Тема. Дифференциация звуков с — ш — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема. Дифференциация звуков с — ш

2017-06-19 229
Тема. Дифференциация звуков с — ш 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель

Формировать умение различать звуки с — ш в слогах словах и фразах; учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям; учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в пересказывании небольшого текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуками сии. П. Педагог спрашивает: «О каких, по-вашему, звуках мы сегодня будем говорить?»

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков.

Речевая зарядка:

са—ша — са шо—сото ус—уш—ус ашос—уш

Ша-ша-ша — мама моет малыша.

Шу-шу-шуя письмо тебе пишу.

Са-са-са — в лесу бегает лиса.

Со-со-соу Вовы колесо.

Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:

сутки — шутки мискамишка

каскакашка баснябашня

кассакаша маскаМашка

Марсмарш

Подбор предметов к признакам. Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:

пушистый -ая -ое -ые

смешной -ая -ое -ые

душистый -ая -ое -ые

Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.

Играет в шахматы — шахматист. Играет в футбол — футболист. Играет в волейбол —... Играет на пианино—...

Играет в баскетбол—... Играет в хоккей —...

Играет на баяне—... Играет на гитаре —...

Работает на машине—... Поднимает штангу—...

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

воробейворобышек хозяйкахозяюшка крылокрылышко трава — травушка горлогорлышко пероперышко зимазимушка тётятётушка горегорюшко

Подбор слов к схемам.

Дидактическая игра «Отгадай слово». Словарный материал:

...апка...ипы ква... насо......анки...ина...уба шала.....утки...ова...ода...умка

Физкультминутка.

II. Пересказ рассказа «Пушок и Машка».

У Саши собака Пушок. У Даши — кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка— мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка — на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.

Вопросы:

Кто у Саши?

Кто у Даши?

Что любит Пушок?

Что любит Машка?

Где спит Пушок?

А где спит Машка?

Что шьёт Даша для Машки?

На чём будет спать Машка? Чтение с установкой на запоминание.

III. Подведение итога занятия.

Тема. Звук л

Цель

Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах; учить определять позицию звука в словах; делить слова на слоги, образовывать форму множественного числа родительного падежа имен существительных; образовывать форму прошедшего времени глаголом образовывать притяжательные прилагательные; учить согласованию прилагательных с существительными, звуко-слоговому анализу слов; формировать умение пересказывав текст; развивать фонематический слух, внимание, памяти мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто скажет, какую картинку задумал педагог (моя, моё, мой, мои).

II. Логопед загадывает загадку:

А на этой грядке горькие загадки.

Его одёжки все без застёжки,

Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук)

Вопрос: «Какой первый звук в отгадке?»

Спрашивает: «Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?»

(О звуке л).

Артикуляция звука (язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт).

Характеристика звука.

Воспроизведение слоговых рядов:

лалолу—лы алол—улыл

лы—лу—ло—ла ыл—ул—ол—ал

осласклосклу—склы спла—спло—сплусплы

Ло-ло-лона улице тепло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Определение позиции звука в словах.

а) На 1-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в начале слова.

На 2-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в середине слова.

На 3-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в конце слова.

б) Дети выполняют задание.

Назвать слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами.

Дидактическая игра «Угадай слово». Словарный материал:

за......ana пена... вокза...

...ук сту... забы... засну...

пе... сто... щего... забы...

Образование формы множественного числа родительного падежа имен существительных:

клумба—... весло—... вилка —... платье —... иголка—... кукла—...

слон—... яблоко—... лошадь—...лодка—... флаг—... одеяло—...

Образование форм прошедшего времени глаголов:

плачетплакал скачетскакал складывает — сложил машет — махал пашетпахал кладёт — положил

лепитслепил метётмёл

Согласование прилагательных с существительными. Про что можно сказать: голубая, -ое, -ой, -ые; белая, -ое, -ый, -ые?

Звукослоговой анализ слов: волк, галка.

III. Физкультминутка.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Умная галка». Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой.

В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.

Вопросы по тексту: что хотела галка? Что стояло в саду на столе? Сколько в кувшине было воды? Что придумала галка? Что произошло с водой? Что сделала галка?

Пересказ.

IV. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки л, л'. Буква л

Цель

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков л, л' в слогах, словах, фразах; учить образованию притяжательных прилагательных, подбору родственных слов и слов-признаков к предмету; работать над предлогами; упражнять в пересказывании текста; учить звукослоговому анализу слов, преобразованию слов; познакомить с буквой л; формировать умения печатать слова и предложения, читать слова и предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто правильно ответит на следующие вопросы: чей хвост? (Лисий, волчий, беличий, лошадиный.) Чей мех? Чьи лапы? Чьё ухо?

II. Педагог спрашивает, догадались ли дети, о каких звуках сегодня пойдет речь (о звуках л, л').

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков.

Речевая зарядка.

Ло-ло-лона улице тепло.

Лу-лу-лустул стоит в углу.

Ул-ул-ул —у нас сломался стул.

Оль-оль-оль —мы купили соль.

Дидактическая игра «Светофор».

Словарный материал: лук, лебедь, лото, лыжи, лестница, лиственница, ложка, уголь, листья, лапа, пила, липа, линейка, листопад.

метатьлетать пеньлень печеньелеченье песок — лесок бить — лить

Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:

веслес пекарь — лекарь репкалепка

вещьлещ рейкалейка печьлечь

Подбор слов-признаков к предметам.

Белка (какая?) — ловкая, весёлая, добрая, проворная, пушистая, маленькая, серая, умная, рыжая.

Волк (какой?) — злой, серый, грубый, сильный, большой, глупый, хищный, сердитый, зубастый.

Лиса (какая?) — рыжая, хитрая, пушистая, ловкая, быстрая, смелая.

Подбор родственных слов.

Лес — лесной, лесник, лесок, лесовой, лесничество, перелесок, лесничий.

Дидактическая игра «Продолжи предложения» (проводится по картинкам).

Мальчик встал... (со стула). Алёша поднимает иголку... (с пола).

Павел выпал... (из комнаты). Книга упала... (с полки).

Мила взяла пенал... (со стола). Лист упал... (слипы).

Пересказ рассказа «Лиса и лисята».

Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусёнка. Лиса унесла гусёнка своим голодным лисятам. Лисята наелись. Они стали веселы и довольны. Педагог задает детям вопросы по рассказу. Повторно читает рассказ, дав предварительно установку на запоминание.

Пересказ.

III. Физкультминутка.

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

IV. Показ буквы л.

Нахождение л в кассе букв.

Выкладывание буквы из палочек.

Прописывание в воздухе.

Дописывание недостающего элемента.

Печатание буквы в тетрадях.

V. Подбор слов к схемам.

VI. Преобразование слов: полкапалкагалкабалка —булка.

VII. Печатание слов: лук, лото, лиса, липа, лампа, лодка, ластик.

VIII. Чтение и печатание предложений.

Тут поляна. У Лиды ластик. Около липы лисята.

IX. Подведение итога занятия.

Тема. Буква е

Цель

Познакомить с буквой е; закрепить навык преобразования слов; учить чтению слоговой таблицы, чтению и печатанию слов, предложений; развивать внимание.

Ход занятия

I. Организационный момент. Садится тот, кто прочтет слоги:

та—тя ка—кя тыти кы—ки ма—мя па—пя мы—ми пы—пи и т.д.

II. Знакомство с буквой е.

Показ буквы.

Нахождение в кассе букв.

«Из скольких элементов состоит буква е?»

Выкладывание из палочек.

Прописывание в воздухе.

Печатание буквы.

III. Чтение слоговой таблицы с буквой е (прямые и обратные слоги). Педагог уточняет, какую букву пишут после мягкого согласного.

IV. Дидактическая игра «Найди свое место».

Два круга — синий и зеленый. У детей в руках карточки с гласными буквами. Дети называют слог, характеризуют согласный звук и занимают соответствующий круг.

V. Преобразование слов (работа с кассами букв):

лотолето салосело пол — пел санисени лунаЛена бедаеда

VI. Выкладывание слов на наборном полотне: сел, ели, село, пел, мел, дети, кепка, ветка.

VII. Чтение и печатание предложений.

Я ем суп. Зоя моет окно. Гена катает Лену. Мама купает Саню. Веня копает яму.

VIII. Подведение итога занятия.

Тема. Звук ж

Цель

Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах; упражнять в употреблении названий животных и их детенышей в единственном и множественном числе; формировать представления о спряжении глаголов в настоящем времени, в употреблении приставочных глаголов; упражнять в пересказывании текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети вместе с педагогом произносят четверостишие.

Я жук, я жук.

Я тут живу.

И день и ночь

Жужжу, жужжу.

II. Педагог спрашивает, какой звук чаще других встречается во всех словах (звук ж).

Артикуляция звука (язык в форме чашечки за верхними зубами, струя воздуха направлена на кончик языка, губы округлены).

Характеристика звука (согласный, звонкий, твердый).

Проговаривание слоговых рядов:

а) жажожужи джа—джоджуджи ажножнужиижн жнажножнужны жба—жбо—жбу—жбы жма—жмо—жму—жмы;

б) Жа-жа-жа-жа — эта чашка для ежа. Жу-жу-жу-жу — молоко дадим ужу

Игровое упражнение. Педагог называет слова. Дети поднимают светофор, если услышат слово со звуком ж.

Словарный материал: занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка, оранжерея, животные, путешествие, стрекоза, пирожное, частушки, снежинки.

Дидактическая игра «Угадай слово»:

баба — жаба пакет — жакет ракеткажакетка печьжечь билет — жилет болеть — жалеть горажара пучокжучок идётждёт маложало бетон — жетон лукжук

Дидактическая игра «У кого кто?».

У лошади — жеребёнокжеребята. У ежа — ежонок — ежата.

У моржа — моржонок — моржата. У ужа — ужонокужата.

Дидактическая игра «Друзья».

Я вяжу стригу бегу

Ты вяжешь стрижёшь бежишь

Он (она)

Мы

Вы

Они

Употребление приставочных глаголов.

Жеребёнок (бежит) рядом с телегой. Он (побежал) к речке. Женя (подбежал) к жеребёнку. Жеребёнок (перебежал) через дорогу. Жеребёнок (убежал) в лес. Он (подбежал) к стогу сена. (Забежал) за стог. Жеребёнок (обежал) вокруг стога. Жеребёнок (сбежал) с горки. Жеребёнок (вбежал) в сарай.

III. Физкультминутка.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках —

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

IV. Пересказ рассказа «Рыжик».

Вопросы к тексту: кто был у Рыжихи? Как звали жеребёнка, почему именно так? Каким был Рыжик? Кто жалел Рыжика? Куда водил Женя Рыжика? Что любил делать Рыжик? Каким Рыжик стал?

V. Подведение итога занятия.

Тема. Звук ж. Буква ж

Цель

Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, подбору родственных слов; знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить подбирать слова к схемам, образовывать действительные причастия в настоящем времени; образовывать сложные слова, составлять сюжетный рассказ по серии картинок; познакомить с правилом правописания жи, ши; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуком ж.

II. Педагог спрашивает, о каком звуке пойдет речь сегодня (о звуке ж).

Артикуляция звука.

Характеристика звука.

Речевая зарядка. Словарный материал:

Жу-жу-жу-жумолока дадим ежу. Жа-жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Жи-жи-жи-жиздесь живут ежи. Же-же-же-жедождь прошёл уже. Жо-жо-жо-жо — лужок, снежок, творожок.

Образование форм единственного и множественного числа существительных:

пирожок лужа живот

пижама джем дождь

флажок этаж нож

ежевика жаба уж

жёлудь

Подбор родственных слов.

Уж — ужи, ужонок, ужиха, ужата, ужиный. Ёж —. ёжик, ежиха, ежиный, ежонок.

Подбор слов к схемам.

Знакомство со словами, обозначающими предметы, действия, признаки (знакомство со схемами слов).

Образование действительных причастий настоящего времени. Дидактическая игра «Эхо».

Жужжать — жужжащий (жук). Визжатьвизжащая (пила). Лежать— лежащий (уж). Житьживущие (ежи). Ждать— ждущие (дети).

Образование сложных слов.

Если в доме один этаж, то дом какой? (Одноэтажный)

и т. д.

Составление сюжетного рассказа по серии картинок «Ёж».

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с буквой.

1. Показ буквы.

2. Нахождение в кассе, букв.

3. «Из скольких элементов состоит буква?»

4. Выкладывание буквы их палочек.

5. Прорисовывание в воздухе.

6. Печатание буквы.

Знакомство с правописанием жи, ши.

Дидактическая игра «Рассыпалось слово». Словарный материал:

ж, а, э, т — этаж н, у, и, ж — ужин

ж, б, а, а — жаба ж, о, а, к— кожа

у, к, ж — жук о, ж, н, и — ножи

VII. Печатание слов:

ежи, ужи, жаба, этажи, жук, ужин, кожа, ножи.

VIII. Подведение итога занятия.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.