Тема. Разделительный мягкий знак (ь). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема. Разделительный мягкий знак (ь).

2017-06-19 249
Тема. Разделительный мягкий знак (ь). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель

Познакомить с разделительным мягким знаком; учить преобразованию слов, чтению таблиц, печатанию слов и предложений; формировать навыки пересказа; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто четко повторит за педагогом слоги и словосочетания

ля—лья, пё — пьё, бюбью, вявья, се—сье, ни—ньи.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Логопед выкладывает на доске слово семя.

Как сделать из этого слова слово семья?

Надо между буквами м и я поставить мягкий знак. Этот знак является разделительным. Он разделяет согласную букву м и гласную букву я.

Логопед раздвигает буквы м и я и ставит между ними разделительный мягкий знак. Дети читают слово.

Дети самостоятельно выкладывает слова Коляколья. Сравнивают их и прочитывают.

Аналогичная работа проводится со словами: листлистья, брат — братья.

Выкладывание и чтение слогов: пя—пья, лё—льё, тю-тью, ве—вье.

Чтение и преобразование слов:

перо — перья — много чего? — перьев крыло — крылья — много чего? —... дерево—....... — много чего?—... платье—........ — много чего?—...

муравей—......— много чего?—... воробей—....... — много чего?—...

Дидактическая игра «Составь предложение». Гладить, Татьяна, бельё. Молоко, пить, Дарья. Платье, мама, шить. Листья, осень, опадать. День, дождик, лить, целый. За, сосновый, ручей, лес. Печатание этих предложений под диктовку.

III Физкультминутка.

Пересказ рассказа «Наша семья».

У нас большая семья. Папа и брат Илья работают на заводе. Мама ведёт хозяйство. Сестра Татьяна — учительница. Я учусь в школе. Младшие братья Миша и Толя ходят в детский сад

Вопросы по тексту: какая у девочки (мальчика) семья7 Где работают папа и брат Илья? Что делает мама? Кем работает сестра Татьяна? Что делает девочка? Куда ходят младшие братья?

Пересказ.

IV. Подведение итога занятия.

Тема. Звук ц. Буква ц

Цель

Закрепить навык произношения звука ц в слогах, словах, фразах; учить образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных; упражнять в подборе родственных слов; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; работать над предложением; учить звукослоговому анализу слов, преобразованию слов, печатанию слов и предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог называет слова цепь, боец, мельница, мыльница, цапля, ножницы, яйцо, цифра, пуговица. Дети повторяют слова, которые запомнили.

II. Знакомство с новым материалом. Логопед спрашивает: «Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?» (Со звуком ц).

Артикуляция звука ц.

Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий).

Речевая зарядка:

Ац—оц—уц—иц ца—цо—цу—цы

ацл оцл—уцл—ицп цва—цво—цву—цвы

Дидактическая игра «Светофор».

Словарный материал: цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыплёнок, пылесос, кольцо, телёнок, мельница, цепь.

Образование формы родительного падежа множественного числа существительных:

яйцо —... кольцо —... курица —... цвет —... блюдце —... колодец —... палец —... цыплёнок —... мыльница—...

Дидактическая игра «Скажи ласково». Словарный материал:

дело— дельце ружьё—...

задание—... сало —...

пальто—... объявление —...

мыло —... здание —...

стихотворение —... шило —... расписание—... землетрясение—...

воскресенее —...

Подбор родственных слов.

Цветы — цветок, цветик, цвести, цветник, цветущий, цветочница, цветной, разноцветный, первоцвет, пустоцвет, соцветие, семицветик.

Игровое упражнение «Составь предложение». Словарный материал:

Цветы, много, в цветник, разные. Курица, цыплята, двенадцать, у, пёстрая. Пять, рука, на, пальцы. Хлебница, стол, стоять, на. Конфетница, в, конфеты, лежать.

III. Физкультминутка.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, и не падать,

За соседа не держаться.

IV. Знакомство с буквой ц.

1. Звукослоговой анализ слов:

овца цапля

2. Преобразование слов:

цвет — цветы — цвестицветик — цветникцветокцветут.

3. Дидактическая игра «Волшебные шары».

Дети из двух слогов составляют слова.

4. Печатание слов:

цветы, овца, цапля, цветник, цепь, кольцо, курица.

5. Печатание предложений:

На пальце кольцо.

У птицы птенцы.

У курицы цыплята.

В хлебнице хлеб.

Мыло лежит в мыльнице.

V. Подведение итога занятия.

Тема. Дифференциация звуков ц — с

Цель

Закрепить навыки различения и произношения звуков цс в слогах, словах и фразах; учить подбирать родственные слова, выполнять звукослоговой анализ слов; работать над предложением закрепить навыки пересказывания; формировать навыки печатания предложений, составления новых слов из заданного слова; развивать фонематический слух, память, внимание и логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки» со звуком ц или С; П. Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (О звуках ц — с).

II. Основная часть

1. Артикуляция звуков.

При произнесении звука ц язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от
нижних зубов.

При произнесении звука с язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, воздушная струя направлена на кончик языка, язык спокоен.

2. Установление сходства и различия между ц и с.

3. Характеристика звуков.

Воспроизведение слоговых рядов:

Ас—ас—ац ац—ац—ас ус—ус—уц

ца—ца—са уц—уц—ус сосо—цо

4. Игровое упражнение.

Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши один раз, если услышат в слове звук ц, и хлопают два раза, если услышат звук с.

Словарный материал: граница, сабля, седло, куница, стена, цена, сила, сосна, цапля, цирк, самовар, колесо, ножницы, пятница, рукавица, соболь, снегирь,

5. Педагог предлагает детям сказать, в названиях каких дней недели встречаются звуки с, с', ц (среда, пятница, суббота, воскресенье).

6. Игровое упражнение «Доскажи словечко».

На шесте дворец,

Во дворце певец.

А зовут его... (скворец).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери.

И вдруг — вспорхнули яблоки,

Ведь это... (снегири).

Не спеша огонь тут ходит,

Землю он кругом обходит.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это... (солнце).

7. Дидактическая игра «Что кому».

Логопед выставляет картинки, в названиях которых есть звуки цс: огурец, яйцо, ножницы, цветы, цифры, блюдце, циркуль, кисточка, краски. Далее педагог произносит начало фразы, а дети ее заканчивают.

Портнихе для работы нужны —....

Повару—....

Математику —....

Продавцу —....

Художнику —....

8. Подбор родственных слов.

Цвет — цветы цветник самоцветы. цветной, разноцветный и т.д.

Свет — светло, светить, просвет светлый, светлячок

9. Звукослоговой анализ слов:

сестрица сахарница

10. Составление предложений по опорным словам овца, синица, курица, яйцо. Птенцы пылесос, сети, сапки

11. Пересказ рассказа «На границе»

III Физкультминутка.

IV. Дидактическая игра «Вставь пропущенную букву» (работа с карточками).

Словарный материал:

..пи...а,..ини...а ли..и...а,..е...три...а. ле...тни...а гу..ени...а,...ахарни...а. пи...ъме...о. пе.....ы...квор...ы ре...олн...е, ме...я.......вине...

2. Печатание предложений.

У лисицы лисята. Отец написал письмецо. У Симы платье из ситца. На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу

3 Дидактическое упражнение «Из букв слова лиственница составьте новые слова» (лес, сила, лист, цена, стена. Лена. вес. слива вина ивет. наст, нести, вела).

V. Подведение итога занятия.

Тема.Звук щ. Буква щ

Цель

Закрепить навык произношения звука ш в слогах, словах и фразах: закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии; работать над предложением; познакомить с правилом правописания ща, щу; учить звукослоговому aнaлизу слов, печатанию слов; разучить с детьми стихотворение развивать фонематический слух, память, внимание, мышление

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуком щ.

II. Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?» (О звуке щ).

1. Артикуляция звука щ.

2 Характеристика звука щ (согласный, глухой всегда мягкий).

3- Речевая зарядка с выделением, ударного слога:

ща—щи—щу—ще ащ—ощ—ущ—ищ щи—ща—ще—щу ощ—ущ—ищ—ащ щущещащи ящещющищ

Ща-ща-ща — мы несем домой леща.

Щи-щи-щимы сварили щи.

Ащ-ащ-ащу Ирины синий плащ.

4. Дидактическая игра «Светофор».

Словарный материал: шёлк, щекотать, шептать, щелкунчик, честный, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, чеснок, щегол, шепот, щавель, ящерица.

5. Дидактическая игра «Угадай слово»:

а) заменить в слове первый звук на звук щ.

рекащека мельщель кепкащепка

мукащука кит — щит венокщенок

тучкащучка тетка — щётка;

б) заменить в слове последний слог на слог щи:

летилещи пилипищи

платиплащи векивещи

розы — рощи чаши — чащи

6. Игровое упражнение «Подбери слово по смыслу».

Я колол дрова, и... кепка

Отлетела от бревна.

Я надел скорее... щепку —

Целее будет голова!

Вот так рыба, вот так... мука

На крючок попалась мне.

Тяжело, ну просто... щука,

Удочку держать в руке.

Появилась в небе... щучка,

Капли капают уже.

Плещется в речушке... тучка,

Рыбаки спешат к реке,

Все колдуньи злые... щётки Любят рыскать по домам. Любят брать чужие... тётки

И лететь по злым делам.

7. Образование существительных, обозначающих профессии:

Работает на кране — крановщик.

Точит ножи— точильщик.

Играет на барабане — барабанщик.

Регулирует уличное движение— регулировщик.

Кладёт стены— каменщик.

Пилит дрова— пильщик.

8. Заучивание стихотворения.

Этой щёткой чищу зубы.

Этой щёткой — башмаки.

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

III. Физкультминутка.

Мы расправили все плечи, И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

IV. Показ буквы щ.

На расчёску щ похожа —

Три зубка всего.

Ну что же.

Знакомство с правилом правописания ща, щу

Звукослоговой анализ слов:

щука щавель

Дидактическая игра «Слоги перепутались», Словарный материал:

ка,щу щц,ле

ща,ро щик,я

гол, ще ка, щецы, щип ка, щеп

щи, кле

Дидактическая игра «Волшебные шары».

Печатание слов:

чаща, щука, роща, пища, гуща, ищу, тащу, щавель.

V. Подведение итога занятия.

Тема. Дифференциация звуков щ — с — с'

Цель

Закрепить навык различения звуков щ— с —с' в слогах, словах и фразах; уточнить представления о словах, обозначающих предметы, действия, признаки; закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии, а также навыки образования и употребления степеней сравнения прилагательных и наречий; учить звукослоговому анализу слов; работать над предложениями с предлогами; формировать навыки пересказа, печатания слов и предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот. кто назовет слова со звуком щ в начале слова, со звуком с или с' в середине и в конце.

II. Повторение пройденного.

1. Артикуляция звуков Щ, с. с'.

2. Характеристика звуков.

3. Установление различия и сходства между звуками.

4. Речевая зарядка:

ща—ся—ся сю — сю—щу ос—ощ—ось

се—ще—се щаща—ся ещ—есь—ещ

Ся-ща-сямы поймали карася.

Щу-сю-щу — я товарища ищу.

5. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши».

На звуки с, с' надо хлопнуть в ладоши два раза, на звук щ — один раз.

Словарный материал: сапоги, щука, беседка, сыр, щелкунчик, самолёт, щавель, серёжки, роща, снегири, клещи, щегол, семья, щётка, автобус, пища.

6. Дидактическое упражнение. На звук щ надо называть слова, обозначающие предметы, а на звук с или с' — слова, обозначающие признаки или действия.

7. Закрепление навыков образования существительных, обозначающих профессии.

Чистит обувь—... Выращивает сад—... Чинит часы —...

Дрессирует животных -... Остекляет окна —... Работает на экскаваторе —...

8. Дидактическая игра «Сравни предметы» (на образование и употребление степеней сравнения прилагательных и наречий).

Словарный материал:

Красивое платье.

У Саши еще красивее.

У Сони платье самое красивое красивейшее.

Красивый плащ. У Симы плащ еще красивее.

Симин плащ красивый, красивейший.

Сладкий пирог. Пирожное еще слаще, а торт сладчайший.

Сладкий чай. Компот еще слаще.

9. У детей на столах лежат картинки со звуками с, с', щ в названиях.

Задания:

а) назвать картинки;

б) составить к словам схемы;

в) придумать предложения, используя предлог.

10. Пересказ рассказа «Щенок».

Саша и Сеня нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили его домой. Сеня положил щенка в ящик. Саша дал ему молока. Щенок заснул.

III. Физкультминутка.

IV. Печатание слов:

сварщик, носильщик, хвостище, стекольщик, носище, освещать, блестящий.

V. Печатание предложений:

Сима варит щи. В сенях пищит щенок. На осинах щеглы. На стене синий плащ.

VI. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки ф, ф'. Буква ф

Цель

Закрепить навыки произношения и различения звуков ф, ф' в слогах, словах и фразах; упражнять в подборе родственных слов, слов к схемам; работать над предложением; познакомить с буквой ф; упражнять в образовании новых слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент. Логопед читает четверостишие.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

П. Задает вопрос: «Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?»

Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

1. Артикуляция звука.

2. Характеристика звука (согласный, глухой, твердый, мягкий).

3. Речевая зарядка:

фа—фу—фи—фе сфасфо—сфу—сфы ифлиф—лифт аф—уфифеф

пфапфо—пфу—пфи аф—фафлафлаг

4. Дидактическая игра «Светофор».

Дети поднимают синий светофор, если услышат твердый звук ф, и зеленый, если услышат мягкий звук ф.

Словарный материал: Федя, фабрика, шофёр, фикус, светофор, ферма, фокус, филин, факел, телефон, фрукты, фен, фартук, телеграф, финиш, футбол, пуфик, кофта.

5. Дидактическая игра «Измени слово».

а) Измени первый звук в слове:

парафара плотфлот

бантикфантик коза — роза вены — фены вата — фата

нормаформа маршфарш

б) Измени третий звук в слове:

косточка — кофточка каштанкафтан пудикпуфик карекафе

листлифт аркаарфа

6. Подбор родственных слов:

Фотофотография, фотограф, фотоаппарат...

Подбор слов к схемам.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Нашла я в сливе... кофточку, Надела Феня... косточку.

На клёне зеленеет... лифт, Наверх нас поднимает... лист.

Созрел на дереве... кафтан, Зимой надену я... каштан.

На дерево уселся ...граф, Живёт в красивом доме... грач.

9. Игровое упражнение «Составь предложение». Словарный материал:

Фрося, ароматный, купить, тётя, вафли. Флот, мой, Федя, на, брат, служить. Футбол, во, ребята, играть, в, двор. Положить, и, кофта, в, мама, шкаф, шарф. Федя, фабрика, на, мама, работать. Фабрика, с, дядя, возить, Федя, товар, в, магазин.

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с буквой.

Составление схем к словам фабрика, флот.

Игровое упражнение «Подбери слово». ф... — флаг, фата, фото, флот, Федя, фара.... ф— шарф, шкаф.

.. ф.. — кофта, буфет, лифты, вафли, цифра, пуфик.

Игровое упражнение «Составьте новые слова»:

а) из слова флот брать по одной букве и добавлять в конец каждого из четырех слов, чтобы получились новые слова. пена метр

б) из букв слова фотография составить новые слова (фотограф, фото, гора, рот, граф, тигр, торг, игра, Рита, тир, рога, гори, горит, Ира, рота, гиря).

V. Подведение итога занятия.

Тема. Буква ю

Цель

Познакомить с буквой ю; работать над предложением; учить пересказывать связный текст (рассказ); развивать память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет мягкий согласный звук в словах олень, пирог, носки, изюм, петух, ведро, пила, линейка, пень и др.

II. 1. Знакомство с буквой ю.

Чтобы о не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось?

Получилась буква ю.

2. Показ буквы.

«Из скольких элементов состоит?»

3. Нахождение в кассе букв.

4. Прописывание в воздухе.

5.. Печатание в тетрадях.

6. Чтение слоговой таблицы с буквой ю.

7. Дети выкладывают слово лук. Уточняется значение слова. Дается характеристика звука л. Буква у заменяется на букву ю.

Дети читают слово и объясняют его значение.

Уточняется характеристика звука л’

Логопед объясняет, какую букву пишут после мягкого л’.

8. Игровое упражнение «Буквы рассыпались». Словарный материал:

а, л, ю — юла ю, с, а, л, т— салют и, ю, р, к, б — брюки

д, л, и, ю — люди з, м, ю, и — изюм и, к, л, ю, т — лютик

т, ю, р, аюрта

9. «Слоговой аттракцион». («Кто больше назовет слов, которые заканчиваются слогом ют»).

Падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют,

делают, моют, купают, читают и др.

10. Составление предложений со словами (см. пункт 9) с помощью предлогов. Составление схем предложений.

11.Пересказ рассказа «В саду».

Наступила весна. Юра, Юля, Люся и Ванюша работают в саду. Они работают хорошо. Юра и Ванюша копают ямки, Юля и Люся высаживают саженцы малины. Тут будет малинник. Летом вырастет вкусная малина. Малину будут есть вместе.

Ответы на вопросы по тексту.

Чтение с установкой на запоминание.

Пересказ.

III. Физкультминутка.

IV. Составление из букв слова парашютист новых слов и запись слов в тетрадь (пар, тир, старт, Саша, пир, тара, артист, шар и др.).

V. Печатание слов под диктовку:

юбка, салют, каюта, юноша, изюм, юмор.

VI. Подведение итога занятия.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.