Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников

2017-06-13 729
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сюжетно-ролевая игра- ведущая деятельность детей 3-7 лет. В процессе сюжетно-ролевой игры происходит интен­сивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Ведущим видом деятельности игра становит­ся не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени поводит в развлекающих его играх - игра вы­зывает качественные изменения в психике ребенка. Игра детей после трех лет значительно усложняется. Играя, ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, с другой стороны - определяет содержание взаимодействия в совместной игре.

Однако игра детей на четвертом году жизни быстро распа­дается, когда нужно поменять ситуацию, развернуть сюжет игры. Роль, как набор определенных функциональных действий с предметами, не выступает для детей младшего дошкольного возраста как способ построения совместной игры; роль и зак­люченное в ней правило взаимодействия являются лишь пред­посылкой развития совместной сюжетно-ролевой игры. К четвертому году жизни у ребенка отмечаются две относи­тельно независимые формы игрового поведения: предметно-иг­ровое взаимодействие с партнером-сверстником (включающее обмен предметными действиями) и ролевое поведение, отнесен­ное к партнеру-игрушке (включающее предметно-специфические ролевые действия и ролевую речь). Обе эти формы игрового поведения лежат в основе возникновения ролевого взаимодействия со сверстником, которое обычно фиксируется у детей к пяти годам.

Ролевое взаимодействие, в отличие от индивидуального ро­левого поведения, предполагает выделение ребенком сверст­ника как носителя условной (ролевой) позиции и обращенность на него собственных ролевых действий (предметных и речевых). Отличие ролевого взаимодействия от предметно-игрового заключается в присоединении к обмену предметными действи­ями специфических высказываний («прямой речи» от имени персонажа, роль которого берет на себя ребенок), т. е. ролевого диалога партнеров по игре. Было замечено: когда дети принимают на себя одинаковые роли, например оба ребенка хотят быть врачами, в игре появляет­ся воображаемый партнер (пациент), и дети начинают пояснять его действия. Введение и вербальное обозначение детьми вооб­ражаемого партнера предваряют и облегчают им переход от оди­наковых подражательных ролевых действий к принятию взаи­модополнительных ролей, смысловое единство которых требует непосредственного взаимодействия участников игры. В игре существуют два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Так, если ребенок взял на себя роль Карабаса-Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других пер­сонажей сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Зо­лотой ключик». Реальные взаимоотношения - это взаимоот­ношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих об­щее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недора­зумения.

В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы уста­навливать и поддерживать общение. В 3-4 года ребенок начинает интенсивно общаться со свер­стниками. Он активно ищет повод для совместной деятельнос­ти, для установления отношений. Продолжительность обще­ния зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создать и реализовать иг­ровой замысел. В совместной деятельности дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совмест­ной игре способствует дальнейшему обогащению и усложне­нию содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняе­мых взрослыми. В игре же возникает обмен опытом. Дети пе­ренимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помо­щью к взрослым. В результате игры становятся интереснее и многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою оче­редь, к усложнению реальных взаимоотношений, к увеличению количества участников игры, к необходимости более четкого согласования их действий.

Реальные взаимоотношения детей, по мнению А. П. Усо­вой, могут возникать в связи с игрой (когда дети только догова­риваются между собой), но могут протекать в скрытом виде и в ходе самой игры. Нередко они переносятся затем во взаимоот­ношения, определяемые сюжетом игры. В этом случае сюжет­ные отношения становятся формой, в которой проявляются реальные взаимоотношения. Последние могут совпадать с воз­можной логикой сюжетных отношений. Например, инициатор игры в самолеты и регулировщика, предлагая эту игру, сам становится регулировщиком. В этом случае инициатор игры и в самой игре получает возможность по праву роли руководить другими детьми.

Реальные взаимоотношения между детьми могут не соот­ветствовать логике сюжетных отношений. Например, инициа­тор игры берет на себя подчиненную роль (он изображает один из самолетов целой эскадрильи) и подчиняется ребенку, выпол­няющему роль регулировщика.

Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реаль­ными, если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально продолжает руководить игрой.

С развитием умения создавать развернутый сюжетный за­мысел, планировать совместную деятельность ребенок подхо­дит к необходимости найти место среди играющих ребят, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Если дети не могут договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети учатся делать взаимные уступки.

Развернутая сюжетно-ролевая игра - собственно ролевая игра - появляется у детей к пяти годам. Ребенок уже может использовать роль как средство совместного развертывания сюжета, то есть умеет воплощать в своих действиях содержа­ние разнообразных ролей и обозначать свою роль для партнера. Включение роли в целостную систему отношений уста­новление множественных связей между ролями - требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции, в зависимости от смены роли партнером.

Специфика сюжетно-ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. Сложность совместной игры обусловлена тем, что дети, вступая в нее, имеют свои индивидуальные замыслы (представ­ления о направлении развертывания сюжета), связанные с их личными интересами, опытом, возможностями. Принятие игро­вого замысла партнера и изменение собственного замысла с тем, чтобы выработать общую сюжетную линию в игре, требует от ребенка свободы оперирования образами событий, персона­жами.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с возросшим опытом и знаниями детей, развитием их воображения, ус­ложняется содержание игры; игровые сюжеты, представля­ют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, пре­образование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка. Однако не все события и ситуации могут быть предвосхи­щены и реализованы в игре через роль (то есть набор действий и высказываний, специфичных для какого-то лица). Поэтому на определенном этапе развития ребенка (при расширении его знаний и представлений об окружающем мире) роль начинает выступать уже как «ограничитель» творческого построения сюжета игры детьми. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка отмечается стремление не только к воссозданию в игре действий и отношений других людей, но и к твор­ческому воссозданию, придумыванию событий, участником ко­торых он хотел бы быть сам.

Такое стремление детей может быть реализовано в игре только при условии выхода за пределы ролевых способов пост­роения игры и овладения детьми способами творческого сюжетосложения.

В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обя­зательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предме­ты и действия с ними, создавать новые ситуации в своем вооб­ражении. Игра в таком случае может протекать во внутрен­нем плане.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.