Релаксация через расслабление мышц. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Релаксация через расслабление мышц.

2017-06-13 401
Релаксация через расслабление мышц. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С НЕПРИЯТНЫХ СОБЫТИЙ НА ТО, ЧТО ПРИНОСИТ ПОКОЙ, РАДОСТЬ, А ИНОГДА И ПРОСТО ПОЗВОЛЯЕТ НЕ ДУМАТЬ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО.

ДЫХАТЕЛБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

В течение одной минуты следите за своим дыханием – это самый быстрый способ снять напряжение, стресс. Переключите свое внимание с окружающей действительности на собственное тело. В течение одной минуты сфокусируйтесь на ощущениях Вашего дыхания через нос. Вы сразу успокоитесь.

ИЗБЕГАЙТЕ ССОР.

УЛЫБАЙТЕСЬ.

«Если ты смеешься, то весь мир смеется с тобой, если ты плачешь, то плачешь один». Чувствуйте себя счастливым, избегайте людей с мрачным настроением.

ДЕЛАЙТЕ МАССАЖ.

Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций

Существуют различные методы преодоления конфликтов, которые широко рассматриваются в учебниках по конфликтологии. Приведем некоторые из них:

• формирование коллективе определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах;

• обращение к «третейскому судье»;

• организация сотрудничества конфликтующих сторон;

• административные санкции.

 

Вопрос 15. Инновация в построении педагогического взаимодействия. Специфика контактоустанавливающих приёмов в инновационных формах организации педагогического общения (сотрудничество учителя и ученика; приём «переключения рамки»; «косвенное информирование»; работа с группой «повышенного внимания»; комментированное управление; эмпатия; дружеский стиль).

Педагогический процесс предполагает постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых, в ходе которого между участниками формируются определенные взаимоотношения. По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателями. Особое внимание в современной методике и педагогической риторике уделяется инновационным образовательным технологиям. Анализ новых подходов к процессу обучения, кропотливое изучение тех путей к ученику, которые были по-своему найдены разными учителями-новаторами, а именно: приобщение каждого ученика к ежедневному напряженному умственному труду, воспитание познавательной самостоятельности ребенка, укрепление чувства собственного достоинства, ускорение духовного развития, самопознания учеников – все это подтверждает умение находить и удерживать прочный психологический контакт. Безусловно, педагогические находки в этом направлении требуют изучения. Рассмотрим специфические контактоустанавливающие приемы, позволяющие «завоевать» ученика.

В процессе педагогического общения можно выделить два периода: 1) адаптивный, в ходе которого, с одной стороны, осуществляется регулирование характеристик преподавателя до тех пор, пока они не будут оптимальными для гармоничного взаимодействия с аудиторией, с другой стороны, снимаются психологические и эмоциональные барьеры, возбуждается интерес учащихся к общению;

2) корректирующий, в процессе которого осуществляется приспособление преподавателя к аудитории, закрепление и поддержание контакта.

Одна из главных задач в педагогическом общении с использованием инновационных технологий – бесконфликтность. Если возникают предпосылки для конфронтации, рекомендуется не затягивать противостояние. Для этого можно использовать прием «переключения рамки». Под рамкой понимается тип поведения, тональность общения. Рамки речевого общения определяются характером ролевых и иерархических отношений между его участниками.

Как свидетельствует практика, учителя-новаторы пользуются в основном приемом косвенного информирования (ирония, намек). Косвенная речевая тактика учителя очень важна для установления доброжелательных отношений с учениками и говорит о проявлении педагогического такта.

Установить прочный психологический контакт, включить каждого ученика в работу помогает комментированное управление. Этот прием заключается в том, что не только учитель, но и школьники поочередно руководят деятельностью класса и ведут за собой остальных. Основой для установления контакта, создания творческой атмосферы в данном случае является эмпатия (вживание в образ учителя, способность представить себя на месте другого человека). Комментированное управление позволяет повысить авторитет каждого ученика, формирует умение внимательно слушать каждый ответ, воспитывает чувство товарищества, усиливает обратную связь «учитель – ученик».

Интересны контактоустанавливающие приемы в такой инновационной технологии, как педмастерская.

Снять психологический зажим, связанный с боязнью ошибок и препятствующий полноценной коммуникации, раскрепостить инициативу учащихся помогает категорический отказ мастера от критических замечаний и вообще от каких-либо оценочных суждений.

Установить психологический контакт помогает и «дружеский» стиль общения (мастер стремится называть учеников по именам, а не по фамилиям, вести разговор на равных). Педмастерская предполагает упразднение традиционной иерархии статусов участников общения (учитель – ученик). Каждый получает право на речь. Б ыстрота смены ролей в беседе-обсуждении такова, что позволяет реально включить учеников в обсуждение и зависит от особенностей речи говорящего, его умения грамотно и доступно изложить свою точку зрения, что также ведет к снятию психологического барьера.

Для поддержания установленного контакта постоянно используются сигналы обратной связи (кивки головы, поддакивания).

Закрепить контакт помогают и некоторые элементы техники речи. Например, умеренный темп речи позволяет ученикам следить за движением мыслей как мастера, так и своих товарищей, а также самостоятельно домысливать проблему и обдумывать формулировки. Длинные паузы, способные разрушить контакт, не допускаются.

В упрочении контакта задействованы и невербальные средства общения (жесты и мимика). В процессе слушания мастер устанавливает и удерживает визуальный контакт: смотрит в глаза говорящему, а если говорит сам, то переводит взгляд с лица на лицо, как бы включая в обсуждение всю классную аудиторию.

 

Для внимательного преподавателя аудитория всегда делится на группы. Быстрая оценка структуры аудитории помогает не потерять контакт с "группой повышенного внимания" (теми обучаемыми, которые находятся на "этапе вовлечения"). Несмотря на групповую работу, преподаватель, по мнению В. Ф. Шаталова, должен придерживаться принципа: все, что говорится, адресуется "всем вместе и каждому в отдельности" [1, с. 409]. Е. Н. Ильин утверждает, что с классом надо работать, как с книгой: искать "яркого ученика, как в тексте яркую деталь. С ним и от него, подключая себя и остальных, выстраивать урок". Но чтобы найти одного, притом "яркого" и всякий раз "разного", надо видеть и знать каждого (!), а не двух-трех в безликой массе [1, с. 267]. С. Н. Лысенкова признает на уроке лишь одну дисциплину – дисциплину труда, всеобщей увлеченности работой.

 

Вопрос 16.Педагогическая мастерская – разновидность современных образовательных технологий, ее специфика и структура. Коммуникативные стратегии на каждом этапе педагогической мастерской.

 

Основной формой организации обучения в современной школе является урок. Поиски путей увеличения самостоятельности учащихся в процессе обучения, развития интеллектуальных способностей, творческого мышления детей побуждают учителей использовать нетрадиционные формы обучения.

Одной из таких форм является педмастерская, интенсивно используемая членами независимого общественного движения «Французская группа нового образования», у истоков которого стояли Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. В основу нового образования положены идеи известных мыслителей и педагогов прошлого: Руссо, Песталоцци, Мантессори и др. Именно эта форма организации обучения получила признание методистов и учителей-практиков.

Традиционно образовательный процесс сосредоточен на усвоении знаний. Специфика организации деятельности школьников на педмастерской заключается в том, что обучаемые не только овладевают знаниями, но и постигают пути рождения знаний, выстраивают, конструируют знания. Следует отметить, что педмастерская – это такая форма организации учебной деятельности учащихся, в основу которой положен принцип развития коллективного мышления, поэтому школьники работают в группах. Трудности возникают уже на этапе организации, формирования рабочих групп. Учитель должен принимать во внимание уровень развития ребят (в группе должны быть и сильные, и средние, и слабые школьники), отношения в коллективе (психологическую совместимость ребят, организаторские способности, дружеские отношения).

Как и обычный урок, педмастерская имеет свою структуру. Начинается мастерская с оргмомента, или «индукции» (5 мин), цель которой – создать творческую атмосферу, дать импульс познавательной активности учеников, поставить проблему, которую предстоит решить.

Затем следует этап самостоятельной работы учащихся, или «самоконструкции» (25-35 мин), в течение которого участники групп обдумывают пути решения проблемы, способы выполнения задания, отрабатывают рабочая гипотеза. Методы, формы, темп работы выбираются по усмотрению участников группы.

Следующий этап – обработка результатов, или «социализация» (25-30). Представитель каждой группы докладывает о результатах самостоятельной поисковой работы, аргументирует свою позицию.

Этап «разрыва» необходим в том случае, если выполненное задание не позволяет в полной мере раскрыть проблему. Поэтому возникает потребность углубить знания учеников, продолжить научный поиск. Для этого учитель-мастер предлагает прочитать учебник или другую научную литературу.

Завершается мастерская «рефлексией» (10-15мин), или анализом поисковой работы, выяснением причин неверного направления в ходе выполнения задания, отслеживанием пути от ошибок к верному результату.

Как правило, на проведение мастерской лучше отводить два академических часа. Дело в том, что на самостоятельное обдумывание решения обычно ученикам дается 25-35 минут. Продолжительность последующих этапов непредсказуема. Запланированное с запасом время поможет избежать скачков, неоправданно быстрых переходов от одного этапа мастерской к другому, навязывания ученикам слишком быстрого темпа.

Таким образом, мастерская – это сложная и многосторонняя форма организации деятельности учеников, которая позволяет не только обеспечить овладение школьниками новым материалом, но и способствует развитию их интеллектуальных способностей, налаживанию прочных и действенных отношений в классном коллективе, формированию коммуникативной компетенции школьников – то есть помогает решить целый ряд воспитательных и развивающих задач. Мастерская как форма организации деятельности учащихся формирует интеллектуально активную личность, которой легче будет выжить в бурно меняющемся мире.

 

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные.

Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается по крайней мере в двух особенностях мастерской:

1. Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.

2. Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

Принципы и правила ведения мастерской

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.

2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.

3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе "предъявления продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.

6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта* каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т. д. Такая организация содействует появлению чувства свободы.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросы, и не отвечает на них, В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

 

 

Вопрос 17.Культура диалогического взаимодействия: правила организации диалога/полилога. Мастерство постановки вопросов. Слушание, его виды и характеристика. Объективная и оперативная оценка ответов. Стратегии речевого поведения в ситуациях быстрого реагирования.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ В РАБОТЕ

Умение интересно (не только для родственников), понятно (не только самому себе) и складно (не путаясь в мелочах и подробностях) рассказывать и вести диалог – одно из важнейших интеллектуальных достижений ребенка-школьника. Огромную роль в формировании такого общения играют эвристические беседы, используемые в работе с детьми школьного возраста. Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт деятельности каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. В школьной педагогике по содержанию различают два вида бесед: этические и познавательные, по дидактическим целям – вводные и обобщающие (итоговые).

Эвристическая беседа направлена на углубление представлений о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства. В ходе эвристической беседы дети, побуждаемые вопросами и заданиями педагога, воспроизводят основные факты, усвоенные ими в ходе обучения в соответствующих условиях. Путем анализа, сопоставления и сравнения вычленяются основные связи, объединяющие данные явления, и дети подводятся, приходят к обобщенным суждениям о сущности явлений, их характере.

Диалогическое взаимодействие предполагает коммуникативное взаимодействие двух (или нескольких) лиц. Что вообще означает – понять другого человека? Необходимо выделить информацию, осмыслить ее и адекватно на нее ответить.

Специалисты определяют разговор как ситуационный контакт, а беседу – предметный разговор, спор – доказательство истинности собственного мнения, дискуссию – обмен мнениями, а полемику – борьбу мнений. Многие из указанных форм диалогического общения являются неотъемлемой частью профессиональной коммуникации педагога.

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ТАКТИКА

Вопрос – важная составная часть любого речевого контакта. Вопросы надо задавать обязательно. Вопросно-ответный комплекс является неизменным звеном диалогического общения. Античная риторика выделяла семь вопросов, которые необходимо задать, чтобы понять, как обстоят дела: что, кто, где, какими средствами, почему, как, когда. Вопрос заключает просьбу или требование информации. Ответ – высказывание, которое содержит требуемую информацию.

В поисках ответа на поставленный вопрос следует помнить, что качество ответа напрямую зависит от качества вопроса. Тем не менее ответ должен удовлетворять определенным критериям, а именно:

1) ответ должен быть информативнее вопроса. Даже если ответ является неполным, все-таки при вычитании из объема его информации объема информации вопроса разница должна быть положительной.

2) Ответ следует давать на языке вопроса. Если вопрос корректен, то и ответ должен быть корректен, т. е. соответствовать параметрам вопроса: быть точным, ясным, однозначным, содержать в себе терминологию, которая используется при формулировке вопроса.

3) Ответом на вопрос может быть другой вопрос, если только последний является уточняющим по отношению к первому или представляет собой риторический вопрос, т. е. является риторическим приемом.

Диалогпроцесс двустороннего общения, при котором каждый из участников попеременно исполняет роль говорящего и слушающего, это разговор двух лиц.

Полилог - это групповое общение (беседа, собрание, дискуссия, диспут, игра и т. п.). Участники полилога должны видеть и слышать друг друга.

Правила участия в полилоге: 1) каждый участник говорит коротко и убедительно; 2) внимательно слушает, следит за ходом обсуждения; 3) задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников; 4) дружелюбен, корректен.

Деловая информация далеко не всегда поступает к нам в том объеме, как нам хотелось бы. Во время делового общения часто приходится добывать необходимые сведения у своих партнеров, расспрашивая их обо всех существенных сторонах дела. Спрашивать - значит приобретать сведения и выражать оценку полученной информации.

Спрашивать — значит проявлять интерес к партнеру и готовность уделить ему время. Однако своими неумелыми, назойливыми, неуместными вопросами можно добиться обратного эффекта: вместо информации партнер «закроется», насторожится, а то и вовсе откажется от сотрудничества. Вот почему так важно уметь правильно задавать (ставить, формулировать) вопросы.

Хорошо поставленный вопрос — тот вопрос, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.

Как правило, цель диалога, который всегда строится по схеме «вопрос – ответ», сводится к анализу какой-либо проблемы. Для всестороннего, системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов.

Различают несколько типов вопросов, которые обычно используются в деловом общении: на переговорах, совещаниях, на деловых встречах.

Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать однозначный ответ («да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т.п.) Например: «Вы живете в Москве?» — «Нет». «Вы водите машину?» — «Да». «Какой вуз окончили и когда?» — «МГУ, в 2012 году».

Закрытые вопросы должны быть точно сформулированы, предполагать краткие ответы. Обычно они либо начинаются с местоимения «Вы», либо содержат его в вопросительной конструкции. Например, «Вы утверждаете, что…», «Не будете ли Вы возражать, если…», «Вы не будете отрицать, что…»

В любой деловой беседе они неизбежны, однако их преобладание приводит к созданию напряженной атмосферы, поскольку резко сужает «пространство для маневра» для партнера, у которого может сложиться впечатление, что его допрашивают.

Обычно они задаются с целью не столько получить информацию, сколько получить от партнера согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности: «Мы не могли бы встретиться завтра?» — «Конечно».

Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каковы ваши предложения», «каким будет ваше решение по поводу» и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника, они дают ему возможность маневрирования и более обширного высказывания.

Основные характеристики этой группы вопросов таковы:

· партнер находится в активном состоянии, так как должен обдумывать свои ответы и высказывания;

· партнер имеет возможность по своему усмотрению выбирать, какие данные, информацию и аргументы нам представить;

· обращение к собеседнику с открытым вопросом способствует устранению барьеров, выводит его из состояния замкнутости и сдержанности;

· партнер (и это самое главное) становится действительным источником информации, идей и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.

 

Однако открытые вопросы дают возможность собеседнику уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию и даже увести разговор в сторону. Поэтому в процессе деловой беседы рекомендуется задавать наводящие, основные, второстепенные и вопросы других разновидностей.

Наводящие вопросы — вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ.

Основные вопросы — открытые или закрытые вопросы, которые планируются заранее.

Второстепенные, или последующие, вопросы — запланированные или спонтанные, которые задаются для уточнения ответов на основные вопросы.

Альтернативный вопрос представляет собой нечто среднее: задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа. Например: «Каким образом вы решили стать юристом: сознательно выбрали эту специальность, пошли по стопам родителей, решили поступать вместе с другом или сами не знаете почему?»; «Как вы считаете, когда нам лучше провести следующее заседание: уже на этой неделе или перенесем его на следующую?»

Для того чтобы разговорить собеседника, можно попробовать использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни одна из альтернатив его не задевала. Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым собеседником, лучше применять закрытые вопросы.

Рекомендуется смягчать вопросы, которые могут задеть собеседника, и формулировать их в форме предположения. Например, вместо вопроса «Вы что, боитесь не справиться?» рекомендуется формулировка: «А может быть так, что какие-то обстоятельства помешают вам вовремя выполнить эту работу?»

Не следует задавать вопрос, если вы заранее знаете ответ на него. Не рекомендуется начинать вопрос со слов: «Почему вы не…?» или «Как вы могли…?» По-настоящему грамотный вопрос — это запрос об информации, а не скрытое обвинение. Если вы недовольны решением партнера или его действиями, постарайтесь тактично, но твердо сказать ему об этом в форме утверждения, но не в форме вопроса.

 

Риторические вопросы не требуют прямого ответа и задаются с целью вызвать у партнеров ту или иную реакцию: акцентировать их внимание, заручиться поддержкой со стороны участников деловой встречи, указать на нерешенные проблемы. Например: «Можем ли мы считать произошедшее нормальным явлением?»; «Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»; «Когда наконец люди научатся понимать друг друга?»

Риторические вопросы важно формулировать так, чтобы они звучали кратко, были уместны и понятны каждому из присутствующих. Полученное в ответ на них молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения. Но при этом следует быть очень осторожным, чтобы не скатиться до обычной демагогии и не попасть в неудобное или даже смешное положение.

Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленных рамках или же поднимают целый комплекс новых проблем. К тому же они обычно позволяют выявить уязвимые места в позиции партнера. Приведем примеры: «Как вы представляете себе перспективы развития вашего отдела?»; «Как вы считаете: нужно ли радикально изменять систему управления в крупных организациях?».

Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда вы хотите переключиться на другую проблему или же когда вы почувствовали сопротивление партнера. Такие вопросы таят в себе опасность, так как могут нарушить равновесие между сторонами. Собеседник может не справиться с ответом либо, наоборот, его ответ будет настолько неожиданным и сильным, что ослабит позиции и сломает планы спросившего.

Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника тщательно анализировать и комментировать то, что было сказано. Например: «Сумел ли я убедить вас в необходимости пересмотреть условия договора или вы считаете, что мы справимся с создавшейся ситуацией?»; «Какие меры вы можете принять?»; «Правильно ли я понял ваше предложение о том, что…?»; «Считаете ли вы, что…?»

 

Зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны.

Контрольные вопросы помогают управлять вниманием партнера, позволяют вернуться к предыдущим этапам работы, а также проверить достигнутое понимание.

Вопросы, направленные на проверку компетентности. Цель таких вопросов – оценка знаний и опыта инициатора общения. Как правило, автор подобного вопроса уже знает ответ, но хочет проверить, как справится с ним ведущий. Если вы точно распознали данный тип вопроса, то можете вежливо спросить: «Зачем вы задаете вопрос, на который сами знаете ответ?»

Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний. Цель таких вопросов – блеснуть собственной компетентностью и эрудицией перед другими участником беседы. Это одна из форм самоутверждения, попытка «умным» вопросом заслужить уважение партнера. Если вопрос действительно относится к деловой встрече, то вы можете попросить его автора ответить на него самому. Задавая вопрос, ваш собеседник вряд ли ожидает такой просьбы. После того как он закончит свой ответ, вы можете его дополнить.

Сбивающие вопросы имеют цель перевести внимание инициатора общения в область интересов спрашивающего, лежащую в стороне от основного направления работы. Данные вопросы могут задаваться умышленно или непреднамеренно из-за желания решить некоторые из собственных проблем. Инициатору общения не следует поддаваться искушению и уходить в сторону от существа вопроса. Лучше предложить рассмотреть такой вопрос в другое время.

Провокационные вопросы чаще всего стараются поймать собеседника на противоречии между тем, что он говорит сейчас, и сказанным им ранее.

Если так случилось, что вы не можете оправдать такого противоречия, то лучше и не пытайтесь оправдываться. Защищаясь, вы убедите других участников деловой встречи в истинности провокационного замечания

ВИДЫ СЛУШАНИЯ

Американский исследователь общения Дж. Келли выделяет четыре вида слушания.

Направленное, критическое слушание. При таком виде слушания участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения.

Эмпатическое слушание. При эмпатическом слушании участник делового взаимодействия уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов, пониманию того, как человек относится к тому, что говорит. Эмпатическое слушание бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные.

Нерефлексивное слушание. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Умение внимательно молчать, не вмешиваться в речь партнера своими замечаниями, репликами, комментариями, демонстрируя при этом доброжелательность и поддержку, облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушающему лучше понять смысл передаваемой информации, уловить, что стоит за словами.

Активное рефлексивное слушание. При этом виде слушания осуществляется такая организация коммуникации, при которой партнеры лучше понимают друг друга: все более осмысленно высказываются, проверяют и уточняют свое понимание, совместно выясняют степень его адекватности.

При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь, которая позволяет устранить преграды, искажения информации, продемонстрировать сопереживание, сочувствие, желание помочь.

ВСПОМНИТЕ ЭКРАН ФИКСАЦИИ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ПРИ УСТНОМ ОПРОСЕ.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.