстаивает направление, при котором повседневная жизнь людей упорядочена. И еще за то, что этнометодология не обращает внимания на социальную структуру.

Критики этнометодологии доказывают, что члены общества, которые описаны этнометодологами, не имеют ни мотивов, ни цели своей деятельности. Также подвергается критике и то, что в работах этнометодологов не указывается, почему люди поступают именно таким образом, или почему они так должны себя вести. Критики этнометодологии считают, что многие этнометодологи не принимают во внимание все то, что не признано и не учитывается членами общества. Они считают, что если члены общества отказываются признавать существование объектов и событий, то получается что эти объекты и события не могут на них влиять.

Гарфинкель приходит к выводу, что предмет и методы этнометологии делают ее «альтернативной социологией». По этой причине некоторые последователи работ Гарфинкеля говорят, что традиционная социология является наукой «отчужденной» от социальной реальности. Они считают, что социологи-традиционалисты своими идеями искажают социальный мир. Так, например, социологи-этнометодологи заявляют, что необходимо изучать методы использования ценностей и норм обуславливающих характер социальных действий индивида. А не сами нормы и ценности.

Но в последнее время представители разных социологических парадигм все чаще сходятся во мнениях. Этнометодология «синтезируется» с другими социологическими теориями. Так, например, американский социолог Д. Боден в построении своих социологических теорий пользуется теоретико-методологическим инструментарием и этнометодологии, и символического интеракционизма. Она связывает разговорный анализ с исследованиями Г. Блумера по совместному действию. А другой американский социолог Р. Хилберт предложил, такую концепцию этнометодологии, которая позволяет не разграничивать макро и микро социальные реалии.

В России упоминания об этнометодологии появились довольно поздно, после ее укрепления в западной социологии. Но она не стала ни движением, ни направлением исследований в российской социологии. В настоящее время в России многие социологи стараются развивать этнометодологическое движение. Они публикуют свои работы по этнометодологии, а также переводы работ известных этнометодологов западной социологии. Самыми выдающимися российскими социологами, работающими в области этнометодологии, являются: Л.Г. Ионин, И.В. Давыдова, С.П. Баньковская, А.П. Огурцов.

Л.Г. Ионин пишет о развитии этнометодологи, о методах, которыми пользуются этнометодологи для глубокого рассмотрения внутреннего мира индивида и его поведения. Он пишет о разработке Гарфинкелем афоризма Дюркгейма о социальных фактах, с чем Г. Гарфинкель соглашается, а с чем нет.

 

Кратко:

 

Идейные истоки этнометодологии - это экзистенционализм и феноменологическая социология. Этнометодология имеет несколько направлений. Это анализ разговорной речи, анализ обыденной повседневной жизни, анализ социальных институтов. У социального действия существует определенный контекст и именно в этом контексте можно понять смысл социального действия. С помощью экспериментов Гарфинкелю удалось выяснить, что социальный порядок не может быть выражен через жесткие закономерности, так как он хрупок и подвижен. При помощи этих экспериментов удалось выяснить то, как люди в повседневной жизни конструируют свой социальный порядок.

В системе социологического знания этнометодология имеет как последователей, так и критиков. Последователи этнометодологии считают традиционную социологию разновидностью обыденного знания, своего рода «этнонауку». Так как не видят отличительных черт от «этнонауки», поэтому с ней ее и сравнивают. Они считают этнометодологию радикальной, альтернативной наукой. Критики же считают, что этнометодология слишком сосредоточена на формальных аспектах социального мира. Этим они объясняют ее ограниченность. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что этнометодология Гарольда Гарфинкеля оказала огромное влияние на социологическую мысль.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.