Вопрос 38. Метафоры в психологическом консульти-ровании — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вопрос 38. Метафоры в психологическом консульти-ровании

2017-06-19 1863
Вопрос 38. Метафоры в психологическом консульти-ровании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Под метафорой в психологическом консультировании понимается способ метафорической репрезентации (выражения) проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки. Под терапией с помощью метафор понимается использование терапевтической истории, которая может быть составлена как консультантом, так и клиентом или стать результатом их совместного творчества и при этом обладающей важным качеством: в этой истории содержатся советы или поучительные сообщения о способах решения какой-то специфической проблемы. Метафора имеет следующие характеристики:

· представляет собой иносказательный вариант презентации психологических затруднений и способов их разрешения;

· рассматривается как способ решения психологической проблемы через термины, принадлежащие другой области;

· используется и как разовый терапевтический прием, и как устойчивый образ, сопровождающий весь процесс психотерапии;

· ориентирована в первую очередь на бессознательное клиента;

· связана с механизмами идентификации и ассоциации, когда клиент идентифицирует себя с героем метафоры, и ситуация, рассказанная в метафоре, имеет ассоциативную связь с реальной проблемой или затруднением клиента, то есть с его опытом;

· может успешно использоваться как в работе со взрослыми клиентами, так и в коррекционной работе с детьми, причем в последнем случае применение специальных детских психотерапевтических сказок может существенно повысить эффективность коррекционного воздействия, так как у детей гораздо лучше развито воображение и они очень восприимчивы к такого рода воздействию;

отличается по следующим видовым признакам:

¾ уже существующая история (сказка, новелла, притча, созданная в культуре), которая имеет ряд сходных признаков с проблемой клиента;

¾ созданная конкретно для этого клиента исходя из специфики его проблематики и жизненной ситуации.

2. Выделяются следующие функции метафоры:

· снижает влияние привычной предметной определенности мира, его причинно-следственной взаимосвязи;

· снимает привычные внешние ограничения, которые каким-то образом могли влиять на восприятие и мышление клиента;

· расширяет восприятие клиентом своих затруднений, так как, имея ряд сходств с предъявляемой проблемой, демонстрирует клиенту относительность страдания и снижает значимость привычных паттернов долженствования;

· снимает запрет на выражение клиентом агрессивных, негативных чувств, блокированных ранее чувством вины, тревожностью и т. п., так как позволяет сделать это в метафорической форме;

· имеет диагностическую функцию: часто клиент сам использует метафору, образ или какое-либо метафорическое сравнение, чтобы выразить беспокоящее его переживание, ситуацию, проблему и т. п., и консультанту в этом случае необходимо уточнить и понять значение этого образа;

· метафора выступает как средство изменения идей и убеждений клиента и способ воздействия на его поведение.

3. В психологическом консультировании метафоры могут использоваться в различных целях. Существует следующая классификация видов метафор:

· ресурсные;

· встроенные;

· поведения;

· эмоциональные;

· эриксоновский транс.

Ресурсные метафоры представляют собой такие образы внутри или вне сознания клиента, которые помогают создать ресурсность его личности, способствующую как решению какой-то конкретной проблемы или конфликта, так и усилению личности в целом. Формирование ресурсной метафоры предполагает:

· знание консультантом индивидуального позитивного (ресурсного)опыта клиента, так как метафора формируется именно на прошлом личном опыте клиента;

· обращение к детству клиента и ресурсным воспоминаниям из детства (это может быть игра в песок на море и т. п.);

· использование для построения метафоры ведущих модальностей клиента;

· если ресурсная метафора ориентирована на расширение сознания клиента и увеличение способов его восприятия мира, то консультант может использовать все три модальности и строить визуальные, аудиальные и кинестетические образы;

· создание атмосферы безопасности, которая позволила бы клиенту расслабиться и насладиться образами;

· подведение клиента к легкому трансу, предполагающему релаксацию, расслабление и успокоение, используя следующие приемы:

· владение своим голосом, его тембром, спокойствие, небыстрая речь, отсутствие резких интонаций и т. п.;

· использование специальных речевых конструкций;

· использование специальной релаксационной музыки;

· удобное кресло или кушетка для клиента;

работа с дыханием клиента.

Встроенные метафоры предполагают внесение ресурсности внутри консультационного диалога и помогают расширению взгляда клиента на его проблему. Суть встроенных метафор заключается в том, что консультант с помощью внесения какого-либо образа, рассказа, притчи или истории помогает клиенту увидеть и другие — позитивные — стороны своей проблемы или понять истинную причину затруднения и найти решение. Формирование встроенной метафоры предполагает:

· максимально точное соответствие метафоры (сказки, истории, притчи и т. п.) проблематике клиента, иначе цель — расширение взгляда на проблему — не будет достигнута;

· более простые способы внедрения метафоры, не предполагающие введения клиента в состояние легкого транса;

· построение метафоры в атмосфере безопасности и доверия со стороны клиента.

Метафоры поведения представляют собой "рецепты" решения проблемы или конфликта на "примере других", когда консультант в форме сказки или притчи рассказывает о том, как похожая на проблему клиента ситуация была успешно разрешена. Построение метафоры поведения имеет следующие правила:

· история, которую рассказывает консультант, должна полностью соответствовать индивидуальным особенностям клиента: черты личности героя, специфика проблемной ситуации и сопутствующие ей явления, поведение героя и т. п. должны совпадать с соответствующими особенностями клиента;

· подчеркивать связь между событиями в истории и реальностью клиента необходимо очень тонко, не нарушая представлений ]клиента о себе как об уникальном феномене, имеющем уникальные особенности и проблемы. Можно использовать фразы типа: "Возможно, ваша ситуация несколько отличается от рассказанного мною, но...";

· запрещено давать открытые, прямые советы, облекая их в форму типа "Один мой друг (клиент) решил эту проблему вот так, и у него все получилось, поэтому вам следует попробовать", а необходимо в первую очередь создать у клиента положительную мотивацию для решения проблемы.

Эмоциональны метафоры представляют собой описание физиологического и эмоционального состояния героя в момент переживаний и помогают клиенту понять свои чувства и эмоции. Существуют следующие правила при построении эмоциональной метафоры:

· вначале описываются негативные состояния ц ощущения героя, возникшие при каком-либо переживании или в результате какой-либо ситуации, то есть что он чувствовал, что видел, ощущал и слышал в этот момент;

· далее происходит переход в описании от негативных состояний к позитивным, также через подробный рассказ обо всех трех модальностях, и закрепление позитивных ощущений в конце рассказа;

· усиление метафоры может достигаться через описание природных явлений в соответствии с тем же принципом перехода от негативных к позитивным явлениям.

4. Метафора при правильном ее построении и использовании может стать очень мощным средством психотерапевтического

воздействия, так как она ориентирована на бессознательные слои личности клиента. В то же время неумелое и неправильное использование этого приема может привести к негативным результатам консультирования и утрате доверия клиента к консультанту. Существуют следующие правила построения метафор:

· консультанту, чтобы найти или создать наиболее эффективную метафору, необходимо понять картину мира клиента, определить, как клиент видит, слышит и ощущает окружающий мир, то есть понять специфику работы его модальностей, какие способы реагирования он использует и т. п.;

· консультант при подборе материала для построения метафоры должен быть уверен в ресурсности этого материала для данного конкретного клиента, так как для разных людей одно и то же явление может нести противоположные эмоции. Например, у одного клиента могут быть связаны с водой положительные, ресурсные воспоминания, а у другого — отрицательные и травмирующие, так как этот клиент мог оказаться в ситуации переживания смерти себя или близкого человека, которая была связана с водой (море, озеро, река);

· для построения метафоры любого характера (ресурсная, поведенческая, эмоциональная и т. п.) консультант может использовать различные сказки, притчи, истории, новеллы, мифы и т. п., ориентируясь при этом на мировую культуру и литературу, а также используя опыт психотерапии в этой области, в русле которой создано множество психотерапевтических сказок и притч.

При построении метафоры консультант должен следовать определенной схеме, включающей в себя следующие шаги:

· этап анализа запроса клиента;

· этап выбора персонажей, имеющих проблемную ситуацию, схожую с проблематикой клиента, и вступающих в аналогичные реальным взаимодействия;

· этап кульминации действия, когда проигрывается конфликтная составляющая реальной ситуации и подчеркивается безвыходность последней;

· заключительный этап, в котором формируется выход из проблемной ситуации, что должно нацелить клиента на решение своей реальной проблемы. Заключительный этап должен соответствовать следующим требованиям:

· выход из сложившейся проблемной ситуации в метафоре должен быть похожим на то поведение, которое демонстрирует клиент я в других ситуациях, то есть должен соблюдаться принцип не нанесения советов и веры в то, что клиент сам знает решение;

· рекомендации, выраженные в метафорической форме, должным иметь очень обобщенный характер, чтобы клиент мог воспользоваться своим уникальным опытом и средствами в решении проблемной ситуации;

· выход из проблемной ситуации, описанный в метафоре, в большей степени должен побуждать клиента к решению проблемы через формирование оптимистического взгляда на сложившуюся ситуацию и видение ее возможного позитивного исхода, чем предлагать какой-то конкретный способ решения.

 

Вопрос 39. Характеристика творческих методов в групповом и индивидуальном консультировании

1. В психотерапии и консультировании используется множестве методов, основанных на творческом самовыражении, под которым подразумевается создание клиентом определенных творческих продуктов (рисунков, скульптур, фотографий, художественных произведений, танца и т. п.), выражающих его индивидуальность, личностные и характерологические особенности, а также способствующих проработке проблем клиента на проективном уровне. Творческие методы имеют следующие функции:

· диагностическую, позволяющую консультанту собрать обширный диагностический материал не только относительно проблематики клиента, но и в отношении его личности в целом, мировоззрения и способов внешнего и внутреннего контактов. Существует большое количество проективных методик сбора диагностических данных, и наиболее популярными в использовании являются рисуночные проективные тесты;

· терапевтическую, позволяющую выразить и проработать конкретную проблему или конфликт клиента через метафорическое выражение в рисунке, танце, скульптуре, фотографии и др.или через воздействие определенных механизмов, например, катарсическое влияние музыки, книги, фильма;

· развивающую, способствующую личностному росту клиента и ориентированная на формирование у него новых, более адаптивных форм взаимодействия с самим собой и со средой, развитие способности к осознанию себя и своего тела, умения выражать себя и свои эмоции приемлемыми способами, повышение личностной зрелости клиента и т. п.;

· ресурсную, позволяющую сформировать у клиента позитивный образ Я, повысить самооценку, научить использованию различных способов для самовыражения и самоактуализации, расширить сферу жизненных интересов.

Методы творческого самовыражения имеют следующие особенности:

· ориентированы, как правило, на бессознательные сферы личности клиента, так как творчество — идеи, образы, движения и т. п. берут свое начало именно из бессознательного, и общение консультанта и клиента строится на символическом уровне;

· отражают все виды бессознательных процессов — различные подавленные страхи, внутренние конфликты, подавленные детские комплексы и воспоминания, сновидения и т. п.;

· носят спонтанный характер действий, то есть клиент не продумывает заранее, что он нарисует, слепит или станцует, а использует качество спонтанности своей личности для самовыражения;

· могут быть как основным, так и вспомогательным методом работы;

· оптимально подходят для клиентов, имеющих проблемы с вербальным выражением себя, своих чувств, затруднений, конфликтов т. п., причем эти методы могут использоваться как в случае повышенной говорливости клиента, так и в случае, когда клиент относится к категории "молчунов";

· могут использоваться в работе как со взрослыми, так и с детьми;

· могут использоваться как в групповом, так и в индивидуальном консультировании;

· раскрывают творческий потенциал личности, развивают воображение, образное мышление и другие познавательные и мыслительные функции личности, что, в свою очередь, благотворно сказывается на общем психическом развитии;

· благотворно влияют на общее физическое состояние организма, раскрывая и расширяя его способности;

· расширяют кругозор и сферу жизненных интересов, делают жизнь человека более наполненной, осмысленной и интересной.

2. Терапия творческим самовыражением насчитывает множество методов и техник, в русле творческих подходов развивается множество самостоятельных направлений. В настоящее время популярность терапии творческим самовыражением неуклонно]растет, что обусловлено повышением интереса к искусству из- за изменившихся условий и стиля жизни многих современных людей. Наибольшей популярностью на современном этапе пользуются следующие направления и методы терапии творческим самовыражением:

· арт-терапия, использующая в качестве терапевтического инструмента занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепку, резьбу по дереву, выжигание, изготовление поделок из различных материалов — меха, бумаги, тканей и т. п.;

· хореотерапия, или терапия танцем, использующая принципы телесно-ориентированной терапии и рассматривающая танец в качестве терапевтического фактора терапии консультирования;

· музыкотерапия, предполагающая использование музыки в качестве лечебного компонента психотерапевтического или консультативного процесса;

· фототерапия, использующая процесс создания фотографии как терапевтический фактор;

· библиотерапия, оказывающая терапевтическое воздействие на клиента через чтение специально подобранных книг.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.