Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-06-13 | 1320 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Особенности методики развития связной речи у детей дошкольного возраста, виды детского рассказывания, последовательность обучения им, приемы, условия, способствующие эффективности обучения были рассмотрены А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинским, Е.А. Флериной и другими.
Цель «первоначального наглядного обучения» К.Д. Ушинский видел в овладении «даром слова». Под «даром слова» он понимал умение верно выражать в словах свои мысли, наблюдения. С этой целью необходимо упражнять детей в «наблюдательности, логичности».
Основой для развития речи и составления рассказов, последовательных во времени, К.Д. Ушинский считал предметное и природное окружение, картины и игрушки. Он отмечал, что дети должны быть самостоятельны в обучении, что проявляется в умении ребенка выразить своими словами, понятно для окружающих собственные самостоятельные мысли [16].
Идеи К.Д. Ушинского были развиты и конкретизированы Е.И. Тихеевой применительно к детям дошкольного возраста. Ею была показана роль монологической речи, ее связь с диалогической. Предложены некоторые средства и формы обучения монологу, определены доступные дошкольникам виды рассказывания.
Развитию речи вообще и развитию связной монологической речи, в частности, она отводила первостепенную роль. Е.И. Тихеева считала, что обучать рассказыванию можно в процессе любого вида работы. Это и общение в быту, беседы с детьми, согретые интересом ребенка к тому, что он видит в данный момент или видел (слышал) когда-то или, о чем ему читали.
Беседу, то есть диалог взрослого с ребенком, Е.И. Тихеева называла могущественным фактором развития речи, а говоря о пересказе, отмечала то, что прослушивание текстов помогает ребенку «уяснить» основную мысль (тему) произведения и его структурные части. Этому помогает выбор для пересказа адаптированных текстов с «ясным соотношением частей» (завязка, средняя часть, концовка). Для обучения дошкольников рассказыванию Е.И. Тихеева рекомендовала использовать картины, предметы, явления окружающей жизни, художественную литературу, труд, рассказы, беседы и т.д [13].
|
В последующие годы А.М. Бородич, М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина, О.И. Соловьева, Е.А. Флёрина и другие осуществляли поиск методов формирования связной речи.
Так, Е.И. Флёрина большую роль отводила работе с «живым» словом, в художественной литературе. Она считала, что литературные произведения расширяют знания и представления дошкольников об окружающем, обогащают содержание самостоятельных высказываний детей [2].
Радина Е.И. считала, что основной путь развития детской речи – это общение маленького ребенка с взрослыми и более старшими детьми, особенно в разнообразных играх (сюжетно-ролевых, настольных, хороводных). В ходе беседы воспитатель побуждает детей к суждениям, догадкам, то есть учит их логически мыслить. В беседе ребенок приобретает умение слушать собеседника, выражать свои мысли в слове, что является важным условием развития связной речи [3].
В исследовании М.М. Кониной намечена последовательность в работе с картиной. Особого внимания заслуживает то, что выделяются два направления в обучении рассказыванию по картинам – их описание и составление повествовательных рассказов.
Т.И. Репина показала роль картинки в овладении связной речью дошкольниками. Автором доказано, что картинка является стимулом, побуждающим ребенка к высказыванию, позволяет обогатить содержание рассказа, логически выстроить его.
А.М. Дементьева представила методику обучения детей рассказыванию, которая стала традиционной для дошкольных образовательных учреждений. Она выделила пять видов рассказывания: рассказ по наблюдению (описание предметов, явлений), рассказ по памяти, пересказ литературного текста, рассказывание по сюжетной картине, творческий рассказ.
|
Определяя диалог и монолог как две формы связной речи, А.М. Дементьева подчеркивала отличие диалогической речи от монологической, выделяла взаимосвязь монолога с развитием словаря, освоением грамматического строя родного языка и общей культуры речи [5].
Главным в произвольности и осознанности построения высказывания, подчеркивал Ф.А. Сохин, является способность отбора языковых средств, наиболее точно соответствующих выражаемому в речи содержанию и конкретным условиям общения. Поэтому решение задачи формирования связности речи обязательно предполагает обогащение речи детей сложными синтаксическими конструкциями, усвоение детьми синонимических рядов [23].
Чем богаче представления ребенка о предмете речи, тем быстрее он осуществляет отбор слов для своего высказывания. Такой вывод cделала В.И. Яшина.
В.И. Логинова рассматривала процесс обогащения словаря за счет постепенного увеличения, углубления и обобщения знаний, представлений детей о предметном мире. По её мнению, дошкольник постепенно овладевает знанием, смысловым содержанием слова, подчеркивает связь словарной работы с другими сторонами речевой работы.
Исследование О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной показало, что работа над смысловой стороной слова благодаря развитию умений, семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания, способствует совершенствованию связной речи детей как в отношении качеств связной речи (в частности, ее плавности, преодоления пауз), так и в отношении ее образности и выразительности. Е.М. Струнина доказала, что раскрытие многозначности слов важно и для развития связной речи, умения сознательно выбирать наиболее точные и подходящие слова. Правильность высказывания зависит от того, насколько точно передает смысл выбранное слово. В работе большое значение придается речевым ситуациям, так как они важны для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. Таким образом, Е.М. Струнина и О.С. Ушакова доказали, что специально организованная лексическая работа, в которой большое внимание уделяется формированию различных операций со словом, семантических сопоставлений, оценки, отбора слов, оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи дошкольников [14]. А.И. Лаврентьева отмечала, что очень важна работа над содержательной стороной речи. Она утверждает, что формирование словаря дошкольников происходит на основе его функционирования в условиях коммуникации, оказывает влияние на развитие всех сторон речи и на адекватность отбора детьми лексики при построении самостоятельного связного высказывания [19].
|
В конечном итоге словарная работа оказывает влияние на развитие связной речи. Это проявляется в умении ребёнка выбрать при построении связного высказывания наиболее точные и подходящие слова.
Необходимость обучения многим видам рассказывания внесла в практику работы с дошкольниками существенные изменения. Так, В.В. Гербова, Э.П. Короткова и другие раскрыли возможность и необходимость проведения подготовительной работы по обучению рассказыванию, начиная со второй младшей группы детского сада. В основе ее должно быть развитие у детей навыков разговорной речи, использование эмоциональной установки на предстоящее задание и игровых приемов обучения.
Так, исследования Л.В. Ворошниной, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, А.Е. Шибицкой и других, посвящены вопросам формирования творческого рассказывания, Н.Ф. Виноградовой - связной речи в процессе ознакомления с природой, В.А. Езикеевой, Н.М. Зубаревой, О.И. Коненко и других - рассказыванию по картинам, А.М. Богуш - осознанию правильности связного высказывания под влиянием поэтапного формирования оценочно-контрольных действий.
Н.Ф. Виноградова раскрыла особенности и методику формирования монологической речи у дошкольников на основе ознакомления с природой. Она подчеркивала, что дошкольников следует обучать сначала составлению сюжетного рассказа о природе и лишь после этого возможно обучение описанию [6].
Обосновала необходимость организации процесса обучения детей творческому рассказыванию Л.В. Ворошнина. Ребёнку специально раскрывается смысл его деятельности: зачем он рассказывает, кому это нужно, интересно и почему. Такая организация обучения приводит к осознанию детьми мотивов своей деятельности, активизации речевой деятельности, совершенствованию детских высказываний.
|
Предметом исследования таких ученых как Т.И. Гризик, А.А. Зрожевской, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной, В.И. Яшиной и других является само высказывание, текст, его структура, связность.
Так, Н.Г. Смольникова изучала формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников на основе обучения детей элементарному пониманию, осознанию структурных особенностей повествовательного текста и его построению в самостоятельном рассказывании.
А.А. Зрожевская пришла к выводу, что описание как особый вид монологической речи (текста) доступно детям четырех лет. Они уже понимают, что значит описать, как начать высказывание и закончить его.
Е.А. Смирнова определила содержание и методику обучения старших дошкольников связному повествовательному высказыванию по серии сюжетных картин и доказала эффективность обучения, обеспечивающего формирование умений выстраивать сюжетную линию рассказа, заложенную в содержании серии, композиционно завершать текст и использовать различные типы внутритекстовой связи [24].
Таким образом, анализ педагогических исследований показывает всю важность обучения и развития связной монологической речи. Подводя итог вышесказанному, отметим, что проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них мы находим свое понимание проблемы обучения рассказыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи детей дошкольного возраста.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!