Тема: Становление русского педагогико-риторического идеала — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема: Становление русского педагогико-риторического идеала

2017-06-13 467
Тема: Становление русского педагогико-риторического идеала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тексты памятников педагогической мысли, разного рода регламенты и уставы учебных заведений России ХУП в. предоставляют большей частью фрагментарные наставления. Однако в этих педагогико-риторических рекомендациях содержатся первые попытки и стремления к образцу педагогического речевого общения.

«Духовный регламент» Петра 1:

«Определенным и добрым учителем приказать, чтобы они исперва сказывали ученикам своим вкратце, но ясно, какая сила есть настоящего учения: грамматики, например, риторики или логики. И чего хощем достигнути через сие или оное учение, чтобы ученики видели берег, к которому пловут, и лучшую бы охоту возымели, и познавали бы повседневную прибыль свою, також и недостатки».

В «Уставе воспитательного общества благородных девиц» (1764) педагогу рекомендуется «истолковать (воспитанницам) ясно по летам и по нежности естественного сложения», на уроках в классе «и буде которая девица сделает какое остроумное примечание, то с дозволения имеет она сообщить о том всему классу, ибо изрядно и кстати сказанное слово будет для других наставлением к подражанию».

Для педагогов и воспитанниц норма речевого поведения – «удаление от всего того, что гордостью и самолюбием назвать можно».

В «Уставе шляхетского сухопутного кадетского корпуса» (1766) инспекторы обязуются «не допускать их (учителей) обходиться с детьми сурово; наблюдать, чтоб сами собою подавали пример красоты и умеренности». Очерчивая круг обязанностей подполковникам в этом военном учебном заведении, Устав рекомендует преподавателю в этой должности: «хотя (он) и принужден бывает в военном деле оказывать вид строгости, но прямое его достоинство и дарование в том состоять имеет, чтоб сию строгость соединять с приятностью и остерегаться дабы не произвесть в юношах вредительных воображений страха, которые трудно истребить».

«Устав народным училищам в Российской империи» (1786): «полезна и потребна беседа учителя с учеником наедине».

 

1.Общие сведения о педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

Педагогическая деятельность началась в 1859, когда он открывает бесплатную начальную школу в Ясной Поляне.

Педагогические взгляды Л.Н. Толстого изложены в работах

«О методах обучения грамоте»,

«Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»,

«Дневник Яснополянской школы за 1862 г.»,

«Воспитание и образование»,

«Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?»,

«Общие замечания для учителей» и др.

 

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни

В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии.

2. Сущность педагогических взглядов и принципов Л.Н.Толстого

Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования. Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа (открыта в 1861-62г.). В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Цель воспитания, по Толстому, - в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

 

Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Он понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, в частности, принцип сознательности и активности обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип доступности обучения; принцип прочности усвоения знаний; принцип природосообразности. Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. В процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.