Вопрос 40. Отдельные творческие методы в групповом и индивидуальном консультировании — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос 40. Отдельные творческие методы в групповом и индивидуальном консультировании

2017-06-19 614
Вопрос 40. Отдельные творческие методы в групповом и индивидуальном консультировании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Арт-терапия — один из популярнейших творческих методов работы как в психотерапии, где с успехом используется для лечения различных заболеваний, в том числе резистентных форм шизофрении, так и в психологическом консультировании, где чаще всего выступает в качестве диагностической или вспомогательной терапевтической процедуры, помогающей клиенту расширить взгляд на свою проблему, выразить ее и впоследствии проработать. Ведущей идеей арт-терапии является убеждение в том, что истинное внутреннее "Я" человека отражается в продуктах его творчества, так как они создаются спонтанно, при минимальном использовании рациональной составляющей личности. Внутри метода арт-терапии существует два направления:

· первое направление рассматривает само искусство как терапевтический фактор и не видит необходимости в дополнительной стимуляции творческой активности самого клиента, ставя искусство выше собственно терапевтических процедур;

· второе направление рассматривает искусство лишь как способ терапевтического воздействия на клиента, при котором необходимо использование дополнительных терапевтических методов, и ставит терапевтические цели выше творческих.

Все методы арт-терапии имеют проективный характер:

· сам клиент в созданном им собственном потрете, бюсте и т.п., причем иногда с использованием определенных временных рамок (клиент в настоящем, будущем, прошлом);

· его окружение (семья, друзья, ребенок, муж, жена, коллеги и т. п.);

· специфика взаимоотношений клиента с окружающими его людьми;

· картина проблемы, например негативное качество своей личности, от которого клиент стремится избавиться, страх, комплекс и т. п.;

· ресурсные образы клиента.

К методам арт-терапии относят.

· занятия изобразительным искусством;

· лепку;

· резьбу по дереву, выжигание;

· работу с различными тканями и поделки из них (кожа, мех, бумага и т. п.).

Существуют следующие способы проведения атр-терапевтических занятий:

· структурированное занятие, когда клиенту предлагается создать продукт на заданную тему с использованием определенного материала (нарисовать, слепить и т. п.), но при этом основываться на своих представлениях, и в этом случае созданный клиентом продукт будет непосредственно связан с его мироощущением, чувствами, переживанием заданной темы;

· неструктурированное занятие, когда клиент сам выбирает тему и материал для создания творческого продукта, а впоследствии происходит обсуждение и анализ образов.

2. Танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца и ориентирована на выражение и проработку эмоций через спонтанные движения тела. Танцевальная терапия не имеет стилистических стандартов танцевания, и для самовыражения и проработки проблем могут быть использованы все формы танца — от примитивных первобытных до классического 1 балета и современного танца. Под танцевальной терапией, или хореотерапией, понимается, использование танца, ритмики и пластики в терапевтических и профилактических целях. Танце вальная терапия имеет следующие характеристики:

· построена на принципе единства разума и тела (манера движения человека отражает его личностный стиль, особенности, жизненный опыт, то есть всю внутреннюю феноменологию);

· главным средством психотерапевтического воздействия являются движения;

· построена на тесном взаимодействии консультанта (терапевта) и клиента (членов группы), когда движение клиента находит отклик в движениях терапевта;

· предполагает музыкальное сопровождение, которое, в свою очередь, также является мощным катарсическим стимулятором выступает как самостоятельный терапевтический фактор;

· имеет среднюю продолжительность 40—50 минут и включает себя следующие аспекты:

· физический, ориентированный на разогрев мышц и общую работу по поддержанию физического состояния тела;

· психический, включающий в себя идентификацию с чувствами;

· социальный, подразумевающий установление контактов;

· применяется как в качестве вспомогательного, так и в качестве основного метода работы с различными возрастными группами и различной проблематикой, например:

· поддерживающая терапия в санаторно-курортных условиях;

· коррекция дисгармонии в супружеских парах;

· социально-психологический или двигательный тренинг для людей с нарушениями слуха и зрения.

Танцевальная терапия выполняет следующие функции:

· терапия занятостью и повышение двигательной активности;

· коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического пространства;

· получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов и проблематики клиента;

· раскрепощение и личностный рост клиента через поиск аутентичных путей развития.

Танцевальная терапия, или хореотерапия. решает следующие терапевтические задачи:

· помогает осознанию клиентом или членами группы собственного тела и возможностей его использования;

· усиливает чувство собственного достоинства клиента, повышает самооценку, так как формирует более позитивный образ тела;

· способствует развитию социальных навыков через приобретение нового опыта общения в условиях творческого взаимодействия, что позволяет преодолевать словесные барьеры;

· способствует формированию контакта клиента с собственными чувствами, так как налаживает связь между чувствами и движениями;

· создает условия для проживания клиентом катарсиса, то есть выражения чувств, подавленных конфликтов, переживаний и т. п. через экспрессивность танцевальных движений;

· снимает физическое напряжение с помощью специальных упражнений и движений;

· создание "магического кольца", то есть приобретение новых форм общения, основанных на опыте совместной групповой работы, которая связана с невербальным проявлениями каждого члена группы.

3. Музыкотерапия тесно связана с танцевальной терапией и арт-терапией, так как может использоваться в качестве вспомогательного метода работы через организацию музыкального сопровождения. В то же время музыкотерапия может использоваться и как самостоятельный метод работы с проблематикой клиента. Музыкотерапия представляет собой психотерапевтический метод, использующий музыку как коррекционное и лечебное средство. Музыкотерапия выполняет следующие терапевтические функции:

· повышает эмоциональную активность в процессе традиционного терапевтического (консультационного) взаимодействия;

· развивает навыки межличностного общения и коммуникативные функции (при применении этого метода в группе);

· оказывает регулирующее влияние на организм человека, в частности на психовегетативные процессы;

· развивает личность, повышая ее эстетические потребности.

Музыкотерапия имеет следующие терапевтические механизмы действия:

· катарсис, то есть эмоциональная разрядка;

· осознание собственных переживаний;

· конфронтация с жизненными проблемами и выработка сильной жизненной позиции;

· научение новым формам взаимодействия с окружающей действительностью.

Занятие по музыкотерапии имеет следующие особенности иструктуру:

· вначале клиент или группа прослушивают выбранное музыкальное произведение, а затем обсуждают и анализируют собственные мысли, ассоциации, фантазии, чувства, которые были вызваны этим произведением;

· одно занятие предполагает прослушивание и обсуждение в среднем трех музыкальных произведений,

· программа прослушивания основана на постепенном изменении динамики, настроения и темпа музыки с ориентацией на эмоциональную нагрузку каждого произведения:

· первое произведение должно быть спокойным и создавать общую атмосферу безопасности и расслабления;

· второе произведение является основным и несет мощный эмоциональный заряд, провоцируя определенные ассоциации и проживание клиентом своих чувств;

· третье произведение направлено на завершение терапевтического сеанса и должно создавать атмосферу ресурсности после испытанного катарсиса, которая может быть основана на релаксации или, наоборот, позитивной энергии.

4. Библиотерапия означает направленное применение литературы и литературных произведений в терапевтических целях, ориентированных на помощь клиенту в решении его проблемы или затруднения. Библиотерапия как метод работы с проблематикой клиента может применяться в двух видах:

· информационное чтение;

· терапевтическое чтение (собственно библиотерапия). Информационное чтение имеет следующие особенности:

· понимается как самостоятельное изучение клиентом литературы на тему его проблематики или запроса, например при профориентации, в целях самообразования в вопросах секса в семейном консультировании;

· цель применения информационного чтения — экономия времени на консультации и формирование у клиента ответственности за результат консультирования;

· метод эффективен при решении проблем поверхностного типа, когда в работе не затрагиваются глубинные слои бессознательного клиента;

• применение этого метода целесообразно в том случае, когда у клиента появляется потребность в получении информации.

Терапевтическое чтение имеет следующие характеристики:

· в психотерапии может быть как вспомогательным, так и самостоятельным методом коррекции и лечения, однако в консультировании чаще используется как вспомогательный метод;

· подходит не для всех типов клиентов, в первую очередь будет полезен интеллектуально развитым клиентам, имеющим склонность к чтению и получающим удовольствие от этого;

· может использоваться как в группе, так и индивидуально. Существует два вида библиотерапевтической литературы:

· беллетристика, биографии, духовная литература и т. п., целью которых является расширение знаний клиента о тех или иных человеческих проблемах, конфликтах, мотивации через изучение опыта других людей, в котором клиент может найти ответы на волнующие его вопросы;

· литература по психогигиене, предоставляющая полезную информацию о решении различных человеческих проблем и рассматривающая вопросы адаптации в среде в терминологии и на основе научных знаний. Существенные достоинства этого метода:

· имеет семантическую ценность для клиента, так как помогает ему найти способы более точного выражения своих чувств и мыслей;

· позволяет сэкономить время на информационном аспекте консультирования;

· служит пусковым механизмом и стимулирует размышления клиента над своими проблемами, чувствами и т. п.;

· стимулирует мышление клиента, так как помогает проанализировать свою проблему с другой точки зрения (которая освещена в предлагаемой литературе);

· способствует оказанию поддержки клиенту и снятию тревожности, возникающей из-за ощущения им невозможности разрешения своей проблемы или конфликта, или существования, отвергаемых негативных чувств, в то время как предлагаемая литература может сообщить 6 наличии таких же проблем и чувств у других людей.

Существуют следующие недостатки метода библиотерапии:

· может сформировать у клиента склонность к интеллектуализации и рационализации причин своих проблем и уходу от работы со своими чувствами, эмоциями;

· может сформировать у клиента неправильную уверенность в том, что благодаря простому чтению он легко сможет решить все свои проблемы и избежать серьезной работы по осознаванию и проживанию этих проблем, требующей большой эмоциональной отдачи. В этом случае задачей консультанта становится разъяснение функции библиотерапии как вспомогательного метода работы и ориентация клиента на необходимость принятия на себя ответственности за результат консультирования.

Существуют следующие принципы применения библиотерапии:

· степень доступности изложения для клиента (или степени сложности книги), соответствие книги жизненному опыту, возрасту и другим индивидуальным особенностям клиента;

· знание консультантом тех книг, которые он рекомендует клиенту, так как запрос клиента должен соответствовать содержанию предлагаемой консультантом книги;

· соответствие особенностей героя, ситуации и т. п. книги проблематике и качествам самого клиента;

· литература должна предлагаться, а не предписываться или навязываться, то есть консультант оставляет за клиентом право выбора и ответственность за прочтение книги и результат работы;

· своевременность чтения предлагаемой литературы, иначе у клиента может сформироваться ощущение безвыходности в решении своих затруднений или непонимания консультантом его проблемы. Наиболее удобное время для чтения литературы связано со снижением у клиента сопротивления,

· обязательно обсуждение результатов чтения с клиентом с целью большего понимания консультантом результатов предложенной работы, коррекции неправильно воспринятых клиентом идей, работы над возникшими у клиента в ходе чтения ассоциациями, образами, чувствами, мыслями и т. п.;

· составление списка литературы для чтения;

· дозированность чтения, то есть более полезным считается непостоянное чтение большого количества литературы, а минимум полезной информации.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.