Современный подход к экспертизе игры в ДОУ — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Современный подход к экспертизе игры в ДОУ

2017-06-13 673
Современный подход к экспертизе игры в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для анализа игры нужно выделить показатели, по кото­рым он будет осуществляться. Известно, что ученые пользу­ются разными единицами анализа игры. Исследования, про­веденные Н. Т. Гринявичине, Е. В. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой, Л. Д. Пеневой, А. Д. Саар, показали, что, используя игро­вую задачу как единицу анализа игры, можно разносторонне анализировать игровую деятельность ребенка. Основываясь на данных исследований, Н. Ф. Комарова разработала реко­мендации по диагностике игры детей. Для полноты анализа она выделила четыре группы показателей, в соответствии с которыми осуществляется анализ игры: содержание игры, способы решения детьми игровых задач, взаимодействие де­тей в игре, самостоятельность детей в игре. Рассмотрим каж­дую группу.

Содержание игры. Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новоселова, А. П. Усова и другие известные педагоги от­мечали, что о развитии игры свидетельствует усложнение сю­жета. Исходя из этих теоретических положений, была выделе­на группа показателей, характеризующих содержание игры. Чтобы иметь представление о содержании игры, педагогу нуж­но выяснить следующее:

1. Как у играющих детей возникает замысел?

2. Насколько разнообразны замыслы игр у детей?

3. Насколько разнообразны поставленные ребенком игровые задачи?

4. Какова степень самостоятельности детей при выборе за­мысла и постановке игровых задач?

О разнообразии замыслов можно судить на основании дли­тельных наблюдений за играми ребенка. В ситуации, когда ребенок самостоятельно не ставит игровой задачи, ему предла­гается игровая задача в косвенной формулировке: «Смотри, что-то загрустила наша кукла». Если ребенок опять не ставит игровой задачи, взрослый продолжает: «Может быть, она про­голодалась или заболела?» Если и после этого ребенок затрудняется в постановке игровой задачи, она предлагается в пря­мой формулировке: «Покорми куклу, она проголодалась». Через некоторое время проделать аналогичную работу, обращая вни­мание ребенка на другую игрушку (машину, собачку и др.).

Если игра ребенка однообразна, т. е. он ставит одну-две зна­комые игровые задачи и многократно их повторяет, то ему мож­но предложить другую игровую задачу, начиная также с косвенной ее формулировки. Например, к девочке, которая только кормит куклу и укладывает ее спать, можно обратиться: «Вся одежда у твоей дочки уже испачкалась. Что же делать?» или «Твоя дочка скоро проснется и захочет есть. Ты уже пригото­вила ей обед?»

На основании наблюдений за самостоятельными играми и анализа поведения детей в проблемных ситуациях делаются выводы о разнообразии замыслов и степени самостоятельности ребенка при их выборе и постановке игровых задач.

Способы решения детьми игровых задач. Исследования, проведенные под руководством С. Л. Новоселовой, установили, что события окружающей действительности дети отображают в играх разными способами. Для того чтобы иметь представле­ние о способах отображения действительности в игре, нужно ответить на следующие вопросы:

1. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?

2. Какова степень обобщенности игровых действий с игруш­ками?

3. Присутствуют ли в игре, игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами и какова сте­пень самостоятельности детей в использовании названных способов решения игровых задач?

4. Принимает ли ребенок на себя роль?

5. Насколько разнообразны и выразительны ролевые действия?

6. Присутствуют ли в игре ролевые высказывания?

7. Присутствует ли в игре ролевая беседа, какова степень ее содержательности?

Сведения о сформированности у детей способов решения игровых задач педагог получает во время наблюдений. Однако, выяснив в процессе наблюдения, что ребенок использует не все способы отображения действительности, характерные для его возраста, преждевременно делать выводы об их несформированности. Вполне возможно, что он просто предпочитает какой-то один способ остальным. В этом случае нужно выяс­нить, принимает ли ребенок другие, соответствующие его воз­расту способы решения игровых задач и умеет ли использовать их в своей игре.

Приведем несколько примеров, как можно выяснить, владе­ет ли ребенок предметными способами решения игровых задач. К мальчику, который «моет» машину тряпочкой, можно обратиться так: «Твоя машина очень большая, ее удобнее мыть из шланга». Вместо шланга предложить шнур, прыгалки.

Ребенок «ремонтирует» машину, используя игрушечные инструменты. Воспитатель предлагает деталь строительного материала: «Ты ремонтируешь машину? Тогда тебе, наверно, пригодится эта масленка. В ней машинное масло».

Взаимодействие детей в игре. Игровые задачи дети могут решать индивидуально или совместно с кем-нибудь. При со­вместном решении игровых задач дети вступают во взаимо­действие.

В исследованиях Т. В. Антоновой, Р. А. Иванковой, Т. А. Мар­ковой, А. П. Усовой, Е. И. Щербаковой рассматриваются особен­ности взаимодействия детей в игре. На основании этих иссле­дований выделена группа показателей, характеризующих взаи­модействие детей в игре:

1. Вступает ли ребенок во взаимодействие?

2. Кому ребенок ставит игровые задачи: взрослому или свер­стнику?

3. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?

4. Какова длительность взаимодействия детей в игре?

В процессе наблюдения за игрой и бесед с воспитывающи­ми ребенка взрослыми выясняется, вступает ли он во взаимо­действие, или его игры носят индивидуальный характер.

Ребенка, который играет индивидуально, можно постарать­ся привлечь к совместной игре со взрослыми или со сверстни­ками, предложив ему игровые ситуации.

Самостоятельность детей в игре. Развитию самостоя­тельности детей придается особое значение. Однако отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каж­дой рассмотренной группе. Так, при определении содержания игры выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и постановке игровых задач. При характеристике способов реше­ния игровых задач уточняется, насколько дети самостоятельны в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие дети вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.

Проведение диагностики позволяет определить уровень развития игровой деятельности каждого ребенка. Несформированность того или иного показателя дает основание педагогу поставить конкретные задачи по руководству игрой, осуществ­ляя тем самым индивидуальный подход к детям.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие существует два типа критериев оценки игр, игрушек и игровых сооружений для детей?

2. Какие нужно создать условия для возникновения и раз­вертывания игры дошкольников?

3. Перечислите показатели, по кото­рым может осуществляться экспертиза игры?


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.