БИЛЕТ. КЗ в 1965-1985 гг: нарастание системного кризиса в экономике. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

БИЛЕТ. КЗ в 1965-1985 гг: нарастание системного кризиса в экономике.

2017-06-19 1947
БИЛЕТ. КЗ в 1965-1985 гг: нарастание системного кризиса в экономике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обсудив на октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС волюнтаризм и субъективизм в решении всех вопросов внутренней и внешней политики, новое руководство страны первостепенное внимание уделило восстановлению дееспособности партии и партийно-государственного аппарата. 16 ноября 1964 года Пленум ЦК КПСС свернул партийную реформу 1962 года и постановил вернуться к предусмотренному уставом партии территориально- производственному принципу построения партийных организаций и их руководящих органов. В течение последующего месяца промышленные и сельские областные и краевые партийные организации были объединены. Одновременно были восстановлены единые советские органы.

В 1965 году в центре внимания стояли вопросы экономики страны. Было решено укрепить экономические отношения в обществе, поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начать стабилизацию экономики и сельского хозяйства.

С докладом по основному вопросу развития сельского хозяйства выступил Л.И.Брежнев. Он отметил ошибки в руководстве, которые подвели сельскохозяйственное производство к предкризисной черте: нарушение экономических законов и принципов материальной заинтересованности; субъективизм в планировании, финансировании и кредитовании сельского хозяйства; малые капиталовложения; необоснованные перестройки руководящих органов; многочисленные шаблонные указания сверху по агротехнике, структуре посевных площадей и другим вопросам; игнорирование знаний и опыта специалистов.

Подъем колхозного и совхозного производства был назван жизненно важной задачей. Мартовский (1965 г.) пленум ЦК поручил правительству СССР принять неотложные меры. Были подняты цены на сельхозпродукцию, введены надбавки за ее сверхплановую продажу, укреплена материальная база колхозов и совхозов, изменена налоговая политика. Были также приняты меры для внедрения хозрасчета в сельском хозяйстве, предусматривающий стимулирование труда.

Стабильный долговременный план, хорошие цены, государственные кредиты – все это привело к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.

Но проблема села по-прежнему оставалась не решенной. Даже перевод ряда хозяйства в 1967 году на хозяйственный расчет не привел к коренному перелому. Усиление текучести кадров привело к регулярному использованию в сельском хозяйстве труда армии и горожан, а также приглашением рабочей силы из других республик. Так, во время уборочных работ в 1968 году в Казахстан было направлено 16 тыс. комбайнеров и несколько тысяч военнослужащих. Традиционным стало применение труда учащихся и студентов на сельхозработах.

Экономическая реформа 1965 года.

Несмотря на впечатляющие успехи промышленного производства в годы семилетки, руководство страны решило реформировать и эту сферу экономики. Инициатором реформы стал Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. 27 сентября 1965 года на очередном пленуме ЦК партии он обосновал ее необходимость и наметил основные направления в докладе «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».

Серьезными недостатками в руководстве промышленностью Косыгин назвал:
1) превалирование административных методов в ущерб экономическим;
2) ограничение самостоятельности предприятий большим числом плановых показателей, слабость системы материального поощрения работников и территориальный (совнархозовский) принцип управления, который сдерживал отраслевую специализацию, отдалил науку от производства, раздробил управление.

Основными направлениями экономической реформы 1965 года («реформы Косыгина») стали: возвращение к отраслевому (министерскому) принципу управления; перевод предприятий на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетание государственного планирования с местной инициативой («встречным планированием»).

В октябре 1965 года решения сентябрьского пленума были конкретизированы в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства. В Казахстане в 1966 году на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. К концу 1967 года в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 промышленных предприятия. К 1970 году уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет.

В 60-е годы в Казахстане было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики республики преимущественное развитие получили добывающие отрасли.

В 70-ые годы процесс преобразования колхозов в совхозы и переход на хозрасчет привели к увеличению объемов сельхозпродукции.

В 70-ые годы Казахстан занимал среди союзных республик по производству каракуля второе место,по производству зерновых 2е место,по производству мяса и яиц 3е место,по производству молока 4е место. Казахстан давал около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40% - кормовых фосфатов, до 70% - меди, цинка, свинца. Он занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье – по добыче угля, железных и марганцевых руд.

Пятилетние планы социально-экономического развития составлялись с учетом того, что экономика Союза ССР превратилась к 70-м годам в единый народнохозяйственный комплекс, народное хозяйство всех 15 союзных республик составляло неразрывное целое. В этом видели главную экономическую гарантию нерушимости Советского Союза и дружбы народов СССР. Укрепление экономического могущества союзного государства было делом всех республик и велось в интересах всех республик, независимо от того, где создавались промышленные объекты.

Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использования резервов республики, вовлечения в оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. За период с 1970 года по 1985 годы общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое.

И все же, если рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно будет заметить ее сохранявшуюся сырьевую направленность. Сырьевая направленность экономики республики привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.

Социалистические соревнования стали способом восполнения пробелов.Главной причиной низкой эффективности сельского хозяйства явилось отчуждение крестьянства от результатов труда.

Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису.

Сельское хозяйство.

Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. Достаточно привести тот факт, что 1981-1985 годы фактически не произошло прироста валовой продукции сельского хозяйства. Посевные площади в республике были огромны, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га, но в указанные годы стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицыК началу 80-х годов сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Необходимы были решительные меры. В этой обстановке было принято решение о разработке специальной Продовольственной программы которую утвердил майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС. Однако, как и прежде, программа, разработанная в рамках устаревшей системы управления, несла на себе следы застоя, половинчатости. Она не затрагивала главного звена в сельском хозяйстве – интересов крестьянства, преобразования экономических отношений в деревне, коренной перестройки хозяйственного механизма. В результате, несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение по ряду продуктов питания, снова появились карточки., было убыточным

28 вопрос. Политика «перестройки» в Казахстане: основные этапы и их характеристика (1985-1991 гг)

К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризиса. Административно-командная система была не в состоянии отвечать реалиям современной эпохи. Стала ощущаться настоятельная необходимость обновления всех сторон общества, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы.

В марте 1985 года, после смерти К.Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С.Горбачев. Вскоре состоялся апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором многие вопросы общественно-экономической жизни были поставлены по-новому. Был провозглашен курс на ускорении социально-экономического развития страны. Горбачевский период (1985 -1991 гг.) продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы четыре этапа:

1-ый этап – март 1985 – январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами – «ускорение» и «больше социализма».

2-ой этап – 1987 – 1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги – «больше демократии» и «гласность».

3-й этап -1989 -1990 гг. период «разброда и шатания». Для этого периода характерен был раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.

4-й этап – 1990 – 1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы. Политическим банкротством КПСС и распадом СССР.

 

Политика перестройки в Казахстане (1985-1991 гг.).

Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М.Горбачёвым, имел на начальном этапе ту цель, что и попытки предшественников– показать себя со стороны хорошего деятеля и демократичного реформатора. Эта система реформ вошла в историю как «перестройка», которая делилась на три этапа:

1. Апрельский пленум 1985 г. – лето 1987 г. В рамках первого этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию ускорения. Как предполагало руководство страну выведет из застоя борьба с пьянством и распущенностью. Но основной упор делался на приобретение приборов гражданских отраслей машиностроения, что позволит к 1990 г. увеличить число станков, отвечающим мировым стандартам, до 90%. В аграрном секторе ускорение виделось во внедрении достижений НТР. Между тем, всякие идеи ускорения в отсутствии рынка и частной собственности становились иллюзиями. Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась в сельском хозяйстве. Государственная колхозно- совхозная система уже по своей природе не могла воспринять достижения

НТР. Колхозники, будучи бесправными, были равнодушны к общественному производству и воспринимали эту работу как своеобразную обязанность.

Поэтому об интенсификации производительности труда не могло быть и речи. Что касается наведения порядка, то введённые законы повысили производительность лишь на 1%, и тот держался всего год. В результате государство недосчиталось 67 млрд. рублей и обострению ситуации на потребительском рынке. В средней Азии и Казахстане были вырублены бесчисленные насаждения виноградных культур, которые до сих пор не удалось восстановить.

 

2. Второй этап. Лето 1987-май1989 гг. Начальный период «перестройки» показывает, что одними только «косметическими» методами не изменить ситуацию к лучшему и что причины лежат в системе производственных отношений. Общество начало понимать, что путь к развитию экономики лежит через рынок и частную собственность, через которые прошли все цивилизованные государства. Однако руководство страны продолжало находиться в состоянии медлительности и излишней осторожности. Именно этим объясняются попытки соединить план и рыночную стихию и тем самым выйти на некую модель социалистического рынка. Результатом этого периода стали половинчатые и аморфные законы о государственном предприятии и о кооперации. Хотя они о сообщили обществу некоторый прогресс, но основных проблем не решили. Требовались гораздо более радикальные меры.

 

3. Третий этап. Май 1989 г. – август 1991 г. В самом начале «перестройки» была декларирована официальная установка на всемерную демократизацию всех сторон общественной жизни. Однако уже декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате показали невозможность реализации такой идеи в рамках тоталитарного режима. Уже в 1985-1986 гг. М. Горбачёв начал избавляться от соратников Л. Брежнева, среди которых был Д. Кунаев. 16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило это сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма. Декабрьские события показали, что область демократизации была в весьма суженных пределах. Любая критика в адрес Системы была недопустима. Но уже 1987 г. в республике появляются первые неформальные объединения. Эти объединения сначала затрагивали вопросы экологии. Система не закрывала эти движения, потому что ей это было выгодно. С одной стороны, допускалась критика, но с другой стороны ничего не предпринималось для изменения ситуации. Следующим этапом в развитии неформальных организаций стало создание национально-культурных и историко-просветительских объединений. Далее создаются рати и движения с более политической направленностью. Летом 1989 г. создаётся движение «Желтоксан», которое занималось вопросами о справедливой оценке декабрьских событий 1986 г.

Позже движение переформировалось в одноимённую партию, целью которой было отделение от СССР и создание нового независимого государства. В июне-июле 1990 г. на учредительной конференции в Алма-Ате оформилось гражданское движение «Азат». Экономическая программа движения «Азат» была более аморфной, она предполагала развитие смешанной экономики, по типу китайской модели. Идея частной собственности признавалась якобы неадекватной национальными традициями казахов. Другое движение -

«Невада-Семипалатинск», возглавляемое культурным деятелем Олжасом Сулейменовым, вело борьбу за закрытие атомного полигона в г.Семипалатинске. Итак, в рассматриваемый период в Казахстане создалось множество разных партий и движений. На протяжении 1990-1991 гг., когда в стране обсуждался вопрос о будущем СССР, Казахстан и другие страны Средней Азии активно выступали за сохранение СССР, но уже в форме федерации. Однако в стране преобладали центробежные силы, и вскоре произошёл крах великой державы.

 

 

29 БИЛЕТ:Попытка выхода из экономического кризиса:законы о кооперации, индивидуальной трудовой деятельности,закон о предприятии и др.(1987-1988гг)

 

С 1985 г. начинают предприниматься попытки оздоровления экономики, однако они не затрагивали основ экономической политики, поэтому были обречены на провал. Планировалось реорганизовать систему управления хозяйством, развивать машиностроение, за счет которого модернизировать другие отрасли и увеличить темпы производства. Был увеличен импорт новейшей западной техники, однако это не дало ожидаемых результатов. Борьба за укрепление дисциплины на производстве переросла в антиалкогольную кампанию, приведшую к росту наркомании, самогоноварения, токсикомании, сокращению поступлений в государственную казну. С начала 1987 г. начался спад производства. В июле 1988 г. государство было вынуждено легализовать деятельность предприятий с негосударственной собственностью -кооперативов. Однако кооперативный сектор развивался только в сфере услуг и не затрагивал основ экономики. В Казахстане к 1991 г. количество кооперативов достигло 15 тыс., а работало в них 220 тыс. человек, т.е. это были мелкие предприятия по 10-15 работников. Начиная с 1987 г. государство начало строить "планово-рыночную" экономику без кардинального изменения отношений собственности, это привело к увеличению неуправляемости экономики, к разрыву межотраслевых и межреспубликанских связей. Уже в 1988-1989 году началось ускоряющееся падение уровня жизни казахстанцев. Провозглашенная Г. Колбиным программа по широкомасштабному жилищному строительству, несмотря на огромные вложенные средства, завершилась провалом, уже в 1989 г. начались массовые выступления рабочих. В июле забастовки охватили шахты Карагандинского бассейна, волнения были и на других предприятиях. Ошибкой руководства стало введение выборности директората, приведшее к дестабилизации производственных отношений В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало экономическим и политическим реформам. Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг. В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование. В 1988 году был принят закон «О кооперации в СССР». В 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет. Все эти уступки “капитализму”, осуществлялись по принципу - шаг вперед, два шага назад. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%); к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5 % трудоспособного населения, на селе в руках Билет № 30: Горбачевская политика «гласности и демократизации» (1986-1991гг.)

К середине 80-х гг. развивались кризисные явления в социально-экономической системе СССР. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете, падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.

В марте 1985 года, после смерти К. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев.

Первый этап (1985-1987). Ускорение.

Одним из ее первых шагов была массовая замена кадров – с тем, чтобы в центре и на местах к власти пришли люди, поддерживающие идеи реформ.

Поначалу Горбачев не предполагал проведение коренных реформ. Горбачев собирался постепенно расширить товарно-денежные отношения, предоставить предприятиям хозяйственную самостоятельность, перевести большинство предприятий на самоокупаемость, доведя хозрасчет практически до 100 процентов. В рамках ускорения также осуществлена массовая антиалкогольная кампания, введена госприемка, предприняты попытки бороться с коррупцией.

Однако вскоре Горбачев и его соратники поняли, что для успешных перемен к лучшему всех этих мер недостаточно – необходима серьезная политическая реформа.

Второй этап (1987-июнь 1989). Гласность. Демократизация. Новое мышление.

В общественной жизни провозглашается политика гласности. Смягчена цензура в СМИ, разрешено говорить о сталинских репрессиях, о ранее запрещенных событиях советского прошлого. В СССР впервые признается частная собственность. Узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

СССР отказывается от классового подхода в дипломатии и предпринимает меры для улучшения отношений с Западом на основе партнерства и взаимного доверия.

В СССР начала формироваться многопартийность. Появлялись партии, альтернативные КПСС – новые политические силы, выступавшие за демократию западного образца и переход к рыночной экономике.

В стране прошла конституционная реформа. Провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей, создание советского парламентаризма. Создан новый высший орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Верховный Совет превращен в постоянно действующий парламент. Изменено избирательное законодательство, его главное новшество: выборы должны проходить на альтернативной основе. Советские люди впервые получили возможность выбирать из нескольких кандидатур.

В 1989 году прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов Горбачев избран председателем Верховного Совета. Относительно свободные выборы привели к тому, что депутаты стали играть важную роль в политической жизни страны.

В 1990 году введен пост Президента СССР. На III Съезде народных депутатов СССР президентом избран М.С.Горбачев.

Большинство населения встретило перемены с воодушевлением. Однако политическая свобода привела к тому, что неизбежно вскрылись все общественные противоречия, которые тлели в советском обществе многие десятилетия, подавляемые властями. Вспыхивают первые межнациональные конфликты, нарастает сепаратизм. А ухудшающееся экономическое положение их только подогревает, ускоряя центробежные силы.

Третий этап (1990-1991). Политический кризис. «Парад суверенитетов». Распад СССР.

Политическая ситуация в стране резко обострилась. Началось противостояние коммунистического режима с новыми политическими силами, которые возникли в результате демократизации общества.

В марте 1990 года отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Тем самым уравнены в правах все политические партии. Гегемония КПСС закончилась.

В экономике наступает глобальный кризис. Усиливаются центробежные силы на периферии. Начинается «парад суверенитетов». В 1990 году Литва первой из союзных республик объявила о своей независимости.

Центральные власти прилагали большие усилия для сохранения СССР. В марте 1991 года в стране прошел референдум, на котором большинство поддержали сохранение Советского Союза как единого государства. Был подготовлен проект нового Союзного договора, который предполагалось подписать в августе. Эстония, Латвия, Молдавия и Армения отказались от участия в Союзном договоре, заявив о переходе к независимости. Остальные республики согласились подписать его.

Но все изменилось в августе 1991 года, когда группа коммунистов-заговорщиков осуществила путч, чтобы отстранить Горбачева от власти, устроить государственный переворот и вернуть власть под контроль компартии. Благодаря решительным действиям властей РСФСР во главе с президентом России Ельциным путч был подавлен. Но после этого начался стремительный распад СССР. Союзные республики одна за другой стали заявлять о выходе из состава СССР.

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще главы России, Украины и Белоруссии объявили о создании Содружества Независимых Государств. Это было фактическим концом СССР.

26 декабря 1991 года Горбачев заявил о сложении с себя полномочий Президента СССР.

Советский Союз прекратил существование.

арендаторов находилось 2% земли и 3% скота.

 

39 БИЛЕТ:Обвальный кризис постсоветской экономики Казахстана (1992-1996 гг)
После обретения Казахстаном государственной независимости перед республикой встала задача осуществления перехода к рыночной, социально-экономический ориентированной экономике. Однако в начале 90-х годов «политика шла впереди экономики», и это способствовало разрыву экономических связей, во многом искусственных, что привело в первые годы суверенитета к негативной цепной реакции: остановились целые заводы и фабрики, десятки тысяч рабочих и служащих оказались без средств к существованию. Разорились субъекты сельского хозяйства, поскольку они перестали получать дотации и субсидии, в итоге колхозы и совхозы оказались банкротами. Поэтому к 1991 году экономическое положение Казахстана, как и других республик бывшего СССР, сильно ослабло. ВВП снизился на 12 %, нарастал товарный голод, в одночасье опустели прилавки магазинов, не хватало средств на зарплату и пенсии. Производство потребительских товаров стало минимальным, что отражало несоответствие спроса и предложения. Начиналась всеобщая гонка за прибылью только за счет роста цен. Поскольку экономика республики оказалась в условиях товарного дефицита, нараставшей гиперинфляции, руководство республики приняло единственно правильное решение, провозгласив либерализацию цен.

В этот период с 1991 по 1995 год в Казахстане наблюдался экономический спад. Казахстан в данных условиях нуждался в выработке жесткой финансовой и денежно-кредитной политики, а также во введении собственной национальной валюты

15 ноября 1993 года Указом Главы государства Н. А. Назарбаева была введена национальная валюта — тенге. Период введения национальной валюты в Казахстане характеризовался обвальным спадом производства и галопирующей инфляцией. В 1993 году среднемесячный темп инфляции составил 30,1 %, спад реального ВВП — 9,2 %. В данных условиях Правительство и Национальный банк определили в качестве первоочередных задач постепенное снижение инфляции и одновременно сдерживание спада производства. В 1995 году в экономике Казахстана произошло замедление темпов экономического спада и значительное снижение уровня инфляции, что было достигнуто с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Принятые меры позволили обуздать гиперинфляцию: уровень инфляции снизился с 2265 % в 1993 году до 60 % в 1995 году.

В первые годы независимости в связи с переходом к рыночной экономике и рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были охвачены кризисом. В результате в 1991-1996 годы производство значительно сократилось. Сокращение объема производства составило: в химической и нефтехимической промышленности - 71%, в легкой промышленности - 84%, деревообрабатывающей промышленности -76%, в машиностроении и

металлообработке -64%, строительстве -82%, в производстве электроэнергии -30%, черной металлургии -30%, цветной металлургии -28%, в производстве топлива -40%.

Процесс разгосударствления собственности в республике начался с первых дней независимости. В 1992 году было приватизировано 6200, в 1993 году — 2700 предприятий. В эти годы в основном были приватизированы малые предприятия торговли, бытового обслуживания и общепита.

Программа приватизации была продолжена в 1994-1996 годы. В 1996 году поступление в бюджет составило 19,5 млн тенге. За два первых месяца 1997 года за счет проданных предприятий в бюджет поступило свыше 2 млрд. тенге.

В 1993 - 1996 годы в экономику Казахстана было инвестировано около 7 млн. долларов иностранных средств.

Так же в начале 90-х гг. усилился начавшийся в конце 80-х гг. отток русскоязычного населения в Россию и другие республики. В 1989–1996 гг. чистая миграция из страны составила 7,9% от численности населения.

Политический кризис в Казахстане разразился в марте 1995 года, приведя к роспуску парламента и отставке правительства. Позднее в том же году был проведён референдум о продлении полномочий президента, а затем принята новая конституция, ликвидировавшая, среди прочего, Конституционный суд. В результате кризиса с марта по декабрь 1995 года в Казахстане отсутствовала законно избранная законодательная власть.

В марте 1994 года был избран парламент, «в котором сформировалась парламентская оппозиция. Её ядро составили большинство депутатов от фракций Социалистической партии, Федерации профсоюзов, Народного конгресса Казахстана, создавшие в парламенте группу „Прогресс“. Главным требованием оппозиции стал отказ от рекомендаций Международного валютного фонда».

29 апреля 1995 года состоялся референдум о продлении сроков полномочия Президента до 2000 года. По официальным данным, в голосовании приняло участие свыше 91 % граждан, имевших право голосовать, свыше 95 % из них высказались за продление полномочий. В августе была принята новая конституция, проект которой был раскритикован в заявлении шести членов Конституционного суда; в декабре состоялись новые парламентские выборы.

После обретения Казахстаном государственной независимости перед республикой встала задача осуществления перехода к рыночной, социально-экономический ориентированной экономике. Однако в начале 90-х годов «политика шла впереди экономики», и это способствовало разрыву экономических связей, во многом искусственных, что привело в первые годы суверенитета к негативной цепной реакции: остановились целые заводы и фабрики, десятки тысяч рабочих и служащих оказались без средств к существованию. Разорились субъекты сельского хозяйства, поскольку они перестали получать дотации и субсидии, в итоге колхозы и совхозы оказались банкротами. Поэтому к 1991 году экономическое положение Казахстана, как и других республик бывшего СССР, сильно ослабло. ВВП снизился на 12 %, нарастал товарный голод, в одночасье опустели прилавки магазинов, не хватало средств на зарплату и пенсии. Производство потребительских товаров стало минимальным, что отражало несоответствие спроса и предложения. Начиналась всеобщая гонка за прибылью только за счет роста цен. Поскольку экономика республики оказалась в условиях товарного дефицита, нараставшей гиперинфляции, руководство республики приняло единственно правильное решение, провозгласив либерализацию цен.

В этот период с 1991 по 1995 год в Казахстане наблюдался экономический спад. Казахстан в данных условиях нуждался в выработке жесткой финансовой и денежно-кредитной политики, а также во введении собственной национальной валюты

15 ноября 1993 года Указом Главы государства Н. А. Назарбаева была введена национальная валюта — тенге. Период введения национальной валюты в Казахстане характеризовался обвальным спадом производства и галопирующей инфляцией. В 1993 году среднемесячный темп инфляции составил 30,1 %, спад реального ВВП — 9,2 %. В данных условиях Правительство и Национальный банк определили в качестве первоочередных задач постепенное снижение инфляции и одновременно сдерживание спада производства. В 1995 году в экономике Казахстана произошло замедление темпов экономического спада и значительное снижение уровня инфляции, что было достигнуто с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Принятые меры позволили обуздать гиперинфляцию: уровень инфляции снизился с 2265 % в 1993 году до 60 % в 1995 году.

В первые годы независимости в связи с переходом к рыночной экономике и рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были охвачены кризисом. В результате в 1991-1996 годы производство значительно сократилось. Сокращение объема производства составило: в химической и нефтехимической промышленности - 71%, в легкой промышленности - 84%, деревообрабатывающей промышленности -76%, в машиностроении и

металлообработке -64%, строительстве -82%, в производстве электроэнергии -30%, черной металлургии -30%, цветной металлургии -28%, в производстве топлива -40%.

Процесс разгосударствления собственности в республике начался с первых дней независимости. В 1992 году было приватизировано 6200, в 1993 году — 2700 предприятий. В эти годы в основном были приватизированы малые предприятия торговли, бытового обслуживания и общепита.

Программа приватизации была продолжена в 1994-1996 годы. В 1996 году поступление в бюджет составило 19,5 млн тенге. За два первых месяца 1997 года за счет проданных предприятий в бюджет поступило свыше 2 млрд. тенге.

В 1993 - 1996 годы в экономику Казахстана было инвестировано около 7 млн. долларов иностранных средств.

Так же в начале 90-х гг. усилился начавшийся в конце 80-х гг. отток русскоязычного населения в Россию и другие республики. В 1989–1996 гг. чистая миграция из страны составила 7,9% от численности населения.

Политический кризис в Казахстане разразился в марте 1995 года, приведя к роспуску парламента и отставке правительства. Позднее в том же году был проведён референдум о продлении полномочий президента, а затем принята новая конституция, ликвидировавшая, среди прочего, Конституционный суд. В результате кризиса с марта по декабрь 1995 года в Казахстане отсутствовала законно избранная законодательная власть.

В марте 1994 года был избран парламент, «в котором сформировалась парламентская оппозиция. Её ядро составили большинство депутатов от фракций Социалистической партии, Федерации профсоюзов, Народного конгресса Казахстана, создавшие в парламенте группу „Прогресс“. Главным требованием оппозиции стал отказ от рекомендаций Международного валютного фонда».

29 апреля 1995 года состоялся референдум о продлении сроков полномочия Президента до 2000 года. По официальным данным, в голосовании приняло участие свыше 91 % граждан, имевших право голосовать, свыше 95 % из них высказались за продление полномочий. В августе была принята новая конституция, проект которой был раскритикован в заявлении шести членов Конституционного суда; в декабре состоялись новые парламентские выборы.

ВАРИАНТ:ДЕКАБРЬСКИЕ СОБЫТИЯ 1986 ГОДА

Декабрьские события в Алма-Ате, известные также как Декабрьское восстание — выступления казахской молодёжи, произошедшие 17—18 декабря 1986 года в Алма-Ате, бывшей в то время столицей Казахской ССР, принявшие форму массовых протестов и народных восстаний против коммунистической власти. Волнения начались из-за решения Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва о снятии с должности первого секретаря компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева и замене его на ранее никогда не работавшего в Казахстане Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома партии. Утром 17 декабря участники мирного митинга требовали назначить на должность главы республики представителя коренного населения

 

К полудню 17 декабря на площади им. Л.Брежнего демонстрантов было около 5 тыс. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов (18 декабря).

В дальнейшем, Митинги и демонстрация протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде и в других городах. По официальным данным, около 900 студентов были отчислены из институтов, уволены с работы 320 участников событий, исключены из рядов КПСС – 50, из ВЛКСМ- 750. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, под 100 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы.

 

25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма». Рассматривать данные выступления стоит как резко националистические, так как во время демонстрации, митингующие держали в руках плакаты с лозунгами «Нам нужен руководитель — казах!», «Хватит диктовать!», и портреты Ленина. Декабрьские события следует рассматривать как политический акт, а не националистический.

 

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что проявление казахского национализма является ошибочным.

 

Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни.

 

Политический кризис в СССР отразился на обстановке Казахстана. Период с декабря 1986 года по июнь 1989 года- время пребывания на посту первого секретаря ЦК КПСС Г. Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популистского характера. Они были призваны сгладить тяжелое впечатление, оставшееся у общественности республики после декабрьских событий 1986 года.

 

Была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК, прием в вузы начал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и не казахов.

 

Была принята и широко разрекламирована государственная программа по строительству жилья «Жилье-91», которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы в Казахстане к 1991 году


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.