Общие методы и приемы руководства игрой — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие методы и приемы руководства игрой

2017-06-13 1904
Общие методы и приемы руководства игрой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носи­тель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональ­ное поведение воспитателя, принимающего любые детские за­мыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремле­ния самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей,в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвен­ными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяс­нении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложе­нии новой темы игры. Сначала взрослый задействован на глав­ных ролях в игре: врач, продавец и т. п. и дает указания детям в разных формах. Это могут быть прямые указания: продавец-педагог говорит ребенку: «Идите в кассу. Оплатите покупку и принесите, пожалуйста, мне чек», указания в форме кон­кретных или общих вопросов, например: «Твоя дочка хочет спать? Что надо сделать?» и т. п. Позже педагог занимает второ­степенные роли (покупатель, больной, директор магазина и т. п.). Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от со­здавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить же­лания детей, их индивидуальные склонности, показать различ­ные способы организации игры, решить спорные вопросы.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в ра­боте с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме сове­тов, не требуя жесткого подчинения. Взрослый должен давать детям образцы общения с различ­ными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, вниматель­но следить за реакциями детей, пытаться направлять их ком­муникации, способствовать адекватному и эмоциональному об­щению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой дея­тельности.

В дошкольной педагогике имеется много методов и при­емов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкрет­ной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передо­вым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руковод­ства, методы оформления игровых зон и механически перено­сят их в свою работу, не получая при этом желаемого результа­та. А методические приемы эффективны только в тех случаях, когда воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности фор­мируемой деятельности, когда педагог хорошо знает и чувству­ет каждого ребенка.

Овладев с помощью взрослых основными способами дей­ствия, характерными для той или иной деятельности, дети мо­гут использовать их в тех же или несколько измененных усло­виях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной де­ятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям самим найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важ­но продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельно­стью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети играют самостоятельно под наблюдением воспитателя или с небольшой помощью взросло­го. Так у малышей закрепляются знания, полученные на заня­тиях, и умение самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как малыши еще не умеют самостоятельно пользоваться этими предметами по назначению для рисования, лепки, но уже сво­бодно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыб­ки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштаны).

Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой комнате должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети могли легко проходить между ними, подходить к ним с разных сто­рон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так, в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» - по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал - удивительные предметы для игры, не заменимые самыми совершенными игрушками.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убира­ют все игрушки в отведенные для них места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины: под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу - разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разложив игрушки в необычных местах, целесооб­разно не разбирать ее, чтобы продолжить игру после сна или прогулки. Обеспечение игровым материалом - важное, но не един­ственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспита­тель особое значение придает формированию доброжелатель­ных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверст­ника, помочь ему.

С детьми надо обращаться ровно, спокойно, терпеливо. Со стороны воспитателя и других сотрудников ДОУ недопустимы окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порица­ния. Речь воспитателя - не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило: во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации, и к проведению игры, во время ко­торой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощни­ком воспитателя и другими сотрудниками. Впрочем, во время бодрствования детей педагогу-методисту, заведующему, меди­цинской сестре, слесарю и другим сотрудникам детского сада не возбраняется входить, обращаясь к детям, включаться в игру.

Планирование системы педагогических мероприятий, с од­ной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действи­тельности, с другой стороны, усложняет способы и средства вос­произведения этой действительности. Знания детей об окружа­ющей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложне­ния способов и средств решения игровых задач зависит форми­рование самой игры.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.