Вопрос 34. Сопротивление в психологическом консультировании — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вопрос 34. Сопротивление в психологическом консультировании



1. Понятие сопротивления было привнесено в психологическое консультирование из психоаналитической психотерапии, где под сопротивлением понимается защитный механизм личности, обеспечивающий подсознательное противодействие клиента переводу бессознательного материала в область сознания. В психологическом консультировании сопротивление определяется как 'такая система внешней или внутренней защиты клиента, при которой клиент сознательно или бессознательно противостоит терапевтическому воздействию консультанта, что делает трудным или невозможным достижение целей консультирования. Существуют некоторые отличия в понимании феномена сопротивления в психотерапии и в психологическом консультировании:

· в психотерапии сопротивление понимается как объект работы психотерапевта, цель которого — раскрытие и глубокий анализ сопротивления клиента и использование этого феномена для терапевтического воздействия и помощи клиенту в решении его глубинных проблем и конфликтов;

· в консультировании сопротивление понимается как препятствие для осуществления целей консультирования, и задача консультанта — ослабление этого феномена.

Сопротивление имеет следующие характерные особенности:

· является специфической защитной формой переноса;

· имеет бессознательную природу, то есть не осознается клиентом;

· амбивалентно, то есть проявляется в двойственном отношении клиента к консультациям, когда клиент одновременно и хочет 1получить помощь, и сопротивляется ей;

· выполняет защитную функцию для личности клиента.

Сопротивление имеет следующие положительные функции:

· служит основой для диагностических заключений и позволяет консультанту делать прогнозы относительно исхода консультирования, так как обнаружение сопротивления — это первый шаг к использованию его в терапевтической работе с клиентом;

· является защитным механизмом, помогающим адаптации клиента к реальности в случаях, если тревога или иные негативные чувства клиента слишком сильны и могут мешать ему адаптироваться;

· сигнал к прекращению консультирования или приостановлении консультантом интервенций, так как достигнут определенный уровень бессознательного, в котором существует множество глубоких и непроработанных конфликтов, и к контакту на этом уровне клиент пока не готов.

2. Сопротивление возникает как реакция клиента на ощущений психологической опасности, источником которой может быть сам консультант, тема беседы, предложенное упражнение или задание или какая-либо ситуация, возникшая внутри консультационного пространства. Сопротивление может иметь следующие источники возникновения:



· внутренние, которые формируют сопротивление клиента как реакцию, возникающую из структуры самой личности, в частности из таких ее проявлений, как:

· склонность к проявлению тревожности как защитного механизма, оберегающего индивида от болезненного анализа элементов поведения или структуры личности;

· страх перед проявлением себя и своих качеств, основанный на прошлом негативном опыте такого проявления;

· использование личностью своего "фасада", то есть выдвижение клиентом рациональных, внешних причин, объясняющих его поведение, проблемы, конфликты, неудачи;

· "тревожное предугадывание", когда клиент встревожен и напуган мыслью о том, что вербализация его негативных чувств и мыслей может привести к непоправимым последствиям, например к их осуществлению;

· внешние, которые детерминируют проявление сопротивления как реакции личности на угрозу со стороны внешних объектов, а именно:

· поведения консультанта, используемых им техник, интерпретаций,

· ситуации консультирования в целом и т. п.;

· внутренней неготовности клиента к тому, что предлагает консультант;

· общего физического и психического самочувствия, серьезных болезней, усталости клиента;

психотические, то есть источником сопротивления является психоз, и от него зависит и характер сопротивления. Например, у шизофреника сопротивление проявляется через галлюцинации, негативизм и тотальное молчание, а невротик демонстрирует сопротивление с помощью излишней детализации, споров, раздражительности в процессе консультативной встречи.

3. Важной профессиональной чертой и умением психолога-консультанта является его умение распознавать и правильно управлять сопротивлением клиента. Существует следующая классификация признаков сопротивления:

· негативные способы проявления сопротивления, которые клиент демонстрирует в своем поведении и среди которых выделяются:

· критика и выражение клиентом недовольства результатами консультирования;

· невнимательность клиента, непонимание слов консультанта, инертность, сильно выраженное отсутствие интереса к процессу;



· опоздания и пропуски клиентом консультаций;

· активные интеллектуализации с употреблением множества специальной терминологии, высказывание своего негативного отношения к психологии вообще;

· предъявление неразумных требований к консультанту;

· скептицизм по отношению к предлагаемым консультантом интерпретациям, к результатам консультирования в целом;

· склонность к постоянным спорам с консультантом;

· отказ от беседы, отказ от встречи;

нейтральные способы поведения клиента, среди которых можновыделить:

· однозначное согласие с любым высказыванием консультанта;

· эмоциональная невовлеченность в беседу;

· неуместный юмор, смех, шутки;

· излишнее стремление и готовность помочь консультанту;

· длительные и непродуктивные беседы на философские темы,

· разговор ни о чем в течение всей встречи;

· излишняя говорливость или, наоборот, постоянное молчание;

· отсутствие рабочего настроения во время встречи;

· требования сверхурочного времени для встреч, затягивание встреч;

· интерес к личной жизни консультанта.

4. Снижение сопротивления — важнейшая задача в работе психолога, так как от уровня сопротивления клиента зависит результативность всего процесса консультирования, поэтому консультант должен уметь обращаться с этим феноменом. У каждого консультанта в процессе своей практики вырабатываются индивидуальные техники и способы работы с сопротивлением клиента. Любой клиент уникален, и консультант должен уметь быть гибким и использовать широкий набор техник и методов работы с сопротивлением каждого конкретного клиента. Также существует ряд универсальных способов обхождения с сопротивлением клиента:

· осознание причин сопротивления клиента, то есть консультант должен уметь осознавать возможные внешние причины сопротивления клиента, которые могут быть вызваны методами и действиями самого консультанта;

· пренебрежение проявлением сопротивления, то есть консультанта замечает наличие у клиента сопротивления, но в первую очередь оценивает уровень этого сопротивления и, игнорируя симптомы, остается внимательным по отношению к его динамике, а также пытается определить, как функционирует система защиты клиента;

· уменьшение эмоционального влияния беседы через смещение акцентов на рациональном уровне диалога, например анализ результатов тестов;

· снижение темпа консультативного процесса за счет изменения его невербальных составляющих, нейтральных сопутствующих дел, например курения или чаепития;

· юмор, шутка, но это необходимо делать осторожно и использовать нейтральные темы, чтобы не усилить сопротивления клиента, так как неуместная шутка может задеть клиента, показать его в своих глазах в невыгодном свете и т. п.;

· поддержка и выражение принятия,

· временное отвлечение от болезненной темы с последующим возвращением к ее обсуждению с помощью смены "знака" чувств у клиента или обращением к интеллектуализации;

· отражение консультантом чувств клиента, которые были вызваны его сопротивлением, например чувства вины, и этот метод подходит для работы на ранних стадиях консультирования;

· прямые манипуляции, применяемые консультантом в ситуации, когда клиент осознает свое сопротивление, при условии хорошо налаженного контакта между консультантом и клиентом и на более поздних этапах терапевтического процесса;

· интерпретация сопротивления, применяемая также на поздних стадиях консультирования и предполагающая прямое объяснении консультантом факта и причин сопротивления клиента и имеющая целью принятие клиентом своего сопротивления и выработку толерантности к воздействиям консультанта;

· направление к другому специалисту, если консультант не чувствует личной готовности к работе с таким глубоким личностным уровнем клиента.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.