Вопрос 36. Работа с модальностями в психологическом консультировании — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Вопрос 36. Работа с модальностями в психологическом консультировании



1. Понятие модальности было внесено в психологическое консультирование из нейролингвистического программирования (НЛП) — одного из современных методов психотерапии и консультирования, ориентированного на краткосрочную терапию. Под модальностью понимается канал получения информации, основанный на каком-либо из 5 органов чувств, посредством которого человек воспринимает и отражает окружающий мир. Выделяют 4 модальности (то есть 4 канала восприятия информации):

· визуальную, где ведущий канал получения и отражения информации — зрение;

· аудиальную, основанную на слухе как ведущем канале восприятия;

· кинестетическую, основанную на телесных ощущениях как ведущем-канале восприятия;

· обонятельно-вкусовую, где ведущим каналом восприятия информации является вкус и обоняние.

Выделяются следующие характеристики модальностей:

· у любого человека присутствуют все 4 системы восприятия, но при этом есть наиболее и наименее развитая система,

· через наиболее развитую модальность человек получает и отражает максимальное количество информации, и это — привычный способ восприятия;

· наименее развитая модальность обычно блокирована, и способ восприятия и отражения действительности через нее наименее привычен для человека;

· модальности могут развиваться, то есть в процессе терапии консультант может расширить набор ведущих модальностей клиента, сгладить одну и увеличить другую, снять блок с ранее заблокированной системы восприятия;

· каждая модальность имеет внешнюю сторону, то есть тот орган чувств, которым индивид воспринимает реальность, и внутреннюю сторону, то есть те способы, которыми он эту реальность отражает.

К внутренним способам, отражающим реальность, относятся:

предикаты речи, то есть слова, выражения и речевые конструкции клиента, используемые им для отражения реальности и формирующиеся на бессознательном уровне;

глазодвигательные паттерны, то есть движения глазных яблок, наиболее типичные для той или иной субмодальности.

2. Для повышения эффективности процесса консультирования консультант должен хорошо владеть техникой работы с модальностями и знать особенности этой работы. Существуют следующие правила работы с модальностями:

· консультант должен хорошо уметь ориентироваться в поведении клиента с целью распознавания у него ведущей и блокированной модальностей: наблюдать, анализировать проявления клиента в ключе изучения каналов восприятия, опираясь на знания и характеристики модальностей;



· консультант должен обращать внимание на следующее поведение и проявления модальностей клиента:

· предикаты речи, какие слова и выражения использует клиент как в речи вообще, так и в описании себя, своей проблематики своего физического и психического состояния, например выражение "Это давит на меня, словно какой-то груз" — типичный признак ведущей кинестетической модальности;

· образы, которые формирует клиент, их отличительные особенности, например, если клиент говорит "Я слышу, будто" или "Это было похоже на вспышку молнии", то в первом случае ведущёй является аудиальная, а во втором — визуальная системы восприятия и отражения;

· невербальные проявления клиента, например движения глаз или характерные для каждой модальности жесты;

· консультант должен уметь ориентироваться в своих модальностях, понимать, какая из систем у него развита лучше, какая хуже, уметь переключаться с одной модальности на другую, в Лли это необходимо в терапевтических целях;

· консультант может использовать свои модальности для выражения эмпатии клиенту, для терапевтического воздействия. Для этого ему необходимо уметь читать сигналы своих модальностей, интерпретировать их, чтобы на основе своих модальностей научиться понимать проблематику клиента.

В процессе консультирования психолог может использовать модальности клиента для решения различных задач, среди которых можно выделить следующие:

· установление и поддержание раппорта (контакта) с клиентом;

· диагностика проблемы и общего состояния клиента, понимание проблематики и личности клиента;

· терапевтическое воздействие.

При установлении раппорта консультант должен:

· строить свое поведение и речь в соответствии с используемой клиентом модальностью,

· обращать внимание на предикаты речи, посредством которых клиент выражает свое восприятие мира, и использовав в своей речи те же схемы,



· обращать внимание на невербальные проявления клиента и подстраиваться под них, используя такую же схему поведения

· ориентироваться на сигналы своих модальностей и использовать их для проявления эмпатии.

При диагностике и понимании проблематики клиента консультанту следует:

· обращать внимание на то, как развиты модальности клиента какая из них является ведущей, а какая — подавленной, из какой модальности клиент говорит чаще всего, а какую вообще употребляет;

· проанализировать связь проблемы, конфликта или затруднения клиента с его модальностями, пронаблюдать, в какой из модальностей может находиться проблема;

· обратить внимание на паттерны поведения, речь, невербальные "эмоциональные проявления клиента, чтобы понять, как и где именно проявляется проблема или затруднение клиента и как это влияет на него;

· обратить внимание на свои ощущения и то, как сам консультант, находясь в эмпатической связи и глубоком контакте с клиентом, реагирует на проблемы клиента, из какой модальности к нему поступает наибольшее количество сигналов и информации;

· обратить внимание на общее физическое состояние, например, у кинестетиков часто проблема выражается на соматическом уровне;

· обратить внимание на связь ведущей или подавленной модальности и способы взаимодействия клиента и построение отношении с окружающими, если локус его жалобы лежит в области взаимоотношений со средой, например жалоба клиента не непонимание со стороны близкого человека может быть проинтерпретирована с точки зрения преобладания у них разных модальностей;

· использовать специально разработанные методы экспресс диагностики ведущей модальности.

При терапевтическом воздействии целями консультанта являются:

· подведение клиента к осознанию своих модальностей и умению читать и понимать их сигналы;

· расширение набора модальностей клиента, реабилитация подавленных модальностей с целью расширения способов функционирования в среде;

· формирование умения читать и понимать модальности других людей с целью более адаптивного взаимодействия с ними.

В терапевтическом взаимодействии с модальностями клиентаконсультант может использовать следующие способы работы:

· основной способ работы с модальностью — постепенное изменение одного из параметров восприятия, отслеживая взаимосвязь с эмоциональными изменениями клиента, например на основе с продуцированного клиентом образа менять цвет, яркость, силу звука и т. п.;

· усиливать или уменьшать остроту ощущений от работы с образом клиента в зависимости от того, какова цель вмешательства — снизить негативное влияние проблемы или создать ресурсность личности,

· с помощью специально разработанных приемов и упражнения вводить клиента в разные модальности, "двигать" клиента в его каналах восприятия и отражения, провоцируя на проживания различных состояний в различных модальностях;

· создание образов в ведущей системе клиента (аудиальные, визуальные, кинестетические образы) и последующая работа с ними;

· перемещение образов из одной системы в другую;

· работа с качественными характеристиками образов;

· применять ассоциированное или диссоцированное восприятие в работе с модальностью в зависимости от целей консультирования и особенностей проблематики клиента.

Ассоциированное восприятие способствует усилению переживаний и ощущений, так как предполагает нахождение клиент внутри созданного им визуального, кинестетического или аудиального образа, поэтому часто используется как инструмент для формирования ресурсности личности.

Диссоциированное восприятие направлено на снижение переживаний, так как клиент занимает позицию наблюдателя и участвует в восприятии как бы со стороны, отстранение, поэтому такое восприятие часто используется для работы с негативными переживаниями и ситуациями и они как бы выталкиваются вовне, за пределы личности и восприятия клиента.

Используя методы ассоциации/диссоциации или метод усиления/уменьшения образа, консультант может способствовать клиенту в решении многих проблем, например:

· в принятии решений, когда происходит проработка сомнений и неуверенности и усиление ресурсов личности для принятия важного решения;

· коррекции убеждений и установок клиента, используя работу с сомнениями, анализ проблемных убеждений;

· работе с построением целей и формированием будущего, используя "экран" образов и путешествие во времени;

· работе с телесными ощущениями, используя кинестетическую модальность.

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.